АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
25 января 2021 года г. Вологда Дело № А13-13619/2019
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Тюлеменковой Л.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колосовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области о включении задолженности в размере 302 212 руб. 81 коп. в реестр требований кредиторов должника, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, СНИЛС <***>, дата рождения: 05.04.1978, место рождения – пос. Новатор, Великоустюгского района Вологодской области, адрес: 162350, <...>),
при участии от уполномоченного органа ФИО2 по доверенности от 17.02.2020 № 18,
у с т а н о в и л:
Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - уполномоченный орган, заявитель) 12.07.2019 обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1, должник) несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 21.08.2019 заявление уполномоченного органа принято к производству суда, возбуждено производство по делу о несостоятельности должника и назначено судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя.
Определением суда от 26.02.2020 в отношении ИП ФИО1 введена процедура реструктуризации долгов гражданина, назначена дата рассмотрения дела по существу, финансовым управляющим утвержден ФИО3.
Решением суда от 06.08.2020 ИП ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура реализации имущества гражданина на шесть месяцев, финансовым управляющим имуществом утвержден ФИО3.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина опубликовано в газете «Коммерсант» от 15.08.2020 № 146.
Уполномоченный орган 19.08.2020 обратился в суд с заявлением о включении задолженности в сумме 302 212 руб. 81 коп. в реестр требований кредиторов ИП ФИО1
В обоснование заявленных требований ссылается на акт налоговой проверки от 14.07.2017 № 24592, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 27.05.2020 № 462, протокол рассмотрения материалов налоговой проверки от 10.06.2020 № 357, решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.06.2020 № 85, постановление о взыскании исп.сбора по ИП имущественного характера от 28.01.2019, постановление о взыскании исп.сбора по ИП имущественного характера от 03.07.2020.
Дело о несостоятельности (банкротстве) ИП ФИО1 находится в производстве судьи Цветковой Н.В.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 46 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в случае необходимости с учетом нагрузки и специализации судей рассмотрение заявлений об оспаривании сделок (статья 61.8 Закона) может осуществляться не только судьей или составом суда, рассматривающим дело о банкротстве, но и любым другим судьей того же суда; такое рассмотрение не является заменой судьи.
С учетом вышеуказанных разъяснений настоящее заявление распределено для рассмотрения судьей Тюлеменковой Л.В.
Определением суда от 18.09.2020 заявление принято к производству, назначено судебное заседание по его рассмотрению.
Определением суда от 15.12.2020 судебное заседание отложено для представления дополнительных документов.
До начала судебного заседания от финансового управляющего поступил отзыв, в котором он не возражал против удовлетворения заявленных требований, просил рассмотреть требование в соответствии с действующим законодательством, заявил ходатайство о рассмотрении спора в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа пояснил, что ходатайство об уточнении заявленных требований заявлять не будет, просил постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 04.08.2020 не рассматривать в качестве доказательства, поскольку уполномоченный органа просит включить в реестр требований кредиторов должника 2000 руб. штрафа (исполнительского сбора) постановлению о взыскании исп.сбора по ИП имущественного характера от 28.01.2019 и постановлению о взыскании исп.сбора по ИП имущественного характера от 03.07.2020; заявленные требования поддержал, также пояснил, что после проведения камеральной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки от 14.07.2017 № 24592 и в рамках установленных законодателем сроков направлен ФИО1, который не был получен должником. После того, как в отношении должника была введена одна из процедур банкротства, применяемых в отношении граждан (реструктуризация долгов) в адрес финансового управляющего должника направлен акт налоговой проверки с извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Уполномоченным органом соблюдены существенные условия для рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.06.2020 № 85.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв.
После перерыва представитель уполномоченного органа требования поддержал, представил для приобщения дополнительные документы.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте его проведения в порядке статей 121, 123 АПК РФ не явились, в связи с чем требование рассмотрено в их отсутствие в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
На основании пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 указанного закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.
В соответствии со статьями 100, 142 Закон о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе конкурсного производства. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Срок, определенный Законом, уполномоченным органом не пропущен.
В рассматриваемом случае уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов должника 302 212 руб. 81 коп., в том числе основной долг по УСН (решение камеральной налоговой проверки от 15.06.2020 № 85) - 235 439 руб., пени по УСН (решение камеральной налоговой проверки от 15.06.2020 № 85) - 64 773 руб. 81 коп. и исполнительский сбор – 2000 руб.
В порядке пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Пунктом 2 статьи 100 НК РФ определено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101 НК РФ). По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (пункт 6 статьи 101 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 101 названного Кодекса акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Пунктом 9 этой же статьи определено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
Частью 3 статьи 101.3 НК РФ предусмотрено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Согласно пункту 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В пункте 3 статьи 46 НК РФ установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате. РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Таким образом, нормами НК РФ установлено, что срок проведения проверки - 3 месяца со дня представления расчета, срок составления акта проверки - 10 дней с момента окончания проверки, срок вынесения решения 10 дней со дня истечения срока по пункту 6 статьи 100 НК РФ (+ 1 месяц на представление возражений страховщика + 1 месяц в случае продления), вступление решения в законную силу - 1 месяц со дня вручения решения страхователю, срок выставления требования - 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, срок исполнения требования - 8 дней с даты получения требования (+6 дней на получение требования), срок обращения в суд - в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Из материалов дела следует, что акт налоговой проверки составлен 14.07.2017, решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принято 15.06.2020, требование налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа уполномоченным органом не выставлялось, что привело к нарушению уполномоченным органом процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков.
Указанное свидетельствует о том, что срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании с ИП ФИО1 недоимки в размере 235 439 руб. истек.
Довод уполномоченного органа о том, что с момента вынесения акта налоговой проверки (14.07.2017) до вынесения решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (15.06.2020) им принимались меры по извещению ИП ФИО1 о проведении в отношении него налоговой проверки, и только после введения в отношении должника процедуры банкротства (реструктуризации долгов) в адрес финансового управляющего должника направлен акт налоговой проверки с извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, отклоняется судом, как противоречащий статье 100 НК РФ, согласно которой акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101 НК РФ).
Пени по общему правилу взыскиваются одновременно с недоимкой по налогам, за просрочку которых они начислены.
При таких обстоятельствах оснований для включения требования уполномоченного органа в части основного долга по УСН (решение камеральной налоговой проверки от 15.06.2020 № 85) в размере 235 439 руб. и пеней по УСН (решение камеральной налоговой проверки от 15.06.2020 № 85) в размере 64 773 руб. 81 коп. не имеется.
В подтверждение задолженности в размере 2000 руб. по уплате исполнительского сбора уполномоченным органом представлены:
- постановление от 28.01.2019 о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения – 1500 руб. по исполнительному производству от 09.01.2019 № 293/19/35030-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа – постановления по делу об административном правонарушении от 24.09.2018 № 18810035180013943577, выданного ОГИБДД ОМВД России по Великоустюгскому району по делу от 05.10.2018 № 18810035180013943577;
- постановление от 03.07.2020 о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения – 500 руб. по исполнительному производству от 26.05.2020 № 30848/20/35030-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа – постановления по делу об административном правонарушении от 09.03.2020 № 18810035190017713117, выданного ОГИБДД ОМВД России по Великоустюгскому району по делу от 20.03.2020 № 18810035190017713168;
Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, сумма исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, причём данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу статьи 110 Закона об исполнительном производстве в его конституционно-правовом смысле, выявленном в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника после удовлетворения требований взыскателя в полном объёме.
Представленные постановления о взыскании исполнительского сбора вынесены в связи с тем, что должник в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнил без уважительной причины исполнительные документы.
При применении правил о прекращении начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац девятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве) следует учитывать, что указанное последствие наступает в отношении требований об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и, соответственно, определение размера в зависимости от продолжительности периода просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных платежей.
Таким образом, названные правила подлежат применению, в частности, в отношении пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин (статья 75 НК РФ, статья 349 ТК РФ), за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, и платы за пользование данными средствами (пункт 11 статьи 76, статьи 290, 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанные положения Закона о банкротстве не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного после введения соответствующей процедуры банкротства требования налогового (уполномоченного) органа о взыскании (включении в реестр) сумм налоговых санкций.
Вместе с тем статьей 2 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» существенно расширен состав обязательных платежей, к которым законодатель отнёс, помимо прочего, административные штрафы.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве», исходя из пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве, если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим, то есть они не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Для указанных целей под основными требованиями понимаются требования о возврате суммы займа (статья 810 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ), об уплате цены товара, работы или услуги (статьи 485 и 709 ГК РФ), суммы налога или сбора и т.п.
К упомянутым дополнительным требованиям относятся, в частности, требования об уплате процентов на сумму займа (статья 809 ГК РФ) или за неправомерное пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойки в форме пени (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ) и т.п. (далее - проценты) и об уплате неустойки в форме штрафа.
В силу положений пункта 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве являются, в частности, обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом.
Штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения – выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.
В рассматриваемом случае нарушение по постановлению о взыскании исп.сбора по ИП имущественного характера от 03.07.2020 совершено и выявлено после возбуждения дела о несостоятельности ИП ФИО1 (после 21.08.2019), в связи с чем требование о включении в реестр требований кредиторов задолженности в сумме 1000 руб. является текущим и не подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве.
Правонарушение (бездействие), которое выразилось в невыполнении (ненадлежащем выполнении) предусмотренных законом обязанностей (исполнении требований исполнительного документа в установленный или разумный срок) по постановлению о взыскании исп.сбора по ИП имущественного характера от 28.01.2019, совершено и обнаружено до принятия заявления о признании должника банкротом, следовательно, требование об уплате исполнительского сбора в размере 1000 руб. не является текущим и подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Руководствуясь статьями 100, 142, 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
о п р е д е л и л:
признать установленным и включить требование Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области в размере 1000 руб. 00 коп. исполнительского сбора в третью очередь реестра требований кредиторов индивидуального предпринимателя ФИО1. Требование учитывается отдельно в реестре требований кредиторов и подлежит удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов, включенных в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Прекратить производство по требованию Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области о включении с суммой задолженности 1000 руб. в реестр требований кредиторов ФИО1.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению.
Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Л.В. Тюлеменкова