АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-3112/20
«21» июля 2021 года
Резолютивная часть определения объявлена 20.07.2021.
Определение в полном объеме изготовлено 21.07.2021
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Тимофеевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тихоновой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (адрес: 664003, <...>, ИНН <***>) о включении в реестр требований кредиторов должника,
по делу по заявлению ФИО1 (дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ г.р., <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес: 665813, <...>) о признании его банкротом,
судебное заседание проводится без вызова лиц, участвующих в деле;
установил:
определением Арбитражного суда Иркутской области от 09.07.2020 в отношении ФИО1 введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утверждена арбитражный управляющий ФИО2
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее - ГУ МВД России по Иркутской области, кредитор) 26.04.2021 г. ("Мой арбитр" 24.40.2021 г.) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 31 000 руб.
Определением от 11.05.2021 требование ГУ МВД России по Иркутской области принято судом в порядке пункта 5 статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которым установлено, что требования кредиторов, по которым не поступили возражения, при наличии доказательств уведомления кредиторов о получении таких требований рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 35 от 22.06.2012 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что согласно пункту 5 статьи 71 и пункту 5 статьи 100 Закона о банкротстве требования кредиторов, по которым не поступили возражения, могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле. Подобные требования, тем не менее, рассматриваются в судебном заседании, назначаемом определением суда, которое размещается на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, но в силу указанных норм отсутствует необходимость соблюдения установленного частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пятнадцатидневного срока и не требуется предусмотренного частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наличия к началу судебного заседания сведений о получении определения о принятии требования.
От кредитора 16.07.2021 поступили пояснения к заявлению о включении в реестр требований кредиторов должника, в которых заявитель, ссылаясь на пп. 47, 52 п. 13 Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утвержденного Приказом МВД России от 1 августа 2017 г. № 580, ГУ МВД России по Иркутской области в соответствии с которым осуществляет следующие полномочия: осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Иркутской области и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями; осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов МВД России, а также интересов ГУ МВД России по Иркутской области.
На основании изложенного, ГУ МВД России полагает, что оно уполномочено представлять интересы Российской Федерации в процедурах банкротства по требованиям об уплате административных штрафов ссылаясь на судебную практику.
От финансового управляющего поступил отзыв на требование, в котором указано, что вопрос административный штраф в размере 31 000 руб. был оплачен должником 19.05.2021, что подтверждается чеком-ордером от 19.05.2021.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 указанного Федерального закона. Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 данного Федерального закона.
Сообщение о введении в отношении гражданина ФИО1 процедуры реструктуризации долгов гражданина опубликовано в газете «Коммерсантъ» №126 18.07.2020.
Требование ГУ МВД России подано в Арбитражный суд Иркутской области в электронном виде 24.04.2021 через систему «Мой арбитр», о чем свидетельствует распечатка электронной страницы с сайта «https://my.arbitr.ru/Admin».
Таким образом, требование заявлено до закрытия реестра требований кредиторов должника.
Пунктом 2 статьи 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Установленный пунктом 2 статьи 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» срок истек.
Как усматривается из представленных заявителем документов 21.09.2017 мировым судьей судебного участка № 31 г. Ангарска и Ангарского района вынесено постановление о назначении административного наказания, в соответствии с которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 13.12.2019 г. № 18810038190002231750 ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.6 КоАП РФ. В соответствии с санкцией данной статьи по указанному административному делу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 руб.
Приказом МВД России от 18 декабря 2019 г. № 955 «Об осуществлении Министерством внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральными казенными учреждениями системы Министерства внутренних дел Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов, администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» ГУ МВД России по Иркутской области включено в Перечни территориальных органов МВД России, осуществляющих полномочия администраторов как доходов федерального бюджета, так и доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с пп. 47, 52 п. 13 Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утвержденного Приказом МВД России от 1 августа 2017 г. № 580, ГУ МВД России по Иркутской области осуществляет следующие полномочия: осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Иркутской области и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями; осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов МВД России, а также интересов ГУ МВД России по Иркутской области.
На основании изложенного, ГУ МВД России полагает, что оно уполномочено представлять интересы Российской Федерации в процедурах банкротства по требованиям об уплате административных штрафов ссылаясь на судебную практику.
Ссылаясь на указанные обстоятельство и то, что данные административные штрафы должник не уплатил, ГУ МВД России обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника.
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, установленным статьями 71 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника. В силу статьи 2 Закона о несостоятельности (банкротстве) уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из буквального толкования нормы, содержащейся в абзаце девятом статьи 2 Закона о банкротстве следует, что правом на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам субъекта Российской Федерации обладает не любой орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а только наделенный для этого специальным полномочием.
Данная норма права направлена на объединение требований по обязательствам перед субъектом Российской Федерации и представление интересов специально уполномоченным на то лицом - уполномоченным органом, который должен быть определен на уровне субъекта Российской Федерации. Указанные положения обеспечивают проведение единой политики субъекта Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Уполномоченный орган в установленном порядке консолидирует информацию о наличии неисполненных требований к должнику об уплате обязательных платежей или по денежным обязательствам для целей предъявления в порядке, предусмотренном статьями 71, 100 и 142 Закона о банкротстве, требований Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (далее - постановление N 257) уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам определена Федеральная налоговая служба.
Порядок предъявления требований в делах о банкротстве регламентирован в пункте 12 указанного постановления N 257 (вместе с "Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве"), которым предусмотрено, что одновременно с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган запрашивает у должника информацию о федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах, являющихся кредиторами должника, а также направляет уведомление о принятом решении в федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в приложении N 2, в том числе в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту государственной регистрации должника (в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве). Данным постановлением утверждено Положение, определяющее порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.
В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Согласно положениям статьи 2 Закона о банкротстве все административные штрафы отнесены к обязательным платежам. Статусом уполномоченного органа в делах о банкротстве, имеющим право на предъявление к должнику требований по обязательным платежам, вне зависимости от бюджета, в доход которого они подлежат уплате, статья 2 Закона о банкротстве наделяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
В соответствии с п. 12Положения опорядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. № 257, одновременно с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган запрашивает у должника информацию о федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах, являющихся кредиторами должника, а также направляет уведомление о принятом решении в федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в приложении № 2.
В случае если федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в приложении № 2, имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, эти органы в недельный срок с даты получения указанного уведомления представляют в уполномоченный орган документы, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящего Положения.
Вместе с тем, ГУ МВД России по Иркутской области не относится к числу федеральных органов исполнительной власти, указанных в приложении № 2 к Положению, требования которых представляет уполномоченный орган в деле о банкротстве.
Таким образом, ГУ МВД России по Иркутской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" не имеет правами на самостоятельное обращение в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов заложенности по административным штрафам.
Ссылка кредитора на судебную практику судом не принимается.
Доказательства уведомления ФНС России о наличии права требования с учетом Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 заявителем не представлено.
Кроме того как следует из чека-ордера от 19.05.2021 административные штрафы в общем размере 31 000 руб. были оплачены матерью должника через УФССП России по Иркутской области. Поскольку доказательства перечисления на лицевой счет кредитора не представлены в материалы дела, судом в судебном заседании обозревался сайт Федеральной службы судебных приставов и установлено, что сведения о наличии штрафа у ФИО1 отсутствует, что подтверждает оплату штрафа.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд отказывает во включении требования ГУ МВД России по Иркутской области в реестр требований кредиторов ФИО1
Определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. При наличии у арбитражного суда доказательств получения лицами, участвующими в деле, настоящего определения, в том числе в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 123 АПК РФ, все последующие судебные акты по делу, выполненные в форме электронного документа, направляются лицам, участвующим в деле, посредством их размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу: https://kad.arbitr.ru/.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов, выполненных в форме электронного документа, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 71, 134, 137, 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья О.Ю. Тимофеева