ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А27-30713-10/19 от 14.01.2021 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., 8, Кемерово, 650000

info@kemerovo.arbitr.ru, http://www.kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об исключении имущества из конкурсной массы

город Кемерово Дело № А27-30713-10/2019

15 января 2021 года.

Резолютивная часть определения объявлена 14 января 2021 года.

В полном объеме определение изготовлено 15 января 2021 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Турлюк В.М.,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Шакировой А.Р.

при участии: представителя должника ФИО1, доверенность от 13.09.2019, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании в деле о несостоятельности (банкротстве) должника ФИО2, город Кемерово ходатайство должника об исключении из конкурсной массы денежных средств

у с т а н о в и л:

решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.04.2020 в отношении гражданина ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>, зарегистрированного по адресу: 650024, <...>, признан банкротом, введена процедуру реализации имущества сроком на три месяца – 04.11.2020. Финансовым управляющим утверждена ФИО3. Судебное заседание по отчету финансового управляющего назначено на 15.10.2020.

Сведения о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 04.08.2020 (5291254), в газете Коммерсантъ №146 (6867) от 15.08.2020.

решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.04.2020 в отношении гражданина ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>, зарегистрированного по адресу: 650024, <...>, признан банкротом, введена процедуру реализации имущества сроком на три месяца – 04.11.2020. Финансовым управляющим утверждена ФИО3. Судебное заседание по отчету финансового управляющего назначено на 15.10.2020.

Сведения о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов опубликованы в ЕФРСБ 04.08.2020 (5291254), в газете Коммерсантъ №146 (6867) от 15.08.2020.

В арбитражный суд 30.11.2020 поступило заявление должника об исключении из конкурсной массы денежных средств в следующем размере:

- денежные средства в размере ежемесячной денежной выплата ветеранам 3 062 руб. с 04.08.2020 до завершения процедуры реализации имущества.

- денежные средства в размере дополнительной денежной выплаты за особые условия службы (НОУС ИНЖ) 87 009,60 руб. единовременно.

- денежные средства в размере дополнительной денежной выплаты за суточные (90 дней) в командировке 18 000 руб. единовременно.

Определением суда от 23.12.2020 заявление принято к рассмотрению, судебное заседание назначено на 14.01.2021.

Судебное заседание проведено судом в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ и пункта 17 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», и с учетом того, что в силу части 6 статьи 121 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Заслушав представителя заявителя, исследовав и оценив обстоятельства и материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ и статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Согласно пунктам 2, 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей. Перечень имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано.

Согласно пункту 6 статьи 213.25, финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях.

Судом установлено, что должником в адрес финансового управляющего направлено ходатайство об исключении из конкурсной массы денежных средств.

Финансовый управляющий отказал ФИО2, указав на завышение требований должника по размеру исключаемых денежных средств.

Должник обратился в суд с заявлением о разрешении возникших разногласий и исключением из конкурсной массы денежных средств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 12.07.2007 № 10-П, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и гражданина-должника требует защиты прав последнего путем не только соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем, чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» (далее – Постановление № 45), при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе, его правами на достойную жизнь и достоинство личности). Указанное обстоятельство подлежит учету судом, рассматривающим дело о банкротстве, при рассмотрении ходатайства должника о получении из конкурсной массы денежных средств в разумном размере на оплату личных нужд.

По смыслу разъяснений, изложенных в пункте 31 Постановления № 45, доход должника в размере, не превышающем размер прожиточного минимума, установленный субъектом Российской Федерации, на должника и находящихся на его иждивении членов семьи (включая несовершеннолетних детей и нетрудоспособных) не подлежит включению в конкурсную массу.

В конкурсную массу не включаются получаемые должником выплаты, предназначенные для содержания иных лиц (например, алименты на несовершеннолетних детей; страховая пенсия по случаю потери кормильца, назначенная ребенку; пособие на ребенка; социальные пенсии, пособия и меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов, и т.п.).

Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, в том числе деньги в размере установленной величины прожиточного минимума, приходящейся на самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении (абзац первый пункта 3 статьи 21325 Закона о банкротстве, статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Вопросы об исключении из конкурсной массы указанного имущества (в том числе денежных средств), о невключении в конкурсную массу названных выплат решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке. В частности, реализуя соответствующие полномочия, финансовый управляющий вправе направить лицам, производящим денежные выплаты должнику (например, работодателю), уведомление с указанием сумм, которые должник может получать лично, а также периода, в течение которого данное уведомление действует.

При наличии разногласий между финансовым управляющим, должником и лицами, участвующими в деле о банкротстве, относительно указанных имущества, выплат и (или) их размера любое из названных лиц вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о разрешении возникших разногласий. По результатам рассмотрения соответствующих разногласий суд выносит определение (пункт 1 статьи 60, абзац второй пункта 3 статьи 21325 Закона о банкротстве).

Как следует из материалов дела, ФИО2 является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серия ВВ № 095207, выданным 17.05.2010г. На основании данного документа у него имеются права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с подпунктами 1-4 пункта 1 статьи 3 Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ФИО2 с 28.05.2010 установлена бессрочно ежемесячная денежная выплата ветеранам, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации в размере 3 062 руб. Данный факт подтверждается справкой о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 06.11.2020.

Согласно справке о выплатах за период с 01.08.2020 по 01.11.2020 ФИО2 начислено и выплачено на счет 12 248 руб. ежемесячной денежной выплаты ветеранам. Но поскольку данные выплаты не были исключены из конкурсной массы, то ФИО2 их фактически не получал с 01.08.2020.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Меры социальной поддержки ветеранов определены в Законе о ветеранах. К их числу относятся: получение ветеранами боевых действий пенсионного обеспечения, выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, ежемесячные денежные выплаты (пункты 1, 2 части 1 статьи 13).

Частью 3 статьи 13 Закона о ветеранах предусмотрено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Согласно подпункту 1 части 1 статьи 16 Закона о ветеранах ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 23.1 Закона о ветеранах, право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона, к числу которых относится и должник, что никем не оспаривается.

В связи с реформированием системы социальной защиты, осуществленным в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть предоставлявшихся ветеранам боевых действий до 1 января 2005 года в натуральной форме льгот была заменена ежемесячной денежной выплатой (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 и статья 23.1 Закона о ветеранах).

Ежемесячная денежная выплата, согласно статье 23.1 Закона о ветеранах, устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР РФ) в фиксированном размере и подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством.

Учитывая вышеизложенное, должник является получателем пенсии, которая относится к мерам социальной поддержки ветеранов боевых действий, не подлежит включению в конкурсную массу должника на основании пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, пункта 6 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", поскольку ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий, заменившая компенсационные льготы в натуральной форме в порядке "монетизации льгот", также в свою очередь, имеющая компенсационный характер.

При таких обстоятельствах, указанная ежемесячная денежная подлежит исключению из конкурсной массы и не может учитываться при определении имущества гражданина в порядке применения пункта 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве, поскольку на нее не может быть обращено взыскание на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 101 Закона об исполнительном производстве.

Соответствующий правовой режим действует в отношении ежемесячной денежной выплаты на протяжении всего периода процедуры банкротства.

Таким образом, ежемесячная денежная выплата ветеранам, назначенная ФИО2, в размере 3 062 руб. подлежит исключению из конкурсной массы.

Поскольку разрешение вопроса об исключении из конкурсной массы денежных средств на содержание должника-гражданина носит заявительный характер, по результатам ходатайства должника выносится судебный акт, который может быть обжалован, то исключение таких денежных средств из конкурсной массы возможно не ранее, чем с даты обращения должника с соответствующим ходатайством, в данном случае - с 27.11.2020. Данные выводы суда подтверждаются сложившейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.03.2018 по делу № А46-16479/2016).

Следуя материалам дела, ФИО2 является военнослужащим, что подтверждается справкой 2-НДФЛ, где указан работодатель – Управление Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу. На основании чего на ФИО2 распространяются нормы Федерального закона от 07.11.2011г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются дополнительные выплаты, предусмотренные частями 13, 15, 17 - 24 и 26 (в части выплаты в иностранной валюте) настоящей статьи (ч.2,12 ст.2 Федерального закона от 07.11.2011г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»).

Таким образом, заработная плата военнослужащего состоит из месячного оклада, а также дополнительных выплат. Дополнительные выплаты по своему характеру не являются обычной частью заработной платы военнослужащего, а представляют под собой дополнительное вознаграждение военнослужащего, который выполняет свой долг в особых условиях, т.е. рискует своей жизнью.

Согласно расчетным листам с марта по октябрь 2020 года заработная плата ФИО2 состояла из: районного коэффициента, надбавки за классность, надбавки за выслугу лет, секретность, НОУС, оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию, ежемесячная премия военнослужащих.

Согласно расчетному листу за ноябрь 2020 года заработная плата ФИО2 состояла из: районного коэффициента, надбавки за классность, надбавки за выслугу лет, секретность, НОУС, НОУС (ИНЖ), оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию, ежемесячная премия военнослужащих.

НОУС – надбавка за особые условия службы. Есть два типа НОУС: ежемесячные и в качестве дополнительных выплат. Должник просит исключить НОУС (ИНЖ) за специальное задание, а именно: подвержение своей жизни риску при производстве работ по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов на местности.

НОУС (ИНЖ) является надбавкой за особые условия службы. Правила обеспечения военнослужащих данной выплатой регулируется «Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации и предоставления им отдельных выплат», утв. Приказом Росгвардии от 18.09.2017 N 386 (ред. от 13.09.2019).

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое).

Согласно выписке из приказа командира войсковой части 6607 от 23.06.2020 № 222, выписке из приказа командира войсковой части 6607 от 29.09.2020 № 383 ФИО2 допущен к производству работ по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов на местности; для обеспечения работ по уничтожению взрывоопасных предметов в 10:00 01.10.2020 назначен ФИО2

Таким образом, ФИО2 был допущен и назначен ответственным по проведению работ, которые относятся к особым условиям службы, за которые военнослужащий получает дополнительную выплату, не относящуюся к обычной заработной плате.

Дополнительную выплату за данные работы, где должник подвергает свою жизнь риску были ему начислены только в ноябре (Согласно расчетному листу за ноябрь 2020 года заработная плата ФИО2 состояла из: районного коэффициента, надбавки за классность, надбавки за выслугу лет, секретность, НОУС, НОУС (ИНЖ), оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию, ежемесячная премия военнослужащих.

Выплачивается она единовременно в связи с чем, подлежит исключению единожды, а не ежемесячно.

Размер НОУС (ИНЖ), назначенной и выплаченной ФИО2, составляет 87 009,60 руб.

Учитывая вышеизложенное, должник является получателем дополнительной выплаты, которая относится к мерам дополнительной военнослужащих, не подлежит включению в конкурсную массу должника на основании п. 3 ст. 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", п. 6 ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 07.11.2011г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

При таких обстоятельствах, указанная дополнительная денежная выплата за особые условия службы подлежит исключению из конкурсной массы и не может учитываться при определении имущества гражданина в порядке применения пункта 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве, поскольку на нее не может быть обращено взыскание на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 101 Закона об исполнительном производстве.

Соответствующий правовой режим действует в отношении дополнительной денежной выплаты за особые условия службы на протяжении всего периода процедуры банкротства.

Таким образом, дополнительная денежная выплата за особые условия службы, назначенная ФИО2, в размере 87 009,60 руб. подлежит исключению из конкурсной массы.

Как следует из материалов дела, ФИО2 в силу своих служебных обязанностей был направлен в командировку н. п. Ханкала Чесенская Республика, за нахождение в командировке ФИО2 получает дополнительные денежные средства – суточные в размере 18 000 руб. за период с 26.11.2020 по 23.02.2021.

Данный факт подтверждается информационным талоном, командировочным удостоверением, талоном удостоверения, расчетным листом за ноябрь 2020, заявлением о возмещении расходов.

Согласно части 1 статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (часть 1 статьи 168 ТК РФ).

Таким образом, денежные средства, выделенные работодателем на командировочные расходы работника, носят компенсационный характер, доходом должника не являются, поэтому его конкурсную массу не образуют и не требуют вынесения судебного акта в порядке исключения таких сумм из конкурсной массы.

Срок командировки составляет 90 дней (с 26.11.2020 по 23.02.2021), что было подтверждено приложенными изначально к ходатайству документам по командировке (информационный талон № 1/96; командировочное удостоверение № 1/96; талон удостоверения № 1/96 – все на 1 листе). Суточные в размере 18 000 рублей являются компенсацией расходов за все 90 дней командировки и выплачиваются единовременно, а не ежемесячно. В случае, если должник будет находиться в командировке более 90 дней, тогда будут доплачиваться суточные.

Таким образом, исключению из конкурсной массы подлежат: 87 009,60 руб. и 18 000 рублей единовременно; денежные средства в размере ежемесячной денежной выплата ветеранам 3 062 руб. с 04.08.2020г. до завершения процедуры реализации имущества (поскольку они начисляются и выплачиваются ежемесячно).

Руководствуясь статьями 60, 213.25, 213.27 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

Заявление должника об исключении из конкурсной массы удовлетворить.

Исключить из конкурсной массы ФИО2, город Кемерово:

- денежные средства в размере ежемесячной денежной выплата ветеранам 3 062 руб. с 27.11.2020 до завершения процедуры реализации имущества.

- денежные средства в размере дополнительной денежной выплаты за особые условия службы 87 009,60 руб. единовременно.

- денежные средства в размере дополнительной денежной выплаты за суточные в командировке 18 000 руб. единовременно.

Определение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в Седьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья В.М. Турлюк