[A1]
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-11325/21 30.08.2021
Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 24.08.2021.
Полный текст определения изготовлен 30.08.2021.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Архипенко А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Линейцевым Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русэнергосбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 119048, Москва г, Комсомольский пр-т, 42, стр. 3, этаж 4, пом. 7)
к комитету по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес местонахождения: 666780, <...>, А)
о взыскании 467 445 руб.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Русэнергосбыт» обратилось к комитету по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования с требованиями о взыскании 40 000 руб., составляющих часть стоимости потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства в ноябре 2020 года.
Ответчик в представленном отзыве возражал против удовлетворения исковых требований по мотиву документальной неподтвержденности количества отыскиваемых к оплате потерь электрической энергии и предъявления иска к ненадлежащему ответчику.
[A2] Обстоятельства дела.
ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» является гарантирующим поставщиком и осуществляет продажу электрической энергии (мощности) на территории Иркутской области, в том числе населению и иным потребителям Усть-Кутского муниципального образования через взаимодействие с сетевой организацией.
В собственности Усть-Кутского муниципального образования находились и находятся объекты электросетевого хозяйства, расположенные в Усть-Кутском районе Иркутской области п.Ния, как-то:
Резервная дизельная электростанция (нежилое помещение) <...>
Сооружение электроэнергетики: ВЛ -0,4 кВ <...> За;
Нежилое здание: ТП 2, <...>;
Сооружение электроэнергетики: КТП -10 кВ <...>;
Сооружение электроэнергетики: КТП -15 кВ <...>;
Сооружение энергетики: КТП - 8 кВ <...>;
Сооружение электроэнергетики: КТП -7кВ <...>;
Сооружение электроэнергетики: ВЛ -10 кВ <...>;
Сооружение электроэнергетики: КТП -9 кВ <...>;
Сооружение электроэнергетики: ВЛ -10 кВ <...>;
Сооружение электроэнергетики: ВЛ -10 кВ <...>;
Сооружение электроэнергетики: ВЛ -10 кВ <...>;
Сооружение электроэнергетики: ВЛ -0,4кВ <...>;
Сооружение электроэнергетики: ВЛ -0,4 кВ <...>;
[A3] Сооружение электроэнергетики: ВЛ -0,4 кВ Иркутская область, п. Ния, ул. Лесная 8а;
Сооружение электроэнергетики: ВЛ -0,4кВ <...>;
Сооружение электроэнергетики: В Л -10 кВ <...>.
Объекты электросетевого хозяйства Усть-Кутского муниципального образования п. Ния с одной стороны присоединены к объектам электросетевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги» через которые потребители ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» как энергоснабжающей организации (гарантирующий поставщик) получают электрическую энергию.
Согласно пункту 1.2 положения о комитете по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования, утвержденного решением Думы Усть-Кутского муниципального образования от 31.01.2017 № 83, комитет осуществляет функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, для этого наделен правом заключения от имени Усть-Кутского муниципального образования договоров и выступать истцом и ответчиком в суду (пункт 4 положения ).
Перечисленные объекты электросетевого хозяйства ранее Комитетом по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования передавались в безвозмездное пользование сетевой организации обществу с ограниченной ответственностью «Байкальская Электросетевая компания» по договору безвозмездного пользования от 07.05.2018 № 6, впоследствии договор безвозмездного пользования расторгнут по взаимному соглашению ссудодателя и ссудополучателя от 27.10.2020 и объекты возвращены во владение муниципального образования.
Потому как указывает гарантирующий поставщик муниципальное образование в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования является фактическим владельцем объектов электросетевого хозяйства, посредством которых электрическая энергия передается на энергоустановки потребителей расположенный на территории муниципального образования.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики на основании абзаца три пункта 4 статьи 26
[A4] Федерального закона «Об электроэнергетике» обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.
Оплата стоимости потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в силу пункта 129 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности).
Гарантирующим поставщиком в адрес комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования был направлен договор энергоснабжения № 1/09040/01/30/390 от 06.11.2020 в целях урегулирования вопроса о возмещении фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, подписанный экземпляр которого со стороны потребителя в адрес гарантирующего поставщика возвращен не было.
Договор со стороны комитета подписан не был.
В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами, в том числе энергоснабжением, оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается фактическое пользование потребителем услугами, в соответствии с пунктом 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», такие отношения рассматриваются как договорные.
Поэтому истец посчитал, что стороны связаны договорными правоотношениями и на стороне комитета возникла обязанность по оплате электрической энергии.
По утверждению гарантирующего поставщика, им в марте 2021 года осуществлялась поставка электрической энергии потребителям через принадлежащие и находящиеся во владении Усть-Кутского муниципального образования объекты электросетевого хозяйства.
В процессе передачи электрической энергии в принадлежащих Усть-Кутскому муниципальному образованию объектах электросетевого хозяйства возникли потери электрической энергии в количестве 170,74500 МВт.ч, исходя из следующего расчета:
- 589,654 МВт.ч (объем электрической энергии, вошедшей в сеть и зафиксированный приборами учета согласно сведениям сетевой организации ОАО «РЖД»); 210, 894 МВт.ч (объем электрической энергии, потребленной юридическими лицами согласно Ведомости снятия показаний приборов учета юридических лиц за март
[A5] 2021, Акту учета электроэнергии за март 2021 года); 194, 935 МВт.ч (объем электрической энергии, потребленной физическими лицами согласно Ведомости снятия показаний приборов учета юридических лиц за март 2021, Акту учета электроэнергии за март 2021 года); 13,080 МВт.ч (объем электрической энергии, потребленной ОАО «РЖД» согласно акту приема-передачи электрической энергии за период с 01.03.2021 по 31.03.2021).
Выставленную к оплате гарантирующим поставщиком счет-фактуру от 31.03.2021 № 1/09040/0389 на сумму 467 445 руб. 17 коп. и Акт приема-передачи электрической энергии от 31.03.2021 потребитель не подписал и не оплатил, что явилось основанием для обращения гарантирующего поставщика в суд с настоящим иском.
Ответчик в отзывах по иску возражал против удовлетворения иска по мотиву – иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку комитет не относится к сетевым организациям, не имеет возможности контролировать объекты электросетевого хозяйства, следовательно, на нем не лежит обязанности оплачивать фактические потери.
При этом надлежащим ответчиком, по мнению комитета, является главный распорядитель бюджетных средств района – финансовое управление Администрации Усть-Кутского муниципального образования либо администрация Усть-Кутского муниципального образования, составной частью которой является КУМИ.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Администрация Усть-Кутского муниципального образования в своем отзыве настаивает на том, что от имени Усть-Кутского муниципального образования своими действиями может приобретать и осуществлять права и обязанности в рамках их компетенции только такой орган местного самоуправления как администрация муниципального образования, а не Комитет по управлению муниципальным имуществом, который является органом администрации, а не органом местного самоуправления в смыслу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ.
Вместе с тем, согласно пункту 1.2 положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования, утвержденного решением Думы Усть-Кутского муниципального образования от 31.01.2017 № 83, именно комитет осуществляет функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, для этого он наделен правом заключения от имени Усть-
[A6] Кутского муниципального образования договоров и выступать истцом и ответчиком в суду (пункт 4) и в своей практической деятельности осуществляет функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в частности, заключал сделку от 07.05.2018 № 6 с сетевой организацией ООО «Байкальская Электросетевая компания» по передаче поименованных в настоящем деле объектов электросетевого хозяйства в безвозмездное пользование и последующее ее расторжение.
Поскольку участником спорного правоотношения (договора) является не Комитет по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования, а Усть-Кутское муниципального образование, компетенция органов местного самоуправления которого носит конурентный характер, то суд считает правильным привлечь в качестве надлежащего ответчика по делу Усть-Кутское муниципального образование в лице как комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования, так и администрации Усть- Кутского муниципального образования .
В этой связи, судом и на основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена замена ответчика на Усть-Кутское муниципальное образование в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и администрации муниципального образования.
Ввиду замены судом ответчиком рассмотрение дела начато с самого начала по правилам статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд обращает внимание как комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования, так и администрации Усть- Кутского муниципального образования на постоянное доведение на протяжении 3 последних лет в суд бесспорных исков о взыскании потерь в объектах электросетевого хозяйства муниципального образования, уклонения от предусмотренного законодательством об энергоснабжении порядка заключения соответствующих договоров, уклонение от предоставления обоснованных контррасчетов по искам, которые подменяются представлением голословных, бездоказательственных и неконкретных рассуждений о неверности расчетов представленных истцом.
Такое поведение суд может квалифицировать в качестве основания для вынесения частного определения в адрес должностных лиц муниципального образования с направлением его в надзорные органы для принятия мер по исправлению обозначенных недостатков в работе.
на основании изложенного, и руководствуясь статьями 47, 136, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
[A7] определил:
Заменить ненадлежащего ответчика комитет по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования на надлежащего – Усть- Кутское муниципальное образование в лице комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес местонахождения: 666780, <...>, А) и администрации Усть-Кутского муниципального образования.
Назначить дело к рассмотрению в предварительном судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на «19» октября 2021 года на 12 час. 15 мин. в помещении арбитражного суда по адресу: 664025, г. Иркутск, б. ФИО1, 70, кабинет № 321, судья Архипенко А.А., телефон № <***> (специалист ФИО2), 254-123 (помощник Линейцев Е.А.).
Истцу – представить схему энергоснабжения п.Ния, с точками входа от смежной сетевой организации и энергоустановками потребителей с указанием месторасположения приборов учета и Актов разграничения границ; акт Службы по тарифам об установлении тарифа, Акты разграничения границ,
Ответчику - положение об администрации Усть-Кутского муниципального образования и комитет по управлению муниципальным имуществом, обосновать на какой из органов возложена обязанность по управлению и распоряжению недвижимым имуществом муниципального образования; в случае затруднений можно поставить данный вопрос на рассмотрение Думы Усть-Кутского муниципального образования с представлением суду соответствующего решения, развернутый контррасчет применительно к расчету истца.
Сторонам представить письменные пояснения с учетом представленных документов.
Судья А.А. Архипенко
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 24.08.2020 8:38:07
Кому выдана Архипенко Андрей Александрович