ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А13-6810/18 от 10.09.2019 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000,

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 сентября 2019 года г. Вологда Дело № А13-6810/2018

Резолютивная часть определения вынесена 10 сентября 2019 года.

Полный текст определения изготовлен 17 сентября 2019 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Корюкаевой Т.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шаталовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи заявление Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области о признании обоснованной задолженности в размере 6626 руб. 33 коп. и подлежащей удовлетворению за счёт имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, а также о признании текущим требования в размере 7043 руб. 46 коп., в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; 162460, <...>),

при участии от заявителя ФИО2 по доверенности от 06.05.2019,

у с т а н о в и л:

конкурсный управляющий индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (далее – ГКФХ ФИО3) ФИО4 08.05.2018 в порядке статей 3, 6, 11, 39 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – ГКФХ ФИО1, должник).

Определением от 11 мая 2018 года заявление оставлено без движения, определением от 22 мая 2018 года заявление – принято к производству и возбуждено производство по делу о банкротстве ГКФХ ФИО1

Определением от 19 июля 2018 года (резолютивная часть определения объявлена 16.07.2018) требования конкурсного управляющего ГКФХ ФИО3 признаны обоснованными, в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена ФИО5.

Решением от 04 декабря 2018 года (резолютивная часть решения объявлена 03.12.2018) ГКФХ ФИО1 признана несостоятельной (банкротом) и в отношении неё открыта процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим должника утверждена ФИО5

Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (далее – Департамент) 05.07.2019 обратился в суд с заявлением овключении в реестр требований кредиторов ГКФХ ФИО1 задолженности в сумме 13669 руб. 79 коп.

Определением от 12 июля 2019 года заявление Департамента принято к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению требований кредитора.

Конкурсный управляющий в отзыве по существу требования заявителя возражал: представил контррасчет задолженности; указал на пропуск заявителем срока, установленного статьями 100, 142 Закона о банкротстве для включения в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 6 624 руб. 49 коп.; сослался на текущий характер задолженности в сумме 7041 руб. 50 коп., основанной на отношениях по выдаче должнику субсидии в сумме 171 744 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании уточнил заявленные требования: просил признать обоснованной задолженность в размере 6626 руб. 33 коп. и подлежащей удовлетворению за счёт имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов ГКФХ ФИО1, задолженность в сумме 7043 руб. 46 коп. просил признать текущей.

Уточнение принято судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статьи 123 АПК РФ, в судебное заседание не явились, в связи с чем заявление рассмотрено по состоявшейся явке с положениями статьи 156 АПК РФ.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

С учётом публикации сведения о признании должника банкротом 15.12.2018 и обращения Департамента в суд 05.07.2019, срок, определённый статьями 100, 142 Закона о банкротстве, заявителем пропущен.

При этом разъяснения пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 23 июля 2009 года № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» к рассматриваемому случаю не подлежат, поскольку требования заявителя не подтверждены вступившим в законную силу судебным актом.

Как разъяснено в пункте 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 года № 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве», согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Последствия пропуска названного срока специально урегулированы в пунктах 4, 5 статьи 142 Закона о банкротстве, возможность его восстановления законодательством не предусмотрена.

В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 100 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ) сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.

Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в ЕФРСБ сведений о получении требований соответствующего кредитора. Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.

В установленный срок возражений по требованию кредитора не поступило.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 13.02.2017 № 154 (далее – Порядок), между Департаментом и главой ГКФХ ФИО1 20.04.2018 заключено соглашение № 2 (далее – Соглашение). По условиям Соглашения Департамент обязался предоставить должнику в 2018 году из областного бюджета субсидию в целях возмещения части затрат, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, связанных с собственным производством коровьего и/или козьего молока.

ГКФХ ФИО1 была предоставлена субсидия в следующем размере (п. 2.1 Соглашения):

- в 2018 году за коровье молоко за 1 квартал 2018 года – 383 906 руб. 00 коп., в том числе из федерального бюджета – 222 333 руб. 00 коп., из областного бюджета – 161 573 руб. 00 коп.

Департамент исполнил свою обязанность по Соглашению в полном объёме и перечислил Должнику денежные средства, что подтверждается платёжными поручениями от 23.04.2018 № 861 и от 24.04.2018 № 963.

Кроме того, между Департаментом и должником было заключено дополнительное соглашение от 24.07.2018 к вышеуказанному Соглашению, на основании которого сумма субсидии за коровье молоко была увеличена за 2 квартал 2018 года на 408 073 руб. 00 коп., в том числе из федерального бюджета – 236 329 руб. 00 коп., из областного бюджета – 171 744 руб. 00 коп.

Департамент исполнил свою обязанность и перечислил должнику денежные средства, что подтверждается платёжными поручениями от 25.07.2018 № 1625 и от 26.07.2018 № 1844.

В соответствии с п. 4.3.2 Соглашения, должник обязан был обеспечить достижение значения показателя результативности, указанного в приложении 2 Соглашения – 1160 тонн.

ГКФХ ФИО1 не достигнут показатель результативности по производству молока значение показателя составило 684,268 тонн. Процент выполнения плана составил 58,98%.

В силу пункта 4.3. Порядка в случае недостижения показателя результативности, указанного в пункте 2.14 Порядка, субсидия подлежит возврату в следующем порядке:

при выполнении показателя результативности в размере от 50% до 100% от уровня, предусмотренного Соглашением, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в размере, рассчитанном по формуле:

Vвозврата = Vсубсидии x k x 0.1, где:

Vвозврата - сумма субсидий к возврату i-й Организации, рублей;

Vсубсидии - субсидия i-й Организации, предоставленная за реализованное и/или отгруженное на собственную переработку молоко за отчетный год, с учетом перерасчета субсидии за декабрь отчетного года, произведенного в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Порядка, рублей;

k - коэффициент возврата субсидии.

Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по следующей формуле:

k = 1 - FPMi / ZPMi, где:

FPMi - фактическое значение выполнения показателя результативности i-й Организации, тонн;

ZPMi - показатель результативности по валовому производству молока для i-й Организации на текущий финансовый год, установленный Соглашением, тонн.

Согласно представленному Департаментом расчёту задолженность ГКФХ ФИО1 перед заявителем составляет 13 669 руб. 79 коп.

Расчет задолженности судом проверен.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается статьей 310 ГК РФ.

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 23 июля 2009 года № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», Денежное обязательство должника по возврату или возмещению стоимости неосновательного обогащения для целей квалификации в качестве текущего платежа считается возникшим с момента фактического приобретения или сбережения имущества должником за счет кредитора.

Учитывая изложенное, требование Департамента к должнику в части возврата субсидии в размере 6626 руб. 33 коп. (по выплатам в апреле 2018 года) является реестровым, а в части 7043 руб. 46 коп. (по выплатам в июле 2018 года) – текущим.

В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом ВАС РФ в постановлении от 15 декабря 2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования.

С учетом изложенного производство по требованию заявителя в размере 7041 руб. 50 коп. следует прекратить применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 100, 137, 142 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 150, 151, 184, 187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

о п р е д е л и л:

признать обоснованным требование Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области в размере 6626 руб. 33 коп. к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; 162460, <...>). Требование подлежит удовлетворению в порядке, определённом пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» за счёт имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов должника.

Производство по требованию Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в размере 7043 руб. 46 коп. прекратить.

Определение подлежит немедленному исполнению.

Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья Т.Г. Корюкаева