ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-20847/18 от 13.03.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о включении требований в реестр требований кредиторов

г. Иркутск

«18» марта 2019 года Дело № А19-20847/2018

Резолютивная часть определения объявлена «13» марта 2019 года.

Определение в полном объеме изготовлено «18» марта 2019 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Терпуговой Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хазимуллиной А.В., рассмотрев в судебном заседании требование ФНС России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области (665708, <...>) о включении в реестр требований кредиторов ФИО1,

по делу по заявлению ФИО1 (ИНН <***>, СНИЛС <***>, дата рождения: 08.03.1975, место рождения: п. Калтук Братского района Иркутской области, адрес регистрации по месту жительства: 665770, <...>) о признании ее банкротом,

при участии в заседании: без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

решением Арбитражного суда Иркутской области от 09.10.2018 (резолютивная часть оглашена 03.10.2018) ФИО1 признана банкротом, в отношении ФИО1 введена процедура реализации имущества гражданина сроком до «14» марта 2019 года, финансовым управляющим утвержден арбитражный управляющий ФИО2.

ФНС России в лице Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее – ФНС России) 12.12.2018 обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении реестр требований кредиторов ФИО1 в размере 45 596, 63 руб. в том числе:

- во вторую очередь реестра требований кредиторов ФИО1 в размере 25 667, 64 – основной долг по страховым взносам в Пенсионный фонд на выплату страховой пенсии;

- в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1 в размере 19 927, 99 руб. в том числе: основной долг – 16 131,79 руб., пени- 3 796,20 руб.

Определением арбитражного суда от 13.12.2018 требование ФНС России на основании пункта 5 статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 назначено к рассмотрению без привлечения лиц, участвующих в деле.

От ФНС России поступили дополнительные пояснения с приложенными документами.

Дополнительные пояснения и документы приобщены к материалам дела.

Возражения относительно удовлетворения требования налогового органа от лиц, участвующих в деле, не поступили.

В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 35 от 22.06.2012 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что согласно пункту 5 статьи 71 и пункту 5 статьи 100 Закона о банкротстве требования кредиторов, по которым не поступили возражения, могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле. Подобные требования, тем не менее, рассматриваются в судебном заседании, назначаемом определением суда, которое размещается на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, но в силу указанных норм отсутствует необходимость соблюдения установленного частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пятнадцатидневного срока и не требуется предусмотренного частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наличия к началу судебного заседания сведений о получении определения о принятии требования.

Согласно пункту 4 статьи 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статей 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В силу пункта 1 статьи 142, пункта 1 статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе конкурсного производства. Указанные требования направляются в арбитражный суд и конкурсному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов.

В пунктах 24, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).

При исчислении предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 и пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве срока для заявления требований в деле о банкротстве гражданина следует учитывать, что по смыслу статьи 213.7 Закона информация о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации его имущества доводится до всеобщего сведения путем ее включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикации в официальном печатном издании в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве. При определении начала течения срока на предъявление требования в деле о банкротстве гражданина следует руководствоваться датой более позднего публичного извещения.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Сообщение о введении в отношении гражданки ФИО1 процедуры реализации имущества гражданина опубликовано в газете Коммерсантъ № 188 от 13.10.2018.

Требование ФНС России предъявлено в суд 11.12.2018 через систему «Мой Арбитр», о чем свидетельствует информация о документе дела в разделе Администрирование – Обработка документов, то есть в пределах установленного законом срока.

В силу пункта 3 статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора.

Сведения о получении требования ФНС России включены финансовым управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве 14.12.2018 (сообщение № 3308812).

Возражения относительно рассматриваемого требования лицами, имеющими в соответствии с пунктом 1 статьи 142, пунктом 3 статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» право на оспаривание требования кредитора, в арбитражный суд не предъявлены, срок на предъявление возражений истек.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть предъявленное кредитором требование по существу в настоящем судебном заседании.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.

Из пункта 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) следует, что согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3 - 5 статьи 71, пунктам 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.

Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.

Представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенный день, в случае несогласия должника (арбитражного управляющего, конкурсных кредиторов) с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными.

В этом случае уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).

Требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена (пункт 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)).

Как следует из представленных документов, должник имеет задолженность по уплате обязательных платежей в размере 45 595 руб. 63 коп., из которых:

2 635 руб. 65 коп. – налог на имущество физических лиц (налоговый период – 2016 год, объект налогообложения – квартира, расположенная по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ул. Баркова, д. 39, кв. 3, кадастровый номер 38:34:014501:2967),

2 356 руб. - налог на имущество физических лиц (налоговый период – 2017 год, объект налогообложения – квартира, расположенная по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ул. Баркова, д. 39, кв. 3, кадастровый номер 38:34:014501:2967),

- 160,97руб. – пени за неуплату налога на имущество физических лиц,

- 1 444 руб. 20 коп. – транспортный налог (налоговый период – 2017),

- 1 866 руб. – транспортный налог (за период 01.01.2018 по 06.09.2018),

- 6 172 руб. - недоимка по ЕНВД за 3 квартал 2017 года,

- 541,07. - пени, начисленные на недоимку по ЕНВД,

- 10 138 руб. 50 коп. – задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ,

- 1370,27 руб. - пени, начисленные на задолженность по страховым взносам;

- 15 529 руб. 14 коп. - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ;

- 1368,64 руб. – пени, начисленные на сумму задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ;

- 1 657 руб. 97 коп. – задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС в сумме,

- 355,25 руб. - пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС.

Указанная задолженность подтверждается налоговым уведомлением № 4541404 от 24.06.2018, требованиями об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 8865 от 07.12.2017 и № 11859 от 09.11.2018, № 50203 от 28.07.2017, № 52847 от 27.10.2017, № 53085 от 31.10.2017, № 5679 от 27.12.2017, № 2029 от 31.01.2018, № 1100 от 09.04.2019, № 3211 от 09.08.2018, № 8231 от 15.10.2018, № 8232 от 15.10.2018, № 8313 от 15.10.2018, № 8314 от 15.10.2018, решением о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах в банках № 12911 от 18.10.2017.

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Согласно представленным уполномоченным органом сведениям ФИО1 принадлежало на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ул. Баркова, д. 39, кв. 3, кадастровый номер 38:34:014501:2967 (дата прекращения права 14.11.2017), а также ФИО1 принадлежит транспорт: автобус ГАЗ 322132, 1999 года выпуска, государственный регистрационный знак <***>, легковой автомобиль ВАЗ 2104, 1991 года выпуска государственный регистрационный знак <***>.

Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе жилой дом, квартира, комната и т.д.

Пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Налоговым органом направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 8865 от 07.12.2017 и № 11859 от 09.11.2018, также было направлено налоговое уведомление № 4541404 от 24.06.2018, через личный кабинет налогоплательщик, согласно представленному скриншоту, уведомление получено 11.07.2018.

В силу пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно статье 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика представляет собой информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных этим Кодексом (пункт 1). Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками – физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Порядок получения налогоплательщиками – физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам – физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (пункт 2).

Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 22.08.2017г. № ММВ-7-17/617@ (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2017г. № 49257).

Пунктом 10 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика предусмотрено, что для обеспечения получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании заявления на получение доступа представляет физическому лицу Регистрационную карту, в которой указывается логин и первично присвоенный физическому лицу пароль (далее – первичный пароль).

В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика регистрационная карта представляется налоговым органом физическому лицу следующими способами: 1) непосредственно в налоговом органе; 2) по адресу электронной почты, указанному в заявлении на получение доступа.

В соответствии с пунктом 18 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В силу положений пункта 20 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика в случае, если физическому лицу необходимо получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, физическое лицо направляет в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) уведомление о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе. После получения от физического лица уведомления, указанного выше, документы (информация), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, направляются налоговыми органами физическому лицу на бумажном носителе по истечении 3 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. В случае неполучения от физического лица уведомления, указанного выше, по истечении 3 рабочих дней со дня первого входа физического лица в личный кабинет налогоплательщика направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика.

Таким образом, получив на основании своего заявления доступ к личному кабинету налогоплательщика, не заявив при этом о необходимости получения от налогового органа документов (информации), сведений на бумажном носителе, налогоплательщик несет риск неполучения налоговых уведомлений, требований и иных документов, датой получения которых должником считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика (пункт 23 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика).

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пунктов 1-3 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего в период возникновения задолженности) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Как следует из содержания заявленного требования и представленных в материалы дела документов у ФИО1 имеется также задолженность в размере 28 729 руб. 34 коп., из которых: 25 667 руб. 64 коп.– основной долг, 3 061 руб. 70 коп. пени в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии, взносов на медицинское страхование в фонд ОМС, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии.

Также у ФИО1 имеется задолженность перед уполномоченным органом в размере 6 713 руб. 07 коп. из них: 6 172 руб. – налог, 541 руб. 07 коп. – пени, начисленные за несвоевременную оплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 кв. 2017 года за период осуществления ею предпринимательской деятельности.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика самостоятельно производить уплату налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В связи с неисполнением ФИО1 в добровольном порядке обязанности по уплате налогов, пени и штрафов, налоговым органом принимались меры принудительного взыскания на основании пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлялось требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) № 50203 от 28.07.2017, № 52847 от 27.10.2017, № 53085 от 31.10.2017, № 5679 от 27.12.2017, № 2029 от 31.01.2018, № 1100 от 09.04.2019, № 3211 от 09.08.2018, № 8231 от 15.10.2018, № 8232 от 15.10.2018, № 8313 от 15.10.2018, № 8314 от 15.10.2018.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом принято решение о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах в банках № 12911 от 18.10.2017.

Доказательства удовлетворения должником требования ФНС России в заявленном размере суду не представлены. Возражения по существу требований, включенных в указанные документы, не заявлены.

Требование ФНС России в части включения в реестр требований кредиторов задолженности в размере 25 667 руб. 64 коп.– основной долг по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 14 265 руб. 79 коп. – основной долг, 3 796 руб. 20 коп. – пени является обоснованным, подлежит включению в реестр требований кредиторов ФИО1

При этом в соответствии с пунктом 14 упомянутого ранее Обзора требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).

Такие платежи, как отмечается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П и от 10.07.2007 N 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.

Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона.

При таких обстоятельствах требование ФНС России в заявленном в размере подтверждено документально, является обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника: в размере 25 667 руб. 64 коп.– основной долг по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование во вторую очередь реестра требований кредиторов ФИО1; в размере 14 265 руб. 79 коп. – основной долг, 3 796 руб. 20 коп. - пени в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1

Производство по заявлению в части включения в реестр требований кредиторов суммы транспортного налога за 2018 год в размере 1 866 руб. подлежит прекращению на основании следующего.

В соответствии абзацами 1, 3, 4, 5, 6, 10 пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) следует, что при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве. Таким образом, в этом случае налоговый орган имеет право на удовлетворение своих требований в режиме текущих платежей в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансовых платежей, требования об уплате которых не являются текущими.

Согласно пункту 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, датой окончания налогового периода по транспортному налогу за 2018 год считается 31.12.2018, то есть налоговый период окончился после даты принятия судом к производству заявления ФИО1 о признании ее банкротом – 05.09.2018, что в силу приведенных разъяснений влечет квалификацию требования об уплате транспортного налога за 2018 год в качестве текущего.

В соответствии с абзацем 2 пункта 39 Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования. До окончания внешнего управления такое требование подлежит рассмотрению в общем порядке, установленном процессуальным законодательством.

При таких обстоятельствах требование о включении в реестр требований кредиторов должника суммы транспортного налога за 2018 год, исчисленного налоговым органом по состоянию на 06.09.2018, то есть за девять месяцев 2018 года в размере 1 866 руб. является текущим платежом, производство по требованию в указанной части подлежит прекращению в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 100, 134, 137, 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

требование ФНС России в части включения в реестр требований кредиторов задолженности в размере 25 667 руб. 64 коп.– основной долг по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 14 265 руб. 79 коп. – основной долг, 3 796 руб. 20 коп. – пени признать обоснованным.

Включить требование ФНС России в размере 25 667 руб. 64 коп.– основной долг по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование во вторую очередь реестра требований кредиторов ФИО1.

Включить требование ФНС России в размере 14 265 руб. 79 коп. – основной долг, 3 796 руб. 20 коп. - пени в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1.

В остальной части производство по заявлению о включении в реестр требований кредиторов суммы недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 1 866 руб. прекратить.

Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Т.Н. Терпугова