ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А26-12369/09 от 17.10.2011 АС Республики Карелия

335/2011-80162(3)

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о наложении судебного штрафа

г. Петрозаводск

Дело № А26-12369/2009

17 октября 2011 года

Резолютивная часть определения объявлена 10 октября 2011 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Кудрявцева Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания с применением аудиозаписи помощником судьи Терешонок М.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"

о наложении судебного штрафа на Администрацию Лоухского муниципального района, Финансовое управление Лоухского района и Управление Федерального казначейства РК отдел по Лоухскому району

при участии в судебном заседании:

заявителя, ОАО "МРСК Северо-Запада", - не явился;

Финансового управления Лоухского района – не явилось;

представителя Администрации Лоухского муниципального района – ФИО1 по доверенности от 12.01.2011;

представителя Управления Федерального казначейства Республики Карелия – ФИО2 по доверенности от 30.12.2010;

установил: открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в порядке статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о наложении судебного штрафа на Администрацию Лоухского муниципального района (далее – Администрация), Финансовое управление Лоухского района (далее – Финансовое управление района) и Управление Федерального казначейства РК (далее - Управление казначейства) за неисполнение решения Арбитражного суда Республики Карелия от 21.04.2010 по делу №А26-12369/2009.

Надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Администрация Лоухского муниципального района в своем отзыве указала, что в соответствии с пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника подлежит направлению для исполнения в орган федерального казначейства.


В судебном заседании представитель Администрации заявил, что в данном случае субъектом ответственности за неисполнение принятого судебного решения является Финансовое Управление Лоухского района.

Управление казначейства в своем отзыве и его представитель в судебном заседании, возражая против наложения штрафа, сослались на то, что казначейство не может являться субъектом ответственности за неисполнение судебного акта, поскольку в соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования осуществляется финансовым органом муниципального образования за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. По Соглашению, на которое ссылается Финансовое управление, Управление казначейства осуществляет кассовое обслуживание и исполнение бюджета Лоухского муниципального образования, в том числе в соответствии со статьей 242.5 БК организует исполнение судебных актов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений, которым открыты лицевые счета в казначействе как получателям бюджетных средств. Однако порядок исполнения судебных актов, предусматривающих взыскания за счет средств казны муниципального образования, определен пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ - их исполнение осуществляет Финансовое управление района, у Управления федерального казначейства отсутствуют полномочия на организацию исполнения судебных актов о взыскании за счет казны муниципального образования.

Надлежаще извещенное о месте и времени судебного заседание Финансовое управление явку своего представителя не обеспечило. В направленном суду отзыве сообщило, что заявителем исполнительный лист был направлен в Финансовое управление с указанием на его исполнение в порядке, предусмотренном статьями 242.1 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его учреждения-должника, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета учреждения. В соответствии с Соглашением от 15.07.2010 между Администрацией и Управлением федерального казначейства по Республике Карелия об осуществлении Отделением по Лоухскому району Управления Федерального казначейства по Республике Карелия отдельных функций по исполнению бюджета Лоухского муниципального района при кассовом обслуживании исполнения бюджета органами Федерального казначейства, открытие и ведение лицевых счетов учреждений осуществляется органом казначейства (Отделом по Лоухскому району), в связи с чем исполнительный документ был возвращен взыскателю без исполнения. С заявлением в Финансовое управление об исполнении исполнительного листа в ином порядке, а именно в соответствии со статьей 242.2, заявитель не обращался.

В соответствии с частью 3 статьи 120 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Как следует из материалов дела, во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Карелия от 25.04.2010 по делу №А26- 12369/2009 о взыскании с администрации Лоухского муниципального района за счет казны муниципального образования Лоухский мцниципальный район в пользу


открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» денежных сумм 05.10.2010 был выдан исполнительный лист АС № 002023388.

Направленный взыскателем в адрес Финансового управления Лоухского района и Отдел по Лоухскому району Управления Федерального казначейства РК исполнительный лист возвращен без исполнения, что послужило основанием для подачи взыскателя заявления о наложении штрафа за неисполнение вступившего в законную силу судебного акта.

Рассмотрев заявление о наложении судебного штрафа, суд установил следующее.

В силу пункта 1 абзаца 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 16 АПК РФ неисполнение судебных актов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.

Ответственность за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами установлена статьей 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам Главы 11 настоящего Кодекса в размере, установленном Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Предъявленный к исполнению исполнительный лист предусматривал взыскание денежных средств именно за счет казны муниципального образования.

Таким образом, обязанность исполнить решение суда о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, согласно названной правовой норме, лежала на финансовом органе муниципального образования, в данном случае на Финансовом управлении района, а потому возвращение последним взыскателю без исполнения исполнительного документа суд признает неправомерным.

Доводы Финансового управления района судом не принимаются ввиду их необоснованности.


В соответствии с положениями действующей на момент предъявления исполнительного листа к исполнению редакции статьи 242.5 БК РФ исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его учреждения- должника, подлежали направлению для исполнения в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета учреждения.

В данном случае денежные средства по судебному решению взысканы не с учреждения-должника, являющегося получателем денежных средств местного бюджета, а за счет казны муниципального образования, в связи с чем такой исполнительный лист в соответствии с положениями пункта 5 статьи 242.2 БК подлежал исполнению Финансовым управлением за счет ассигновании, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, в сводную бюджетную роспись должны вноситься соответствующие изменения.

В соответствии со статьей 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.

То, что взыскатель при направлении исполнительного листа в Финансовое управление района неправильно указал правовую норму (статьи 242.1 и 242.5 вместо 242.2 БК), в соответствии с которой должно было производиться исполнение исполнительного листа, и то, что участвовавший в деле при разрешении спора по существу представитель Администрации не направил в финансовый орган соответствующей информации (пункт 5 статьи 242.2 БК РФ), на что ссылается в своем отзыве Финансовое управление, эти обстоятельства не могли служить основанием для возврата взыскателю без исполнения исполнительного листа.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что субъектом ответственности за неисполнение решения суда является Финансовое управление Лоухского муниципального района.

В соответствии с частью 1 статьи 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размер налагаемого на организацию штрафа не может превышать ста тысяч рублей.

С учетом обстоятельств дела суд налагает на Финансовое управление Лоухского муниципального района судебный штраф в размере 10 000 руб.

Оснований для наложения судебного штрафа на Администрацию Лоухского муниципального района и Управление Федерального казначейства РК отдел по Лоухскому району суд не находит.

В соответствии с частью 5 статьи 120 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о наложении судебного штрафа приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решения суда, с выдачей исполнительного листа, который направляется судебному приставу – исполнителю по месту жительства (месту нахождения) лица, на которое наложен судебный штраф.

Руководствуясь частью 4 статьи 120, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Заявление открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» удовлетворить.

Наложить на Финансовое управление Лоухского муниципального района штраф в сумме 10 000 руб. за неисполнение решения Арбитражного суда Республики Карелия от 21 апреля 2010 года по делу №А26-12369/2009 о взыскании в пользу заявителя за счет средств казны муниципального образования Лоухский муниципальный район 230 469 руб. 23 коп. – задолженности и 6 109 руб. 39 коп. – расходов по госпошлине. Взыскание штрафа произвести в доход федерального бюджета.

2. В привлечении к ответственности Администрации Лоухского муниципального района и Управления Федерального казначейства по Республике Карелия отказать.

3. Определение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня получения его копии лицом, на которое наложен судебный штраф в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Кудрявцева Н.И.



2 А26-12369/2009

3 А26-12369/2009

4 А26-12369/2009

5 А26-12369/2009