АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Иркутск
«22» февраля 2017 года Дело №А19-8892/2016
Резолютивная часть определения объявлена 16.02.2017
Определение в полном объеме изготовлено 22.02.2017
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рупаковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коротневой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании ходатайство ФИО1 об исключении из конкурсной массы денежных средств,
по делу по заявлению ФИО1 (дата рождения: 02.04.1973, место рождения: г. Усолье-Сибирское, Иркутской области; СНИЛС <***>, ИНН <***>, место жительства: 665470, <...> «б» - 45) о признании её банкротом,
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле, – не явились, извещены надлежащим образом;
установил:
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13.12.2016 (резолютивная часть оглашена 06.12.2016) ФИО1 (далее – ФИО1) признана банкротом; в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина сроком до 06.04.2017; финансовым управляющим утвержден ФИО2.
26.12.2016 ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с ходатайством об исключении из конкурсной массы денежных средств в виде детских пособий, пособия приемной семье и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В судебном заседании рассматривается обоснованность поданного должником ходатайства.
Финансовый управляющий ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, направил отзыв об отсутствие возражений относительно удовлетворения поданного должником ходатайства.
Иные лица, участвующие в деле (в том числе должник), в судебное заседание также не явились, ходатайства не направили; о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом (часть 1 статьи 123, часть 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), что в силу частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению ходатайства должника по существу в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным указанным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии со статьей 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей.
Перечень имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано.
Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Из приведенной нормы закона следует, что при решении вопроса об исключении имущества из конкурсной массы ключевым вопросом является возможность обращения на него взыскания в соответствии с действующим законодательством.
В абзаце 8 пункта 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание не может быть обращено на принадлежащие гражданину должнику деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина и лиц, находящихся на его иждивении.
Подпунктом 12 пункта 1 статьи 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 установлено, что к расходам, на которые не может быть обращено взыскание, относятся пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Данные положения гарантируют должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности, являются процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
Указанное обстоятельство подлежит учету судом, рассматривающим дело о банкротстве, в том числе при рассмотрении ходатайства должника о получении из конкурсной массы денежных средств в разумном размере на оплату личных нужд. Названное ходатайство рассматривается судом в порядке статьи 60 Закона о банкротстве.
Из содержания поданного ходатайства усматривается, что должник просит исключать ежемесячно из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве ФИО1, поступающие из бюджета денежные средства в виде детских пособий, пособия приемной семье и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В настоящее время гражданка ФИО1 официально не трудоустроена, не имеет постоянного места работы, не получает доходы в виде заработной платы. При этом на иждивении должника находятся четверо несовершеннолетних детей, один из которых является приемным.
Единственным источником доходов ФИО1 являются:
- пособия на ребенка до 16 (18) лет;
- вознаграждение, причитающееся приемным родителям;
- предоставляемое 1 раз в 2 года пособие на приобретение для детей комплекта одежды и спортивной формы для посещения школьных занятий,
- компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования;
- компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 30 %.
В подтверждение указанных обстоятельств ФИО1 представлены справки ОГКУ «УСЗН по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району» от 13.07.2016 № 2806, от 13.07.2016 № 2807, от 15.07.2016 № 28, от 07.11.2016 № 13 от 12.12.2016 № 530, от 18.01.2017 № 20, согласно которым размер выплат за 2016 год составил 74 448 руб. 51 коп.
Иных источников дохода у должника не имеется.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В статье 6 Закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ определено, что семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Иркутской области от 23.10.2006 N 63-оз (ред. от 27.12.2016) "О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей" право на меры социальной поддержки многодетным семьям в соответствии с настоящим Законом имеют семьи, имеющие в своем составе трех и более детей, не достигших возраста 18 лет, включая пасынков, падчериц, усыновленных, удочеренных, принятых под опеку (попечительство), переданных на воспитание в приемную семью, без учета детей, находящихся на полном государственном обеспечении, среднедушевой доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения.
Пунктами 5, 8, 9 статьи 4 Закона Иркутской области от 23.10.2006 N 63-оз "О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей" установлено, что многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- 1 раз в 2 года обеспечение детей комплектом одежды и спортивной формой для посещения школьных занятий либо предоставление пособия на приобретение для детей комплекта одежды и спортивной формы для посещения школьных занятий;
- ежемесячная выплата социального пособия в размере 200 руб. на каждого ребенка;
- денежная компенсация 30 процентов расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 130-оз (ред. от 28.06.2016) "О пособии на ребенка в Иркутской области" пособие на ребенка выплачивается одному из родителей, усыновителей (далее - законный представитель) на каждого рожденного, усыновленного, совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает утвержденную величину прожиточного минимума в целом по области в расчете на душу населения.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Иркутской области № 130-оз от 17.12.2008 «О пособии на ребенка в Иркутской области» установлено, что пособие на ребенка устанавливается в размере 205 рублей в месяц. Размер ежемесячного пособия на ребенка проиндексирован с 1 января 2016 года с применением коэффициента 1,0217 (пункт 1 постановления Правительства Иркутской области № 397-пп от 17.08.2015); с 1 января 2017 года - с применением коэффициента 1,0213 (пункт 1 постановления Правительства Иркутской области от 22.07.2016 N 455-пп).
В силу пункта 3 статьи 3 Закона Иркутской области № 130-оз от 17.12.2008 «О пособии на ребенка в Иркутской области» размер пособия на ребенка определяется с применением установленных федеральным законодательством районных коэффициентов к заработной плате.
Кроме того, пунктом 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Иркутской области от 07.12.2009 N 92/58-оз (ред. от 30.12.2014) "Об отдельных вопросах осуществления деятельности по опеке и попечительству в Иркутской области" вознаграждение приемным родителям выплачивается ежемесячно одному из приемных родителей в размере 3 125 рублей в месяц на каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка.
При этом размер вознаграждения приемным родителям определяется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных федеральным и областным законодательством (пункт 3 статьи 4 Закона Иркутской области от 07.12.2009 N 92/58-оз (ред. от 30.12.2014) "Об отдельных вопросах осуществления деятельности по опеке и попечительству в Иркутской области").
С учетом вышеизложенных норм закона, принимая во внимание представленные в материалы дела сведения по размеру ежемесячного дохода в виде пособий, поступившего ФИО1, а также то, что решением суда введена процедура реализации имущества гражданина, суд приходит к выводу о необходимости исключения ежемесячно из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве гражданки ФИО1 поступающих из бюджета денежных средств в виде детских пособий, пособия приемной семье и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Руководствуясь статьями 60, 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Исключать ежемесячно из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве ФИО1, поступающие из бюджета денежные средства в виде детских пособий, пособия приемной семье и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Е.В.Рупакова