ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А13-13056/20 от 22.02.2022 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

03 марта 2022 года г. Вологда Дело № А13-13056/2020

Резолютивная часть определения объявлена 22 февраля 2022 года.

Полный текст определения изготовлен 03 марта 2022 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Артюшичева И.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Широниной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление заявление Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области о включении задолженности в размере 92875 руб. 64 коп. в реестр требований кредиторов должника, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «СегментСтрой» (160000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии от уполномоченного органа ФИО1 по доверенности от 03.02.2021 № 24,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «ТехноЦентр» (далее ООО «ТехноЦентр») 28.09.2020 обратилось в Арбитражный суд Вологодской области (далее суд) с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «СегментСтрой» (далее ООО «СегментСтрой», должник).

Определением суда 29.09.2020 заявление ООО «ТехноЦентр» принято к производству, назначено судебное заседание по проверке обоснованности требований, возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) ООО «СегментСтрой».

Определением суда от 22.12.2020 в отношении ООО «СегментСтрой» введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден ФИО2 (далее ФИО2, временный управляющий). Признано установленным и включено в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «СегментСтрой» требование общества с ограниченной ответственностью «ТехноЦентр» в размере 22 238 011 руб. 02 коп. основного долга, 1 190 647 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 24 906 руб. государственной пошлины.

Решением суда от 19.04.2021 процедура наблюдения в отношении ООО «СегментСтрой» прекращена, должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев; конкурсным управляющим утвержден ФИО2

В соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве сведения о признании должника банкротом и открытии в отношении него процедуры конкурсного производства опубликованы в издании «Коммерсантъ» № 77 от 30.04.2021.

Определением суда 06.07.2021 дело № А13-13056/2020 передано для рассмотрения судье Артюшичеву И.С.

Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области 28.09.2021 посредством системы «Мой Арбитр» о включении задолженности в размере 92875 руб. 64 коп. в реестр требований кредиторов должника, из которых основной долг – 74175 руб., пени – 18700 руб. 64 коп.

Определением суда от 04.10.2021 заявление принято и назначено к рассмотрению.

Определением суда от 15.12.2021 рассмотрение заявления отложено.

Представитель уполномоченного органа поддержал заявленные требования.

От финансового управляющего поступил отзыв на заявление, в котором против заявленных требований возражал в связи с пропуском уполномоченным органом срока принудительного взыскания задолженности, ходатайствовал о рассмотрении заявления в его отсутствие.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 АПК РФ, иные кредиторы возражений по требованию уполномоченного органа не заявили, в связи, с чем заявление рассмотрено в их отсутствие в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд находит требование уполномоченного органа обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов ООО «СегментСтрой».

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 100 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ) сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.

Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в ЕФРСБ сведений о получении требований соответствующего кредитора. Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (далее - Постановление ВАС РФ № 25) проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтверждённых вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом не зависимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Согласно статьям 46, 47, 69, 70, 80, 87 – 89 Налогового кодекса доказательствами наличия требований по обязательным платежам являются: налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам проверок, акты сверки с налогоплательщиком, требования об уплате налогов, взносов, решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика, решения и постановления о взыскании налога за счет имущества должника, вынесенные и предъявленные в установленные сроки и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса налогоплательщики-организации обязаны направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам (далее - сообщение о наличии объекта налогообложения), в случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Сообщение о наличии объекта налогообложения с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как следует из материалов дела, налоговая декларация по транспортному налогу за 2019 год представлена в инспекцию 03.09.2021.

На основании представленной конкурсным управляющим налоговой декларации, уполномоченным органом выставлено требование № 20873 об уплате налога, сбора, страховых взносов по состоянию на 14.09.2021.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа) (статья 70 Налогового кодекса). В срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса, налогоплательщику направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. В случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков, днем выявления недоимки следует считать следующий день после представления налоговой декларации (пункт 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Согласно пункту 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 данного Закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога. Представление налогоплательщиком в ходе конкурсного производства налоговой декларации за налоговый период, предшествующий возбуждению дела о банкротстве должника, не является основанием для квалификации требования об уплате обязательных платежей как текущих.

Заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) принято к производству суда определением от 29.09.2020; требование уполномоченного органа представляет собой задолженность по транспортному налогу за 2019 год и не является текущим.

Пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве определен общий срок предъявления требований, по истечении которого реестр требований кредиторов подлежит закрытию, и составляет два месяца. Последствием предъявления требований с нарушением данного срока, согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве, является их удовлетворение за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, то есть понижение очередности удовлетворения.

По смыслу данных положений Закона о банкротстве, в общем случае понижение очередности удовлетворения требований кредиторов применяется, если возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором.

Из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1 и 101 Налогового кодекса следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2 и 138 Налогового кодекса могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. В связи с этим при установлении требований по обязательным платежам следует учитыват, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности (пункт 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016; далее – Обзор судебной практики от 20.12.2016). По смыслу абзаца 3 пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве и пункта 12 Обзора судебной практики от 20.12.2016, в случаях, когда уполномоченный орган не имел возможности по объективным причинам предъявить свои требования в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о введении процедуры конкурсного производства, срок закрытия реестра для такого кредитора исчисляется с момента появления такой возможности.

Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий представил в уполномоченный орган налоговую декларацию по транспортному налогу за 2019 год с задекларированной суммой налога к уплате в бюджет только 03.09.2021.

Уполномоченный орган, к компетенции которого не отнесены полномочия по исчислению налогов за налогоплательщиков, обязанных представлять в налоговые декларации, до указанной даты не мог установить наличие у должника задолженности по транспортному налогу и по объективным, не зависящим от него причинам не мог обратиться с требованием о включении в реестр спорной задолженности до закрытия реестра.

Таким образом, срок для предъявления уполномоченным органом требования о включении в реестр задолженности по транспортному налогу за 2019 год следует исчислять с момента представления конкурсным управляющим налоговой декларации.

На основании вышеизложенного, уполномоченным органом не пропущен срок на предъявление заявления о включении задолженности в реестр.

Уполномоченный орган представил суду доказательства наличия задолженности по налоговым платежам в бюджет, а именно задолженность по транспортному налогу в размере 9287 руб.64 коп., в том числе 74175 руб. 00 коп. основной долг и 18 700 руб. 64 коп. пени.

Доказательства погашения задолженности в материалах дела не имеются. Возможность принудительного взыскания указанной задолженности не утрачена. Расчет пени проверен судом, признан верным.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Руководствуясь статьями 100, 137 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

о п р е д е л и л:

признать обоснованным и включить требование Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области в размере 92 875 руб. 64 коп., в том числе 74 175 руб. основной долг, 18700 руб. 64 коп. пени в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «СегментСтрой». При этом требование по взысканию пеней учитывается отдельно в реестре требований кредиторов и подлежит удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов, включенных в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «СегментСтрой».

Определение подлежит немедленному исполнению.

Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья И.С. Артюшичев