ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-19890/16 от 04.09.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, 664011, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-19890/2016

«05» сентября 2017 года

Резолютивная часть определения оглашена 04.09.2017.

Полный текст определения изготовлен 05.09.2017.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ларионовой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Салмановой Г.Д., рассмотрев в судебном заседании заявление временного управляющего общества с ограниченной ответственностью «ТДМ» ФИО1 об истребовании бухгалтерской и иной документации у руководителя общества с ограниченной ответственностью «ТДМ» ФИО2,

по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НАНОИЗОЛ-ОПТ» о признании общества с ограниченной ответственностью «ТДМ» (ИНН <***>, ОРГН 1043801011308, адрес: 664019, <...>) несостоятельным (банкротом),

при участии в судебном заседании: представителя ФНС России - ФИО3, по доверенности, паспорт;

установил:

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 26.01.2017 признано обоснованным заявление ООО «НАНОИЗОЛ-ОПТ», в отношении ООО «ТДМ» введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим утвержден арбитражный управляющий ФИО1

Временный управляющий ООО «ТДМ» ФИО1 23.03.2017 по электронной почте через систему «Мой Арбитр» обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, неоднократно уточенным в порядке статьи 49 АПК РФ, последние уточнения представлены 28.07.2017 по электронной почте через систему «Мой Арбитр», в которых временный управляющий просит истребовать у руководителя ООО «ТДМ»ФИО2 заверенные копии бухгалтерской ииной документации должника, втом числе:

1.Копии учредительных документов (Устав, все протоколы, решения, приказы);

2.Документы, подтверждающие права компании на недвижимое имущество, земельные участки;

3.Перечень объектов недвижимости, которыми компания владеет на праве собственности, хозяйственного ведения, по договору аренды, пользования и по другим договорам и основаниям. Приложить копии документов, подтверждающих право владения, пользования т.д. Копии планов земельных участков;

4.Технические паспорта;

5.Договоры, на основании которых за последние 3 года производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности

6.Сведения об аффилированных лицах компании;

7.Сведения о наличии открытых (закрытых) расчетных счетах за последние 3 года.

8.Справки из банков об остатках денежных средств на счете по всем счетам.

9.Полные выписки из банков по всем расчетным счетам (открытым и закрытым) по всем операциям на счете за последние 3 года.

10.Сведения о руководителе компании, учредителях и участниках: Адрес регистрации руководителя, учредителей, участников, почтовый адрес, ИНН руководителя должника, контактный телефон. Сведения об участии руководителя компании, учредителей, участников: в иных юридических лицах; а также сведения об участии руководителя, учредителей, участников в других ЮЛ в качестве руководителей, учредителей, участников; в случае регистрации руководителя, учредителей, участников в качестве индивидуальных предпринимателей - сведения о такой регистрации.

11.Сведения о проведении налоговых проверок за последние 5 лет, сведения о результатах этих проверок. Копии документов по этим проверкам.

12.Сведения о наличии имущества предприятия (его стоимость, местонахождение), в том числе сведения о дебиторской задолженности,

13.Сведения о имуществе предприятия, снятом с учета за 3 года до настоящего момента, проданном, сведения о переуступленных правах

14.Сведения о наличии арендуемого Предприятием муниципального и государственного имущества и муниципальных и государственных земельных участков в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а так же в других субъектах РФ.

15.Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество.

16.Информация о прошедших сделках с недвижимым имуществом за 3 года до настоящего момента

17.Сведения о том, когда и какое имущество было снято с учёта и по каким причинам.

18.Сведения об обременениях на земельные участки

19.Сведения об участии Предприятия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов.

20.Сведения о зарегистрированных за предприятием правах на автомототранспорт

21.Сведения о снятых предприятием с регистрации за последние 3 года автомототранспортных средствах

22.Сведения о зарегистрированных правах на самоходные машины и другие виды техники,

23.Сведения о том, когда и какая техника была снята с учёта и по каким причинам,

24.Сведения о зарегистрированных правах на опасные объекты и оборудование

25.Сведения о том, когда и какие опасные объекты, и оборудование были сняты с учёта и по каким причинам,

26.Сведения о наличии исполнительных производств по взысканию в пользу компании (с указанием наименования и адреса должника)

27.Сведения о наличии исполнительных производств о взыскании с компании (с указанием наименования и адреса взыскателя)

28.Сведения о наложении в рамках исполнительных производств арестов и запрещений на принадлежащее Предприятию имущество и расчетные счета.

29.Копии статистической отчетности Предприятия

30.Расшифровка расчетов с дебиторами по статье «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

31.Расшифровка авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованность авансов;

32.Расшифровка краткосрочных финансовых вложений;

33.Отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;

34.Последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам;

35.Внутренние документы компании, подтверждающие полномочия руководящих органов (приказ о назначении, трудовой договор (контракт) с руководителем);

36.Протоколы собраний руководящих органов компании за последние 3 года;

37.Приказы и распоряжения директора за последние 3 года;

38.Характеристика систем документооборота, внутреннего контроля, страхования, имеющих место на предприятии за последние 3 года;

39.Ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчёты и заключения аудиторских фирм за последние три года;

40.Договоры, соглашения, контракты, заключенные компании со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности, но не менее чем за три последних года

41.Номера расчетного и иных счетов компании, наименование и реквизиты обслуживающих учреждений, банков;

42.Документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении компанией денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);

43.Сведения обо всех лицензиях, сертификатах компании;

44.Сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки;

45.Сведения об основных поставщиках и потребителях продукции (оценочно: доля в общем объеме реализации, поставок) в форме таблицы;

46.Сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);

47.Сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и т.п.;

48.Материалы налоговых проверок и судебных процессов по ним, перечень всех дел, находящихся на рассмотрении в арбитражных судах, судах общей юрисдикции с участием должника. Приложить копии исковых заявлений и имеющихся судебных актов;

49.Перечень всех судебных дел, решения по которым вступили в законную силу. Приложить копии решений и исполнительных листов. Копии инкассовых поручений, предъявленных в банк по исполнительному листу;

50.Сведения о внутренней структуре компании, перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств;

51.Сведения о фактической численности работников компании в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку работах;

52.Сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала учёта выдачи доверенностей;

53.Наименование и адреса организаций, в которых компания является учредителем (участником), сведения о доле участия;

54.Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся компании, ее функций и видов деятельности;

55.Сведения о компании, функционировании службы безопасности (охраны), материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов.

В судебном заседании рассматривается заявление временного управляющего ООО «ТДМ» ФИО1 об обязании руководителя ООО «ТДМ» ФИО2 передать бухгалтерскую и иную документацию должника.

Ответчик ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, 14.04.2017 по электронной почте через систему «Мой Арбитр» представил возражения на заявление временного управляющего, указав, что во исполнение обязанностей установленных законом о банкротстве должник 07.02.2017 направил временному управляющему ООО "ТДМ" бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Перечень имущества должника, акты инвентаризации, расшифровки дебиторской задолженности с указанием адресов дебиторов и кредиторов, устав и иные необходимые сведения так же были представлены в Арбитражный суд Иркутской области в судебном заседании 19.01.2017. ФИО2 указал, что выполнил свои обязательства по передаче документов временному управляющему и в ходатайстве временного управляющего содержится запрос о повторном истребовании документов уже ранее представленных. В связи с чем, ФИО2 просил в удовлетворении заявления отказать.

В подтверждение указанных доводов ФИО2 представлена почтовая квитанция от 07.02.2017 об отправке временному управляющему ООО «ТДМ» ФИО1 документов, а также опись вложения с указанием наименования предметов: бухгалтерские документы 1 экз. на 14 листах, сопроводительное письмо 1 экз. на 1 листе.

Далее, ФИО2 10.05.2017 в суд представлены дополнительные возражения на ходатайство об истребовании документации, из которых следует, что документы, представленные к указанным возражениям направлены почтой России 05.05.2017, в подтверждение указанных доводов ФИО2 представлена почтовая квитанция от 05.05.2017 об отправке временному управляющему ООО «ТДМ» ФИО1 документов, а также опись вложения с указанием 166 наименований предметов, копии которых приобщены к материалам дела.

Затем, ФИО2 29.05.2017 в суд представлены дополнительные возражения на ходатайство об истребовании документации, из которых следует, что дополнительно управляющему были направлены документы, что подтверждается квитанцией от 26.05.2017 об отправке временному управляющему ООО «ТДМ» ФИО1 документов, а также опись вложения с указанием 289 наименований предметов.

Кроме того ФИО2, указано, что в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с изменениями и дополнениями: статья 6 пункт 4 субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенный способ ведения бухгалтерского учета; статья 13 пункт 3 годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год; статья 13 пункт 4 промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления: статья 13 пункт 5 промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года. Кроме того, для субъектов малого предпринимательства в Приложении № 5 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н предусмотрены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Минфин России в письме от 3 апреля 2012 года № 03-02-07/1-80 отметил, что субъекты малого предпринимательства не обязаны включать в представляемую в налоговый орган бухгалтерскую отчетность отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств. Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства связана с предельными величинами суммы выручки и средней численности работников предприятия, которые не должны превышать установленные законодательством (Законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ) предельные значения. Предельные значения ООО «ТДМ» за 2014-2016 гг. составили: выручка 367944 тыс. рублей, средняя численность работников 36 человек. По критериям предельных значений ООО ТДМ относится к субъектам малого предпринимательства и применяет упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, который закреплен учетной политикой по предприятию. Бухгалтерская отчетность составляется один раз в год. Обязанность по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности у ООО ТДМ отсутствует. В связи с чем, документы бухгалтерской отчетности с отметкой налоговой инспекции, а так же справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах (справка к форме 1), расшифровку строк формы № 2, отчеты о движении капитала, отчеты о движении денежных средств, приложения к бухгалтерским балансам (форма 5), представить поквартально не представляется возможным по причине ее отсутствия (не составления). Основным и единственным видом деятельности ООО «ТДМ» является оптовая продажа строительных товаров. Для анализа выручки, прибыли по видам деятельности предоставляем анализ сч.90 поквартально. Финансовых вложений в виде вкладов в уставный капитал других организаций, ценные бумаги, депозиты, предоставленные займы не осуществлялось. Переоценка основных средств не делалась. Расходы на НИОКР не производились. Расходы на освоение природных ресурсов не осуществлялось. Бюджетное финансирование, бюджетные кредиты не предоставлялись. Дочерние и зависимые хозяйственные общества не открывались. Выездные налоговые проверки за последние 5 лет не проводились. Недвижимое и движимое имущество не приобреталось. Отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения и отчеты ревизионной комиссии не проводились. Степень износа основных средств 90%, в т.ч. мультимедиа-проектор и ноутбук. Расходов будущих периодов не осуществлялось. Сумма дебиторской задолженности не возможной к взысканию 395 367,97 рублей. В связи с чем, ФИО2 просил в удовлетворении заявления отказать.

28.07.2017 ФИО2 представлены дополнительные возражения на ходатайство об истребовании документации, из которых следует, что ФИО2 добровольно выполнил требования п. 3.2 ст. 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и предоставил все необходимые документы временному управляющему, в том числе поименованные в ходатайстве. В связи с чем, ФИО2 просил в удовлетворении заявления отказать.

07.08.2017 ФИО2 представлены дополнительные возражения на ходатайство об истребовании документации, из которых следует, что ФИО2 неоднократно представлял управляющему документы в соответствии с п.3.2. ст. 64 ФЗ "О банкротстве (несостоятельности) (от 07.02.2017, 05.05.2017, 26.05.17 квитанции об отправке и описи вложения приложены). Документы направлялись с вложенным актом приемом передачи документов, ни один подписанный акт в адрес должника не вернулся. По тем документам, которые должник не имел возможности предоставить временному управляющему были даны письменные пояснения в возражениях от 29.05.17 и в документах направленных управляющему. В соответствии со списком временного управляющего от 27.07.2017 все документы, поименованные в списке были предоставлены. Помимо этого была предоставлены реестры сведений о доходах физических лиц,, упрощенные бухгалтерские (финансовые) отчетности, декларации по налогу на прибыль, налогу на имущество, налоговые декларации на добавленную стоимость, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала п.п. 10-41 акта описи вложения от 05 .05.17 п.п. 2-150 акта описи вложения от 26.05.17. ФИО2 полагает, что добровольно выполнил требования закона и предоставил все необходимые документы временному управляющему, в том числе и поименованные в ходатайстве временного управляющего. Копии квитанций и описи вложений от 05.05.17 и 26.05.17 повторно предоставлены в суд, а также отчеты об отслеживании почтовых отправлений, которые подтверждают факт получения документов временным управляющим в полном объеме. ФИО2 полагает, что временный управляющий злоупотребляет предоставленными ему правами и несмотря на то, что полный пакет документов должником предоставлен продолжает настаивать на невыполнении ООО «ТДМ» возложенных на него обязательств. В связи с чем, ФИО2 просил в удовлетворении заявления отказать.

Временный управляющий ООО «ТДМ» ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, 23.08.2017 по электронной почте через систему «Мой Арбитр» представила ходатайство о рассмотрении заявления в его отсутствие, кроме того просил удовлетворить ходатайство об истребовании документации. 28.08.2017 по электронной почте через систему «Мой Арбитр» представил заявление, в котором указал, что до уточнения ходатайства в его адрес были частично направлены копии бухгалтерской документации ООО «ТДМ», конкретный перечень которой указан в описи. Также временному управляющему была направлена бухгалтерская отчетность ООО «ТДМ» за 2014-2015 год на 14 листах. Уточненное ходатайство об истребовании от 27.07.2017 временный управляющий ООО «ТДМ» ФИО1 поддерживает в полном объеме и просит его удовлетворить. Кроме того, временный управляющий ООО «ТДМ» ФИО1 просит рассмотреть уточненное ходатайство об истребовании от 27.07.2017 без его участия.

Участвующий в судебном заседании представитель ФНС России вопрос об удовлетворении заявления временного управляющего ООО «ТДМ» ФИО1 об истребовании у руководителя ООО «ТДМ» ФИО2 бухгалтерской и иной документации оставил на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, отзывы на заявление и ходатайства в арбитражный суд не направили; о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями части 1 статьи 123, части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 35 от 22.06.2012 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве».

Поскольку неявка иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела, заявление рассматривается в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя ФНС России, суд приходит к следующему.

Статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим кодексом и Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Согласно пункту 3.2 статьи 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

Данная норма носит специальный характер и закрепляет обязанность руководителя должника в установленный срок вне зависимости от поступления либо не поступления соответствующего запроса предоставить временному управляющему перечисленные документы и не исключает возможность применения норм, установленных ст. 66 Закона о банкротстве, в случае неисполнения такой обязанности.

Как указывалось выше, определением Арбитражного суда Иркутской области от 26.01.2017 признано обоснованным заявление ООО «НАНОИЗОЛ-ОПТ», в отношении ООО «ТДМ» введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим утвержден арбитражный управляющий ФИО1

В частности, пунктом 6 статьи 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 предусмотрена обязанность арбитражного управляющего, утвержденного арбитражным судом, действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества при проведении процедур банкротства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право: запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

В силу пунктом 1 и 2 статьи 66 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" временный управляющий вправе, в том числе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника. Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

Судом установлено, что временным управляющим ООО «ТДМ» ФИО1 09.02.2017 в адрес руководителя должника ООО «ТДМ» ФИО2 направлен запрос о передаче бухгалтерской и иной документации должника, материальных и иных ценностей.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в случае отказа или уклонения указанных лиц от передачи перечисленных документов и ценностей арбитражному управляющему он вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их истребовании по правилам частей 4 и 6 - 12 статьи 66 АПК РФ (при этом для временного управляющего истребуются заверенные руководителем должника копии документов, а для конкурсного управляющего - оригиналы документов и сами ценности). В определении об их истребовании суд указывает, что они должны быть переданы арбитражному управляющему; в случае неисполнения соответствующего судебного акта суд вправе выдать исполнительный лист, а также наложить на нарушивших свои обязанности лиц штраф (часть 9 статьи 66 АПК РФ). В случае необходимости суд вправе также истребовать их и у бывших руководителей должника, а также у других лиц, у которых имеются соответствующие документы.

Согласно части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

Абзацем 7 пункта 1, пунктом 2 статьи 66 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника. Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу пункта 3.2 статьи 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 передача временному управляющему перечня имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерских и иных документов, отражающих экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения, является обязанностью руководителя предприятия, который несет ответственность за организацию хранения такой документации в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Следовательно, обязанность доказывания надлежащего исполнения данной обязанности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на бывшем руководителе должника.

Пунктом 1 статьи 67 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 установлены обязанности временного управляющего, в частности, принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Необходимость передачи документации общества, имущества и иных материальных ценностей временному управляющему в кратчайший срок определена предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» кругом прав и обязанностей арбитражного управляющего в рамках процедуры наблюдения.

Эффективность действий арбитражного управляющего по ведению процедуры наблюдения напрямую зависит от момента получения им от должника бухгалтерской и иной документации.

Как указывалось выше, во исполнение обязанностей установленных законом о банкротстве ФИО2 07.02.2017 направил временному управляющему ООО "ТДМ" ФИО1 бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения, что подтверждается почтовой квитанцией от 07.02.2017 об отправке временному управляющему документов, а также описью вложения с указанием наименования предметов: бухгалтерские документы 1 экз. на 14 листах, сопроводительное письмо 1 экз. на 1 листе. Дополнительно временному управляющему ООО "ТДМ" ФИО1 ФИО2 почтой России 05.05.2017 направлен пакет документов, что подтверждается почтовой квитанцией от 05.05.2017 об отправке временному управляющему документов, а также описью вложения с указанием 166 наименований предметов, копии которых приобщены к материалам дела. Далее, временному управляющему ООО "ТДМ" ФИО1ФИО2 были направлены документы, что подтверждается квитанцией от 26.05.2017 об отправке временному управляющему документов, а также описью вложения с указанием 289 наименований предметов. Кроме того, ФИО2 даны письменные пояснения относительно невозможности представления бухгалтерских балансов за последние 3 года (поквартально), справок о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах за последние 3 года, отчетов о прибылях и убытках за последние 3 года (поквартально), а также расшифровки строк Формы №2 (поквартально).

ООО ТДМ относится к субъектам малого предпринимательства и применяет упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, который закреплен учетной политикой по предприятию. Бухгалтерская отчетность составляется один раз в год. Обязанность по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности у ООО ТДМ отсутствует. В связи с чем, документы бухгалтерской отчетности с отметкой налоговой инспекции, а так же справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах (справка к форме 1), расшифровку строк формы № 2, отчеты о движении капитала, отчеты о движении денежных средств, приложения к бухгалтерским балансам (форма 5), представить поквартально не представляется возможным по причине ее отсутствия (не составления).

В соответствии с Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367, при проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках (пункт 1), при проведении финансового анализа арбитражный управляющий, выступая как временный управляющий, использует результаты ежегодной инвентаризации, проводимой должником (пункт 3).

В пункте 4 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа указывается, что финансовый анализ проводится на основании: а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков; б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций; в) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структура) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений; д) материалов налоговых проверок и судебных процессов; е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.

Пунктом 5 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа установлено, что при проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться принципами полноты и достоверности, в соответствии с которыми: в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются все данные, необходимые для оценки его платежеспособности; в ходе финансового анализа используются документально подтвержденные данные; все заключения и выводы основываются на расчетах и реальных фактах.

Из материалов дела о несостоятельности (банкротстве) ООО «ТДМ» следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 04.09.2017 должник ООО «ТДМ» признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий ФИО4

К судебному заседанию по рассмотрению отчета временного управляющего ООО «ТДМ» ФИО1 о результатах проведения процедуры наблюдения в отношении ООО «ТДМ» временным управляющим представлен анализ финансового состояния должника, из которого следуют выводы: о невозможности восстановления платежеспособности должника. О целесообразности обращения в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему возможно за имущества должника в случае его нахождения и привлечения контролировавших должника лиц к субсидиарной ответственности.

Временным управляющим ООО «ТДМ» ФИО1 представлено заключение о невозможности сделать вывод о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного (Фиктивного) банкротства ООО «ТДМ», об отсутствии признаков фиктивного банкротства ООО «ТДМ».

Таким образом, материалами дела подтверждено, что временным управляющим ООО «ТДМ» ФИО1финансовый анализ проведен, признаки преднамеренного банкротства проверялись.

Кроме того, ООО ТДМ относится к субъектам малого предпринимательства и применяет упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, который закреплен учетной политикой по предприятию. Бухгалтерская отчетность составляется один раз в год. Обязанность по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности у ООО ТДМ отсутствует. В связи с чем, документы бухгалтерской отчетности с отметкой налоговой инспекции, а так же справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах (справка к форме 1), расшифровку строк формы № 2, отчеты о движении капитала, отчеты о движении денежных средств, приложения к бухгалтерским балансам (форма 5), представить поквартально не представляется возможным по причине ее отсутствия (не составления).

Предусмотренная указанной нормой обязанность руководителя должника по отношению к временному управляющему заключается не в направлении, а в предоставлении временному управляющему перечня имущества должника, а также документации должника в том объеме, какой необходим управляющему для исполнения возложенных на него обязанностей. Такой объем в зависимости от конкретных обстоятельств деятельности предприятия должника и особенностей дела о банкротстве должен определять сам временный управляющий и, соответственно, именно последний как лицо, профессионально оказывающее услуги антикризисного управления, должен в указанный 15-дневный срок информировать руководителя должника о подготовке той документации, которая необходима управляющему для выполнения своих обязанностей (анализа финансово-хозяйственной деятельности должника, проверки признаков преднамеренного банкротства и т.д.) и, кроме того, приступить к такому исполнению.

При этом понятие "предоставления" по смыслу пункта 3.2 ст. 64 Закона о банкротстве не может трактоваться исключительно как обязанность передать управляющему всю документацию должника или ее копии. Учитывая, что по общему правилу должник в ходе наблюдения вправе продолжать свою хозяйственную деятельность, соответствующая документация может иметь значение для осуществления такой деятельности и ее передача (изъятие) может негативно отразиться на возможности должника продолжать эту деятельность. С другой стороны, копирование большого объема документации для ее направления временному управляющему также может повлечь за собой излишние расходы Должника, несоразмерные положительному эффекту в виде получения управляющим возможности анализировать копии вне местонахождения Должника.

Соответственно, временный управляющий, обязанный действовать разумно и добросовестно помимо кредиторов также и в интересах должника (п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве), должен исполнить свои обязанности по анализу финансово-хозяйственной деятельности должника и проверке наличия признаков преднамеренного банкротства в кратчайший срок после утверждения в должности, с максимальным использованием исходящей от должника информации и с минимальными тратами на осуществления таких обязанностей. Этого можно достичь лишь при работе с документацией должника непосредственно в месте его нахождения, лично контактируя с руководителем и работниками должника, оперативно запрашивая и получая от них необходимые для выполнения такой работы документы, с наиболее значимых из которых могут по усмотрению управляющего делаться копии для представления в арбитражный суд и собранию кредиторов вместе с отчетом временного управляющего о результатах наблюдения и анализом финансово-хозяйственной деятельности должника.

Именно в контексте такой работы управляющего и раскрывается содержание нормы пунктов 1 и 2 ст. 66 Закона о банкротстве, согласно которой праву временного управляющего получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, корреспондирует обязанность органов управления должника предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Суд полагает, что содержание ст. 64 и 66 Закона о банкротстве не может истолковываться как допускающее и, более того, обязывающее органы управления должника направлять в адрес временного управляющего всю информацию и документацию должника за трехлетний период, предшествующий введению наблюдения, так как необходимость обеспечения баланса интересов участников дела о банкротстве не подразумевает решение задачи обеспечения комфортных условий деятельности временного управляющего за счет должника и его кредиторов.

Временный управляющий обязан в кратчайший срок после утверждения в должности лично ознакомиться с деятельностью должника по месту его нахождения и там же посредством ознакомления с массивом документации и информационных ресурсов должника получить все необходимые сведения для составления в кратчайший срок анализа финансово-хозяйственной деятельности должника. Только в случае, если органы управления должника препятствуют доступу управляющего в место нахождения должника и к его документации, либо не предоставляют управляющему для ознакомления необходимую ему информацию (под таковой следует понимать как документы, так и собственно сведения), временный управляющий, как разъяснено в п. 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их истребовании по правилам частей 4 и 6 - 12 статьи 66 АПК РФ (при этом для временного управляющего истребуются заверенные руководителем должника копии документов, а для конкурсного управляющего - оригиналы документов и сами ценности).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства очевидно, что временный управляющий ООО «ТДМ» ФИО1 длительное время не предпринимал должных мер к ознакомлению с документацией должника непосредственно по месту его фактического нахождения.

Исходя из объема затребованной временным управляющим ОО «ТДМ» ФИО1 информации и документации с учетом времени на ее подготовку и копирование документов исполнение запроса объективно требовало значительного времени, существенно превышающего установленный пунктом 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве 3-дневный срок исполнения запроса арбитражного управляющего.

Значительная часть затребованной временным управляющим ОО «ТДМ» ФИО1 информации и документов была направлена ему руководителем ФИО2 почтовой корреспонденцией, с остальной управляющий мог и должен был ознакомиться по месту нахождения должника, для чего со стороны должника каких-либо препятствий не чинилось, иного не доказано (ст. 65 АПК РФ). Несмотря на согласование и предоставление руководителем должника ФИО2 возможности временному управляющему ОО «ТДМ» ФИО1 не только ознакомиться, но и принять значительный объем документов должника, временный управляющий фактически уклонился от ознакомления и (или) получения представленной ему по его же запросу документации, кроме того копии документации предоставлены в материалы дела данного обособленного требования временного управляющего.

При этом временным управляющим ОО «ТДМ» ФИО1 не представлено доказательств, что конкретно те или иные документы имелись у должника или должны были иметься, но не были переданы временному управляющему.

В поведении руководителя должника ФИО2 не усматриваются признаки противоправности и недобросовестности, в связи с чем у арбитражного суда не имеется оснований для принятия мер принуждения к передаче временному управляющему ОО «ТДМ» ФИО1 копий документов и информации о деятельности должника.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд полагает необходимым в удовлетворении заявления временного управляющего ОО «ТДМ» ФИО1 об обязании руководителя должника ООО «ТДМ» ФИО2 передать бухгалтерскую и иную документацию должника ООО «ТДМ» - отказать.

Руководствуясь статьями 60, 64 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 66, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении заявления временного управляющего общества с ограниченной ответственностью «ТДМ» ФИО1 об истребовании бухгалтерской и иной документации у руководителя общества с ограниченной ответственностью «ТДМ» ФИО2, отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Н. Н. Ларионова