ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-22915/18 от 16.05.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Иркутск

«21 мая 2019 года Дело № А19-22915/2018

Резолютивная часть определения объявлена «16» мая 2019 года.

Определение в полном объеме изготовлено «21» мая 2019 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Терпуговой Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хазимуллиной А.В., рассмотрев в судебном заседании требование Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу города Иркутска (адрес места нахождения: 664011, <...>) о включении в реестр требований кредиторов ФИО1,

по делу по заявлению ФИО1 (ИНН <***>, СНИЛС <***>, дата рождения: 03.05.1982, место рождения: Украина, г. Запорожье, адрес регистрации: 664046, <...>) о признании его банкротом,

судебное заседание проводится без привлечения лиц, участвующих в деле,

установил:

определением Арбитражного суда Иркутской области от 30.01.2019 (резолютивная часть оглашена 24.01.2019) заявление ФИО1 (далее – ФИО1) признано обоснованным, в отношении ФИО1 введена процедура реструктуризации долгов гражданина до 23 мая 2019 года, финансовым управляющим утвержден арбитражный управляющий ФИО2.

Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу города Иркутска (далее – ФНС России) 11.03.2019 обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о включении в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1 в размере 11 580,71 руб., в том числе 9 235, 00 руб. – налог, 2 345, 71 руб. - пени.

Определением арбитражного суда от 15.03.2019 требование ФНС России на основании пункта 5 статьи 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 назначено к рассмотрению без привлечения лиц, участвующих в деле.

Определением суда от 04.04.2019 судебное заседание по рассмотрению требования ФНС России отложено на 30.04.2019 без привлечения лиц участвующих в деле.

От ФНС России во исполнение определения суда представлены дополнительные документы.

В связи с необходимостью представления дополнительных доказательств, определением суда от 30.04.2019 судебное заседание по рассмотрению требования ФНС России о включении в реестр требований кредиторов должника отложено на 16.05.2019.

В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 35 от 22.06.2012 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что согласно пункту 5 статьи 71 и пункту 5 статьи 100 Закона о банкротстве требования кредиторов, по которым не поступили возражения, могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле. Подобные требования, тем не менее, рассматриваются в судебном заседании, назначаемом определением суда, которое размещается на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, но в силу указанных норм отсутствует необходимость соблюдения установленного частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пятнадцатидневного срока и не требуется предусмотренного частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наличия к началу судебного заседания сведений о получении определения о принятии требования.

От финансового управляющего поступил отзыв на требования, возражения относительно заявленного требования не заявлено.

Возражения относительно удовлетворения требования кредитора от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим кодексом и Законом о банкротстве, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии с пунктом 2 статьи 213.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 указанного Федерального закона. Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 данного Федерального закона.

Сообщение о введении в отношении гражданки ФИО1 процедуры реструктуризации долгов гражданина опубликовано в газете Коммерсантъ № 19 от 02.02.2019.

Требование ФНС России поступило в Арбитражный суд Иркутской области нарочно 11.03.2019, о чем свидетельствует регистрационный штамп канцелярии суда.

Таким образом, требование заявлено в пределах срока, установленного пунктом 2 статьи 213.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Пунктом 2 статьи 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Возражения относительно рассматриваемого требования лицами, имеющими в соответствии с пунктом 2 статьи 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» право на оспаривание требования кредитора, в арбитражный суд не предъявлены, срок на предъявление возражений, установленный пунктом 2 статьи 71 Закона о банкротстве, истек.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.

Из пункта 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) следует, что согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3 - 5 статьи 71, пунктам 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.

Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.

Представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенный день, в случае несогласия должника (арбитражного управляющего, конкурсных кредиторов) с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными.

В этом случае уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).

При этом требование уполномоченного органа, основанное на сведениях о подлежащем уплате налоге, отраженных в налоговой декларации должника, может быть признано обоснованным, поскольку не нуждается в дополнительном подтверждении материалами налоговой проверки.

Требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена (пункт 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)).

Как усматривается из представленных в материалы дела документов, ФИО1 имеет задолженность по уплате обязательных платежей в размере 11 580 руб. 71 коп. из них: 9 235 руб. – налог, 2 345 руб. 71коп. – пени.

Указанная задолженность образовалась вследствие:

- неуплаты транспортного налога за 2014 год в сумме 2 571 руб.; за 2015 год – 1 129 руб.; за 2016 год – 416 руб.; за 2017 год – 416 руб.

- неуплаты пеней начисленных на сумму недоимки по транспортному налогу в сумме 1 163 руб. 33 коп.;

- неуплаты налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 372 руб.; за 2015 год – 523 руб.; за 2016 год – 1 708 руб.; за 2017 год – 1 374 руб.;

- неуплаты пеней начисленных на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 436 руб. 56 коп.;

- неуплаты земельного налога за 2014 год в сумме 330 руб.; за 2015 год – 33 руб.; 2016 год – 363 руб.;

- неуплаты пеней начисленных на сумму недоимки по земельному налогу в сумме 179 руб. 07 коп.;

- неуплаты пеней начисленных на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 415 руб. 19 коп.;

- неуплаты пеней начисленных на сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 151 руб. 56 коп.

При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

В подтверждение требования по обязательным платежам заявителем представлены следующие документы: налоговые уведомления № 152168567 от 12.01.2017, № 7804864 от 06.07.2017, № 4708682 от 24.06.2018, № 63197654 от 06.08.2016; № 408022 от 21.03.2015 требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 68659 от 10.10.2015, № 5557 от 16.12.2016, № 6549 от 30.11.2017, № 12641 от 07.12.2017, № 13677 от 01.02.2019; требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 04800540122217 от 11.04.2014; уведомление о наличии задолженности ГУ – УПФ РФ в Октябрьском районе г. Иркутска от 09.01.2019 № ОГ-30-02/13; справка о задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование ГУ – УПФ РФ в Октябрьском районе г. Иркутска от 09.01.2019 № ОГ-30-02/13; расчет требования в части начисленных пеней по налогу.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика самостоятельно производить уплату налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В связи с неисполнением ФИО1 в добровольном порядке обязанности по уплате налога, налоговым органом принимались меры принудительного взыскания на основании пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлялись требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов: № 152168567 от 12.01.2017, № 7804864 от 06.07.2017, № 4708682 от 24.06.2018, № 63197654 от 06.08.2016, № 04800540122217 от 11.04.2014, а также таблицы расчетов пени.

Рассмотрев представленные документы, суд пришел к выводу об удовлетворении требования ФНС России в части, в связи со следующим.

В соответствии с п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

В соответствии с п. 11 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.

В практике судов возник вопрос, каким образом при проверке обоснованности требования уполномоченного органа, заявленного в отношении обязательных платежей, следует исчислять срок их принудительного взыскания.

Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.

При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).

Судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако, пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Пунктом 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. В силу положений пункта 6 статьи 75 Кодекса принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

В соответствии с п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из материалов дела следует, что инспекцией в адрес ФИО1 направлено требование № 68659 от 10.10.2015 за 2014 год об уплате транспортного налога в сумме 2 571 руб., об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 372 руб., об уплате земельного налога в сумме 330 руб., срок исполнения требования до 02.12.2015.

В силу положений статьи 48 Налогового кодекса РФ и установленного требованием № 68659 от 10.10.2015 срока на исполнение требования - до 02.12.2015 налоговый орган с заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 2 571 руб., о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 372 руб., об о взыскании недоимки по земельному налогу в сумме 330 руб., за налоговый период 2014 год в общей сумме 3 273 руб. и начисленным на указанные суммы недоимки пеней должен был обратиться в суд не позднее 02.06.2016.

Доказательств своевременного принятия мер взыскания недоимки в судебном порядке налоговым органом в материалы требования не представлено.

Кроме того, налоговым органом в адрес ФИО1 направлены требования № 5557 от 16.12.2016 за 2015 год об уплате транспортного налога в сумме 2 383 руб., об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 523 руб., об уплате земельного налога в сумме 33 руб.; требование № 6549 от 30.11.2017 за 2015 год об уплате транспортного налога в сумме 1 129 руб.; требование № 12641 от 07.12.2017 за 2016 год об уплате транспортного налога в сумме 416 руб., об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 1 708 руб., об уплате земельного налога в сумме 363 руб.

В силу положений статьи 48 Налогового кодекса РФ срок исполнения требований № 5557 от 16.12.2016, № 6549 от 30.11.2017, № 12641 от 07.12.2017 (требование, с учетом которого сумма недоимки превысила 3 000 руб.) наступил – 25.01.2018. Налоговый орган с заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 1 129 руб.; за 2016 год – 416 руб.; о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 523 руб.; за 2016 год – 1 708 руб.; об о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 33 руб., за 2016 год – 363 руб., за налоговые периоды 2015 - 2016 года в общей сумме 4 172 руб. должен был обратиться в суд не позднее 23.07.2018.

Доказательств своевременного принятия мер взыскания недоимки в судебном порядке налоговым органом в материалы требования не представлено.

Учитывая изложенное у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования в части включения недоимки по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу за природы 2014 – 2016 года в общей сумме 7 445 руб., а также начисленных на сумму налога пеней в общей сумме 1 755 руб. 57 коп., из них: пени начисленные на недоимку по транспортному налогу в сумме 1 157 руб. 90 коп.; пени начисленные на недоимку на имущество физических лиц – 418 руб. 60 коп., пени начисленные на недоимку по земельному налогу – 179 руб. 07 коп., поскольку возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.

Рассмотрев требования в части включения в реестр требований кредиторов должника задолженности по пеням, начисленным в связи с неуплатой страховых взносов на обязательно6е пенсионное и медицинское страхование, в сумме 566 руб. 75 коп. суд пришел к выводу, что в указанной части требование налогового органа не подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Как следует из представленного налоговым органом расчета пеней, начисленным в связи с неуплатой страховых взносов на обязательно6е пенсионное страхование в сумме 415 руб. 19 коп., задолженность сформировалась за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2010 и до 01.01.2013, срок уплаты налога в расчете указан – 01.01.2017.

Из представленного расчета пеней, начисленным в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование, в сумме 151 руб. 56 коп., усматривается, что задолженность сформировалась за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, срок уплаты налога указан 01.01.2017.

Уполномоченным органом представлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 04800540122217 от 11.04.2014, согласно которому начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 577 руб. 57 коп. из них: пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 373 руб. 34 коп., пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, в размере 112 руб., пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 92 руб. 23 коп. Из требования следует, что основания взимания страховых взносов, пеней, штрафов: доначислены пени за периоды 2012 год, 2013 год.

Как указывает уполномоченный орган им принимались меры по взысканию задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в судебном порядке - 02.03.2015 вынесен судебный приказ.

В подтверждение указанного довода ФНС России представила сведения, размещенные на официальном сайте УФССП по Иркутской области и находящиеся в открытом доступе, «Банк данных исполнительных производств», согласно которым на основании судебного приказа от 02.02.2046 № 2-374/2015 возбуждено исполнительное производство, которое прекращено 29.07.2016.

Вместе с тем указанные сведения не принимаются судом в качестве надлежащего доказательства принятия мер принудительного взыскания задолженности по страховым взносами и пеням, начисленным на задолженность по страховым взносам, поскольку данные сведения не соответствуют требованиям относимости.

Из представленных справке о задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и уведомления о наличии задолженности ГУ – УПФ РФ в Октябрьском районе от 09.01.2019 № ОГ-30-02/13 следует, что за ФИО1 числится задолженность по уплате страховых взносов, пеней, штрафов в размере 139 руб. 39 коп. из них: 92 руб. 31 коп. – пени на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ; 47 руб. 08 коп. – пени на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Судом в определениях суда от 15.03.2019, 04.04.2019 и 30.04.2019 ФНС России предлагалось представить ФНС России копию судебного приказа от 02.03.2015 года, сведения о принудительном исполнении судебного приказа от 02.03.2015 года с приложением постановлений судебного пристава – исполнителя; доказательства принятия мер принудительного взыскания суммы задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование, на которые начислены и заявлены ко включению в реестр требований кредиторов должника пени.

Копия судебного приказа или иных доказательств, подтверждающих принятия налоговым органом мер принудительного взыскания задолженности, которые суд неоднократно предлагал уполномоченному органу представить в материалы дела, последним не представлены.

Как указывалось ранее в соответствии с пунктом 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20.12.2016, признается необоснованным требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам, являющейся безнадежной ко взысканию (возможность принудительного взыскания которой утрачена).

Таким образом, требование в части задолженности по пеням, начисленным в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в сумме 566 руб. 75 коп. также не подлежит удовлетворению, так как признаются безнадежными ко взысканию.

Требование ФНС России в части включения в реестр требований кредиторов ФИО1 суммы недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 416 руб. и начисленных на указанную сумму недоимки пени в сумме 5 руб. 43 коп, суммы недоимке по налогу на имущество физических лиц за 2017 года в размере 1 374 руб. и начисленные на указанную сумму недоимки пени в размере 17 руб. 96 коп. является обоснованным, предъявлено уполномоченным органом правомерно, поскольку является документальным подтверждённым и возможность принудительного взыскания этой задолженности не утрачена.

Указанная задолженность подтверждается налоговым уведомлением № 4708682 от 24.06.2018, требованием об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 13677 от 01.02.2019.

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу положений пункта 1 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налоговым периодом в силу положений статьи 405 НК РФ признается календарный год.

Пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно представленным уполномоченным органом сведениям ФИО1 принадлежало на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, А, 21, кадастровый номер 38:36:000023:12657 (дата прекращения права 27.09.2017), а также ФИО1 принадлежит транспорт: автомобиль ВАЗ 2101, государственный регистрационный знак <***>, автомобиль Тойота ФИО3, государственный регистрационный знак <***>.

Налоговым органом направлены требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 13677 от 01.02.2019, также было направлено налоговое уведомление № 4708682 от 24.06.2018, через личный кабинет налогоплательщик, согласно представленному скриншоту, требование получено 05.02.2019, уведомление получено 11.07.2018.

В силу пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно статье 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика представляет собой информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных этим Кодексом (пункт 1). Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками – физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Порядок получения налогоплательщиками – физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам – физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (пункт 2).

Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 22.08.2017г. № ММВ-7-17/617@ (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2017г. № 49257).

Пунктом 10 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика предусмотрено, что для обеспечения получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании заявления на получение доступа представляет физическому лицу Регистрационную карту, в которой указывается логин и первично присвоенный физическому лицу пароль (далее – первичный пароль).

В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика регистрационная карта представляется налоговым органом физическому лицу следующими способами: 1) непосредственно в налоговом органе; 2) по адресу электронной почты, указанному в заявлении на получение доступа.

В соответствии с пунктом 18 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В силу положений пункта 20 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика в случае, если физическому лицу необходимо получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, физическое лицо направляет в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) уведомление о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе. После получения от физического лица уведомления, указанного выше, документы (информация), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, направляются налоговыми органами физическому лицу на бумажном носителе по истечении 3 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. В случае неполучения от физического лица уведомления, указанного выше, по истечении 3 рабочих дней со дня первого входа физического лица в личный кабинет налогоплательщика направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика.

Таким образом, получив на основании своего заявления доступ к личному кабинету налогоплательщика, не заявив при этом о необходимости получения от налогового органа документов (информации), сведений на бумажном носителе, налогоплательщик несет риск неполучения налоговых уведомлений, требований и иных документов, датой получения которых должником считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика (пункт 23 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика).

Доказательства удовлетворения должником требования ФНС России в заявленном размере суду не представлены. Возражения по существу требований, включенных в указанные документы, не заявлены.

При таких обстоятельствах требование ФНС России в части включения в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 1 790 руб. 00 коп. - налог, 23,39 руб. – пени является обоснованным и подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1.

В остальной части требование ФНС России удовлетворению не подлежит как необоснованное по изложенным ранее мотивам.

Руководствуясь статьями 71, 134, 137, 213.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

требование Федеральной налоговой службы признать обоснованным в части.

Включить требование Федеральной налоговой службы в размере 1 790 руб. 00 коп. - налог, 23,39 руб. – пени в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1.

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья Т.Н. Терпугова