ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-24520/09 от 28.11.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Иркутск

Дело № А19-24520/09-68

«28» ноября 2011 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сеничевой О.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Линник А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Селена» (далее – ООО «Селена») Сажина Андрея Валерьевича (далее - Сажин А.В.)

к Акционерному коммерческому банку «Национальный Резервный Банк» (Открытое акционерное общество),

Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Иркутской области, Управлению Федерального казначейства по Иркутской области,

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Иркутский фанерный двор»

о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности

при участии в заседании:

от истца – Черкашин А.А., представитель по доверенности от 23.06.2011, паспорт;

от ответчика АКБ «НРБанк» (ОАО) - Музыковская О.В., представитель по доверенности №7- д от 20.01.2010;

от ответчика ФНС России – Андреева М.М., представитель по доверенности от 04.10.2011 №06-18/018459, удостоверение;

ответчик Управление Федерального казначейства по Иркутской области – не явился;

третье лицо ООО «Иркутский фанерный двор» - не явилось;


В судебном заседании объявлялся перерыв с 23.11.2011 до 28.11.2011; после перерыва судебное заседание продолжено при участии тех же представителей лиц, участвующих в деле;

установил:

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.05.2010 должник – ООО «Селена» признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего ООО «Селена» возложено на временного управляющего ООО «Селена» Козлова И.В.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23.08.2010 конкурсным управляющим ООО «Селена» утвержден арбитражный управляющий ФИО1

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 22.11.2010, от 16.05.2011 и от 10.10.2011 срок конкурсного производства в отношении ООО «Селена» и полномочия конкурсного управляющего ФИО1 до 16.05. 2011, до 14.11.2011 и до 09.04.2012 соответственно.

Конкурсный управляющий ООО «Селена» ФИО1 20.09.2011 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными сделок:

-банковской операции, совершенной 16.07.2011 филиалом «Иркутский» АКБ «НРБанк» в пользу Управления Федерального казначейства по Иркутской области по инкассовому поручению № 641 по списанию денежных средств ООО «Селена» в размере 129 862 руб. 80 коп., по назначению платежа № 23223618 текущая задолженность по обязательным платежам, возникшим в процедуре конкурсного производства, по инкассовому поручению № 12641 от 16.07.2010;

- банковской операции, совершенной 09.08.2011 филиалом «Иркутский» АКБ «НРБанк» в пользу Управления Федерального казначейства по Иркутской области по платежному ордеру № 989, по списанию денежных средств ООО «Селена» в размере 97 237 руб. 20 коп., по назначению платежа № 23263075 текущая задолженность по обязательным платежам, возникшим в процедуре конкурсного производства, по инкассовому поручению № 12989 от 12.08.2010;

- о применении последствий недействительности вышеуказанных сделок.

По ходатайству представителя конкурсного управляющего к материалам дела приобщены дополнения к исковому заявления о признании сделки недействительной и копии инкассовых поручений № 12641 от 12.08.2010, № 12989 от 12.08.2010. Согласно представленным дополнениям представитель конкурсного управляющего просит привлечь в качестве ответчика по настоящему делу Министерство финансов Российской Федерации, расположенного по адресу: <...>; в обоснование ходатайства о


привлечении в качестве ответчика указал, что в соответствии с Положением о Центральном банке Российской Федерации он в числе прочих полномочий сообщает плательщикам КБК по видам доходов, администрируемых территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации, и соответствующие им виды доходов. Согласно пункту 3.2.5 «Положения о порядке администрирования ЦБ РФ поступлений в бюджетную систему РФ отдельных видов доходов», утвержденного Банком России 27.08.2008 г. №320-П, в зависимости от вида платежа в бюджет в поле 104 инкассового поручения указываются соответствующие коды бюджетной классификации (КБК). Как усматривается из инкассового поручения №12641 от 16.07.2010 г., код бюджетной классификации (поле 104) указан как 182 103 010 000 130 001 10. В соответствии с Приказом ФНС РФ от 05.12.2008 №ММ-3-1/643@ «О порядке осуществления территориальными органами ФНС бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетной системы РФ» указанный КБК отнесен к налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (пункт 22 приложение №2 - перечень источников доходов бюджетной системы РФ, полномочия по администрированию которых возлагаются на территориальные органы ФНС). Согласно приказу Минфина РФ от 28.12.2010 №190н в рамках кода классификации доходов бюджетов выделен код подвида доходов. Подвиды доходов бюджетов кодируются четырьмя знаками (14 • 17 разряды кода классификации доходов бюджетов). Детализация кодов подвидов доходов осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в следующем порядке. Министерство финансов Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов доходов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения. Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов доходов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения. Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов доходов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения. По доходам от взимания налогов, сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов, взимания государственной пошлины, а также


доходам от поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов первый знак кода подвида доходов используется для раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу. При этом главные администраторы указанных доходов (за исключением вывозных таможенных пошлин на сырую нефть) обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации в соответствии со следующей структурой кода подвида доходов: 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному); 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу; 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации.

Таким образом, из указанного КБК усматривается, что задолженность, списанная по инкассовому поручению №12641 от 16.07.2010 г., была направлена на погашение по суммам денежных взысканий (штрафов) по налогу на добавленную стоимость. Размер и порядок исчисления штрафных санкций за неуплату налога установлен частью 1 статью 122 Налогового кодекса РФ (части 1). Указанной нормой предусматривается, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

В соответствии с частью 1 ст. 12 Налогового кодекса РФ (ч.1) в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Частью 2 указанной статьи установлено, что федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Частью 2 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость отнесен к числу федеральных налогов.

В соответствии со статьей 40 Бюджетного кодекса РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации,


местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению). Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о налогах и сборах подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: 1) суммы денежных взысканий (штрафов), исчисляемых исходя из сумм налогов (сборов), предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, - в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации применительно к соответствующим налогам (сборам).

09.08.2011 года Банком по платежному ордеру №989, была совершена сделка по списанию денежных средств в размере 97 237 руб. 20 коп., по назначению платежа №23263075 текущая задолженность по обязательным платежам, возникшим в процедуре конкурсного производства, по инкассовому поручению № 12989 от 12.08.2010 года.

С учетом норм права, перечисленных выше, из инкассового поручения № 12989 от 12.08.2010 следует, что сумма, указанная в нем, была направлена на погашение суммы платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) по налогу на добавленную стоимость, в полном объеме зачисляемому в федеральный бюджет.

В соответствии с нормой, содержащейся в части 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Таким образом, лицом, получившим неправомерно списанные по платежному ордеру № 989, по инкассовому поручению № 12641 денежные средства, является государственный орган, к полномочиям которого отнесено получение денежных средств от федеральных


бюджетов. Указанным органом, в соответствии со статьей 5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, является Министерство Финансов РФ. В статье 5 пункта 5.9 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 «О федеральном казначействе» установлено, что федеральное казначейство осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогово и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поэтому с учетом возложенных на Федеральное казначейство полномочий, сведениями по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации применительно к соответствующим налогам (сборам), по порядку распределения в бюджеты соответствующих уровней налога на добавленную стоимость располагает Управление Федерального казначейства по Иркутской области. Также просил обязать управление Федерального казначейства по Иркутской области представить отзыв по настоящему делу.

Представитель ответчика АКБ «НРБанк» (ОАО) в судебном заседании возразила относительно привлечения Министерства финансов Российской Федерации в качестве ответчика по данному делу, полагает, что данные действия направленны на затягивание процесса по рассмотрению заявления конкурсного управляющего по существу.

Представитель ответчика ФНС России возразила относительно привлечения Министерства финансов Российской Федерации в качестве ответчика по данному делу, пояснила, что не видит оснований для удовлетворения ходатайства.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 21.11.2011 до 28.11.2011 (информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области).

В судебном заседании после перерыва представитель конкурсного управляющего ходатайство о привлечении Министерства финансов Российской Федерации в качестве ответчика по данному делу поддержал.

Представители ответчиков поддержали заявленные ранее возражения относительно удовлетворения ходатайства представителя конкурсного управляющего о привлечении Министерства финансов Российской Федерации в качестве ответчика по данному делу.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, ходатайства не направили; о времени и месте судебного разбирательства считаются уведомленными надлежащим образом в силу части 1 статьи 123, части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Частью 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в


качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца.

В обоснование ходатайства конкурсный управляющий указал следующее. Согласно части 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Таким образом, лицом, получившим неправомерно списанные по платежному ордеру № 989, по инкассовому поручению № 12641 денежные средства, является государственный орган, к полномочиям которого отнесено получение денежных средств от федерального бюджета. Указанным органом в соответствии со статьей 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 является Министерство финансов Российской Федерации.

Рассмотрев ходатайство представителя конкурсного управляющего о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Министерства финансов Российской Федерации, суд считает его подлежащим удовлетворению.

После вступления в дело соистца, привлечения к участию в деле соответчика рассмотрение дела производится с самого начала (часть 8 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебное заседание на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отложению.

Руководствуясь статьями 46, 158, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Ходатайство представителя конкурсного управляющего о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Министерства финансов Российской Федерации удовлетворить.

Привлечь Министерство финансов Российской Федерации (расположенное по адресу: <...>) к участию в деле в качестве ответчика.

Отложить судебное заседание по рассмотрению заявления конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Селена» (ОГРН <***>, ИНН <***>, расположенного по адресу: 664035, г. Иркутск, ул. Челябинская, 29-5) ФИО1 к Акционерному коммерческому банку «Национальный Резервный Банк» (Открытое акционерное общество), Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Иркутской области, Управлению Федерального казначейства по Иркутской области о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности на «21» декабря 2011 года на 15 час. 00 мин. Судебное заседание состоится в помещении Арбитражного суда Иркутской области, расположенного


по адресу: 664025, г. Иркутск, бул. Гагарина, 70, кабинет 201, телефон специалиста 564-389, факс 24-15-99, электронный адрес специалиста: LinnikAS@irkutsk.arbitr.ru

Конкурсному управляющему – представить доказательства направления копии заявления и приложенных к нему документов Министерству Финансов Российской Федерации; исполнить определение Арбитражного суда Иркутской области от 26.10.2011.

Ответчику Министерство финансов Российской Федерации - заблаговременно до судебного заседания представить мотивированный отзыв на заявление конкурсного управляющего о признании сделок недействительными, доказательства направления отзыва истцу представить в суд.

Повторно предложить Акционерному коммерческому банку «Национальный Резервный Банк» (Открытое акционерное общество), Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Иркутской области, Управлению Федерального казначейства по Иркутской области и третьему лицу - Общество с ограниченной ответственностью «Иркутский фанерный двор» представить мотивированные отзывы на заявление конкурсного управляющего о признании сделок недействительными, доказательства направления отзывов истцу представить в суд.

Судья

ФИО3



2

3

4

5

6

7

8