ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А08-1328/2022 от 12.04.2022 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

сайт: http://belgorod.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Белгород

 Дело № А08-1328/2022

19 апреля 2022 года

Резолютивная часть определения объявлена 12 апреля 2022 года

Определение в полном объеме изготовлено 19 апреля 2022 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи Косинского Ю.Н.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и системы видео протоколирования помощником судьи Кушнаревой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Центрального Банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) о признании кредитного потребительского кооператива «Щит» (ИНН 3123099820, ОГРН 1033107031869, 308027,       г. Белгород, ул. Дегтярева, 2) несостоятельным (банкротом),

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Летуновская Т.В., доверенность от 14.04.2021 г.;

от должника – Зубова В.В., доверенность от 22.03.2022 г.;

                         Скурыдин П.А. доверенность от 01.01.2022 г.;

от иных лиц – не явились, извещены надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л:

Центральный Банк Российской Федерации (далее – Банк России, контрольный орган) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признаниикредитного потребительского кооператива (далее –  КПК «Щит») несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Белгородской области от 18.02.2022 заявление Банка России принято к рассмотрению.

От саморегулируемой организации арбитражных управляющих Ассоциации СРО «МЦПУ» в суд поступили сведения о кандидатуре арбитражного управляющего.

В обоснование заявленных требований Банк России ссылается на положения подпункта 3 пункта 1 статьи 183.16 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее- Закон о банкротстве), согласно которому финансовая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, подтвержденные вступившими в законную силу судебными актами требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей.

Как следует из заявления контрольного органа и представленных в материалы дела документов, иные признаки банкротства, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве, отсутствуют; исполнительные производства в отношении КПК «Щит» не возбуждались, исковые заявления кредиторов о взыскании денежных средств с кооператива в суды не поступали, информации о наличии жалоб в отношении кооператива не имеется. Ходатайство саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы, о необходимости признания КПК «Щит» банкротом в Банк России не поступало.

В качестве фактических обстоятельств, на которых заявитель основывает свои требования, контрольный орган указал, что по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий в КПК «Щит» за период деятельности с 01.01.2018 г. по дату, предшествующую дате завершения проверки, установлены обстоятельства, на основании которых требуется корректировка размера активов КПК «Щит» путем уменьшения их балансовой стоимости на стоимость принятых к учету нематериальных активов (НМА) в размере 103666 тыс. руб., что может привести к недостаточности стоимости имущества финансовой организации для оперативного расчета по ее обязательствам; кооперативом не соблюдается финансовый норматив (ФН7), минимальное допустимое значение которого установлено Указанием Банка России от 28.12.2015 № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов»; кооперативом не исполняются предписания контрольного органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

В доказательство наличия в деятельности финансовой организации признаков несостоятельности (банкротства) контрольный орган представил акт проверки Главной инспекцией Банка России от 20.10.2020 №А1Н-И25-10/159ДСП с приложениями, отчеты об оценке стоимости НМА: отчет № 15/2018 от 27.12.2018 г. «Об оценке рыночной стоимости исключительных прав на ноу-хау «Система управления рисками» и «Технология работы с просроченной задолженностью по займам»», реферат к Паспорту ноу-хау 26-12/01/0216 от 26.12.2018 г. «Ноу-хау организационного вида «Технология работы с просроченной задолженностью по займам»», реферат к Паспорту ноу-хау 24-12/01/0215 от 24.12.2018 г. «Ноу-хау научно-технического вида «Система управления рисками», отчет № 15134-О/99 от 27.12.2019 «Об оценке стоимости имущества» (Оценка товарного знака), переписку с саморегулируемыми организациями оценщиков, предписание от 18.01.2021 № 44-3-1/112, предписание от 16.03.2021 № 44-3-1/850, уведомление о неисполнении предписания от 27.01.2022 № 44-3-1-271.

От КПК «Щит» в суд поступил отзыв, в котором должник требования контрольного органа не признал, пояснил, что согласно документам бухгалтерской отчетности кооператива, балансовая стоимость активов финансовой организации превышает размер его денежных обязательств, что не оспаривается заявителем; достоверность бухгалтерской отчетности подтверждена аудиторским заключением, которое не оспорено и не признано недостоверным по правилам, предусмотренным статьей 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; спорные нематериальные активы приняты к бухгалтерскому учету по стоимости, установленной отчетами независимого оценщика, которые не оспорены, в установленном законом порядке недействительными не признаны, являются достоверными в соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; просроченные неисполненные обязательства у кооператива отсутствуют; обязательства перед физическими лицами по возврату вложенных денежных средств застрахованы посредством ежегодного заключения договоров страхования гражданской ответственности кредитного кооператива в порядке, установленном пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Для приобщения к материалам дела представлены аудиторское заключение бухгалтерской отчетности КПК «Щит» за 2020 год, выполненное ООО «Аудиторская компания «Экспертно-консультативный Совет» (ООО «АудитЭКС») от 01.04.2021 г, Договор страхования № ГО КПК_00560/2020 от 21.12.2020 г., Договор страхования № ГО КПК_00601/2021 от 21.12.2021 г., заключенные с Некоммерческой корпоративной организацией «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования», реестр договоров передачи личных сбережений по состоянию на 30.03.2022 г.

В возражениях на отзыв кооператива Банк России указал, что представленное кооперативом аудиторское заключение не являлось обязательным ввиду несоответствия организации критериям, установленным ст. ст. 28, 31 Федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», в заключении отсутствует информация о проведении аудитором оценки рыночной или иной справедливой стоимости НМА, а выражено лишь мнение о достоверности бухгалтерской отчетности КПК «Щит»; проверка деятельности кооператива, установление признаков банкротства и обращение в суд с заявлением о банкротстве финансовой организации осуществлено Банком России в рамках осуществления надзорной функции в порядке, установленном Федеральным законом       № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»; общий размер активов (270927 тыс. руб.) и обязательств (224277 тыс. руб.), указанный в расчете Банка, кооператив не оспаривает; страхование гражданской ответственности кооператива по договорам привлечения денежных средств граждан является правом, а не обязанностью кооператива, и договоры страхования могут быть досрочно расторгнуты по инициативе одной из сторон; нарушения Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и Федеральных стандартов оценки при оценке нематериальных активов были выявлены Службой анализа рисков Банка России, что в акте проверки.

В судебном заседании представитель Банка России поддержала заявленные требования; на вопрос суда пояснила, что альтернативная оценка рыночной стоимости нематериальных активов не осуществлялась, несоответствие отчетов об оценке требованиям законодательства выявлено Службой анализа рисков Банка России, действующей в соответствии с Положением, утвержденным решением Совета директоров Банка России, которое имеется в материалах дела.

Представители КПК «Щит» требования контрольного органа не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве; на вопрос суда пояснила, что просроченных обязательств по возврату денежных средств пайщикам, иных денежных обязательств на дату судебного заседания не имеется; указала, что нематериальные активы приняты к балансовому учету в 2018 и 2019 годах, и до настоящего времени в течение четырех лет такая структура баланса не привела к невозможности возврата личных сбережений пайщиков, все обязательства исполняются в срок; контрольным органом не приведены расчеты и обоснование нулевой стоимости нематериальных активов.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей не заявили, письменную позицию по делу не представили.

Суд, в соответствии со ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании 11.04.2022 г. объявлен перерыв до 14 час. 20 мин.     12.04.2022 г.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление Банк России не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, кредитный потребительский кооператив «Щит» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 19.11.2003 г., основной вид деятельности – предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки» и является добровольным объединением физических и (или) юридических лиц на основе членства по территориальному, профессиональному и (или) социальному принципам, в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) на основании Устава кооператива.

Согласно государственному реестру кредитных потребительских кооперативов    КПК «Щит» является членом Ассоциации «Саморегулируемая организация «Национальное содружество кредитных кооперативов «Содействие».

В период с 25.09.2020 г. по 20.10.2020 г. Банком России в лице Южного и Северо-Кавказского межрегионального центра инспектирования Главной инспекции Банка России проведена тематическая проверка деятельности КПК «Щит» за период деятельности с 01.01.2018 г. по дату, предшествующую дате завершения проверки, по результатам которой составлен акт проверки Главной инспекцией Банка России от 20.10.2020 № А1Н-И25-10/159ДСП.

Из акта проверки следует, что кооперативом к бухгалтерскому учету в составе нефинансовых активов приняты нематериальные активы (НМА) общей балансовой стоимостью 103666 тыс. руб., в том числе:

- ноу-хау «Система управления рисками» стоимостью 25072 тыс. руб. (приказ     КПК «Щит» от 29.12.2018 № 21);

- ноу-хау «Технология работы с просроченной задолженностью по займам»» стоимостью 25072 тыс. руб. (приказ КПК «Щит» от 29.12.2018 № 22);

- исключительное право на товарный знак КПК «Щит» стоимостью 53522 тыс. руб. (приказ КПК «Щит» от 20.12.2019 № 29).

Принятие к учету НМА осуществлялось кооперативом в соответствии с Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)».

Нематериальные активы приняты к бухгалтерскому учету кооператива по стоимости, установленной отчетами независимых оценщиков: отчет № 15/2018 от 27.12.2018 г. «Об оценке рыночной стоимости исключительных прав на ноу-хау «Система управления рисками» и «Технология работы с просроченной задолженностью по займам»» (реферат к Паспорту ноу-хау 26-12/01/0216 от 26.12.2018 г. «Ноу-хау организационного вида «Технология работы с просроченной задолженностью по займам»», реферат к Паспорту ноу-хау 24-12/01/0215 от 24.12.2018 г. «Ноу-хау научно-технического вида «Система управления рисками»), отчет № 15134-О/99 от 27.12.2019 г. «Об оценке стоимости имущества» (Оценка товарного знака)» (Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 688740 (зарегистрировано 18.12.2018 г. Федеральной службой по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания).

Полагая, что отчеты об оценке рыночной стоимости НМА выполнены с нарушением требований Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки, Службой анализа рисков Банка России в адрес саморегулируемых организаций оценщиков, членами которых являлись независимые оценщики, проводившие оценку, направлены жалобы. По результатам рассмотрения жалоб оценщику Чурбановой Е.Г. (отчет № 15/2018 от 27.12.2018 г. об оценке рыночной стоимости исключительных прав на ноу-хау) дисциплинарным комитетом СРО Региональная организация оценщиков вынесено предупреждение. Дисциплинарным комитетом Ассоциации «Русское общество оценщиков» в удовлетворении жалобы Банка России на нарушения, допущенные оценщиком Урюмцевым Е.К. (отчет № 15134-О/99 от 27.12.2019 г. об оценке стоимости товарного знака), отказано, жалоба Банка России на решение Дисциплинарного комитета Советом Ассоциации «РОО» отклонена.

Кооперативом размер нематериальных активов стоимостью 103666 тыс. руб. не корректировался.

В связи с нарушением кооперативом финансового норматива (ФН7), отражающего соотношение части активов кредитного кооператива, включающих в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативам, и общего размера денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом, Банком России вынесено предписание от 18.01.2021 № 44-3-1/112, срок исполнения которого с учетом предписания от 16.03.2021 № 44-3-1/850 определен не позднее 17.01.2022 г. Предписанием от 18.01.2021 № 44-3-1/111 Банк России ввел полное ограничение привлечения денежных средств от новых членов КПК на основании договоров займа, заключаемых с юридическими лицами, и договоров личных сбережений, заключаемых с физическими лицами; предложил кооперативу сформировать фонды, за исключением фондов, созданных в соответствии с редакцией положений устава; запретил осуществление сделок со связанными лицами (в том числе аффилированными), влекущих за собой отчуждение или возможность  имущества кооператива, а также сделок, связанных с уменьшением балансовой стоимости имущества кредитного кооператива. Законность предписаний кооперативом не оспорена.

В адрес кооператива 27.01.2022 г. направлено уведомление о неисполнении предписания № 44-3-1-271.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.12.2021         № ТУ-14-ЮЛ-21-9365/3120-1 КПК «Щит» привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.

Временная администрация в КПК «Щит» в соответствии со статьей 183.19 Закона о банкротстве  не назначалась.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, Банк России усмотрел в деятельности КПК «Щит» признак банкротства финансовой организации, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве.

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Особенности несостоятельности (банкротства) финансовых организаций, к которым в силу подпункта 8 пункта 2 статьи 180 Закона о банкротстве относятся и кредитные потребительские кооперативы, определены в параграфе 4 главы IX «Банкротство финансовых организаций».

На основании пункта 2 статьи 183.16 Закона о банкротстве дело о банкротстве финансовой организации рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, с особенностями, установленными указанным параграфом.

Статьей 189.1 Закона о банкротстве, регламентирующей особенности банкротства кредитных кооперативов, предусмотрено, что на кредитные кооперативы с учетом положений данной статьи и ст. ст. 189.2 - 189.6 Закона о банкротстве распространяются особенности банкротства финансовых организаций, установленные ст. ст. 183.1 - 183.26 Закона о банкротстве.

Признаки банкротства финансовой организации установлены статьей 183.16 Закона о банкротстве.

Финансовая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, подтвержденные вступившими в законную силу судебными актами требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства:

1) сумма требований кредиторов по денежным обязательствам, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) обязательным платежам к финансовой организации в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения;

2) не исполненные в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда либо судебного акта суда или арбитражного суда, по которому выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;

3) стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;

4) платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.

Как следует из представленных контрольным органом документов бухгалтерской отчетности кооператива, балансовая стоимость активов КПК «Щит» превышает размер его денежных обязательств.

Согласно данным бухгалтерского баланса КПК «Щит» по состоянию на     31.12.2020 г., стоимость активов организации – 285089 тыс. руб., размер обязательств - 242407 тыс. руб., в том числе краткосрочные обязательства 49444 тыс. руб.; превышение балансовой стоимости активов над размером обязательств составило 42682 тыс. руб.

Аудиторским заключением независимого аудитора ООО «Аудиторская компания «Экспертно-консультативный Совет» (ООО «АудитЭКС») от 01.04.2021 г. установлено, что «годовая бухгалтерская отчетность КПК «Щит» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение кредитного потребительского кооператива «Щит» по состоянию на 31 декабря 2020 года в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации».

Согласно данным отчета о деятельности КПК «Щит» по состоянию на 30.09.2021 г., стоимость активов организации – 270927 тыс. руб., размер обязательств – 228935 тыс. руб., превышение балансовой стоимости активов над размером обязательств составило 41992 тыс. руб.

В составе активов кооператива учтены НМА стоимостью 103666 тыс. руб.

Полагая, что стоимость НМА в размере 103666 тыс. руб. подлежит исключению из балансовой стоимости активов кооператива, контрольный орган произвел следующий расчет стоимости имущества (активов) КПК «Щит» по состоянию на 30.09.2021 г.:

Показатель

Значение показателя на 30.09.2021 по данным КПК

Значение показателя на 30.09.2021 по данным Банка

Изменение

Активы, тыс. руб., в том числе:

270 927,00

107 261,00

-103 666,00

Предоставленные займы

72 239,00

72 239,00

Паевые взносы в кредитный потребительский кооператив второго уровня

310,00

310,00

Дебиторская задолженность

53 170,00

53 170,00

Остаток денежных средств и денежных эквивалентов

12 925,00

12 925,00

Нефинансовые активы

132 283,00

28 617,00

-103 666,00

Капитал КПК, в том числе:

41 992,00

41 992,00

Паевой фонд

46 763,00

46 763,00

Резервный фонд

11 155,00

11 155,00

Целевые (специализированные) фонды и иные составляющие капитала

-15 926,00

-15 926,00

Обязательства КПК, в том числе:

228 935,00

228 935,00

Привлеченные средства (основной долг и проценты по привлеченным личным сбережениям пайщиков)

224 277,00

224 277,00

Кредиторская задолженность

4 658,00

4 658,00

Профицит/дефицит активов (Активы КПК – обязательства КПК)

41 992,00

-61 674,00

На основании вышеприведенного расчета Банком России сделан вывод о дефиците активов КПК «Щит».

Необходимость исключения из балансовой стоимости активов кооператива стоимости НМА контрольный орган обосновал следующим.

Службой анализа рисков Банка России, в соответствии с пунктом 2.2.10 Положения о Службе анализа рисков Банка России, утвержденного решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 15.06.2018 № 21), установлено, что отчеты об оценке рыночной стоимости имущества, на основе которых НМА приняты на баланс КПК «Щит», подготовлены с нарушением требований Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Из содержания раздела 4 акта проверки деятельности КПК «Щит» Главной инспекцией Банка России от 20.10.2020 № А1Н-И25-10/159ДСП следует, что отчет          № 15/2018 от 27.12.2018 г. «Об оценке рыночной стоимости исключительных прав на ноу-хау «Система управления рисками» и «Технология работы с просроченной задолженностью по займам» содержит описание технологии, являющейся локальным организационно-управленческим инструментом кооператива, интегрированным в операционную модель, как такового рынка применения ноу-хау не существует; отчет      № 15134-О/99 от 27.12.2019 г. «Об оценке стоимости имущества (Оценка товарного знака)» содержит выводы, сделанные на основании данных о прогнозных размерах выручки кооператива, не имеющих под собой обосновывающих их документов (информации).

Сведений о допущенных независимыми оценщиками существенных конкретных нарушений Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки акт проверки не содержит. Альтернативный отчет об оценке рыночной стоимости НМА заявителем не представлен.

Пунктом 2.2.8 Положения о Службе анализа рисков Банка России, утвержденного решением Совета директоров Банка России (протокол от 15.06.2018 № 21), Службе анализа рисков Банка России предоставлены полномочия по проведению оценки стоимости имущества проверяемых организаций, в том числе стоимости результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальных прав). Оценка стоимости спорных НМА в порядке осуществления Службой анализа рисков Банка России своих полномочий не проводилась. Иные, отличные от применяемых независимыми оценщиками, подходы и расчеты иной стоимости НМА отсутствуют.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив ведет бухгалтерский учет и представляет бухгалтерскую (финансовую) и статистическую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно выводам по разделу 4 акта проверки от 20.10.2020 № А1Н-И25-10/159ДСП принятие нематериальных активов к бухгалтерскому учету произведено кооперативом в соответствии с приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007).

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ФЗ «О кредитной кооперации» бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитного кооператива подлежат ежегодной обязательной аудиторской проверке, если число физических лиц, являющихся его членами, превышает 2 000 человек.

Как следует из раздела IV приложения 1.1 к акту проверки от 20.10.2020 № А1Н-И25-10/159ДСП «Результаты проверки достоверности учета (отчетность)», количество членов КПК «Щит» согласно представленному Реестру пайщиков на 24.09.2020 г. по данным кооператива составляло 2136 лиц, в том числе 2128 физических лиц, по данным рабочей группы – 2134 лиц, в том числе 2126 физических лиц. В связи с изложенным бухгалтерский учет и отчетность кооператива за 2020 год подлежали обязательному аудиту.

Аудиторским заключением независимого аудитора ООО «Аудиторская компания «Экспертно-консультативный Совет» (ООО «АудитЭКС») от 01.04.2021 г. за проверяемый период: с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. установлена достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности КПК «Щит», в том числе данных об активах организации.

Согласно части 1 статьи 6 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда (часть 5 статьи 6 данного Закона), в том числе по заявлению Банка России (часть 6 статьи 6 Закона). Аудиторское заключение контрольным органом в судебном порядке не оспорено, недостоверным не признано.

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По смыслу указанной нормы при отсутствии очевидного несоответствия отчета об оценке федеральным стандартам оценки, иным нормативно установленным правилам ее осуществления, отчет презюмируется достоверным.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком», в силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Как разъяснено в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 № 92, в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).

Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ). При этом оценщик, осуществивший оценку, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (статья 51 АПК РФ).

Отчеты об оценке нематериальных активов контрольным органом в установленном законом, судебном порядке не оспорены, недействительными не признаны. Альтернативные отчеты об оценке с иной рыночной стоимостью нематериальных активов не представлены. Заявляя о необходимости применения в расчетах стоимости имущества кооператива нулевой стоимости НМА, контрольный орган указанное значение расчетами не обосновал.

В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. В соответствии с частью 1 названой статьи судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 N 12505/11 по делу Ш.56-1486/2010).

В соответствии с частью 1 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, в силу части 2 статьи 65 АПК РФ определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

При наличии в материалах дела не оспоренных в надлежащем порядке отчетов об оценке нематериальных активов, аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности должника с учетом постановки на баланс спорных НМА, вывод заявителя об уменьшении размера стоимости имущества кооператива в связи с нулевой стоимостью НМА на надлежащих доказательствах, обоснованных расчетах не основан.

Довод Банка России о невозможности исполнения обязательств перед пайщиками в связи с дефицитом активов опровергается представленными в материалы дела доказательствами.

Как следует из Реестра договоров передачи личных сбережений по состоянию на 30.03.2022 г., сроки исполнения обязательств по возврату привлеченных денежных средств пайщиков установлены: с 2022 по 2031 годы, неисполненных обязательств не имеется.

Жалобы пайщиков, судебные споры отсутствуют.

Привлеченные личные сбережения пайщиков застрахованы посредством ежегодного заключения договоров страхования гражданской ответственности кредитного кооператива в порядке, установленном пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Так, на период 2021 года ответственность кооператива за нарушение договоров привлечения денежных средств членов кооператива застрахована Некоммерческой корпоративной организацией «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» на основании Договора № ГО КПК_00560/2020 от 21.12.2020 г., срок действия договора страхования: с 00:00 часов 01.01.2021 г. до 24:00 часов 31.12.2021 г. включительно (п. 10.1 Договора); страховая сумма – 139081355,44 руб. (п. 5.1 Договора).

На период 2022 года ответственность кооператива за нарушение договоров привлечения денежных средств членов кооператива застрахована Некоммерческой корпоративной организацией «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» на основании Договора № ГО КПК_00601/2021 от 21.12.2021 г., срок действия договора страхования: с 00:00 часов 01.01.2022 г. до 24:00 часов 30.06.2022 г. включительно (п. 10.1 Договора); страховая сумма – 44064255,77 руб. (п. 5.1 Договора).

Доводы контрольного органа о несоблюдении КПК «Щит» финансового норматива (ФН7) в значениях, установленных Указанием Банка России от 28.12.2015 № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов», и о неисполнении кооперативом Предписания Банка России от 18.01.2021 № 44-3-1/112 не являются предусмотренным Законом о банкротстве основанием для введения в отношении кооператива процедуры банкротства.

Напротив, согласно положениям ст. 189.2 Закона о банкротстве указанные факты являются дополнительными основаниями для применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива, предусмотренных ст. 189.3 Закона.

Пункт 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве содержит исчерпывающий перечень признаков банкротства финансовой организации. Выявленное контрольным органом несоблюдение финансовой организацией одного из нормативов, предусмотренных пунктом 8 части 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», привлечение кооператива к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в закрытый перечень оснований для признания финансовой организации неспособной удовлетворить требования кредиторов не входит.

Согласно пункту 1 статьи 183.17 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации предусмотренные настоящим Федеральным законом финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются.

Согласно пункту 2 статьи 183.17 Закона о банкротстве в случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации в связи с установленной временной администрацией невозможностью восстановления платежеспособности финансовой организации процедура наблюдения не применяется.

Временная администрация в КПК «Щит» в соответствии со статьей 189.3 Закона о банкротстве не назначалась. С заявлением о банкротстве кооператива в суд обратился контрольный орган.

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве (пункт 3 статьи 48 Закона о банкротстве).

По правилам пункта 3 статьи 48 Закона о банкротстве определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого заявления хотя бы одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.

На дату судебного заседания иные заявления о признании КПК «Щит» несостоятельным (банкротом), кроме заявления Банк России, в рамках настоящего дела отсутствуют.

С учетом изложенного, дело о несостоятельности (банкротстве) КПК «Щит» подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 48, 189.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

Во введении наблюдения в отношении кредитного потребительского кооператива «Щит» отказать.

Прекратить производство по делу № А08-1328/2022 по заявлению Центрального Банка Российской Федерации о признании несостоятельным (банкротом) кредитного потребительского кооператива «Щит».

Определение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области в установленном законом порядке.

Судья                                                                                                                    Косинский Ю.Н.