АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-23217/2018
«23» сентября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена «16» сентября 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено «23» сентября 2020 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Богданова А. И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыжовой А. А., рассмотрев в судебном заседании заявление ФИО1 об исключении имущества из конкурсной массы должника,
по делу по заявлению ФИО1 (дата рождения: 04.04.1973, место рождения: Красноярский край, Хакасская автономная область, г.Абакан, СНИЛС <***>, ИНН <***>, адрес регистрации и проживания: 665475, Иркутская область, Усольский район, р.п Средний, д. 36, кв. 14) о признании его несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании:
от должника – ФИО2, представитель по доверенности №38АА2499208 от 28.04.2018, паспорт,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
В судебном заседании объявлялся перерыв с 09.09.2020 по 16.09.2020.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области и на сайте «Федеральные Арбитражные Суды Российской Федерации» в сети Интернет.
После перерыва судебное заседание продолжено 16.09.2020 в том же составе суда при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыжовой А. А., в отсутствии лиц, участвующих в деле,
установил:
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 25.01.2019 (резолютивная часть определения оглашена 21.01.2019) ФИО1 (далее – ФИО1) признан банкротом, в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов. Финансовым управляющим утвержден ФИО3.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12.08.2019 (резолютивная часть оглашена 05.08.2019) ФИО1 признан банкротом, в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим утвержден ФИО3.
ФИО1 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с ходатайством об исключении из конкурсной массы должника денежных средств в размере 9 110 574 руб., составляющих сумму субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 30.06.2020 заявление ФИО1 об исключении имущества из конкурсной массы должника назначено к рассмотрению.
В судебном заседании рассматривается обоснованность поданного должником ходатайства.
Явившийся в судебное заседание представитель ФИО1 поддержал заявление в полном объеме, ответил на вопросы суда.
Финансовый управляющий ФИО3, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, 08.09.2020 через систему «Мой Арбитр» направил отзыв на заявление, в котором финансовый управляющий указал, что не имеет полномочий относительно принятия решения об исключении денежных средств из конкурсной массы должника, ссылаясь на положения пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» просил разрешить возникшие разногласия.
В судебном заседании 09.09.2020 Арбитражным судом Иркутской области объявлялся перерыв до 12 часов 40 минут 16.09.2020.
После перерыва 16.09.2020 от должника для приобщения к материалам заявления поступила выписка из лицевого счета по вкладу.
Документы приобщены к материалам дела.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание также не явились, ходатайства не направили; о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом (часть 1 статьи 123, часть 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), что в силу частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению ходатайства должника по существу в отсутствие их представителей.
Выслушав представителя должника, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным указанным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, в том числе заработная плата и иные доходы должника.
По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей.
Перечень имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано.
Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 №48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» вопросы об исключении из конкурсной массы имущества на которое не может быть обращено взыскание (в том числе денежных средств), о не включении в конкурсную массу названных выплат решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке.
Согласно абзацу 5 пункта 1 постановление Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 №48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» при наличии разногласий между финансовым управляющим, должником и лицами, участвующими в деле о банкротстве, относительно указанных имущества, выплат и (или) их размера любое из названных лиц вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о разрешении возникших разногласий. По результатам рассмотрения соответствующих разногласий суд выносит определение (пункт 1 статьи 60, абзац второй пункта 3 статьи 21325 Закона о банкротстве).
Из содержания поданного ходатайства усматривается, что ФИО1 просит исключить из конкурсной массы денежные средства в размере 9 110 574 руб., составляющие сумму субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Поскольку финансовым управляющим ФИО3 заявлены возражения относительно удовлетворения заявления должника в указанной части, суд полагает, что между должником и кредитором имеют место разногласия, которые в силу пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48 подлежат разрешению судом.
Как установлено судом, ФИО1 в настоящее время проходит службу в Вооруженных Силах РФ по контракту в войсковой части 65350, в должности начальника группы регламента.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Право военнослужащих на жилище в рамках указанного закона реализуется в форме предоставления военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма
В соответствии с пунктом 16 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» размер жилищной субсидии определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, утвержден приказом Министра обороны от 21.07.2014 №510.
Как усматривается из заявления, 21.05.2020 ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации было вынесено решение №08-03 о предоставлении ФИО1 и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений).
Согласно указанному решению №08-03 от 21.05.2020, размер жилищной субсидии составил 9 110 574 руб.
В подтверждении поступления указанных денежных средств в размере 9 110 574 руб., должником в материалы заявления представлена выписка из лицевого счета по вкладу.
Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН от 14.12.2018 №КУВИ-001/2018-151644333, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области, следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у должника прав на объекты недвижимого имущества, а также принимая во внимание, что жилищная субсидия носит строго целевой и специальный характер, поскольку могут быть использована только исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения либо жилых помещений, арбитражный суд полагает возможным исключить из конкурсной массы должника денежные средства в размере 9 110 574 руб., составляющие сумму субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку обратное приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, выделенных Министерству обороны Российской Федерации на обеспечение военнослужащих, что недопустимо.
Более того, включение указанных денежных средств в конкурсную массу приведет к невозможности для должника приобрести благоустроенное жилье и реализовать тем самым свое конституционное право на жилище, что является недопустимым и противоречит Конституции Российской Федерации (статьи 7, 18, 40). Кроме того, данная выплата имеет строго целевое назначение и является мерой социальной поддержки не только должника, но и членов его семьи.
Руководствуясь статьями 60, 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Разрешить разногласия между ФИО1 и финансовым управляющим ФИО3 относительно размера денежных средств, исключаемых из конкурсной массы должника.
Исключить из конкурсной массы ФИО1 денежные средства в размере 9 110 574 руб., составляющие сумму субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья А. И. Богданов