ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А27-12665/10 от 26.01.2021 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 45-10-16, 45-10-47

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

www.kemerovo.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу о банкротстве

город Кемерово Дело № А27-12665/2010

01 февраля 2021г.

резолютивная часть определения объявлена 26 января 2021 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Лебедева В.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Супруненко И.В. (до перерыва), помощником судьи Абзаловой Т.Х. (после перерыва), при участии: представителя ФНС – ФИО1, доверенность от 10.09.2020 г., (до перерыва) представителя ФНС – ФИО2, доверенность от 10.09.2019г. (после перерыва), удостоверение, представителя ООО «Эра» - ФИО3, доверенность от 05.02.2020г., паспорт, (после перерыва) при рассмотрении в открытом судебном заседании заявление конкурсного управляющего должника о признании недействительным решения собрания кредиторов в деле о банкротстве должника – муниципального предприятия города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети», город Киселевск,

у с т а н о в и л:

решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11 марта 2011 года муниципальное предприятие города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети», город Киселевск (МП «ГК и ТС», должник, ОРГН 1094211000487, ИНН <***>) признано банкротом, открыто конкурсное производство сроком на шесть месяца.

Определением от 11 марта 2011г. конкурсным управляющим утвержден ФИО4.

Определением суда от 21 декабря 2017 года ФИО4 отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего муниципального предприятия города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети», город Киселевск.

Определением суда от 28 февраля 2018 года конкурсным управляющим муниципального предприятия города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети», город Киселевск, утвержден ФИО5 (ИНН <***>, почтовый адрес для направления корреспонденции: 650003, <...>), являющийся членом Ассоциации Евросибирской саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Определением суда от 16 января 2019 года арбитражный управляющий ФИО5 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего муниципальное предприятие города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети», город Киселевск, назначено судебное разбирательство по рассмотрению вопроса об утверждении нового арбитражного управляющего на 28 января 2019 года.

Определением суда от 11 марта 2019 года конкурсным управляющим муниципального предприятия города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети», город Киселевск, утверждена ФИО6 (ИНН <***>, почтовый адрес для направления корреспонденции: 630099, <...>), являющаяся членом Ассоциации «Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих».

Определением суда от 18 августа 2020 года срок конкурсного производства в отношении муниципального предприятия города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети», город Киселевск продлен на шесть месяцев, назначено судебное разбирательство по отчету конкурсного управляющего муниципального предприятия города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети», город Киселевск в судебном заседании первой инстанции на 10 ноября 2020 года.

В арбитражный суд 10 ноября 2020 года поступило по системе «Мой Арбитр» заявление конкурсного управляющего о признании недействительным решения собрания кредиторов должника, состоявшегося 03.11.2020г.

Определением суда от 16.11.2020г. заявление конкурсного управляющего оставлено без движения.

19 ноября 2020г. в материалы дела поступили дополнительные документы.

Определением суда от 27.11.2020 года заявление принято к производству, судебное заседание назначено на 17.12.2020г. Впоследствии отложено на 26.01.2021.

Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.ст. 121- 123 АПК РФ, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте суда.

Управляющий в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании 19.01.2021 объявлялся перерыв до 26.01.2021.

Представитель уполномоченного органа возразил на заявление управляющего.

Представитель ООО «Эра» поддержал заявление управляющего.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив обстоятельства и материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о банкротстве, вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона о банкротстве собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов.

На основании пункта 1 статьи 15 Закона о банкротстве решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных Законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.

Следовательно, Закон о банкротстве предусматривает два основания вынесения арбитражным судом решения о признании недействительным решения собрания кредиторов. К таким основаниям относятся:

1) нарушение прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц;

2) принято с нарушением установленных законом пределов компетенции собрания кредиторов.

03.11.2020 состоялось собрание кредиторов МП «ГК и ТС» со следующей повесткой дня:

1. Отчет конкурсного управляющего Муниципального предприятия города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети» (без голосования).

2. Предложение о порядке, о сроках и об условиях продажи прав требования (дебиторской задолженности) МП «ГК И ТС».

До начала собрания кредиторов от уполномоченного органа поступила заявка о включении в повестку дня двух дополнительных вопросов:

1. Принятие решения об уступке кредиторам прав требования должника (дебиторской задолженности) к обществу с ограниченной ответственностью «Городское тепловое предприятие» путем заключения соглашения об отступном, пропорционально заявленным требованиям.

2. Принятие решения по передаче объекта недвижимого имущества - трансформаторную подстанцию, расположенного по адресу <...>, кадастровый номер 42:25:0109010:925, Комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа.

По итогам рассмотрения собрание кредиторов приняло следующие решения:

По первому вопросу повестки дня конкурсный управляющий отчитался о проделанной работе в ходе процедуры конкурсного производства. Отчет принят к сведению.

По второму вопросу повестки дня о принятии Предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи прав требования (дебиторской задолженности) МП "ГК И ТС".

Голосовали:

«ЗА» - 96,31 % голосов от числа голосов кредиторов, участвующих в собрании. «ПРОТИВ» - 3,69 % голосов от числа голосов кредиторов, участвующих в собрании.

Приняли решение не принимать Предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи прав требования (дебиторской задолженности) МП "ГК И ТС".

По включению в повестку дня первого дополнительного вопроса о Принятие решения об уступке кредиторам прав требования должника (дебиторской задолженности) к Обществу с ограниченной ответственностью «Городское тепловое предприятие» путем заключения соглашения об отступном, пропорционально заявленным требованиям.

Голосовали:

«ЗА» - 96,31 % голосов от числа голосов кредиторов, участвующих в собрании.

«ПРОТИВ» - 3,69 % голосов от числа голосов кредиторов, участвующих в собрании.

Приняли решение включить первый дополнительный вопрос в повестку дня.

По включению в повестку дня второго дополнительного вопроса о принятии решения по передаче объекта недвижимого имущества - трансформаторную подстанцию, расположенного по адресу <...>, кадастровый номер 42:25:0109010:925, Комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа.

Голосовали:

«ЗА» - 96,31 % голосов от числа голосов кредиторов, участвующих в собрании. «ПРОТИВ» - 3,69 % голосов от числа голосов кредиторов, участвующих в собрании.

Приняли решение включить второй дополнительный вопрос в повестку дня.

По первому дополнительному вопросу повестки дня о Принятие решения об уступке кредиторам прав требования должника (дебиторской задолженности) к обществу с ограниченной ответственностью «Городское тепловое предприятие» путем заключения соглашения об отступном, пропорционально заявленным требованиям.

Голосовали:

«ЗА» - 96,31 % голосов от числа голосов кредиторов, участвующих в собрании.

«ПРОТИВ» - 3,69 % голосов от числа голосов кредиторов, участвующих в собрании.

Приняли решение об уступке кредиторам прав требования должника (дебиторской задолженности) к обществу с ограниченной ответственностью «Городское тепловое предприятие» путем заключения соглашения об отступном, пропорционально заявленным требованиям.

По второму дополнительному вопросу о Принятии решения по передаче объекта недвижимого имущества-трансформаторную подстанцию, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 42:25:0109010:925, Комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа.

Голосовали:

«ЗА» - 96,31 % голосов от числа голосов кредиторов, участвующих в собрании.

«ПРОТИВ» - 3,69 % голосов от числа голосов кредиторов, участвующих в собрании.

Приняли решение по передаче объекта недвижимого имущества -трансформаторную подстанцию, расположенного по адресу <...>, кадастровый номер 42:25:0109010:925, Комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (Т. 121, л.д. 76).

Полагая, что принятия решений по второму вопросу повестки, первому и второму дополнительному вопросу повестки собрания нарушает предусмотренный законодательством о банкротстве порядок продажи имущества должника, конкурсный управляющий обратился в суд с соответствующим заявлением.

По второму вопросу повестки дня о принятии Предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи прав требования (дебиторской задолженности) МП "ГК И ТС" суд установил следующие обстоятельства.

Судом установлено, что вступившем в законную силу решении Арбитражным суда от 26.12.2018 по делу А27-12665/2010 судом утверждено положение о порядке, о сроках и об условиях продажи (уступки) прав требований (дебиторской задолженности) МП «ГК и ТС» в редакции конкурсного управляющего от 29.11.2018.; установлена начальная цена продажи (уступки) прав требований (дебиторской задолженности) МП «ГК и ТС» в размере 5 031 601, 71 рублей.

Частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Суд полагает, с учетом вступившего в законную силу судебного акта от 26.12.2018 по делу А27-12665/2010, повторно внося в повестку собрания кредиторов аналогичный вопрос об утверждении положения о порядке, о сроках и об условиях продажи (уступки) прав требований дебиторской задолженности ООО «ГТП» управляющий действовал неправомерно. Суд полагает, что управляющий мог использовать иные механизмы, предусмотренные Законом о банкротстве, в том числе внесение изменение (дополнений) в уже утвержденное судом Положение о порядке, о сроках и об условиях продажи (уступки) прав требований дебиторской задолженности.

Относительно первого дополнительного принятого решения: об уступке кредиторам прав требования должника (дебиторской задолженности) путем заключения соглашения об отступном, пропорционально заявленным требованиям, суд установит из следующих обстоятельств.

Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Новосибирской области от 03.08.2020 по делу №А45-4062/2019 включено требование муниципального предприятия города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети» в размере

4 481 388 рублей 78 копеек основного долга в реестр требований кредиторов должника общества с ограниченной ответственностью «Городское тепловое предприятие» с отнесением в третью очередь удовлетворения.

Таким образом, право требования (дебиторская задолженность) МП «ГК и ТС» в размере 4 481 388 рублей 78 копеек установлена вступившим в законную силу судебным актом и по состоянию на 03.11.2020 (на дату приятия решения собрания кредиторов) не погашено.

Порядок погашения требований кредиторов путем предоставления отступного регламентирован положениями статьи 142.1. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с которой погашение требований кредиторов путем предоставления отступного допускается только в отношении имущества должника - юридического лица, не проданного или не переданного в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, при отсутствии непогашенных требований, относящихся к текущим платежам, требований первой или второй очереди.

Погашение требований кредиторов путем предоставления отступного

допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов с учетом положений пунктов 12 и 13 настоящей статьи.

Погашение требований кредиторов путем предоставления отступного

допускается по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов. Собрание кредиторов или комитет кредиторов утверждает предложение конкурсного управляющего о порядке предоставления отступного, которое должно содержать сведения о составе имущества должника, его стоимости, порядке и сроках направления кредиторами заявлений о согласии на погашение требований путем предоставления отступного, порядке распределения имущества должника между кредиторами в случае, если на одно имущество должника претендуют несколько кредиторов, порядке заключения соглашения между конкурсным управляющим и кредитором (кредиторами), в соответствии с которым предоставлено отступное (далее - соглашение об отступном).

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.12.2020 по делу №А27-19556/2020 с муниципального предприятия города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети» суд взыскал в пользу общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» 20 285 710 руб. 01 коп. неосновательного обогащения, 2 468 775 руб. 39 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, всего 22 754 775 руб. 40 коп., а также 136 772 руб. государственной пошлины.

Суд соглашается с возражениями конкурсного кредитора ООО «ЭРА» о том, что в нарушение ст. 142.1. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» уполномоченный орган на правах мажоритарного кредитора обладающий 86,75% голосов принял решение об уступке кредиторам прав требования должника (дебиторской задолженности) путем заключения соглашения об отступном, пропорционально заявленным требованиям, то есть проголосовал за принятие по существу неправомерного решения, поскольку:

во-первых, дебиторская задолженность ООО «ГТП» в размере 4 481 388 рублей 78 копеек не выставлялась конкурсным управляющим на торги и доказательства невозможности ее продажи на открытых торгах уполномоченным органом в дело не представлены;

во-вторых, имеются непогашенные установленные вступившим в законную силу судебным актом текущие требования общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» в размере 22 754 775 руб. 40 коп.

Кроме того, согласно отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника по состоянию на 09.11.2020 года имеется непогашенный остаток по вознаграждению конкурсного управляющего в размере 465980.48 руб. + вознаграждение за декабрь – 30 000 руб., расходы по процедуре за счет личных средств конкурсного управляющего в сумме 15 780, 14 руб., итого 511 760, 62 руб.

в-третьих, собранием кредиторов не было утверждено предложение о порядке предоставления отступного, которое должно содержать сведения о составе имущества должника, его стоимости, порядке и сроках направления кредиторами заявлений о согласии на погашение требований путем предоставления отступного, порядке распределения имущества должника между кредиторами в случае, если на одно имущество должника претендуют несколько кредиторов, порядке заключения соглашения между конкурсным управляющим и кредитором (кредиторами).

По второму дополнительно принятому собрание кредиторов решению: по передаче Комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа объекта недвижимого имущества - трансформаторную подстанцию, расположенную по адресу: <...> кадастровый номер 42:25:0109010:925, суд отмечает следующее.

Как следует из материалов дела, Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 отменено решение арбитражного суда Кемеровской области от 17.09.2018 по делу №А27-28030/2017 и принят новый судебный акт об удовлетворении искового заявления заместителя прокурора Кемеровской области в защиту прав публичных интересов муниципального образования Киселевский городской округ в лице Администрации Киселевского городского округа, спорное недвижимое имущество в количестве 8 объектов истребованы из незаконного владения общества с ограниченной ответственностью «Семена Притомья» и обязать в течение 45 дней, со дня вступления судебного акта в законную силу, передать в пользу муниципального образования Киселевский городской округ в лице Муниципального предприятия города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети» следующие объекты недвижимого имущества:

1) здание котельной №19, адрес объекта: <...> Д.49А, кадастровый номер 42:25:0107005:211,

2) здание котельной №23, адрес объекта: <...>, кадастровый номер 42:25:0109004:1019,

3) здание котельной №26, адрес объекта: <...>, кадастровый номер 42:25:0109008:170,

4) здание котельной №33, адрес объекта: <...>, кадастровый номер 42:25:0110006:260,

5) здание котельной №34, адрес объекта: <...>, кадастровый номер 42:25:0109010:912,

6) склад угля, адрес объекта: <...>, кадастровый номер 42:25:0109010:924,

7) трансформаторная подстанция, адрес объекта: <...>, кадастровый номер 42:25:0109010:925,

8) трансформаторная подстанция, адрес объекта: <...>, кадастровый номер 42:25:0109008:364.

По акту приема-передачи от 18.12.2018 ООО «Семена Притомья» передало, а Муниципальное предприятие города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети» приняло в свое ведение истребованные объекты недвижимого имущества.

Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу №А27-28030/2017 Управлению Росреестра разъяснено, что постановление от 21.12.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу №А27-28030/2017 является основанием для регистрации права хозяйственного ведения за муниципальным предприятием «Городские котельные и тепловые сети».

27.06.2019 за муниципальным предприятием «Городские котельные и тепловые сети» (далее также МП «ГК и ТС») было зарегистрировано право хозяйственного ведения на истребованные в его пользу объекты недвижимого имущества, что подтверждается выписками из ЕГРН от 27.06.2019г.

Однако в этот же день, то есть 27.06.2019 управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу на основании заявления Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа принадлежащие МП «ГК и ТС» на праве хозяйственного ведения и включенные в конкурсную массу объекты недвижимого имущества были зарегистрированы в составе 5 вновь образованных тепловых комплексов, а в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) были внесены записи о прекращении (погашении) права хозяйственного ведения в отношении принадлежащих на праве хозяйственного ведения Муниципальное предприятие города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети» следующих объектов недвижимого имущества:

1) здание котельной №19, кадастровый номер 42:25:0107005:211, запись в

ЕГРН о прекращении права хозяйственного ведения №42:25:0107005:211- 42/009/2019-16 от 27.06.2019г.

2) здание котельной №23, кадастровый номер 42:25:0109004:1019, запись в ЕГРН о прекращении права хозяйственного ведения №42:25:0109004:1019- 42/009/2019-16 от 27.06.2019г.

3) здание котельной №26, кадастровый номер 42:25:0109008:170, запись в ЕГРН о

прекращении права хозяйственного ведения №42:25:0109008:170-

42/009/2019-16 от 27.06.2019г.

4) здание котельной №33, кадастровый номер 42:25:0110006:260, запись в ЕГРН о

прекращении права хозяйственного ведения №42:25:0110006:260-

42/009/2019-16 от 27.06.2019г.

5) здание котельной №34, кадастровый номер 42:25:0109010:912, запись в ЕГРН о

прекращении права хозяйственного ведения №42:25:0109010:912-

42/009/2019-16 от 27.06.2019г.

6) склад угля, кадастровый номер 42:25:0109010:924, запись в ЕГРН о прекращении права хозяйственного ведения №42:25:0109010:924-42/009/2019-16 от 27.06.2019г.

7) трансформаторная подстанция, кадастровый номер 42:25:0109008:364, запись в ЕГРН о прекращении права хозяйственного ведения №42:25:0109008:364- 42/009/2019-16 от 27.06.2019г.

В силу ст. 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее также Закона о банкротстве) с даты утверждения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

Исходя из смысла Закона о банкротстве и целей конкурсного производства обязанность конкурсного управляющего по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника предусмотрена для формирования конкурсной массы должника и расчетов с кредиторами.

В силу абз. 2 п. 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность, принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.

Принимая во внимание, что во исполнение постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 по делу №А27-28030/2017 по акту приема-передачи от 18.12.2018 ООО «Семена Притомья» передало, а МП «ГК и ТС» приняло в своё ведение истребованные объекты недвижимого имущества (акт приема-передачи от 18.12.2018 приобщен в материалы дела), принятое КУМИ г. Киселевска распоряжение от 03.07.2019 № 410-р «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальному предприятию города Киселевска «Исток» не прекратило право хозяйственного ведения МП «ГК и ТС» на переданное имущество в понимании гражданско-правовой сделки и конкурсным управляющим МП «ГК и ТС» правомерно включено в конкурсную массу должника, что подтверждается инвентаризационной описью основных средств № 1/И от 27.06.2019 г.

В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.01.2021 по делу №А27-12665/2010 указано на следующее: «В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве). В силу положений пункта 6 статьи 129 Закона о банкротстве под социально значимыми объектами понимаются, в том числе, объекты, водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения. Действительно, спорное имущество является социально значимыми объектами, обеспечивающими снабжение коммунальными ресурсами населения города Киселёвска, что подлежит учёту при проведении процедур банкротства в отношении предприятий, обладающих таким имуществом. Однако в силу изложенных норм оно составляет имущественную массу должника, за счёт которой могут быть удовлетворены требования кредиторов предприятия-банкрота. Сам факт наличия такого имущества у предприятия в отношении, которого проводятся процедуры конкурсного производства, не предоставляет владельцам такого имущества права им распоряжаться. Защита публичных прав и законных интересов неопределённого круга лиц в ситуации нахождения социально значимых объектов в конкурсной массе осуществляется в установленном Законом о банкротстве порядке. Так, согласно пункту 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путём проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьёй 110 названного Закона. Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать их надлежащее содержание и использование в соответствии с целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств. Пунктом 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве установлено, что в случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьёй 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения. В соответствии с пунктом 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве после проведения торгов по продаже имущества в форме конкурса, посредством публичного предложения или получения акцепта одной из поступивших оферт орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи. Обязательными условиями конкурса по продаже социально значимых объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств (абзац второй пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве).

С учётом изложенных норм права, отказ судов первой и апелляционной инстанций в признании недействительными оспариваемых сделок исключительно по мотиву социальной значимости объектов, необходимости обеспечения защиты публичных интересов, имеющих приоритет над интересами конкурсных кредиторов, является ошибочным. Защита публичных прав в данной ситуации осуществляется путём предъявления действующим законодательством повышенных требований к участнику торгов, претендующему на приобретение социально значимого имущества. Суждения судов двух инстанций о том, что в результате совершения оспариваемых сделок права и законные интересы кредиторов должника не нарушены, ошибочны, поскольку по существу утрата актива произошла без получения должником какого-либо встречного предоставления, что полностью охватывается дефиниций причинения вреда имущественным правам кредиторов (абзац тридцать второй статьи 2 Закона о банкротстве). Кроме того, при взаимосвязанности сделок не может рассматриваться недействительность каждой отдельной части в отрыве от оценки всей совокупности отношений (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2017 № 307-ЭС16-3765). Закон о банкротстве не предусматривает прямо правило допустимости оспаривания действий и должника, и третьих лиц, когда такие действия имеют различный характер (акты, договоры, односторонние сделки, приказы и распоряжения и пр.). Однако отказ в защите права в силу отсутствия прямо предусмотренных законом способов защиты от недобросовестного поведения должника недопустим с точки зрения принципов равенства, автономии воли и неприкосновенности собственности (пункт 1 статьи 1 ГК РФ). Отсутствие в законе конкретных механизмов защиты нарушенных прав не должно вести к снижению уровня правовой защищённости участников оборота в условиях банкротства. Высшая судебная инстанция последовательно отмечает возможность оспаривания совокупности действий должника и третьих лиц, направленных на причинение вреда кредиторов независимо от характера таких действий. В рассматриваемом случае, позиция конкурсного управляющего основывается на том, что в результате совершения комитетом ряда объединённых единой целью юридически значимых действий должник утратил значительный по объёму актив по истечении более 8 лет с даты признания предприятия «Городские котельные и тепловые сети» банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства. Такой подход в формировании требования и правовой позиции соответствует положениям статьи 180 ГК РФ, а также складывающейся правоприменительной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 № 1004/14). Антикризисный управляющий настаивает на том, что совершение комитетом совокупности действий (по существу единой сделки), не соответствует положениям статьи 295 ГК РФ, пункту 3 статьи 18, статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», абзацу восьмому пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, которые не предоставляют возможность добровольного отказа предприятия от имущества, закреплённого за ним на праве хозяйственного ведения, собственнику имущества, переданного унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, права изымать у него указанное имущество, устанавливают императивный запрет распоряжения имуществом после введения в отношении муниципального предприятия процедуры банкротства (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.04.2009 № 129 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами положений абзаца второго пункта 1 статьи 66 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Вместе с тем, указанные доводы конкурсного управляющего не получили надлежащей правовой оценки со стороны судов первой и апелляционной инстанций. Легальность оспариваемой совокупности действий комитета с точки зрения наличия (отсутствия) в них пороков ничтожности судами не проверена, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а обособленный спор - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции».

Следовательно, до настоящего времени в рамках дела о банкротстве №А27-12665/2010 не разрешен спор по заявлению управляющего о признании недействительными в силу ничтожности сделок по объединению Комитетом по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (далее - комитет) в составе тепловых комплексов №1, №2, №3, №4, №5 принадлежащих заявителю на праве хозяйственного ведения следующих объектов недвижимого имущества: здание котельной № 19, кадастровый номер 42:25:0107005:211, здание котельной № 23, кадастровый номер 42:25:0109004:1019, здание котельной № 26, кадастровый номер 42:25:0109008:170, здание котельной № 33, кадастровый номер 42:25:0110006:260, здание котельной № 34, кадастровый номер 42:25:0109010:912, склад угля, кадастровый номер 42:25:0109010:924, трансформаторная подстанция, кадастровый номер 42:25:0109008:364, сделку, оформленную посредством распоряжения Комитета от 03.07.2019 № 410-р «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение Муниципальное предприятие города Киселевска «Исток» (далее - распоряжение от 03.07.2019 № 410-р); применить последствия недействительности сделки в виде обязания Муниципального предприятия города Киселевска «Исток» (далее - предприятие «Исток») в семидневный срок с даты вступления определения в законную силу передать по акту приёма-передачи должнику вышеназванные объекты недвижимого имущества.

Кроме того, пунктом 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве установлено, что в случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьёй 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.

В соответствии с пунктом 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве после проведения торгов по продаже имущества в форме конкурса, посредством публичного предложения или получения акцепта одной из поступивших оферт орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи. Обязательными условиями конкурса по продаже социально значимых объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств (абзац второй пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве).

Кроме того, также в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 по делу №А27-28030/2017 сказано, что в деле о банкротстве МП «ГК и ТС» должны были быть применены правила, предусмотренные § 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», к участию в деле должен был быть привлечен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии. Кроме того, имущество должника должно было реализовываться единым лотом.

С учетом правовых подходов, указанных в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.01.2021 по делу №А27-12665/2010, а также в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 по делу №А27-28030/2017, решение собрания кредиторов МП «ГК и ТС» от 03.11.2020 по второму дополнительно принятому решению: по передаче Комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа объекта недвижимого имущества - трансформаторную подстанцию, расположенную по адресу: <...> кадастровый номер 42:25:0109010:925 является недействительным, поскольку противоречит статьям 110, 111, 131, 132, 201 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то есть передача недвижимого имущества (трансформаторной подстанции) из конкурсной массы должника в муниципальную собственность по решению собрания кредиторов без проведения торгов в форме конкурса и не в составе единого лота противоречит положениям Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.

Исправление допущенных в судебном акте описок, опечаток направлено на устранение случайных, очевидных, не требующих пересмотра судебного акта дефектов, имеющихся в его тексте (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 N 307-ЭС15-20130).

Судом установлено, что при оглашении резолютивной части определения допушена техническая ошибка, а именно вместо «признать недействительными решения собрания кредиторов муниципального предприятия города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети», город Киселевск от 03 ноября 2020 г. по первому и второму дополнительному вопросу повестки дня собрания», указано «признать недействительными решения собрания кредиторов муниципального предприятия города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети», город Киселевск от 03 ноября 2020 по второму, а также по первому и второму дополнительному вопросу повестки дня собрания».

Допущенная техническая ошибка подлежит исправлению на основании пункта 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

руководствуясь статьями 32, 15, 60 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ, статьями 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

признать недействительными решения собрания кредиторов муниципального предприятия города Киселевска «Городские котельные и тепловые сети», город Киселевск от 03 ноября 2020 г. по первому и второму дополнительному вопросу повестки дня собрания.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение четырнадцати дней со дня вынесения.

Судья В.В. Лебедев