АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
12 апреля 2019 года город Вологда Дело № А13-14567/2014
Резолютивная часть определения объявлена 05 апреля 2019 года.
Полный текст определения изготовлен 12 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Дмитриевой Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кудряшовой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области о признании недействительными решений собрания кредиторов должника от 19.12.2018 по второму и третьему дополнительным вопросам повестки дня, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области «Вологдаоблкоммунэнерго» (<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии от уполномоченного органа - ФИО1 по доверенности от 27.11.2018, конкурсного управляющего ФИО2 лично, от конкурного управляющего должника - ФИО3, ФИО4, ФИО5 по доверенностям от 01.02.2019, от акционерной компании «Чешский экспортный банк» - ФИО6 по доверенности от 05.06.2017,
у с т а н о в и л:
определением Арбитражного суда Вологодской области от 03.12.2014 (резолютивная часть определения объявлена 27.11.2014) в отношении государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области «Вологдаоблкоммунэнерго» (далее – ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО7.
Определением суда от 23.07.2015 (резолютивная часть определения объявлена 21.07.2015) в отношении ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» введена процедура внешнего управления, внешним управляющим утвержден ФИО2.
Настоящее дело находилось в производстве судьи Болдыревой Е.Н.
В соответствие со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением председателя первого судебного состава от 19.05.2017 произведена замена судьи, рассматривающего дело, на судью Дмитриеву Н.В.
Решением суда от 28.07.2017 (резолютивная часть решения объявлена 20.07.2017) ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим должника утвержден ФИО2.
Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее – уполномоченный орган) 09.01.2019 обратилась в суд заявлением о признании недействительными решений собрания кредиторов должника от 19.12.2018 по второму и третьему дополнительным вопросам повестки дня (т. 114 л.д. 9-12) с учетом уточнения требований по письменному заявлению от 05.04.2019.
Определением суда от 17.01.2019 заявление уполномоченного органа оставлено без движения.
Определением суда от 22.02.2019 заявление уполномоченного органа принято к производству суда.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал требования о признании недействительными решений собрания кредиторов должника от 19.12.2018 по второму и третьему дополнительным вопросам повестки дня.
Доводы уполномоченного органа сводятся к следующему: решение о направлении денежных средств должника в размере 6 759 751, 01 доллара США (примерно 430 000 000 руб.) на оплату услуг ООО «Солар Турбинс СиАйЭс» по реконструкции ГТ-2 является существенным для кредиторов, в том числе уполномоченного органа, поскольку данные денежные средства могут быть направлены на расчеты с кредиторами. В целях формирования позиции по заключению договора на оказание услуг по ремонту с ценой 6 759 751, 01 доллара США уполномоченному органу необходимо было время для заблаговременного ознакомления со всеми документами, на которые конкурсный управляющий ссылался, обосновывая необходимость включения дополнительных вопросов в повестку дня. Между тем, на собрании кредиторов не были представлены документы, на которые ссылались в своем выступлении конкурсный управляющий и его представили, в частности: отчет специалистов Солар Турбинс от 08.10.2017, уведомления ГЮП «Вологдаоблкоммунэнерго» 2015, 2016, 2017 годов о согласовании вывода из эксплуатации газотурбинной теплоэлектроцентрали, решение администрации сельского поселения Красавино об отказе в согласовании вывода из эксплуатации ГТ-2 до 31.12.2021, постановление администрации городского поселения Красавино от 10.10.2014 № 155, требование АО «Техническая инспекция ЕЭС» о проведении реконструкции ГТ-2 в связи с превышением межремонтного ресурса; документы, подтверждающие износ и истечение срока эксплуатации ГТ-2 (высокий уровень наработки), акты подтверждающие частые аварийные отключения ГТ-2; документы, обосновывающие необходимость поддержания турбины в рабочем состоянии; невозможность вывода ее из эксплуатации; документы в отношении ООО «Солар Турбинс СиАйЭс»; документы, обосновывающие необходимость заключения контракта именно с ООО «Солар Турбинс СиАйЭс» по цене 6 759 751, 01 доллара США. В результате лишения законодательно закрепленного права уполномоченного органа на ознакомление с документами по существенным для него вопросам, уполномоченный орган не смог сформировать свою волю, определить объективную позицию по вопросам о включении вопроса в повестку дня и о заключении договора на реконструкцию ГТ-2. ГТ-2 находится в залоге у АО «Чешский экспортный банк», который обладает 54, 727% голосов кредиторов, которые учитываются при голосовании (поскольку частично отказался от учета его требований как обеспеченных залогом). Спорные решения о включении в повестку дня дополнительного вопроса в отношении ремонта ГТ-2 и голосовании по нему фактически приняты голосами двух кредиторов. Собрание кредиторов превысило свои полномочия, обязав конкурсного управляющего заключить сделку, которая направлена на вывод денежных средств из конкурсной массы должника путем вложения в имущество должника, находящееся в залоге у кредитора. В действиях имеется злоупотребление правом. Имущество является собственностью субъекта Российской Федерации, в связи с этим заключением договора на выполнение капитального ремонта данного имущества нарушаются требования действующего законодательства, в частности Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Конкурсный управляющий в отзыве от 13.03.2019, дополнениях к нему от 05.04.2019 просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Доводы возражений сводятся к тому, что в 2018 году уполномоченному органу было отказано в удовлетворении требований при оспаривании решения комитета кредиторов в отношении ремонта ГТ-3, поэтому и данные требования удовлетворению не подлежат. Собрание кредиторов приняло оспариваемые решения в пределах своих полномочий при наличии кворума; решение собрания кредиторов не нарушает права и законные интересы кредиторов, поскольку должник обязан поддерживать оборудование в исправном рабочем состоянии в силу закона; не проведение реконструкции повлечет для должника негативные финансовые последствия, многократно превышающие затраты на реконструкцию; уполномоченным органом не доказано, что принятые на заседании собрания кредиторов оспариваемые решения, нарушают его права и законные интересы; конкурсным управляющим на собрании кредиторов озвучены все документы, обосновывающие необходимость проведения реконструкции; никаких требований об ознакомлении с документами со стороны уполномоченного органа не поступало; размер голосов уполномоченного органа не мог повлиять на результаты голосования по спорным вопросам; о необходимости реконструкции ГТ-2 стало известно в 2017 года; вопрос о заключении договора с ООО «Солар Турбинс СиАйЭс» на ремонт ГТ-2 поставлен перед кредиторами в декабре 2018, поскольку до этого времени у должника не было денежных средств для оплаты ремонта, а к заседанию собрания кредиторов в декабре 2018 года, накопились.
Представитель кредитора АО «Чешский экспортный банк», являющимся залоговым кредитором в отношении ГТ-2, в судебном заседании пояснил, что первые и повторные торги по продаже имущества должника не состоялись в декабре 2018 года. Положение о продаже имущества посредством публичного предложения разрабатывается. В настоящее время проводятся мероприятия по поиску потенциальных покупателей на имущество должника, которые рассматривают возможность его приобретения, но только в случае если будет произведен капитальный ремонт ГТ-2, без проведенного ремонта имущество не будет продано.
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в судебное заседание не явились. Заявления рассмотрены в соответствии со статьей 156 АПК РФ по имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Дела о несостоятельности (банкротстве), в силу части 1 статьи 223 АПК РФ и пункта 1 статьи 32 Закона о банкротстве, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Нормы Закона о банкротстве как нормы специальные имеют приоритет над общегражданскими нормами. Доводы уполномоченного органа о нарушении норм Закона № 44-ФЗ при принятии оспариваемых решений собрания кредиторов отклоняются, поскольку при разрешении настоящего спора следует руководствоваться законодательством о несостоятельности как специальным, а не нормами Закона № 44-ФЗ.
Как следует из материалов дела, 04.12.2018 в ЕФРСБ (сообщение № 3275530) конкурсным управляющим опубликованы сведения о созыве собрания кредиторов должника ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» на 19.12.2018 в 16 часов 00 минут со следующей повесткой дня:
1. О рассмотрении отчетов конкурсного управляющего должника о своей деятельности и об использовании денежных средств должника.
2. Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока конкурсного производства в отношении должника.
3. Прекращение полномочий комитета кредиторов в составе ФИО8, ФИО9, ФИО6
4. Избрание новых членов комитета кредиторов.
В указанном выше сообщении о проведении собрания также перечислены материалы, подлежащие рассмотрению собранием кредиторов: отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и об использовании денежных средств.
19.12.2018 состоялось собрание кредиторов ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», на котором с правом голоса присутствовали представители:
1. АК «Чешский экспортный банк» - 54, 727% от общего количества голосов кредиторов и уполномоченного органа, включенных в реестр требований кредиторов должника
2. АО «Вологодская областная энергетическая компания» - 19,98 % от общего количества голосов кредиторов и уполномоченного органа, включенных в реестр требований кредиторов должника
3. ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» - 7, 322 % от общего количества голосов кредиторов и уполномоченного органа, включенных в реестр требований кредиторов должника
4. Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области - 2, 444 % от общего количества голосов кредиторов и уполномоченного органа, включенных в реестр требований кредиторов должника,
обладающие в совокупности 84,47 % голосов от общего количества голосов кредиторов и уполномоченного органа, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Согласно протоколу собрания кредиторов от 19.12.2018 конкурсный управляющий огласил повестку для собрания и сообщил, что у него есть заявление о необходимости включения в повестку дня следующего дополнительного вопроса «Заключить договор на оказание услуг по реконструкции ГТ-2 с ООО «Солар Турбинс СаАсЭс» на сумму 6 759 751,01 (шесть миллионов семьсот пятьдесят девять тысяч семьсот пятьдесят один и 1/100) доллара США, в т.ч. НДС».
Конкурсный управляющий разъяснил, что голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по ним будет проведено после рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания.
Затем состоялось голосование и принятие решений по вопросам повестки дня с первого по четвертый, включенных в повестку дня.
Конкурсный управляющий озвучил причины необходимости включения в предложенного им дополнительного вопроса.
До проведения голосования по вопросу о включении предложенного конкурсным управляющим дополнительного вопроса в повестку дня от уполномоченного органа поступило предложение о включении в повестку дня дополнительного вопроса об отложении собрания кредиторов.
Конкурсный управляющий предложил проголосовать по данному вопросу до рассмотрения предложенного им дополнительного вопроса.
Кредиторами 100% голосов присутствующих на собрании принято решение о включении в повестку дня дополнительного вопроса об отложении собрания кредиторов и в результате голосования по вопросу отложения собрания кредиторов количеством голосов 62,049% от числа включенных в реестр принято решение: не откладывать собрание кредиторов.
Далее участники собрания проголосовали за включение в повестку дня второго дополнительного вопроса.
По второму дополнительному вопросу повестки дня количеством голосов 62, 049% (АК «Чешский экспертный банк» и ООО «Газпром межрегионгаз Вологда») принято решение «Включить в повестку дня собрания кредиторов вопрос: Заключить договор на оказание услуг по реконструкции ГТ-2 с ООО «Солар Турбинс СиАсЭс» на сумму 6 759 751,01 (шесть миллионов семьсот пятьдесят девять тысяч семьсот пятьдесят один и 1/100) доллара США, в т.ч. НДС».
Представитель уполномоченного органа по данному вопросу голосовал против.
Затем на голосование поставлен вопрос о заключении договора с ООО «Солар Турбинс СиАсЭс».
По данному дополнительному вопросу повестки дня количеством голосов 62, 049% (АК «Чешский экспертный банк» и ООО «Газпром межрегионгаз Вологда») принято решение «Заключить договор на оказание услуг по реконструкции ГТ-2 с ООО «Солар Турбинс СиАсЭс» на сумму 6 759 751,01 (шесть миллионов семьсот пятьдесят девять тысяч семьсот пятьдесят один и 1/100) доллара США, в т.ч. НДС».
В протоколе собрания кредиторов от 19.12.2018, составленному конкурсным управляющим, осуществляющим организацию и проведение собрания, указано, что представить уполномоченного органа по дополнительному третьему вопросу не голосовал.
Таким образом, вопрос о заключении договора с по реконструкции ГТ-2 с ООО «Солар Турбинс СаАсЭс» конкурсным управляющим в протоколе определен как третий дополнительный.
В силу статьи 15 Закона о банкротстве решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Иное установлено в пункте 2 названной статьи, из которой следует, что большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, собранием кредиторов принимаются решения об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов; о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов; о введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении графика погашения задолженности; о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении и изменении плана внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего; об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях; о заключении мирового соглашения в порядке и на условиях, которые установлены пунктом 2 статьи 150 настоящего Закона.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на собраниях кредиторов: в ходе наблюдения; в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве; по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий; по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению; в ходе реструктуризации долгов гражданина; в ходе реализации имущества гражданина.
В процедуре конкурсного производства АК «Чешский экспортный банк» обратился в суд с заявлением о внесении изменений в реестр требований кредиторов должника в связи с его частичным отказом на сумму 700 000 000 руб. от реализации прав залогодержателя. На основании определения суда от 16.02.2018 требования Банка в размере 700 000 000 руб. подлежат учету как не обеспеченная залогом имущества должника, и соответственно, представляют право голоса на собраниях; остальные включенные в реестр требования остались обеспечены залогом.
Следовательно, в рассматриваемом случае, оспариваемые решения по дополнительным вопросам повестки дня о включении в повестку дня собрания кредиторов вопроса о заключении договора на оказание услуг по реконструкции ГТ-2 с ООО «Солар Турбинс СаАсЭс» (второй дополнительный) и принятие решения о заключении договора на оказание услуг по реконструкции ГТ-2 с ООО «Солар Турбинс СаАсЭс» (третий дополнительный) приняты с соблюдением установленного кворума.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающем дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в процессе о банкротстве, или третьих лиц.
Таким образом, признание решения собрания кредиторов недействительным возможно в двух случаях: если решение собрания кредиторов принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов или если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц.
В предмет доказывания входит установление обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов подателя жалобы либо о превышение компетенции собрания кредиторов.
При этом союз «либо» носит характер дизъюнкции, то есть достаточно установить одно из условий, а не их совокупность.
Конкурсный управляющий указывает на необходимость отказа уполномоченному органу в удовлетворении заявленных требований, поскольку в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника уполномоченный орган ранее обращался в суд с заявлением о признании недействительным решения комитета кредиторов от 19.05.2017 об обязании внешнего управляющего ФИО2 заключить договор на выполнение работ по капитальному ремонту ГТ-3 с ООО «Сорал Турбинс СиАйСи» ориентировочно на сумму 6 664 036, 85 доллара США. Определением суда первой инстанции от 12.01.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018, отказано уполномоченному органу в удовлетворении требований.
Суд считает необоснованной ссылку конкурсного управляющего о том, что поскольку в 2018 году уполномоченному органу было отказано в удовлетворении требований при оспаривании им решения о ремонте ГТ-3, то в данном случае при оспаривании решения о ремонте другой ГТ-2 также должно быть автоматически отказано. Газотурбинные установки, в отношении которых принято решение о ремонте, разные; обстоятельства и доводы, которые положены к основу заявления уполномоченного органа при оспаривании решения собрания от 19.12.2019 не идентичны.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о банкротстве лицо, которое проводит собрание кредиторов, обязано обеспечить возможность ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения, не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральнымзаконом.
В пункте 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 (далее - Обзор от 26.12.2018) содержаться разъяснения, в которых указано, что при включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов должны соблюдаться права участников собрания на ознакомление со всеми материалами и информацией по новым вопросам повестки. Указанные лица должны иметь возможность получить всю необходимую информацию своевременно. Положения Закона о банкротстве, обязывающие лицо, которое проводит собрание кредиторов, обеспечить возможность всем участникам собрания ознакомиться с материалами повестки дня, относятся также к дополнительным вопросам, включаемым в повестку (абзац седьмой пункта 3 статьи 13 Закона о банкротстве).
Вопрос об обоснованности направлении денежных средств должника из конкурсной массы в размере 6759751, 01 доллара США (примерно 430 000 000 руб.) на ремонт имущества должника является существенным для кредиторов, поскольку денежные средства из конкурсной массы вкладываются в имущество должника после несостоявшихся первых и повторных торгов, а не на расчеты с кредиторами. В целях формирования позиции по этому вопросу уполномоченному органу необходимо заблаговременно ознакомиться со всеми документами, в том числе: обосновывающими необходимость ремонта, заключение договора именно с организацией, предложенной конкурсным управляющим, по размеру цены контракта и т.д.
Согласно протоколу собрания кредитов от 19.12.2018, конкурсный управляющий обосновывая необходимость включения в повестку дня дополнительного вопроса касательно оказания услуг по реконструкции ГТ-2 ссылался на документы, в отношении которых уполномоченный орган указывает, что они не были переданы для ознакомления (отчет специалистов Солар Турбинс от 08.10.2017, уведомления ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» 2015, 2016, 2017 годов о согласовании вывода из эксплуатации газотурбинной теплоэлектроцентрали, решение администрации сельского поселения Красавино об отказе в согласовании вывода из эксплуатации ГТ-2 до 31.12.2021, постановление администрации городского поселения Красавино от 10.10.2014 № 155, требование АО «Техническая инспекция ЕЭС» о проведении реконструкции ГТ-2 в связи с превышением межремонтного ресурса; документы, подтверждающие износ и истечение срока эксплуатации ГТ-2 (высокий уровень наработки), акты подтверждающие частые аварийные отключения ГТ-2, документы в отношении ООО «Солар Турбинс СиАйЭс»; документы, обосновывающие необходимость заключения контракта именно с ООО «Солар Турбинс СиАйЭс» по цене 6759751, 01 доллара США).
Конкурсный управляющий, направил документы в арбитражный суд по оспариваемому собранию кредиторов от 19.12.2018. К сопроводительному письму от 24.12.2018 (том 112 л.д. 81, 113) приложил протокол собрания; журнал регистрации; документы, подтверждающие полномочия участников собрания; бюллетени для голосования; реестр требований кредиторов; отчет о своей деятельности, отчет об использовании денежных средств.
Каких-либо документов, на которые ссылался конкурсный управляющий в выступлении на собрании 19.12.2018, в отношении второго и третьего дополнительных вопросов повестки дня о включении в повестку вопросов о заключении договора на ремонт и принятия решения о заключении договора на ремонт, среди поступившего пакета документов от конкурсного управляющего в суд, не имеется.
К отзыву от 13.03.2019 на рассматриваемое заявление уполномоченного органа, конкурсным управляющим приложены копия заключения ОАО «СО ЕЭС» от 26.06.2017, копия заключения осмотра двигателя от 08.10.2017.
Конкурсный управляющий не оспаривает, что документы, на которые он ссылался в обоснование необходимости включения в повестку вопроса о заключении договора на ремонт с ООО «Солар Турбинс СиАйЭс» по цене 6759751, 01 доллара США, представителю уполномоченного органа не передавались для ознакомления.
Между тем, конкурсный управляющий возражая против доводов уполномоченного органа указывает, что им на собрании озвучены все документы, обосновывающие проведение реконструкции.
Данные доводы конкурсного управляющего отклоняются судом, поскольку Закон о банкротстве (пункт 3 статьи 13) возлагает на лицо, которое проводит собрание кредиторов, обязанность по обеспечению возможности ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов, то есть фактического предоставления документов для визуального восприятия содержащейся в документах информации с целью формирования своего собственного мнения. Перечисление на собрании кредиторов документов конкурсным управляющим и озвучивание возможного содержания информации в них (воспринятой конкурсным управляющим) не является исполнением обязанности по предоставлению возможности ознакомления с самими документами.
Кроме того, конкурсный управляющий в дополнительных пояснениях указывает, что представитель уполномоченного органа принимал участие в собрании кредиторов 19.12.2018, однако никаких требований об ознакомлении с их стороны не поступило.
Согласно протоколу собрания от 19.12.2018 до проведения голосования по вопросу о включении предложенного конкурсным управляющим дополнительного вопроса в повестку дня, от уполномоченного органа поступило предложение о включении в повестку дня дополнительного вопроса об отложении собрания кредиторов. По первому дополнительному вопросу повестки дня кредиторами было принято решение не откладывать собрание кредиторов.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа пояснил, что ходатайствовал об отложении собрания кредиторов именно для ознакомления с документами, на которые ссылался конкурсный управляющий в обоснование необходимости включения в повестку дня дополнительного вопроса о заключении контракта с ООО «Солар Турбинс СиАйЭс». Иных причин для заявления ходатайства об отложении собрания не имелось; остальные вопросы, включенные изначально в повестку дня, были рассмотрены.
В связи с изложенным, отклоняются доводы конкурсного управляющего о том, что никаких требований со стороны уполномоченного органа для представления возможности ознакомится с документами, не поступало. Факт обращения представителя уполномоченного органа с ходатайством об отложении зафиксирован в протоколе, составленном самим конкурсным управляющим. Доказательств и обоснования того, что уполномоченный орган обращался за отложением собрания кредиторов по каким-либо иным причинам (с учетом того, что все вопросы повестки дня были рассмотрены) конкурсным управляющим не представлено.
Возражения конкурсного управляющего, основанные на том, что количество голосов, которыми обладал уполномоченный орган, не могло повлиять на принятые собранием кредиторов оспариваемые решения по дополнительным вопросам решения, не могут быть приняты во внимание. Законодательство о банкротстве не предусматривает предоставление преимущественных прав какому-либо кредитору, обладающему большим или меньшим количеством голосов. Возможность принятия участия в обсуждении существенных вопросов с соблюдением права на ознакомление с материалами по вынесенным вопросам с целью формирования своего объективного мнения по вопросам, должна быть предоставлена всем лицам, имеющим право на участие в собрании кредиторов, независимо от количества голосов, которыми они обладают при голосовании.
При проведении собраний должно соблюдаться равенство прав кредиторов, в том числе право знать о вопросах повестки дня, ознакомиться с материалами, представленными участникам собрания кредиторов в пределах разумных сроков, поскольку участие в собрании кредиторов должника является одним из основных правомочий кредитора и необходимость соблюдения его права ознакомления с материалами, выражать позицию по вопросам презюмируется Законом о банкротстве.
Спонтанное включение в повестку дня существенных для кредиторов вопросов в качестве дополнительных вопросов, при нарушении прав кредиторов на ознакомления с материалами и лишение возможности формирования собственной позиции, не соответствуют установленному законодательству порядку, нарушают права и законные интересы кредиторов.
На основании изложенного решения собрания кредиторов должника от 19.12.2018 по второму и третьему дополнительным вопросам повестки дня о включении в повестку дня собрания кредиторов вопроса о заключении договора на оказание услуг по реконструкции ГТ-2 с ООО «Солар Турбинс СаАсЭс» на сумму 6759751,01 доллара США и о заключении договора на оказание услуг по реконструкции ГТ-2 с ООО «Солар Турбинс СаАсЭс» на сумму 6759751,01 доллара США, подлежат признанию недействительными, поскольку в результате лишения права на ознакомление с материалами и ограниченного времени, уполномоченный орган не смог сформировать волю, определить объективную позицию по спорным существенным вопросам, допущенные отступления от требований Закона о банкротстве нарушают права и законные интересы кредиторов должника.
Руководствуясь статьями 14, 15, 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
о п р е д е л и л:
признать недействительными решения собрания кредиторов государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области «Вологдаоблкоммунэнерго» от 19.12.2018 по второму и третьему дополнительным вопросам повестки дня.
Определение подлежит немедленному исполнению.
Определение может быть обжаловано в течение четырнадцати дней со дня его вынесения в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.В.Дмитриева