ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о привлечении к участию в деле соответчика
и отложении предварительного судебного заседания
г. Улан-Удэ
29марта 2010 г. Дело №А10-631/2010
при участии в заседании
от истца: ФИО1 – директор;
ФИО2 - представитель по доверенности от 15.03.2010 г. б/н;
от ответчиков:
от УФК по Республике Бурятия:
ФИО3 – представитель по доверенности от 11.01.2010 г. № 01-06/3-4;
от УФМС по Республике Бурятия:
ФИО4 – представитель по доверенности от 15.01.2010 г. №5-335;
ФИО5 – представитель по доверенности от 15.03.2010 г. №5-3434,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Интэкпром» обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия о взыскании суммы причиненных убытков в размере 468 000руб.00коп.
Предъявленные к взысканию за счет казны Российской Федерации убытки являются разницей между суммой уплаченной истцом государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников (570 000руб.00коп.) и суммой частично возвращенной государственной пошлины (102 000руб.00коп.).
Требования о взыскании суммы убытков предъявлено в связи незаконностью, по мнению ООО «Интэкпром», действий Управления Федеральной миграционной службы по Республике Бурятия по отказу в оформлении и выдаче разрешений на работу иностранным гражданам.
Определением от 15.03.2010 г. Управление Федеральной миграционной службы по Республике Бурятия, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, переведено судом в статус соответчика по делу.
Истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что разрешение на привлечение и использование иностранных работников, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина в размере 570 000руб.00коп., было получено в рамках «квот 2008 года» на 156 работников, количество которых в последующем не изменялось. Заявление о выдаче разрешения было подано 28.12.2008 г. с расчетом использования разрешения в 2009 году. Причинами такой поздней подачи документов явилось то обстоятельство, что решение о выдаче разрешения принимается примерно 3 месяца. ООО «Интэкпром» занимается привлечением иностранной рабочей силы для строительства, и разрешение на привлечение иностранной рабочей силы общество планировало получить к началу строительного сезона – апрелю – маю 2009 г.
Истец пояснил, что завоз иностранной рабочей силы происходит ежегодно с апреля по май для работы в период с мая по октябрь. После наступления холодов с октября вести строительство нецелесообразно из-за удорожания работ.
Снижение размера квот имело место по «квотам 2009 года», об изменении размера «квот 2008 года» никаких решений не принималось, в связи с чем отказ УФМС по Республике Бурятия в выдаче разрешений, по мнению истца, необоснован и не соответствует закону. Последующее принятие УФМС по Республике Бурятия в августе 2009 г. решения о возобновлении приема заявлений о выдаче разрешений на работу и въезд иностранной рабочей силы не дало ООО «Интэкпром» возможности воспользоваться разрешением до окончания срока, поскольку строительный сезон к тому времени уже заканчивался, и желающих среди иностранных работников приехать на короткий срок найти не удалось. На обращение об осуществлении возврата государственной пошлины в размере пропорциональном неиспользованному разрешению УФМС по Республике Бурятия ответило отказом письмом от 05.08.2009 г. № 64-10713, сославшись на то, что услуга считается оказанной.
Первый ответчик (Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия) указал, что не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации надлежащим представителем интересов Российской Федерации по делу является главный распорядитель бюджетных средств, в данном случае – Федеральная миграционная служба.
Второй ответчик (Управление ФМС России по Республике Бурятия) подтвердил, что главным распорядителем бюджетных средств в данном случае является Федеральная миграционная служба. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является указанное ведомство.
Второй ответчик указал о несогласии с требованиями истца в полном объеме, представил письменный отзыв на исковое заявление. Пояснил, что квота на привлечение иностранной рабочей силы утверждается ежегодно Правительством Российской Федерации. В дальнейшем Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании рекомендаций межведомственных комиссий по миграционной политике в субъектах Российской Федерации осуществляется распределение утвержденных на календарный год квот по субъектам Российской Федерации. ООО «Интэкпром» разрешение получено в пределах квоты на 2008 год, которым обществу следовало воспользоваться в 2008 году. На момент обращения истца с заявлением в мае 2009 года фактически квота на 2008 год была исчерпана, и у успевших оформить разрешения организаций возникла необходимость ожидания дополнительных квот из резерва 2009 года. Однако в 2009 году в связи с кризисными явлениями в экономике и ростом безработицы квоты на привлечение иностранной рабочей силу существенно снизились. Если в 2007 квота на привлечение иностранной рабочей силы составляла 45 225 человек, в 2008 году – 13 394 человек, то в 2009 году этот показатель снизился до 3 325 человек.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что надлежащим представителем Российской Федерации по делу является Федеральная миграционная служба, являющаяся главным распорядителем денежных средств, получаемых ФМС России из федерального бюджета, в отношении Управления Федеральной миграционной службы по Республики Бурятия, а также главным администратором доходов федерального бюджета от уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с въездом или выездом из Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 14 пункта 10 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 г. № 928, Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контрою, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, распорядителем денежных средств, получаемых из федерального бюджета.
Кроме того, согласно приложению № 4 к Федеральному закону от 02.12.2009 г. №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» Федеральная миграционная служба наделена функциями главного администратора доходов федерального бюджета от уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с въездом или выездом из Российской Федерации.
В суде от имени Российской Федерации вправе выступать органы государственной власти в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
Истец на замену лица, представляющего интересы первого ответчика (Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия), Федеральной миграционной службой не согласен, не возражает против привлечения службы к участию в деле в качестве соответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может с согласия истца привлечь это лицо в качестве второго ответчика (часть 2 статьи 47 АПК РФ).
В связи с несогласием истца на замену лица, представляющего интересы Российской Федерации, надлежащим, и отсутствием возражений по поводу привлечения Федеральной миграционной службы к участию в деле, в соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд привлекает Федеральную миграционную службы к участию в деле в качестве второго представителя Российской Федерации (первого ответчика по делу).
В ходе предварительного судебного заседания к материалам дела без возражений со стороны истца и ответчиков приобщены:
- представленные УФМС по Республике Бурятия письменный отзыв на исковое заявление, копия расходного расписания по главному распорядителю бюджетных средств (ФМС России) от 18.03.2010 г. № 192/82018/006, распечатки Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 г. № 928, постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу на 2008-2010 гг., приказа Минзравсоцразвития России о распределении квот на 2008-2010 гг.,
- приобщенная судом по собственной инициативе выписка из Федерального закона №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов».
В связи с привлечением к участию в деле третьего ответчика предварительное судебное заседание по делу откладывается.
Руководствуясь частью 2 статьи 47, статьей 136, частью 5 статьи 158, статьей 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Привлечь Федеральную миграционную службу к участию в деле в качестве второго лица, представляющего интересы первого ответчика (Российской Федерации).
2. Отложить предварительное судебное заседание по делу на 14 час. 00 мин. 21 апреля 2010 года.
3. Федеральной миграционной службе представить письменный отзыв на исковое заявление, доказательства в обоснование возражений.
4. Разъяснить, что с информацией о движении дела можно ознакомиться на официальном сайте Арбитражного суда РБ http://buryatia.arbitr.ru. Информация по делу может быть предоставлена помощником судьи (тел. <***>), секретарем судебного заседания (тел. <***>), канцелярией суда (тел. <***>, <***>. Отзывы, дополнения, ходатайства могут быть направлены по электронной почте e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, по факсу (тел. <***>.
5. Копии определения направить лицам, участвующим в деле.
Судья (подпись) Л.Ф. Салимзянова