АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об истребовании доказательств
г. Биробиджан Дело № А16-30/2017
приложение № 1
03 июля 2017 года
Резолютивная часть определения объявлена 26.06.2017. Полный текст определения изготовлен 03.07.2017.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Козыревой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снегурковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление арбитражного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Ремстройучасток-3» об истребовании доказательств
по делу о признании общества с ограниченной ответственностью «Ремстройучасток-3» (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>) несостоятельным (банкротом),
заинтересованное лицо – ФИО1
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Единый заказчик» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице ФИО2 (далее – заявитель, конкурсный кредитор, администрация) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Ремстройучасток-3» (далее – общество, должник) несостоятельным (банкротом).
Определением от 18.01.2017 заявление конкурсного кредитора принято судом к производству, возбуждено производство по делу о банкротстве.
Определением от 13.02.2017 в отношении должника введена процедура банкротства – наблюдение сроком на три месяца или до 06 мая 2017 года. Временным управляющим должника утверждена ФИО3.
Объявление о введении в отношении должника процедуры банкротства – наблюдения опубликовано 22.02.2017 в газете «Коммерсантъ» № 33.
Определением от 13.02.2017 судебное заседание по рассмотрению дела о банкротстве назначено на 02 мая 2017.
В рамках настоящего дела о несостоятельности (банкротстве) временный управляющий ФИО3 обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением об истребовании у генерального директора ООО «Ремстройучасток-3» ФИО1 информации и документов, необходимых для осуществления полномочий временного управляющего.
Определением от 17.03.2017 заявление принято к рассмотрению, судебное заседание назначено на 24.04.2017.
В связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении заинтересованного лица – ФИО1 о времени и месте судебного разбирательства определением от 24.04.2017 судебное заседание отложено на 29.05.2017.
Решением от 11.05.2017 общество с ограниченной ответственностью «Ремстройучасток-3» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура банкротства – конкурсное производство, сроком на четыре месяца, или до 02 сентября 2017 года.
Обязанности конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Ремстройучасток-3» возложены на члена ассоциации саморегулируемая организация «Объединение арбитражных управляющих «Лидер» ФИО3.
Объявление о введении в отношении должника процедуры банкротства – конкурсное производство опубликовано 20.05.2017 в газете «Коммерсантъ» № 88.
До начала судебного заседания 26.05.2017 от арбитражного управляющего поступило уточнение ходатайства об истребовании доказательств, а также ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие арбитражного управляющего.
В уточненном заявлении арбитражный управляющий просила суд обязать ФИО1 передать в распоряжение конкурсного управляющего ООО «Ремстройучасток-3»:
1. Учредительные документы ООО «Ремстройучасток-3» (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации ИНН, ОГРН) и внесенные изменения. Протоколы, решения собраний и руководящих органов, приказы и распоряжения руководителя.
2. Документы бухгалтерской отчётности, отчетности в органы статистики (квартальные, годовые).
3. Журнал - ордер по счету № 01, 02, книги аналитического учета основных средств, амортизации, первичная бухгалтерская документация к ним, инвентаризационная книга основных средств, инвентарные карточки по основным средствам, ежегодные инвентаризационные описи. Документы, подтверждающие права предприятия на недвижимое имущество, земельные участки, технические паспорта, свидетельства о регистрации права собственности.
4. Журнал - ордер по счету № 001, книги аналитического учета арендованных основных средств, первичная бухгалтерская документация к ним.
5. Журнал - ордер по счету № 08 и книги аналитического учета вложений во внеоборотные активы, первичная бухгалтерская документация к ним.
6. Журнал - ордер по счету № 10 и книги аналитического учета материалов, запасных частей и иных материальных ценностей, первичная бухгалтерская документация к ним.
7. Журнал - ордер по счету № 19 и книги аналитического учета НДС по приобретенным ценностям, первичная бухгалтерская документация к ним.
8. Журнал-ордер по счету № 50 и кассовые книги, первичная бухгалтерская документация к ним.
9. Журнал-ордер по счету № 51, первичная бухгалтерская документация к ним, выписки по расчетным счетам.
10. Журнал-ордер по счету № 58, книги аналитического учета финансовых вложений, первичная бухгалтерская документация к ним, акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам.
11. Журналы ордера по счету № 60 и книги аналитического учета по расчетам с поставщиками, первичная бухгалтерская документация к ним, книги покупок, журналы учета полученных счетов-фактур.
12. Журналы-ордера по счету № 62 и книги аналитического учета по расчетам с покупателями и заказчиками, первичная бухгалтерская документация к ним, книги продаж, журналы учета выданных счетов-фактур.
13. Журналы-ордера по счету № 68 и книги аналитического учета расчетов по налогам и сборам, налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам по налогам, с отметками о принятии (извещения о вводе через ТКС).
14. Журналы-ордера по счету № 69 и книги аналитического учета расчетов по страховым взносам на обязательно пенсионное страхование, взносам в ФФОМС, ФСС, расчетные ведомости по установленным формам с отметкой о приеме (извещения о вводе через ТКС).
15. Журналы-ордера по счету № 70, расчетные ведомости по заработной плате, первичная бухгалтерская документация к ним личные карточки сотрудников, приказы и распоряжения директора по личному составу.
16. Журналы-ордера по счету № 71 и книги аналитического учета по расчетам с подотчетными лицами, первичная бухгалтерская документация к ним.
17. Журналы-ордера по счету № 76 и книги аналитического учета по расчетам с разными дебиторами, первичная бухгалтерская документация к ним.
18.Главные книги.
19. Аудиторские проверки, документы по проверке деятельности предприятия по различным направлениям иными уполномоченными органами.
20. Разрешительную документацию по деятельности предприятия (акты ввода, регистрации, учёта и пр.).
21. Акты сверок с дебиторами и кредиторами и первичную документацию к ним (договоры, акты выполненных работ, счета, счета-фактуры).
22. Договоры, соглашения, контракты, заключенные предприятием со всеми юридическими и физическими лицами.
23. Сведения об участии в других юридических лицах.
24. Электронную базу 1С или иную программу, используемую для ведения бухгалтерского учета.
25. Приказы по учетной политике.
26. Лицензии, сертификаты.
27. Документы о требованиях третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, налоговых органов, документы об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.).
28. Печати, штампы, электронные цифровые подписи.
29. Всю переписку с юридическими и физическими лицами, книги регистрации входящей-исходящей документации.
30. Иную документацию по деятельности, имуществу, правам требованиям и обязательствам предприятия.
31. Акты выездных налоговых проверок, аудиторские заключения.
32. Материальные и иные ценности.
33. Выписки по лицевым счетам, отражающие начисление и оплаты по жилищно-коммунальным услугам (с указанием наименования и/или Ф.И.О., адреса, периода, в разрезе оказанных услуг).
34. Программу (программный комплекс) либо иной материальный носитель, в котором велся учет начислений и оплат по жилищно-коммунальным услугам.
35. Исполнительные листы, судебные приказы, документы исполнительного производства (постановления, акты и пр.).
36. Расшифровку всех проведённых бухгалтерских корректировок и обосновывающие документы.
Определением от 29.05.2017 в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении заинтересованного лица – ФИО1 о времени и месте судебного заседания, судебное заседание отложено на 22.06.2017.
В судебном заседании 22.06.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 26.06.2017.
Саморегурируемой межрегиональной общественной организацией «Ассоциация антикризисных управляющих» 02.05.2017 представлена кандидатура ФИО4.
Определением от 16.06.2017 конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Ремстройучасток-3» утвержден член саморегулируемой межрегиональной общественной организации «Ассоциация антикризисных управляющих» ФИО4.
В силу пункта 6 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих.
От конкурсного управляющего 26.06.2017 поступило ходатайство о рассмотрении заявления об истребовании доказательств в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Судебные извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (абзац 2 части 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебное извещение (телеграмма), направлено заинтересованному лицу ФИО1– заказным письмом с уведомлением по адресу указанному в справке отдела адресно-справочной работы, представленной по запросу Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11.05.2017 № 5. Уведомлением оператора связи, поступившему в арбитражный суд 23.06.2017 сообщено, что телеграмма, поданная Арбитражным судом Еврейской автономной области не доставлена, поскольку дверь закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.
В силу пункта 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации
Суд не располагает иными сведениями о месте нахождения и месте жительства заинтересованного лица.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что Арбитражным судом Еврейской автономной области предприняты достаточные меры для надлежащего уведомления ФИО1 о дате, времени и месте проведения судебного заседания.
При таких обстоятельствах, суд признает извещение заинтересованного лица о времени и месте судебного заседания надлежащим.
Конкурсный управляющий, заинтересованное лицо и иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, дополнений и отзывы соответственно, суду не представили. Суд на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел заявление арбитражного управляющего в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 04.03.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о том, что генеральным директором должника является ФИО1. Единственным участником общества является ФИО1, о чем 20.02.2016 в Едином государственном реестре юридических лиц внесена соответствующая запись.
В адрес генерального директора должника арбитражным управляющим 17.02.2017 направлен запрос от 15.02.2017 № 54 на основании статьей 64, 66 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», о представлении в течение трех дней с момента получения запроса арбитражному управляющему перечень информации и документов, необходимых для осуществления полномочий арбитражного управляющего.
Запрос оставлен без удовлетворения, что послужило основанием для обращения арбитражного управляющего в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 64 Закона о банкротстве, не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.
На основании статьи 66 Закона о банкротстве органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.
Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.
За время рассмотрения заявления, решением от 02.05.2017 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ремстройучасток-3» введена процедура банкротства – конкурсное производство сроком на четыре месяца, или до 02 сентября 2017 года.
В связи с данными обстоятельствами, конкурсным управляющим 26.05.207 представлено уточнение к ходатайству об истребовании доказательств и просил удовлетворить заявление на основании статьи 126 Закона о банкротстве.
В пункте 1 статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО) перечислены документы, которые обязано хранить общество, а пунктом 2 указанной статьи определено, что общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
В силу статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
Согласно пункту 4 статьи 32 Закона об ООО руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.
Статьей 40 Закона об ООО установлено, что единоличным исполнительным органом общества является директор.
Согласно части 1 статьи 44 Закона об ООО, а также части 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Для осуществления своих полномочий генеральный директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган общества отвечает за сохранность документов.
Согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Данная норма закрепляет обязанность руководителя должника в установленный срок вне зависимости от поступления либо не поступления соответствующего запроса представить конкурсному управляющему перечисленные документы и материальные ценности.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в случае отказа или уклонения бывшего руководителя должника от передачи бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей арбитражному управляющему он вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их истребовании по правилам частей 4 и 6 - 12 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (при этом для конкурсного управляющего истребуются оригиналы документов и сами ценности). В определении об их истребовании суд указывает, что они должны быть переданы арбитражному управляющему; в случае неисполнения соответствующего судебного акта суд вправе выдать исполнительный лист, а также наложить на нарушивших свои обязанности лиц штраф (часть 9 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В случае необходимости суд вправе также истребовать их и у бывших руководителей должника, а также у других лиц, у которых имеются соответствующие документы.
Из содержания пункта 2 статьи 126 и пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве следует, что процедура передачи и принятия бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, имущества, материальных ценностей является двухсторонней и должна сопровождаться составлением соответствующего документа.
Наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у руководителя должника предполагается и является обязательным требованием закона.
Статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплен принцип состязательности в арбитражном процессе. Указанный принцип предполагает активную роль сторон в процессе, т.е. именно на них лежит бремя сбора и представления доказательств и именно сторона, не представившая доказательств, несет возможные риски, связанные с этим.
Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается.
Учитывая данный принцип, любое утверждение о невыполнении или ненадлежащем выполнении участниками гражданских правоотношений своих обязанностей (в том числе о фактах, имеющих отрицательное значение) в арбитражном процессе должно быть подтверждено соответствующими доказательствами.
Доказательств, того, что ФИО1 исполнил свою обязанность по передаче документации, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах обязанность по передаче истребованных документов должна быть возложена на руководителя общества, а именно ФИО1.
Руководствуясь статьей 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 66, 156, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
заявление арбитражного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Ремстройучасток-3» удовлетворить.
Обязать ФИО1 передать в распоряжение конкурсного управляющего ООО «Ремстройучасток-3»:
1. Учредительные документы ООО «Ремстройучасток-3» (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации ИНН, ОГРН) и внесенные изменения. Протоколы, решения собраний и руководящих органов, приказы и распоряжения руководителя.
2. Документы бухгалтерской отчётности, отчетности в органы статистики (квартальные, годовые).
3. Журнал - ордер по счету № 01, 02, книги аналитического учета основных средств, амортизации, первичная бухгалтерская документация к ним, инвентаризационная книга основных средств, инвентарные карточки по основным средствам, ежегодные инвентаризационные описи. Документы, подтверждающие права предприятия на недвижимое имущество, земельные участки, технические паспорта, свидетельства о регистрации права собственности.
4. Журнал - ордер по счету № 001, книги аналитического учета арендованных основных средств, первичная бухгалтерская документация к ним.
5. Журнал - ордер по счету № 08 и книги аналитического учета вложений во внеоборотные активы, первичная бухгалтерская документация к ним.
6. Журнал - ордер по счету № 10 и книги аналитического учета материалов, запасных частей и иных материальных ценностей, первичная бухгалтерская документация к ним.
7. Журнал - ордер по счету № 19 и книги аналитического учета НДС по приобретенным ценностям, первичная бухгалтерская документация к ним.
8. Журнал-ордер по счету № 50 и кассовые книги, первичная бухгалтерская документация к ним.
9. Журнал-ордер по счету № 51, первичная бухгалтерская документация к ним, выписки по расчетным счетам.
10. Журнал-ордер по счету № 58, книги аналитического учета финансовых вложений, первичная бухгалтерская документация к ним, акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам.
11. Журналы ордера по счету № 60 и книги аналитического учета по расчетам с поставщиками, первичная бухгалтерская документация к ним, книги покупок, журналы учета полученных счетов-фактур.
12. Журналы-ордера по счету № 62 и книги аналитического учета по расчетам с покупателями и заказчиками, первичная бухгалтерская документация к ним, книги продаж, журналы учета выданных счетов-фактур.
13. Журналы-ордера по счету № 68 и книги аналитического учета расчетов по налогам и сборам, налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам по налогам, с отметками о принятии (извещения о вводе через ТКС).
14. Журналы-ордера по счету № 69 и книги аналитического учета расчетов по страховым взносам на обязательно пенсионное страхование, взносам в ФФОМС, ФСС, расчетные ведомости по установленным формам с отметкой о приеме (извещения о вводе через ТКС).
15. Журналы-ордера по счету № 70, расчетные ведомости по заработной плате, первичная бухгалтерская документация к ним личные карточки сотрудников, приказы и распоряжения директора по личному составу.
16. Журналы-ордера по счету № 71 и книги аналитического учета по расчетам с подотчетными лицами, первичная бухгалтерская документация к ним.
17. Журналы-ордера по счету № 76 и книги аналитического учета по расчетам с разными дебиторами, первичная бухгалтерская документация к ним.
18.Главные книги.
19. Аудиторские проверки, документы по проверке деятельности предприятия по различным направлениям иными уполномоченными органами.
20. Разрешительную документацию по деятельности предприятия (акты ввода, регистрации, учёта и пр.).
21. Акты сверок с дебиторами и кредиторами и первичную документацию к ним (договоры, акты выполненных работ, счета, счета-фактуры).
22. Договоры, соглашения, контракты, заключенные предприятием со всеми юридическими и физическими лицами.
23. Сведения об участии в других юридических лицах.
24. Электронную базу 1С или иную программу, используемую для ведения бухгалтерского учета.
25. Приказы по учетной политике.
26. Лицензии, сертификаты.
27. Документы о требованиях третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, налоговых органов, документы об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.).
28. Печати, штампы, электронные цифровые подписи.
29. Всю переписку с юридическими и физическими лицами, книги регистрации входящей-исходящей документации.
30. Иную документацию по деятельности, имуществу, правам требованиям и обязательствам предприятия.
32. Акты выездных налоговых проверок, аудиторские заключения.
33. Материальные и иные ценности.
34. Выписки по лицевым счетам, отражающие начисление и оплаты по жилищно-коммунальным услугам (с указанием наименования и/или Ф.И.О., адреса, периода, в разрезе оказанных услуг).
35. Программу (программный комплекс) либо иной материальный носитель, в котором велся учет начислений и оплат по жилищно-коммунальным услугам.
36. Исполнительные листы, судебные приказы, документы исполнительного производства (постановления, акты и пр.).
37. Расшифровку всех проведённых бухгалтерских корректировок и обосновывающие документы.
Определение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его вынесения.
Судья
М.А. Козырева