ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А13-12509/2021 от 15.11.2021 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  ВОЛОГОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 ноября 2021 года                     г. Вологда                    Дело № А13-12509/2021

Резолютивная часть определения объявлена 15 ноября 2021 года.

Полный текст определения изготовлен 22 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Поповой С.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вебер В.Е.,рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области об установлении факта, имеющего юридическое значение,

при участии в качестве заинтересованных лицТерриториального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области,  акционерного общества «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации», бюджетного учреждения в сфере  государственной кадастровой оценки Вологодской области «Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации»,

при участии от заявителя ФИО1 по доверенности от 12.02.2021,

у с т а н о в и л:

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее –  заявитель, Главное   управление МЧС России по Вологодской области, Главное управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, при участии в качестве заинтересованных лицТерриториального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра по Вологодской области),  акционерного общества «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации», бюджетного учреждения в сфере  государственной кадастровой оценки Вологодской области «Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации».

Заявитель просил установить факт того, что в границах земельного участка с кадастровым номером 35:10:0104018:7, расположенного по адресу <...>, являющимся федеральной собственностью и переданным в постоянное (бессрочное) пользование Главному  управлению МЧС России по Вологодской области, находится:

- здание пожарного депо, общей площадью 3090 кв.м., кадастровый номер 35:10:0104018:82;

- здание гаража общей площадью 469.4 кв.м., кадастровый номер 35:10:0104018:81; иных объектов недвижимости, расположенных  в границах указанного земельного участка не существует.

Заинтересованные лица надлежащим образом извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд не направили.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями  136, 137, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, суд считает, что заявление Главного управления МЧС России по Вологодской области подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

В силу статьи 30 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве.

Как указало Главное управление в заявлении, на земельном участке с кадастровым номером 35:10:0104018:7, по адресу <...>, являющимся федеральной собственностью и переданным в постоянное (бессрочное) пользование Главному управлению МЧС России по Вологодской области (разрешенное использование: для обслуживания производственных помещений) находятся: здание пожарного депо, общей площадью 3090 кв. м., с кадастровым номером 35:10:0104018:82 и здание гаража общей площадью 469,4 кв. м., с кадастровым номером 35:10:0104018:81. Указанные здания принадлежат Российской Федерации и переданы Главному управлению МЧС России по Вологодской области на праве оперативного управления.

Одним из основополагающих принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Вместе с тем, в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) содержатся сведения о многоквартирном жилом доме общей площадью 2763,2 кв. м., с кадастровым номером 35:10:0104018:80, расположенном по адресу: <...>.

Информация о том, что в ЕГРН содержатся сведения о многоквартирном жилом доме, с кадастровым номером 35:10:0104018:80, стала известна Главному управлению в январе 2020 года из ответа Управления Росреестра по Вологодской области на обращение ФГКУ «5 отряд ФПС по Вологодской области» (ликвидировано, правопреемник - Главное управление) о праве собственности на квартиру № 401 (письмо Управления Росреестра от 13 января 2020 г исх № 05/05-13/170).

Управление Росреестра по Вологодской области сообщило, что сделать вывод об идентичности объектов недвижимости с кадастровыми номерами 35:10:0104018:82 и 35:10:0104018:80 не представляется возможным.

Информацией о местонахождении многоквартирного жилого дома с присвоенным адресом: <...>, Главное управление не располагает. Сведений о кадастровом номере земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в ЕГРН не содержится.

12 октября 2009 года в соответствии с государственным контрактом № 13 от 20 июля 2009 г. (заключен между Управлением капитального строительства МЧС России и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ») ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Вологодское отделение Вологодский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (далее - БТИ) провело техническую инвентаризацию указанного земельного участка (присвоенный инвентарный номер 19:410/23) и расположенных на нем объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении ФГКУ «5 отряд ФПС по Вологодской области» (ликвидировано, правопреемник -Главное управление), с изготовлением технической документации (технических паспортов от 12.10.2009 г., кадастровых паспортов на земельные участки), а именно:

объект № 1 - кадастровый паспорт на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, с присвоенным кадастровым номером 35:10:0104018:7;

объект № 2 - здание пожарного депо, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 3090 кв. м., кадастровый номер 35:10:0104018:82, с присвоенным инвентарным номером 19:410/23;

объект № 3 - здание гаража расположенное по адресу: <...>, общей площадью 469,4 кв. м., кадастровый номер 35:10:0104018:81, с присвоенным инвентарным номером 19:410/23.

Кроме того, согласно информации полученной от БУ ВО «Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации», объект недвижимости с кадастровым номером 35:10:0104018:80 и объект недвижимости с кадастровым номером 35:10:0104018:82 это один и тот же объект недвижимости (письмо от 15 июля 2021 г. исх. № 01-19/3433).

Главное управление обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением об исправлении ошибки содержащейся в ЕГРН.

В ответе на указанное заявление (письмо от 29 июля 2021 г. исх. № 09/0908/10614) Управление Росреестра по Вологодской области отказалось внести изменения в ЕГРН путём снятия с кадастрового учёта несуществующего многоквартирного жилого дома.

Руководствуясь частью 1 статьи 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Главное управление обращалось в администрацию ГП «Город Великий Устюг» с заявлением провести работу по снятию с государственного кадастрового учёта многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 35:10:0104018:80.

В ответ на указанное заявление администрация ГП «Город Великий Устюг» отказалась провести работу по снятию многоквартирного дома с учёта, порекомендовав обратится в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением об исправлении ошибки.

Ссылаясь на то, что у Главного управления нет другой возможности, кроме судебной, установить факт, что в границах земельного участка с кадастровым номером 35:10:0104018:7 расположено только два объекта недвижимости – пожарного депо и здания гаража, заявитель обратился в Арбитражный суд Вологодской области с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 219 АПК РФ юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении юридического факта, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная, регистрация права в Едином государственном реестра недвижимости (далее - ЕГРН).

Как следует из ответа Управления Росреестра по Вологодской области (письмо от 13 января 2020 года исх № 05/05-13/170) согласно сведениям ЕГРН имеются сведения о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации, а также праве оперативного Управления Федерального государственного казенного учреждения «5 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области» на здание пожарного депо, кадастровый номер 35:10:0104018:82, назначение: нежилое, 5 - этажный, общая площадь 3090,8 кв. м, инв. № 19:410/23, лит. А, расположенное по адресу: <...>.

Сведения о здании пожарного депо с кадастровым номером 35:10:0104018:82, инвентарный номер 19:410/23, внесены в ЕГРН на оснований копии технического паспорта, изготовленного ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на 12.10.2009.

Кроме того, в ЕГРН имеются сведения о постановке на государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером 35:10:0104018:80, назначение - многоквартирный дом, дата постановки на учет 24.11.2011, является ранее учтенным, площадь 2763, 2 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

Согласно сведениям ЕГРН, сведения о здании с кадастровым номером 35:10:0104018:80, инвентарный номер 529, внесены в ЕГРН на основании копии техническогопаспорта,изготовленногоГПВО «Вологдатехинвентаризация» по состоянию на 08.12.1993.

При этом, согласно сведениям кадастра недвижимости, являющегося неотъемлемой частью ЕГРН, квартира с кадастровым номером 35:10:0104018:214 расположена в здании с кадастровым номером 35:10:0104018:80.

Как пояснило Управление Росреестра по Вологодской области, в связи с разными характеристиками объектов недвижимости с кадастровыми номерами 35:10:0104018:82, 35:10:0104018:80 (наименование, площадь и графическое описание (план) сделать вывод об идентичности данных объектов не представляется возможным.

Право собственности на квартиру с кадастровым номером 35:10:0104018:214 площадью 29,1 кв.м., расположенную по адресу: <...> было зарегистрировано за ФИО2 на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 22.03.2004,: выдан МУП «Гортехинвентаризация» города Великий Устюг и Великоустюгского района Вологодской области. Постановлением администрации Великоустюгского муниципального района от 30.12.2003 с квартиры снят статус служебного жилья и квартира передана в собственность гражданину.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 АПК РФ).

В силу части 1 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что арбитражные суды принимают к производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов при наличии совокупности следующих условий: согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

Между тем, судом установлено, что в рамках дела № А13-11912/2020 рассматривался спор о возложении на Управление Росреестра по Вологодской области обязанности исключить из ЕГРН запись от 08.04.2004 № 35-35/10-3/2004-609 о регистрации права собственности ФИО2 на квартиру № 401, расположенную по адресу: <...>. Решением суда от 03.11.2020 в иске отказано, указано, что Главным управлением выбран ненадлежащий способ защиты права.

Как отметил суд апелляционной инстанции в рамках рассмотрения апелляционной жалобы Главного управления в деле № А13-11912/2020, право собственности ФИО2 на спорную квартиру уже оспаривалось ГУ МЧС в рамках дел № 2-439/2019 (иск о признании недействительным договора приватизации жилого помещения, записей регистрации в ЕГРН о праве собственности, свидетельства о государственной регистрации права собственности) и № 2-1157/2019.  В удовлетворении иска по делу №2-439/2019 ГУ МЧС отказано в связи с пропуском срока исковой давности, производство по делу №2-1157/2019 прекращено на основании абзаца 3 статьи 220 ГК РФ (листы дела 81-93).

Арбитражный суд Северо-Западного округа решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу № А13-11912/2020 оставил без изменения, указав в Постановлении от 28.04.2021, что в ЕГРН 08.04.2004 зарегистрировано право собственности ФИО2 на квартиру № 401 площадью 29,1 кв. м, расположенную по адресу: <...>.

В ЕГРН зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ГУ МЧС на здание пожарного депо с кадастровым номером 35:10:0104018:82, расположенного по адресу: <...>.

Ссылаясь на то, что по указанному адресу жилых домов не имеется, полагая, что запись о регистрации права собственности ФИО2 на квартиру  внесена регистрирующим органом в результате технической ошибки и нарушает права и законные интересы Главного управления как обладателя правом оперативного управления на здание пожарного депо, Главное управление обратилось в арбитражный суд с   иском.

Суд кассационной инстанции в рамках дела № А13-11912/2020 отметил, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается, что оспариваемая Главным управлением запись о регистрации права собственности физического лица на упомянутую квартиру осуществлена в результате технической ошибки (описка, опечатка, грамматическая либо подобная ошибка), приведшей к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились оспариваемые сведения.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций в деле № А13-11912/2020 сочли, что в данном случае зарегистрированное право собственности физического лица на названную квартиру в принадлежащем Главному управлению на праве оперативного управления здании, может быть оспорено только в судебном порядке, и ответчиком по данному спору является лицо, в отношении которого зарегистрировано право собственности на квартиру.

Если есть основания полагать, что здания с кадастровыми номерами 35:10:0104018:80 и 35:10:0104018:82 являются одним и тем же объектом недвижимости, заявитель не лишен возможности обратиться с соответствующим иском

Таким образом, существует иной способ удостоверить обстоятельство,  что в границах земельного участка с кадастровым номером 35:10:0104018:7, расположенного по адресу <...>, являющимся федеральной собственностью и переданным в постоянное (бессрочное) пользование Главному  управлению МЧС России по Вологодской области, находится:

- здание пожарного депо, общей площадью 3090 кв.м., кадастровый номер 35:10:0104018:82;

- здание гаража общей площадью 469.4 кв.м., кадастровый номер 35:10:0104018:81; иных объектов недвижимости, расположенных  в границах указанного земельного участка не существует.

Кроме того, факт наличия (отсутствия) объекта недвижимости можно установить иным способом с учетом положений статей 131, 164 ГК РФ, в частности, путем исследования кадастровых паспортов, выписок из единого государственного реестра прав и т.д.

Вопросы правомерности постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости не могут быть предметом рассмотрения в рамках заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение.

Согласно статье 217 АПК РФ арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение при наличии совокупности нескольких условий, одним из которых является то, что установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лица, участвующее в деле, должно представить доказательства в обоснование своих доводов.

В соответствии с частью 4 статьи 221 АПК РФ в случае, если в ходе судебного разбирательства по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения.

Таким образом, заявление Главного управления следует оставить без рассмотрения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 148 АПК РФ.

Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, основания для ее возврата отсутствуют.

Руководствуясь статьями 104, 148, 149, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

о п р е д е л и л:

заявление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области оставить без рассмотрения.

Определение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый  арбитражный  апелляционный суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья                                                                                                            С.В. Попова