ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-13236/2022 от 23.08.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025,  тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, 664011,  тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о признании обоснованным заявления и введении процедуры

 реструктуризации долгов гражданина

г. Иркутск                                                                                                 Дело №А19-13236/2022

«24» августа 2022 года                                                                             

Резолютивная часть определения объявлена 23.08.2021.

Определение в полном объеме изготовлено 24.08.2021.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи  Ларионовой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хазимуллиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании обоснованность заявления гражданки ФИО1 (дата рождения: 06.02.1986, место рождения: гор. Ангарск Иркутской обл., ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес регистрации: 665808, <...>, кв. 81) о признании ее банкротом,

заявитель в судебное заседание – не явилась, извещена;

установил:

ФИО1 (ФИО1) 23.06.2022 по электронной почте через систему «Мой Арбитр» обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании ее банкротом, указав на наличие неисполненных денежных обязательств в размере 1 267 456,77 рублей и на невозможность погасить указанную задолженности за счёт имущества.  В связи с тем, что должником обязательства не исполнены более чем 3 месяца, гражданка просит суд признать ее банкротом и ввести процедуру реструктуризации долгов гражданина.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 28.06.2021 заявление гражданки ФИО1 о признании ее банкротом принято, возбуждено производство по делу о признании гражданки ФИО1 банкротом.

ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, представила дополнительные документы.

Поскольку неявка заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела, заявление рассматривается в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами 1 -III. 1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.

В соответствии со сведениями, представленными МИ ФНС России по ЦОД от 17.06.2022, ФИО1 не является индивидуальным предпринимателем.

Пунктами 1, 2 статьи 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом. Гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

В силу пункта 3 статьи 213.6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под неплатежеспособностью гражданина понимается ее неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Если не доказано иное, гражданин предполагается неплатежеспособным при условии, что имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

гражданин прекратил расчеты с кредиторами, то есть перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;

более чем десять процентов совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены;

размер  задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования;

наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Если  имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых  поступлений денежных средств, в том числе доходов от деятельности гражданина и  погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным.

В материалы дела представлен список кредиторов и должников гражданки ФИО1, из которого следует, что у ФИО1 имеется кредиторская задолженность в общем размере 1 267 456,77 рублей.

В качестве доказательств наличия неисполненных денежных обязательств перед ФИО2, ФИО3 - гражданкой ФИО1 представлены решения судов, сведения из ССП.

Гражданкой ФИО1 указано, что она не в состоянии исполнить денежные обязательства в установленный срок.

На основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  для определения наличия признаков банкротства должника учитываются: размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Согласно представленным документам у должника  -  гражданки ФИО1  имеются  неисполненные денежные обязательства, размер которых в совокупности составляет более 500 000 рублей, данные обязательства не исполнены гражданкой в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Наряду с документами, предусмотренными процессуальным законодательством, к заявлению о признании гражданина банкротом прилагаются иные документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, судом установлено, что ФИО1 имеет образование по социальности лечебное дело. ФИО1 с ноября 2021 года работает в ОГБУЗ "ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ТУБЕРКУЛЕЗНАЯ БОЛЬНИЦА".

В соответствии со справками о доходах физического лица общая сумма дохода гражданки ФИО1 за период с января по апрель 2022 год составила – 157 466,42 рублей (налоговый агент ОГБУЗ ИОКТБ), за ноябрь и декабрь 2021 года составила – 76 574,94 рублей (налоговый агент ОГБУЗ ИОКТБ), за период с января по ноябрь 2021 года составила – 288 434,62 рублей (налоговый агент ОГАУЗ «Ангарская городская детская больница 1»), за 2020 год составила – 341 694,92 рублей (налоговый агент ОГАУЗ «Ангарская городская детская больница 1»), за 2020 год составила – 341 694,92 рублей (налоговый агент ОГАУЗ «Ангарская городская детская больница 1»).

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 16.05.2022 представлены сведения о том, что ФИО1 принадлежит доля 1/5 в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу <...>, кв. 81.

РЭО ГИБДД УМВД РФ по АГО от 26.05.2022, ГИМС от 30.05.2022,  Службой Гостехнадзор по Иркутской области от 15.06.2022, представлены сведения о том, что уФИО1 отсутствует зарегистрированное имущество.

Пунктом 1 статьи 213.6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина; о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения; о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.

В силу пункта 2 статьи 213.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определение о признании обоснованным заявления гражданина о признании его банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина выносится в случае, если указанное заявление соответствует требованиям, предусмотренным статьей 213.4 данного Федерального закона, и доказана неплатежеспособность гражданина.

В настоящем случае ФИО1 отвечает признакам неплатежеспособности, поскольку гражданка перестала исполнять денежные обязательства перед банками и не располагает каким-либо имуществом на дату обращения с заявлением о признании банкротом.

Процедура реструктуризации долгов гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов (абз. 17 ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Пунктом 1 статьи 213.13 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям:

гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;

гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;

гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;

план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

То есть процедура реструктуризации долгов гражданина направлена на обеспечение баланса интересов как должника, так и его кредиторов. Исходя из плана реструктуризации, кредиторы вправе рассчитывать на предполагаемые по обстоятельствам его составления будущие доходы неплатежеспособного должника. При этом будущие источники покрытия долгов определяются в долгосрочной (3 года, по общему правилу) перспективе, установленной законодателем с расчетом на обеспечение добросовестного должника временными рамками для изменения в сторону улучшения своего имущественного положения. Закон о банкротстве не содержит конкретных требований к содержанию мероприятий, предусматриваемых планом реструктуризации. И в этом аспекте кредиторы и должник свободны в формулировании его содержания с учетом конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», план реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил.

Иными словами, план реструктуризации не ограничивается полным удовлетворением требований кредиторов в установленные сроки, поскольку может считаться исполненным и в случае стабилизации финансового состояния должника в степени, позволяющей исполнение периодических платежей в соответствии с условиями обязательств.

Не запрещено (исходя из субъектного состава правоотношений с участием гражданина, находящегося в процедурах банкротства) и прощение части долга, списание штрафных санкций, установление моратория на начисление процентов в конкретные периоды времени со стороны кредитных организаций, как это принято в банковской практике, в целях создания добросовестному заемщику благоприятного режима погашения долга. План реструктуризации может предусматривать снижение кредитного бремени для добросовестного заемщика с соблюдением баланса прав и законных интересов учетом интересов должника и кредиторов, заинтересованных, по общему правилу, в получении причитающегося с него, а не списании долгов (признании их погашенными вследствие завершения процедур банкротства).

Исходя из системного толкования положений Закона о банкротстве не следует, что процедура реструктуризации всегда и в обязательном порядке вводится арбитражным судом.

В частности, с учетом личности должника (его возраста, семейного положения, образования, трудового опыта и иных навыков, влияющих на способность к получению доходов, обстоятельств его прошлой жизни, относящихся к его имущественной сфере) и фактически имеющихся на дату рассмотрения обоснованности заявления о его несостоятельности доходов, суд может сделать вывод о невозможности введения реструктуризации долгов на основании пункта 8 ст. 213.6 в совокупности с пунктом 1 статьи 213.13 Закона.

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным пунктом 1 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина (п. 8 статьи 213.6 Закона о банкротстве).

В данном случае, ФИО1 ходатайство о введении в отношении нее процедуры реализации имущества гражданина – не заявлено.

Для утверждения плана реструктуризации доход должен быть сопоставим с предполагаемыми и допустимыми условиями этого плана. Если на дату рассмотрения обоснованности заявления о несостоятельности гражданина его объявленный доход является явно малым для утверждения плана реструктуризации имеющихся долгов, и, личность гражданина, с учётом всех значимых обстоятельств, не предполагает ни в коей мере обнаружение или появление иных источников доходов, не исключено введение процедуры реализации имущества.

Данный вопрос должен решаться исходя из того, что трудоспособный гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, тем не менее, должен принимать все возможные меры к получению доходов с целью погашения своих долгов: новое трудоустройство, повышение квалификации, изменение специализации, переход на более скромный уровень потребления (в части автотранспорта, жилья и др.), что может быть урегулировано именно условиями плана реструктуризации.

Исходя из данных норм закона, по общему правилу в качестве первой процедуры банкротства подлежит применению реструктуризация долгов гражданина.

ФИО1 является трудоспособной гражданкой, и с учетом отсутствия каких-либо ограничений в трудоспособности, имеет возможность  найти высокооплачиваемую работу и принять меры к погашению кредиторской задолженности.

Основные принципы гражданско-правовых отношений, в которые вступила ФИО1, состоят в необходимости надлежащего исполнения обязательств, недопустимости одностороннего отказа в их исполнении, несение ответственности за нарушение обязательств (ст. ст. 309, 310 ГК РФ). 

Банкротство граждан, по смыслу Закона о банкротстве, является механизмом нахождения компромисса между должником, обязанным и стремящимся исполнять свои обязательства, но испытывающим в этом объективные затруднения, и его кредиторами, а не способом безответственного и легкого для должника избавления от накопленных долгов.

Сама по себе неплатежеспособность, а равно наличие (отсутствие) имущества не исключают со всей очевидностью возможность разработать план реструктуризации с учетом индивидуальных данных ФИО1(трудоспособность, фактически имеющуюся возможность осуществлять трудовую деятельность, стабильный ежемесячный доход, наличие постоянного места жительства и т.д.). 

Суд обращает внимание, что на то, что на стадии реструктуризации долгов ФИО1, чью добросовестность суд, руководствуясь ст. 10 ГК РФ, предполагает, вправе и обязан принять меры к поиску вариантов погашения своих долгов доступными в сложившейся ситуации способами, достичь с кредиторами соглашения о балансе взаимных интересов.

Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу, что гражданка ФИО1 соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным пунктом 1 статьи 213.13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в связи с чем, полагает необходимым заявление гражданки ФИО1 признать  обоснованным и ввести в отношении нее процедуру реструктуризации долгов гражданина.

В соответствии с пунктом 4 статьи 213.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в определении арбитражного суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов должны содержаться указания на утверждение финансового управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой утвержден финансовый управляющий).

В силу пункта 4 статьи 213.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 в заявлении о признании гражданина банкротом указываются наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.

Гражданка ФИО1 при обращении в суд с заявлением просила утвердить финансового управляющего, из числа членов Ассоциации СРО ОАУ «Лидер».

Согласно пункту 2 статьи 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 финансовый управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина. Арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном статьей 45 настоящего Федерального закона, с учетом положений статьи 213.4 настоящего Федерального закона и настоящей статьи. Арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном статьей 45  настоящего Федерального закона, с учетом положений  статьи 213.4  настоящего Федерального закона и настоящей статьи.

Ассоциацией СРО ОАУ «Лидер» представлена  кандидатура арбитражного управляющего ФИО4 и  информация о соответствии  кандидатуры  арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Арбитражный суд по результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющегоФИО4 требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Закона о банкротстве,считает возможным утвердить финансовым управляющим гражданки ФИО1 арбитражного управляющегоФИО4, установив вознаграждение в размере 25 000 рублей единовременно, за счет средств гражданки ФИО1

 В соответствии с пунктом 4 статьи 213.5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему в размере, равном фиксированной сумме вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, вносятся конкурсным кредитором или уполномоченным органом в депозит арбитражного суда. Данные денежные средства могут быть использованы для выплаты вознаграждения финансовому управляющему только в случае отсутствия денежных средств для этой цели в конкурсной массе.

ФИО1 в депозит Арбитражного суда Иркутской области внесены денежные средства в общем размере 25 000 руб. на выплату вознаграждения финансовому управляющему, судебных расходов, что подтверждается платежным поручением № 14240 от 23.06.2022.

В связи с введением процедуры реструктуризации долгов в отношении гражданки ФИО1 наступают последствия, предусмотренные статьей 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. При наличии у арбитражного суда доказательств получения лицами, участвующими в деле, настоящего определения, в том числе в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 123 АПК РФ, все последующие судебные акты по делу, выполненные в форме электронного документа, направляются лицам, участвующим в деле, посредством их размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу:  https://kad.arbitr.ru/.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов, выполненных в форме электронного документа, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 213.2, 213.6, 213.9, 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Признать  обоснованным заявление гражданки ФИО1 о признании ее банкротом.

Ввести в отношении гражданки ФИО1 (дата рождения: 06.02.1986, место рождения: гор. Ангарск Иркутской обл., ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес регистрации: 665808, <...>, кв. 81) процедуру реструктуризации долгов гражданина до «29»  ноября 2022 года.

Утвердить финансовым управляющим гражданки ФИО1 арбитражного управляющего ФИО4 (член Ассоциации СРО ОАУ «Лидер», ИНН <***>, регистрационный номер в сводном реестре арбитражных управляющих 20730, адрес для направления почтовой корреспонденции: 665824, Иркутская область, Ангарск, а/я 5018).

Утвердить финансовому управляющему ФИО4 фиксированную сумму вознаграждения в размере 25 000 рублей единовременно, за счет средств гражданки ФИО1.

Назначить судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего ФИО4 об утверждении плана реструктуризации долгов гражданки ФИО1 на 16 часов 40 мин. «29» ноября 2022 года.

Судебное заседание состоится в кабинете № 309 Арбитражного суда Иркутской области, расположенного по адресу: 664011, <...>, телефон специалиста: <***>, факс: <***>. Официальный адрес электронной почты помощника судьи: А19.skirvalidze@ARBITR.RU.

Финансовому управляющему  ФИО4 не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве гражданки ФИО1 представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии, протокол собрания кредиторов, на котором рассматривался проект плана реструктуризации долгов, с приложением документов, определенных в пункте 7 статьи 213.12 настоящего Федерального закона.

Указать, что в связи с введением процедуры реструктуризации долгов в отношении гражданки ФИО1 наступают последствия, предусмотренные статьей 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Определение  подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня его вынесения. Обжалование определения не приостанавливает его исполнения.

Судья                                                                                                  Н.Н. Ларионова