ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А10-1624/19 от 06.05.2019 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении искового заявления (заявления) без рассмотрения

г. Улан-Удэ                                                                                           

Резолютивная часть определения объявлена 06 мая 2019 года.

Полный текст определения изготовлен 07 мая 2019 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мантурова В.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Саенко В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

об установление факта владения и пользования движимым имуществом,

при участии в судебном заседании

от заявителя:  ФИО1, представителя по доверенности от 01.04.2019 (личность и полномочия судом установлены);

от заинтересованного лица – Министерства образования и науки Республики Бурятия: представитель не явился;

от заинтересованного лица – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия: представитель не явился,

установил:

общеобразовательное учреждение «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обратилось  в арбитражный суд с заявлением об установление факта владения и пользования автобусом КАВЗ-3270, 1988 года выпуска, номерной знак 086БУН, шасси № 1112298, кузов № 0030443 (далее – автобус).

Определением от 22.03.2019 заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу. Одновременно с принятием заявления к рассмотрению суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Министерство образования и науки Республики Бурятия и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.

Представитель заявителя в судебном заседании просил оставить заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение без рассмотрения, поскольку имеется спор о праве.

Представитель Министерства образования и науки Республики Бурятия в судебное заседание не явился, считается извещенным надлежащим образом о начавшемся судебном процессе, поскольку определение суда о принятии заявления им получено 02.04.2019, что подтверждается почтовым уведомлением № 670008 33 89765 0 (часть 1 статьи 123, часть 6 статьи 121, часть 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в судебное заседание не явился, считается извещенным надлежащим образом о начавшемся судебном процессе, поскольку определение суда о принятии заявления им получено 28.03.2019, что подтверждается почтовым уведомлением № 670008 33 89763 6 (часть 1 статьи 123, часть 6 статьи 121, часть 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу, что заявление государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об установлении юридического факта подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

01.04.2002 Министерством образования и науки Республики Бурятия был издан приказ № 156 о передаче автобуса с баланса АТП Министерства образования и науки Республики Бурятия на баланс заявителя.

Согласно письму МРЭО ГИБДД МВД по РБ № 120/3049 от 12.08.2015 в учетных данных реестра собственником автобуса является АТП Минпроса, в техническом паспорте автобуса в качестве владельца также указано АТП Минпроса.

Документы, подтверждающие факт нахождения автобуса в оперативном управлении у заявителя отсутствуют. По мнению заявителя, нахождение автобуса может быть подтверждено только инвентарной карточкой учета нефинансовых активов.

Установление юридического факта владения и пользования имуществом необходимо с целью регистрации права оперативного управления на автомашину, а также учета в реестре республиканского имущества.

Согласно части 1 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции» удовлетворение заявления об установлении юридического факта судом производится при одновременном наличии в совокупности четырех условий: если согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; если заявитель не имеет иной возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

Таким образом, законодатель устанавливает ряд критериев, которые в совокупности определяют подведомственность дел об установлении того или иного факта арбитражному суду: данные факты имеют юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей юридических лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; у заявителя отсутствует возможность получить документы, удостоверяющие данные факты, иным путем; законодательством не предусмотрен внесудебный порядок установления данных фактов; отсутствует соответствующий спор о праве.

Частью 3 статьи 217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.

Пунктом 3 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве.

Для регистрации права оперативного управления на спорный автобус за заявителем необходимо сначала чтобы спорное имущество было включено в реестр объектов государственной собственности Республики Бурятия. Осуществляет функции по управлению республиканским имуществом Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.

Поскольку в рассматриваемом случае имеется спор о праве на данный автобус, заявление государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об установлении юридического факта подлежит оставлению без рассмотрения.

Стороны не лишены возможности разрешить возникший спор в порядке искового производства.

Уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 148, статьями 184, 217 и 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л  И Л:

заявление государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об установление факта владения и пользования движимым имуществом оставить без рассмотрения.

Возвратить государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета госпошлину в сумме 3000 рублей, оплаченную по платежному поручению № 363073 от 13.03.2019.

Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный  в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия

Судья                                                                                                  В.С. Мантуров.