АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Иркутск
«23» апреля 2018 года Дело № А19-14525/2017
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Александровой О.О., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мытник Е.С., рассмотрев в судебном заседании ходатайство финансового управляющего имуществом ФИО1 ФИО2 об исключении имущества из конкурсной массы,
по делу по заявлению гражданина ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г. Иркутск, ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес регистрации: 664023, <...>, ком. 209, 210, 211) о признании его банкротом,
при участии в судебном заседании:
от финансового управляющего – ФИО3, представителя по доверенности, паспорт,
установил:
решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.10.2017 (резолютивная часть решения от 24.10.2017) ФИО1 (далее ФИО1) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим имуществом утвержден арбитражный управляющий ФИО2 (далее ФИО2).
Финансовый управляющий имуществом ФИО1 ФИО2 19.01.2018 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с ходатайством, в котором просит исключить из конкурсной массы заработную плату ФИО1
От финансового управляющего ФИО2 в материалы дела 20.04.2018 поступило уточненное заявление об исключении прожиточного минимума из конкурсной массы должника, в котором финансовый управляющий в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) просит исключить ежемесячный прожиточный минимум на ФИО1, установленный в Иркутской области, ежемесячный прожиточный минимум на ребенка ФИО4, установленный в Иркутской области.
Представитель финансового управляющего ФИО2 в судебном заседании поддержал ходатайство в уточненной редакции.
Уточнение ходатайства принято судом, ходатайство рассматривается в уточненной редакции.
ФИО1, извещенный о времени и месте судебного разбирательства в порядке пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ, в судебное заседание не явился, ходатайств не направил.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, ходатайства не направили; о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом (часть 1 статьи 123, часть 6 статьи АПК РФ.
Ходатайство рассматривается в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ в их отсутствие.
Выслушав представителя финансового управляющего ФИО2, исследовав представленные в материалы ходатайства доказательства, суд установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 (далее Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим кодексом и Законом о банкротстве, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно статье 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 указанной статьи.
По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей.
Перечень имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано.
Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Из приведенной нормы следует, что при решении вопроса об исключении имущества из конкурсной массы ключевым вопросом является возможность обращения на него взыскания в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности, в том числе: продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Согласно пункту 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 45 от 13.10.2015 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
Указанное обстоятельство подлежит учету судом, рассматривающим дело о банкротстве, при рассмотрении ходатайства финансового управляющего о предоставлении ему доступа в принадлежащие должнику жилые помещения, к адресам и содержимому электронной и обычной почты гражданина и т.п., а также при рассмотрении ходатайства должника о получении из конкурсной массы денежных средств в разумном размере на оплату личных нужд. Названные ходатайства рассматриваются судом в порядке статьи 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Российская Федерация является социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В настоящее время государственным ориентиром в области социального обеспечения является прожиточный минимум, закрепленный Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» № 134-ФЗ от 24.10.1997 (далее Закон о прожиточном минимуме).
Прожиточный минимум необходим при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов.
В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
В статье 6 Закона о прожиточном минимуме установлено, что семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
Таким образом, обеспечение величины прожиточного минимума для своих граждан – одна из важнейших задач Российского государства в рамках его социальной политики.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2Закона о прожиточном минимуме прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета. В аналогичных целях устанавливается прожиточный минимум в субъектах РФ.
Согласно постановлению Правительства Иркутской области № 46-пп от 30.01.2018 «Об установлении величины прожиточного минимума по Иркутской области за IV квартал 2017 года» величина прожиточного минимума за IV квартал 2017 года в целом по Иркутской области в расчете на душу населения составляет 9 825 руб., для трудоспособного населения – 10 413 руб., пенсионеров – 7 921 руб., детей – 10 030 руб.; по районам Крайнего Севера Иркутской области и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в расчете на душу населения составляет 11 895 руб., для трудоспособного населения – 12 657 руб., пенсионеров – 9 566 руб., детей – 12 198 руб.
В подтверждение необходимости исключения ежемесячно из конкурсной массы денежных средств на личные нужды должника в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения и денежных средств в размере прожиточного минимума на содержание несовершеннолетнего ребенка финансовым управляющим ФИО2 представлены справки о доходах физического лица № 320 от 26.06.2017, № 31 от 17.01.2018, согласно которым доходы ФИО1 в 2016 г. составили 214 049 руб. 79 коп., в 2017 г. (за период с июля по декабрь 2017 г.) – 121 172 руб. 22 коп.; свидетельство о рождении серии <...> от 11.02.2003, расписка от 18.01.2018 в получении ФИО5 от ФИО1 денежных средств ежемесячно в размере 5 000 руб. на содержание ребенка ФИО4, постановление о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту работы должника от 08.02.2017, постановления об обращении взыскании на заработную плату и иные доходы должника от 01.11.2016.
Кроме того, из представленной в материалы дела о банкротстве ФИО1 справки МУП «ИГЭТ» от 28.06.2017 следует, что ФИО1 работает в МУП «ИГЭТ» в должности слесаря-электрика ПС с 01.10.2016 по 31.01.2016, с 13.074.2016 по настоящее время; из заработной платы ФИО1 удерживаются алименты по исполнительному листу № 2-191/09 от 06.03.2009 в пользу взыскателя ФИО5 на содержание ребенка ФИО4 в размере 25% + 10%, а также производится удержание по исполнительном документу № 59400/16/38019-ИП от 03.10.2016 в размере 25%.
Возражения относительно ходатайства финансового управляющего ФИО2 об исключении имущества из конкурсной массы лицами, участвующими в деле не заявлены.
С учетом представленных финансовым управляющим ФИО2 в материалы ходатайства сведений и доказательств, а также того, что решением арбитражного суда введена процедура реализации имущества гражданина ФИО1, арбитражный суд приходит к выводу об обоснованности заявленного финансовым управляющим ФИО2 ходатайства и исключении из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве ФИО1, начиная с октября 2017 г., за счет сумм дохода денежных средств в размере не более величины прожиточного минимума, установленной на территории Иркутской области для трудоспособного населения, а также денежных средств в размере не более величины прожиточного минимума, установленного на территории Иркутской области для детей.
Руководствуясь статьями 60, 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
ходатайство удовлетворить.
Исключать ежемесячно, начиная с октября 2017 года, из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве ФИО1, за счет сумм дохода денежные средства в размере не более величины прожиточного минимума, установленного на территории Иркутской области для трудоспособного населения, а также денежные средства в размере не более величины прожиточного минимума, установленного на территории Иркутской области для детей.
Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья О.О. Александрова