ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А08-2645/17 от 15.11.2017 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о включении требований в реестр требований кредиторов

г. Белгород Дело № А08-2645/2017  22 ноября 2017 года 

Резолютивная часть оглашена 15.11.2017
Полный текст изготовлен 22.11.2017

Арбитражный суд Белгородской области 

в составе судьи Курепко Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств  аудиозаписи, видеопротоколирования секретарем судебного заседания Грищенко  К.М., рассмотрел в открытом судебном заседании заявление кредитора ФНС  России в лице Управления федеральной налоговой службы России по  Белгородской области (308000, <...>) о включении  требований в размере 234 668,18 руб. в реестр требований кредиторов ФИО1 (ФИО2) (<...> Молдавской ССР,  03.08.1959 г. р., ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес: 309316,  <...>), 

от уполномоченного органа– Поклад Б. А., по доверенности 31 АБ 1130185 от  14.09.2017, сроком действия до 11.09.2018, паспорт, 

от должника - не явились,
от финансового управляющего – не явились,
от иных лиц, участвующих в деле - не явились.

УСТАНОВИЛ:

ФНС России в лице Управления федеральной налоговой службы России по  Белгородской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в  реестр требований кредиторов ФИО1 требований в размере 234 668,18 руб.,  вытекающих из обязательств должника по уплате обязательных платежей в  бюджеты всех уровней.  

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 07.08.2017 года  ФИО1 (ФИО2) признана несостоятельной (банкротом), введена  процедура реализации имущества гражданина на шесть месяцев. Финансовым  управляющим утверждена ФИО3. 


Сведения о введении в отношении должника процедуры реализации  имущества гражданина опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о  банкротстве 21.08.2017, в официальном печатном издании «Коммерсантъ»   № 162  от 02.09.2017. 

Заявление подано с соблюдением требований статьи 71 Федерального закона  «О несостоятельности (банкротстве)». 

В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал  заявленные требования. 

Представитель должника, в судебное заседание не явился.

Финансовый управляющий, через канцелярию суда, просил заявление  рассмотреть в отсутствие представителя, относительно включения требований  ФНС России в лице УФНС России по Белгородской области в реестр требований,  не возразила. 

Суд в соответствии со ст.123, 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть  дело в отсутствие не явившихся лиц. 

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, суд  находит требования обоснованными по следующим основаниям. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона «О  несостоятельности (банкротстве)» дела о банкротстве юридических лиц и граждан,  в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным  судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом  Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим  Федеральным законом. 

Установление требований в реестре требований кредиторов в процедуре  реализации имущества гражданина осуществляется в порядке, предусмотренном  статьями 100, 213.24 Закона о банкротстве. 

По смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре  реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган  вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух  месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и  введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142  Закона о банкротстве). 

При определении начала течения срока на предъявление требования в деле о  банкротстве гражданина следует руководствоваться датой более позднего  публичного извещения (пункт 25 постановления Пленума ВС РФ от 13.10.2015 №  45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур,  применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»). 

Заявление кредитора подано с соблюдением требований статей 100, 213.24  Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». 

Согласно пункту 6 статьи 16 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)» требования кредиторов включаются в реестр требований  кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или  реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных  актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим  пунктом. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 100 Федерального закона «О  несостоятельности (банкротстве)» при наличии возражений относительно  требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность 


соответствующих требований кредиторов. По результатам рассмотрения выносится  определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении  указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении  арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований  кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения указанных  требований. 

Требования кредиторов, по которым не поступили возражения,  рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия  оснований для включения в реестр требований кредиторов. 

Исходя из разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума ВАС РФ  от 22.06.2012 года № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с  рассмотрением дел о банкротстве», в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5  статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» проверка  обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом  независимо от наличия разногласий относительно этих требований между  должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с  одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При  установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить  из того, что установленными могут быть признаны только требования, в  отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера  задолженности. 

Федеральная налоговая служба является федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и  в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате  обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным  обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей)  (Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов  Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах,  применяемых в деле о банкротстве» (вместе с «Положением о порядке  предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле  о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»). 

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)» состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей,  возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника  банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления,  определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о  банкротстве. 

В обоснование заявленных требований уполномоченный орган сослался на то,  что за ФИО1, числится задолженность по обязательным  платежам в бюджеты всех уровней в сумме 234 668,18 руб.: в том числе основной  долг 194 899,50 руб., пени 29 246,68 руб., штрафы 10 522,00 руб., в том числе  страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном  размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 165 393,18 руб.; единый  налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности в размере 22 658,06  руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в  фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в размере  6 848,26 руб.., пени 29 246,68 руб., шгтрафы 10522 руб. 


В качестве документов, подтверждающих размер задолженности,  уполномоченным органом представлены справка № 83 от 17.08.2017, справка о  размере задолженности в бюджет и государственные социальные внебюджетные  фонды по состоянию на 11.08.2017 г., постановление № 3116041S04160006431 от  09.06.2016 г., решение № 041S0416000643 от 09.06.2016 г., постановление № 1228  от 19.10.2016 г.,, решение № 1235 от 19.10.2016, № 3116041 017 15 СП 0002037 от  31.01.2017 г., № 041 017 15 СП 0002037 от 31.01.2017 г., требование № 505 и  504,503,502,501,500, требование № 2849 по состоянию на 02.12.2016, № 1479 по  состоянию на 02.05.2017, требование № 646 по состоянию на 30.03.2017,  требование № 041 по состоянию на 30.05.2017, № 504 по сои № 7677 о состоянии  расчётов по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам, от 09.06.2016 г.,  решение № 041S01170064845 по состоянию на 09.01.2017, № 041S01170007336 от  23.01.2017, № 041S01160119667 от 08.12.2016, № 041S01160111203 от 28.11.2016,   № 18065 от 21.07.2017, № 14718 от 26.04.2017, № 19223 от 28.07.2017, № 14066 от  28.03.2017, № 2012 от 31.10.2016, № 1664 от 15.09.2016. 

Суд считает, что уполномоченным органом представлены достаточные  доказательства наличия и размера задолженности. 

Проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не  подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется  арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих  требований между должником и лицами, имеющими право заявлять  соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование  кредитором, с другой стороны. При установлении не подтвержденных судебным  решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве  судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны  требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства  наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения  которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их  предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена. 

Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока  давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи  47 Налогового кодекса Российской Федерации), а также при пропуске налоговым  органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для  принудительного исполнения Постановления о взыскании налогов за счет  имущества должника (статьи 21, 22 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ  "Об исполнительном производстве"). 

Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись  ли соответствующие возражения со стороны должника. 

Исходя из сроков выявления недоимки, своевременно совершенных  налоговым органом досудебных процедур взыскания, с учетом даты введения в  отношении должника процедуры банкротства, сроки принудительного исполнения  требований уполномоченного органа и сроки давности взыскания налога в  судебном порядке, установленные статьями 45 - 47, 70 Налогового кодекса  Российской Федерации, статьями 21, 22 Федерального закона от 02.10.2007 N 229- ФЗ "Об исполнительном производстве", пунктами 31, 55, 58 - 60 Постановления  Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при  применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской  Федерации", на основании Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О 


страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования», на момент их предъявления в арбитражный суд  уполномоченным органом не пропущены. 

Согласно пункту 14 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с  участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих  делах процедурах банкротства», утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ  20.12.2016, требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное  страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для  удовлетворения требований о выплате заработной платы. Страховые взносы на  обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и  накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от  15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской  Федерации» как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд  Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав  граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному  пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая  индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым  назначением которых является обеспечение права гражданина на получение  накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений  (статья 3 названного Закона). Такие платежи, как отмечается в постановлениях  Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 № 7-П и от  10.07.2007 № 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму  рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам  надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и  иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением  нетрудоспособности. 

Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила  исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О  накопительной пенсии»), недопустимость существенных диспропорций между  платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного  социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением,  судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не  являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на  обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме,  установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. В  связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное  страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4  статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они  не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3  статьи 12 этого Закона. На требование об уплате страховых взносов на  обязательное пенсионное страхование не распространяется мораторий,  предусмотренный статьями 94, 95 Закона о банкротстве. 

Должник, конкурсный управляющий и иные лица, участвующие в деле, не  заявили возражений и не оспорили заявленные налоговым органом требования, не  представили доказательств оплаты долга по обязательным платежам. 


С учетом изложенного, арбитражный суд признает требование ФНС России в  лице УФНС России по Белгородской области обоснованным и подлежащим  включению в реестр требований кредиторов должника. 

В силу пункта 3 статьи 137 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)» требования о взыскании штрафов за налоговые (административные)  правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе  требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих  требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся  процентов. 

Руководствуясь статьями 16, 100, 137, пунктом 4 статьи 213.24 Федерального  закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-188, 223 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

Признать требование ФНС России в лице УФНС России по Белгородской  области к ФИО1 (ФИО2) (<...>  Молдавской ССР, 03.08.1959 г. р., ИНН <***>, СНИЛС <***>,  адрес: 309316, <...>) обоснованным. 

Включить в реестр требований кредиторов ФИО1 (ФИО2)  (<...> Молдавской ССР, 03.08.1959 г. р., ИНН  <***>, СНИЛС <***>, адрес: 309316, <...>) в состав второй очереди  требования по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  в сумме 165 393,18 руб. основного долга. 

Включить в реестр требований кредиторов ФИО1 (ФИО2)  (<...> Молдавской ССР, 03.08.1959 г. р., ИНН  <***>, СНИЛС <***>, адрес: 309316, <...>) в состав третьей очереди  требования в сумме 69 275,00 руб., в том числе 29 506,32 руб. основного долга  (ЕНВД, взносы по ОМС), 39 768,68 руб. пени и штрафов. 

Учитывать отдельно в реестре требований кредиторов и признать  подлежащими удовлетворению после погашения основной суммы задолженности  требования в сумме 39 768,68 руб. пени и штрафов. 

Определение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в  Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд  Белгородской области в течение десяти дней со дня его вынесения. 

Судья Курепко Е. В.