Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск
Дело №
А26-9311/2020
03 ноября 2021 года
Резолютивная часть определения объявлена 21 октября 2021 года. Полный текст определения изготовлен 03 ноября 2021 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Соколова Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ашуровой Д.В. (до перерыва) и секретарем Тюриной А.А. (после перерыва), рассмотрев объединенные для совместно рассмотрения заявление гражданина ФИО1 о разрешении разногласий с финансовым управляющим по вопросу выплаты должнику денежных средств и заявление финансового управляющего ФИО2 об обязании Центра Пенсионного Фонда России в Республике Карелия осуществлять перевод страховой пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты по категории «инвалиды (1 группа)» ФИО1 в полном объеме посредством перечисления данных денежных средств на расчетный счет, открытый в ПАО «Сбербанк России», в целях дальнейшего включения их в конкурсную массу,
при участии в судебном заседании:
ФИО3 – представителя отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия по доверенности от 08.06.2021,
иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству по существу,
установила: определением Арбитражного суда Республики Карелия от 02 ноября 2020 года принято к производству заявление гражданина ФИО1 (далее – ФИО1, должник; дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: гор. Балашов Саратовской обл., ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес: 185505, Республика Карелия, Прионежский р-он, ст. ФИО4, ул. Привокзальная, д.35) от 27.10.2020 о признании его банкротом.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 08 декабря 2020 года (резолютивная часть решения оглашена 01.12.2020) ФИО1 признан банкротом, введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО2, член Союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организация «Северная Столица», адрес для направления почтовой корреспонденции финансовому управляющему: 150003, <...>. Соответствующие сведения опубликованы 19.12.2020 в газете «Коммерсантъ» №234.
06 сентября 2021 года в суд поступило заявление ФИО1 от 26.08.2021 о разрешении разногласий с финансовым управляющим по вопросу выплаты должнику денежных средств, в котором он просит обязать финансового управляющего исключать из конкурсной массы ежемесячно денежные средства в размере прожиточного минимума для пенсионеров и выплат по инвалидности, разрешив получать денежные средства через почтовое отделение без перечисления денежных средств в Калужское отделение ПАО Сбербанк.
Определением от 08.09.2021 заявление ФИО1 назначено к рассмотрению в судебном заседании 04.10.2021 с участием заинтересованных лиц.
30.09.2021 в суд от финансового управляющего ФИО2 (далее – финансовый управляющий, ФИО2) поступило ходатайство о приостановлении производства по заявлению должника по тем основаниям, что в рамках настоящего дела судом принято к производству и назначено к рассмотрению заявление финансового управляющего ФИО2, утвержденного в деле о банкротстве ФИО1, об обязании Центра Пенсионного Фонда России в Республике Карелия осуществлять перевод страховой пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты по категории «инвалиды (1 группа)» ФИО1 в полном объеме посредством перечисления данных денежных средств на расчетный счет №408…43, открытый в ПАО «Сбербанк России» в целях дальнейшего включения их в конкурсную массу. В связи с изложенным финансовый управляющий во избежание конкуренции между судебными актами просил производство по заявлению ФИО1 приостановить до вступления в законную силу судебного акта по заявлению ФИО2
Из материалов дела о банкротстве ФИО1 следует, что 05.08.2021 финансовый управляющий ФИО2 обратился в суд с ходатайством об обязании Центра Пенсионного Фонда России в Республике Карелия (185910, <...>) осуществлять перевод страховой пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты по категории «инвалиды (1 группа)» ФИО1 в полном объеме посредством перечисления данных денежных средств на расчетный счет №408….43, открытый в Калужском отделении ПАО «Сбербанк России», в целях дальнейшего включения их в конкурсную массу.
Определением от 10.08.2021 заявление финансового управляющего принято и назначено к рассмотрению в судебном заседании 14.10.2021 с участием заинтересованных лиц.
В суд 29.09.2021 от ФИО2 поступило ходатайство о рассмотрении заявленных им требований в его отсутствие, в котором финансовый управляющий указал, что, исходя из совокупного дохода должника (31 724.10 руб. в месяц) в виде пенсии и ежемесячной денежной доплаты по категории «инвалиды (1 группа)», из конкурсной массы должника подлежит исключению денежная сумма в размере прожиточного минимума для пенсионеров и доплаты по инвалидности в общем размере 15 524.37 руб., в оставшейся части (16 199.73 руб.) денежные средства подлежат включению в конкурсную массу.
Оценив в судебном заседании 04 октября 2021 года материалы обособленного спора по заявлению ФИО1 о разрешении разногласий с финансовым управляющим по выплате должнику денежных средств и материалы обособленного спора по заявлению финансового управляющего ФИО2 к Центру Пенсионного Фонда России в Республике Карелия, суд отказал в удовлетворении ходатайства финансового управляющего о приостановлении производства по заявлению должника, объединил для совместного рассмотрения заявление гражданина ФИО1 о разрешении разногласий с финансовым управляющим по вопросу выплаты должнику денежных средств и заявление финансового управляющего ФИО2 об обязании Центра Пенсионного Фонда России в Республике Карелия осуществлять перевод страховой пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты по категории «инвалиды (1 группа)» ФИО1 в полном объеме посредством перечисления данных денежных средств на расчетный счет №408….43, открытый в ПАО «Сбербанк России», придя к выводу о наличии оснований для совместного рассмотрения указанных обособленных споров, о чем вынесено соответствующее определение от 07.10.2021. Указанным определением судебное разбирательство по рассмотрению объединенных для совместного рассмотрения заявлений должника и финансового управляющего отложено на 14.10.2021.
Пенсионный фонд Российской Федерации в лице Государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия (далее – ОПФР по Республике Карелия) направило в суд 06.10.2021 отзыв от 04.10.2021 на заявление финансового управляющего, в котором указал, что в связи с реорганизацией территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Карелия ОПФР по Республике Карелия является правопреемником Государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработки информации ПФР в Республике Карелия. По существу заявленных требований ОПФР по Республике Карелия возражало против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на положения Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе в редакции Закона №350-ФЗ (далее – Закон №400-ФЗ). Согласно изложенной в отзыве позиции пенсионеры, признанные банкротами, имеют право на получение в полном объеме установленной им пенсии; выплата пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 Закона №400-ФЗ; выплата и доставка страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством; действующим законодательством не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание, в рассматриваемом случае – это ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид I группы» в размере 2 875.70 руб.
07.10.2021 финансовый управляющий представил в суд дополнения, в которых указал, что в случае удовлетворения заявленных им требований денежные средства в размере 15 524.37 руб. с расчетного счета должника, открытого в ПАО Сбербанк, будут перечисляться ФИО1 через сервис Почты России, при этом за почтовые переводы будет взиматься комиссия, согласно прилагаемым тарифам.
В судебном заседании 14 октября 2021 года представитель ОПФР по Республике Карелия поддержала доводы отзыва, ходатайствовала о приобщении к материалам дела доказательств отправки отзыва финансовому управляющему и должнику.
Исследовав выписку из ЕГРЮЛ в отношении ОПФР по Республике Карелия, содержащую сведения о правопредшественниках, в том числе о Государственном учреждении – Центре по выплате пенсий и обработки информации ПФР в Республике Карелия, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком в рамках настоящего обособленного спора является Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия. Копия выписки по состоянию на 14.10.2021 по инициативе суда приобщена к материалам дела.
Протокольным определением от 14.10.2021 в судебном заседании объявлен перерыв до 21 октября 2021 года в целях представления ОПФР по Республике Карелия сведений о начисленных, удержанных и выплаченных денежных средствах должнику за период процедуры банкротства с декабря 2020 года по октябрь 2021 года.
После перерыва судебное заседание продолжено 21.10.2021 в том же составе суда и при участии того же представителя ОПФР по Республике Карелия, которая поддержала ранее озвученную позицию, изложенную в письменном отзыве, а также просила приобщить к материалам дела дополнение к отзыву с приложением справок о начисленных и произведенных ФИО1 выплатах за соответствующий период.
В представленных дополнениях от 20.10.2021 ОПФР по Республике Карелия обращало внимание суда на то обстоятельство, что должник является инвалидом I группы, в связи с чем получает фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в повышенном размере (18 133.44 руб.) и для удовлетворения жизненно необходимых потребностей ему будет недостаточно получения из конкурсной массы суммы, соответствующей величине прожиточного минимума пенсионера. Установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, являющимся инвалидами I группы, является дополнительной мерой социальной поддержки данной категории граждан, гарантированной государством.
Заслушав явившегося в судебное заседание представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, СНИЛС <***>) является пенсионером по старости и ему с 24.10.2019 года назначена выплата страховой пенсии по старости бессрочно.
В соответствии с положениями статьи 16 Закона №400-ФЗ должнику бессрочно, начиная с 24.10.2019, назначена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.
Кроме того из материалов дела следует, что ФИО1 является инвалидом I группы, в связи с чем ему в порядке статьи 17 Закона №400-ФЗ установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, а также назначена ежемесячная денежная выплата инвалидам в порядке пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, в течение процедуры банкротства ФИО1 являлся получателем соответствующих выплат в декабре 2020 года в размере 27 264.95 руб., в период с января по июль 2021 года – в размере 28 982.73 руб., в период с августа по октябрь 2021 года – в размере 29 080.11 руб.
Из заявления финансового управляющего ФИО2 следует, что он, руководствуясь положениями статей 133, 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), в марте 2021 года обратился в Центр ПФР в Республике Карелия с заявлением о перечислении страховой пенсии ФИО1 по старости и ежемесячной денежной выплаты по категории «инвалиды I группы» на расчетный счет должника, открытый в Калужском отделении ПАО Сбербанк (л.д. 8-9, 12).
Письмом от 31.03.2021 №09-06/3641 от 31.03.2021 Центр ПФР в Республике Карелия указал финансовому управляющему, что доставка пенсии лицу, признанному банкротом, должна осуществляться в полном объеме и согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством, в этой связи ФИО1 необходимо лично подать заявление об изменении способа доставки пенсии; заявление об изменении способа доставки и номера счета в кредитной организации можно подать в электронном виде через «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР (л.д. 10).
Расценив данное письмо как отказ производить ежемесячные выплаты ФИО1 на основной счет должника, финансовый управляющий обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 60 Закона о банкротстве заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Принимая во внимание заявление ФИО1 о разрешении разногласий с финансовым управляющим по вопросу выплаты должнику денежных средств, объединенное для совместного рассмотрения с заявленными к ОПФР по Республике Карелия требованиями финансового управляющего, учитывая позицию ОПФР по Республике Карелия, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО2 требования подлежат рассмотрению в качестве разногласий, возникших между арбитражным управляющим и должником и касающихся вопроса формирования конкурсной массы, в связи с чем подлежат рассмотрению в деле о банкротстве должника.
В силу пункта 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 указанной статьи, согласно которому из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
В абзаце 1 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» содержатся разъяснения о том, что пенсионные выплаты по общему правилу входят в состав имущества, подлежащему включению в состав конкурсной массы.
Соответственно, пенсия, выплачиваемая должнику - гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, является имуществом, приобретенным гражданином после признания его банкротом, и в силу пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве подлежит включению в конкурсную массу.
Согласно пункту 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Определение об исключении имущества гражданина из конкурсной массы или об отказе в таком исключении может быть обжаловано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности, в том числе продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Абзацами 3-5 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» предусмотрено, что из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, в том числе деньги в размере установленной величины прожиточного минимума, приходящейся на самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении (абзац первый пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Вопросы об исключении из конкурсной массы указанного имущества (в том числе денежных средств), о невключении в конкурсную массу названных выплат решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке. В частности, реализуя соответствующие полномочия, финансовый управляющий вправе направить лицам, производящим денежные выплаты должнику (например, работодателю), уведомление с указанием сумм, которые должник может получать лично, а также периода, в течение которого данное уведомление действует. При наличии разногласий между финансовым управляющим, должником и лицами, участвующими в деле о банкротстве, относительно указанных имущества, выплат и (или) их размера любое из названных лиц вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о разрешении возникших разногласий. По результатам рассмотрения соответствующих разногласий суд выносит определение (пункт 1 статьи 60, абзац второй пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
06.09.2021 должник обратился в суд с заявлением о разрешении разногласий, в котором просил исключить из конкурсной массы денежные средства в размере прожиточного минимума для пенсионеров и ежемесячной выплаты для инвалидов и разрешить ему получать соответствующие денежные средства как и раньше через почтовое отделение.
Из заявления финансового управляющего об обязании органов пенсионного фонда перечислять все подлежащие выплате должнику денежные средства на расчетный счет, открытый на имя должника в ПАО Сбербанк, также следует, что денежные средства в размере прожиточного минимума и ежемесячной выплаты для инвалидов подлежат выплате должнику, но только по распоряжению финансового управляющего. При этом из представленных ФИО2 дополнительных пояснений следует, что перечисление денежных средств с расчетного счета в ПАО Сбербанк должнику через почтовое отделение влечет дополнительные расходы в виде комиссии.
В силу положений пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
По мнению суда, уменьшение конкурсной массы должника на сумму ежемесячных комиссий не отвечает ни интересам должника, ни его кредиторов.
Также суд соглашается с ФИО1, что предложенный финансовым управляющим способ выплаты денежных средств повлечет не только дополнительные расходы, но и может повлечь несвоевременность получения должником денежных средств, поскольку перечисление должнику денежных средств будет поставлено в полную зависимость от действий финансового управляющего, который должен регулярно в течение всей процедуры отслеживать поступления денежных средств от пенсионного фонда и обеспечивать дальнейшее незамедлительное их перечисление должнику.
Ссылки ФИО2 на пункты 1, 5, 6, 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве в обоснование аккумулирования всех выплат должника на основном счете и дальнейший порядок перечисления должнику денежных средств судом отклоняются, поскольку в абзаце 1 пункта 38 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 №45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» прямо указано, что в соответствии с пунктами 5, 6 и 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве финансовый управляющий распоряжается всем имуществом должника, признанного банкротом, за исключением имущества, не входящего в конкурсную массу.
Ссылаясь на заявление должника от 03.12.2020 и постановление Правительства Республики Карелия от 09.02.2021 №29-П «Об у становлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Республике Карелия на 2021 год», финансовый управляющий считает обоснованным исключение из конкурсной массы денежных средств в общем размере 15 524.37 (12 783.00 + 2 741.37) руб.
Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности). Указанное обстоятельство подлежит учету судом, рассматривающим дело о банкротстве, при рассмотрении ходатайства финансового управляющего о предоставлении ему доступа в принадлежащие должнику жилые помещения, к адресам и содержимому электронной и обычной почты гражданина и т.п., а также при рассмотрении ходатайства должника о получении из конкурсной массы денежных средств в разумном размере на оплату личных нужд.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое).
Из представленной в материалы дела справки ОПФР по Республике Карелия следует, что должнику установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с положениями частей 1 и 4 статьи 17 Закона №400-ФЗ как инвалиду I группы, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ФИО1 получает ежемесячную денежную выплату в размере 2 875.70 руб.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание пояснения представителя ОПФР по Республике Карелия, руководствуясь изложенными разъяснениями и нормами права, суд удовлетворяет заявление ФИО1 о разрешении разногласия между ним и финансовым управляющим ФИО2 по вопросу выплаты должнику денежных средств и обязывает финансового управляющего ежемесячно исключать из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве ФИО1, денежные средства в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (18 133.44 руб.) и ежемесячной денежной выплаты по инвалидности (2 875.70 руб.) до завершения процедуры реализации имущества должника.
Распоряжение денежными средствами должника в остальной, не исключенной из конкурсной массы, части, по мнению суда, должно в ходе процедуры банкротства гражданина осуществляться финансовым управляющим, поскольку финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях, открывает и закрывает указанные счета в кредитных организациях, принимает меры по блокированию операций с банковскими картами должника по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника. С даты признания банкротом гражданин не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства (пункты 6, 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 9 статьи 213.25 Закона о банкротстве гражданин обязан не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании его банкротом, передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, финансовый управляющий обязан принять меры по блокированию операций с полученными им банковскими картами по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника.
Пунктом 1 статьи 133 Закона о банкротстве установлено, что конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Поскольку глава X Закона о банкротстве «Банкротство гражданина» не устанавливает каких-то особенностей в отношении требования об одном (основном) счете должника в отношении должника-гражданина, суд приходит к выводу, что в отношении ФИО1 финансовый управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии обязан открыть такой счет в ходе процедуры реализации имущества должника в соответствии с пунктом 1 статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, все денежные средства в процедуре банкротства, не исключенные из конкурсной массы должника, должны поступать на основной счет должника, обязанность по контролю за поступлением в конкурсную массу средств, с учетом законодательно предусмотренного исключения денежных средств, лежит на финансовом управляющем.
Как следует из содержания уведомления финансового управляющего и представленных реквизитов, банковский счет, на которой финансовый управляющий просил перечислять денежные средства, поступающие от органов пенсионного фонда на имя должника, открыт финансовым управляющим на имя ФИО1 в ПАО Сбербанк (л.д. 8, 12).
Доводы ОПФР по Республике Карелия о необоснованности предъявленных финансовым управляющим требований со ссылками на положения Закона №400-ФЗ отклоняются в связи со следующим.
В силу положений пункта 3 статьи 1 Закона о банкротстве отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом о банкротстве. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон о банкротстве.
Таким образом, Закон о банкротстве, регулирующий отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц и граждан, содержит специальные нормы, которые в том числе имеют приоритет по отношению к нормам пенсионного законодательства.
Согласно части 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Закона №350-ФЗ от 03.10.2018), выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
В абзаце 4 пункта 4 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 №885н, содержится понятие «доставки пенсии» - передачи начисленной суммы пенсии пенсионеру (его законному представителю) путем зачисления сумм пенсии на счет пенсионера (его законного представителя в установленных законодательством Российской Федерации случаях) в кредитной организации либо путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации почтовой связи или иной организации, занимающейся доставкой пенсии.
Руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу, что нормы Закона №400-ФЗ и приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 №885н указывают лишь на то, что признание гражданина-пенсионера несостоятельным не является основанием для прекращения или приостановления выплаты пенсионного обеспечения; пенсионные обязательства государства подлежат исполнению, при этом порядок получения пенсии определяется финансовым управляющим как законным представителем гражданина-банкрота, в том числе посредством подачи заявления об изменении порядка выплаты пенсии.
Поскольку ОПФР по Республике Карелия в своих отзывах не представлено доводов, согласно которым финансовый управляющий не может рассматриваться как законный представитель должника в ходе процедуры его банкротства, суд признает требования финансового управляющего ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению частично – в размере, превышающем фиксированную выплату к страховой пенсии, исключенную из конкурсной массы в размере 18 133.44 руб. Соответствующие денежные средства подлежат перечислению органами пенсионного фонда на расчетный счет ФИО1, открытый финансовым управляющим, по реквизитам, представленным финансовым управляющим.
Данные выводы соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации о приоритете законодательства о банкротстве при определении порядка доставки страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, по требованию его финансового управляющего (определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2020 №302-ЭС19-25077, от 29.01.2020 №303-ЭС19-25986, от 21.02.2020 №301-ЭС19-27945, от 18.03.2020 №309-ЭС20-1301, от 03.04.2020 №302-ЭС19-28666, от 13.04.2020 №302-ЭС20-3445, от 15.05.2020 №310-ЭС20-5766, от 20.05.2020 №302-ЭС20-5771, от 27.05.2020 №302-ЭС19-17452, от 31.07.2020 №310-ЭС20-9668).
Руководствуясь статьями 130, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 60, 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Разрешить разногласия между должником ФИО1 и финансовым управляющим ФИО2 по вопросу выплаты должнику денежных средств. Обязать финансового управляющего ежемесячно исключать из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве ФИО1, денежные средства в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (18 133.44 руб.) и ежемесячной денежной выплаты по инвалидности (2 875.70 руб.) до завершения процедуры реализации имущества должника.
2. Заявление финансового управляющего ФИО2 удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия производить перечисление страховой пенсии ФИО1 (дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: гор. Балашов Саратовской обл., ИНН <***>, СНИЛС <***>) в размере, превышающем фиксированную выплату к страховой пенсии, указанную в пункте 1 определения, на расчетный счет ФИО1, открытый финансовым управляющим, по реквизитам, представленным финансовым управляющим. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
3. Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном частью 3 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение десяти дней со дня вынесения определения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>, лит. А).
Судья
Н.А. Соколова