АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022 тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ по результатам рассмотрения заявления
г. Иваново Дело № А17-4409/2015 21 февраля 2019 года
Резолютивная часть определения объявлена 14 февраля 2019 года
Арбитражный суд Ивановской в составе судьи Толстого Р.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Устратовой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителя заявителя – ФИО1 по доверенности, представителя конкурсного управляющего – ФИО2 по доверенности, представителя ООО Управляющая компания «Комфорт» - ФИО3 по доверенности, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Шуи (далее должник, МП ЖКХ г. Шуи, ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 370601001, адрес:155912, <...>) заявление ФИО4 (155900, <...>) об исключении имущества должника из конкурсной массы,
УСТАНОВИЛ: в рамках дела о банкротстве МП ЖКХ г. Шуи ФИО4 обратилась в суд с заявлением об исключении из конкурсной массы Должника объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования - Городской округ Шуя (далее по тексту - имущество). Заявление мотивировано тем, что выставленное в составе Лота №1 на торги имущество Должника в соответствии с положениями ст. 9 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении» и ст. 132 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» относится к имуществу, изъятому из оборота, а значит, не подлежит включению в конкурсную массу. Одновременно с заявлением, ФИО4 было заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления торгов в электронной форме на электронной площадке «МЕТА-ИНВЕСТ» (эл. адрес: http://www.meta-invest.ru. конкурс № 0002974) по продаже Лота №1 («Технологический комплекс МП ЖКХ г. Шуя, включающий в себя объекты коммунальной инфраструктуры города Шуи, являющиеся социально-значимыми объектами для городского хозяйства, а именно: здания; сооружения; право аренды земельных участков; транспортные средства; специальная техника; оборудование и ТМЦ») до рассмотрения судом заявления ФИО4 об исключении из конкурсной массы Должника объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования - Городской округ Шуя. Определением арбитражного суда от 23.01.2019 заявление ФИО4 принято к производству, назначено судебное заседание на 07.02.2019. В судебном заседании объявлялся перерыв до 14.02.2019. Определением арбитражного суда от 23.01.2019 назначено судебное заседание по рассмотрению ходатайства о принятии обеспечительных мер. Определением арбитражного суда от 28.01.2019 ФИО4 отказано в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер. В судебном заседании 07.02.2019 представитель заявителя поддержала заявление в полном объеме. Выступила с дополнениями указав, что МП ЖКХ г. Шуяявляется единственной организацией, обеспечивающей холодное водоснабжение и водоотведение на территории городского округа Шуя. Постановлением Администрации городского округа Шуя от 25.06.2011 N 960 МП ЖКХ г. Шуя присвоен статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения. Имущество, необходимое для обеспечения холодного водоснабжения и водоотведения (объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения), закреплено за МП ЖКХ г. Шуя на праве хозяйственного ведения, собственником данного имущества выступает муниципальное образование - Городской округ Шуя. Заявителем указано, что ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении» устанавливает прямой императивный запрет на передачу таких объектов из муниципальной собственности в частную. Закон о банкротстве данный запрет не отменяет. По мнению заявителя, оправданной является позиция, согласно которой объекты централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности подлежат исключению из конкурсной массы должника в соответствии с п. 2 ст. 131 Закона о банкротстве и п. 1 ст. 9 Закона о водоотведении как изъятые из оборота. Оборотоспособность объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения определена в части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении, согласно которой отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются. Вышеуказанная редакция части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении действует с 04.08.2013 (с даты вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.07.2013 N 244-ФЗ (далее - Закон N 244-ФЗ). На дату вступления в силу данной редакции части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении (04.08.2013) действовала редакция пунктов 1, 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающая, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. Действующая редакция статьи 129 ГК РФ не содержит термина "имущество, изъятое из оборота". Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 142-ФЗ) правовой режим объектов гражданских прав, которые до дня вступления в силу Закона N 142-ФЗ признавались изъятыми из оборота и в соответствии с пунктом 2 статьи 129 ГК РФ (в редакции указанного Закона) признаются ограниченными в обороте, сохраняется. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 142-ФЗ данный Федеральный закон вступил в силу с 01.10.2013. Таким образом, поскольку с 04.08.2013 в силу части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении запрещена приватизация объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то есть данные объекты признавались изъятыми из оборота, то и после вступления в силу Закона N 142-ФЗ (01.10.2013) за ними сохраняется правовой режим объектов, изъятых из оборота. Согласно п. 2 ст. 131 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество. Указанные в Законе о водоснабжении ограничения обеспечивают защиту публичных интересов, имеющих приоритет над интересами конкурсных кредиторов свободно распоряжаться имуществом должника, в целях обеспечения безопасности таких систем и их отдельных объектов, недопущения прекращения эксплуатации данных объектов и предотвращения нарушений интересов неопределенного круга лиц. Конкурсный управляющий возражала на заявление ФИО4 по основаниям, подробно указанным в отзыве. Представитель ООО Управляющая компания «Комфорт» поддержала позицию заявителя. В судебном заседании объявлялся перерыв до 14.02.2019. После перерыва, лица, участвующие в деле, поддержали ранее заявленные позиции. Исследовав представленные в материалы дела документы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, судом установлено следующее. В Арбитражный суд Ивановской области 03.07.2015г. с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) МП ЖКХ г. Шуи обратилось ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Определением арбитражного суда от 24.08.2015г. заявление принято к производству, назначено судебное заседание по его рассмотрению. Определением суда от 23.09.2015г. произведено процессуальное правопреемство на стороне заявителя - с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на АО «Водоканал». Определением от 24 сентября 2015 года в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим утверждена ФИО5 Решением арбитражного суда от 21 марта 2016 года должник – МП ЖКХ г.Шуи признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена ФИО5 В обоснование заявленных требований ФИО4 указала, что в составе имущества МП ЖКХ г. Шуи, выставленного на продажу, имеются объекты коммунальной инфраструктуры города Шуя, изъятые из оборота (имущество, выставленное в составе Лота №1 на торги). Как следует из материалов дела, учредителем МП ЖКХ г. Шуя является городской округ Шуя в лице Комитета по управлению имуществом Администрации города Шуи. Полагая, что движимое и недвижимое имущество, выставленное в составе Лота №1 на торги, является имуществом, изъятым из оборота, ФИО4 обратилась в суд с заявлением об исключении из конкурсный массы должника спорного имущества. Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве). В рамках настоящего дела заявлено требование об исключении из конкурсной массы имущества должника, изъятого из оборота. В силу статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника. Исходя из смысла Закона и целей конкурсного производства, обязанность конкурсного управляющего по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника предусмотрена для формирования конкурсной массы должника и расчетов с кредиторами. В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию. Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых вложений, утвержденными Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49. Согласно пункту 1.3 Методических указаний, инвентаризации подлежит все имущество организации, независимо от его местонахождения, и все виды финансовых обязательств. Как следует из материалов дела, на основании полученных конкурсным управляющим документов проведена инвентаризация имущества должника; спорное имущество включено в состав конкурсной массы должника. В силу пункта 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, и при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 132 Закона о банкротстве, имущество, включенное в конкурсную массу на основании проведенной инвентаризации, не может быть исключено из нее (в том числе ни распорядительным актом конкурсного управляющего, ни решением собрания кредиторов). Согласно статье 131 Закона о банкротстве не подлежит включению в состав конкурсной массы лишь имущество, изъятое из оборота. Доказательств принадлежности должнику имущества, изъятого из оборота, не представлено, следовательно, материалами дела подтверждается, что состав конкурсной массы сформирован в соответствии с требованиями закона. В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что поскольку в федеральном законе, в частности, статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия. Следовательно, предприятие, получившее имущество на праве хозяйственного ведения, приобретает вещные права по владению, пользованию и распоряжению имуществом в пределах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации; при этом собственник не вправе по своему усмотрению изымать имущество у предприятия по основаниям, не предусмотренным законом (пункт 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Заявление ФИО4 об исключении спорного имущества из конкурсной массы должника фактически направлено на лишение предприятия возможности отвечать по своим долгам всем своим имуществом. Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает, что спорное имущество передано должнику во владение в целях осуществления уставной деятельности; исключение этого имущества из конкурсной массы должника повлечет нарушение прав должника и его кредиторов. Утверждение ФИО4 о необходимости исключения имущества из конкурсной массы в связи с тем, что спорное имущество в силу целевого назначения, заложенного при его создании, предназначалось для выполнения социально значимой функции и для решения вопросов тепло-водоснабжения населения в границах городского округа, подлежит отклонению на основании следующего. Пунктом 1 статьи 9 от 07.12.2011 N 416-ФЗ Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность, за исключением случаев приватизации государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, которым такие объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения, путем преобразования таких предприятий в акционерные общества. Однако указанная норма не содержит положений, исключающих возможность нахождения объектов водоснабжения и водоотведения в конкурсной массе и его дальнейшей продажи в соответствии со специальными положениями Закона о банкротстве, устанавливающими особый порядок реализации подобных объектов. Так, согласно положениям пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве. В соответствии с пунктом 6 статьи 129, пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве к социально значимым объектам отнесены в том числе объекты коммунальной инфраструктуры - объекты, относящиеся к системам жизнеобеспечения, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод. Таким образом, законодательство о банкротстве не исключает продажу социально значимых объектов, а лишь устанавливает особый порядок их продажи. Сам по себе факт принадлежности объектов коммунальной инфраструктуры к социально значимым не является безусловным основанием для исключения этого имущества из конкурсной массы. По смыслу положений применимого к спорным правоотношениям законодательства допустима продажа сетей водоснабжения и канализационных сетей коммерческим организациям при условии принятия покупателем на себя обязательства обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления кредитора. Руководствуясь статьями 60 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛ: в удовлетворении заявления ФИО4 отказать. Определение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вынесения во Второй арбитражный апелляционный суд. Жалоба подается через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Р.В. Толстой |