АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров ул. К. Либкнехта, 102
http://kirov.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов
Дело № А28-7791/2020-3
г. Киров
21 января 2021 года
Резолютивная часть определения объявлена 20 января 2021 года.
Определение в полном объеме изготовлено 21 января 2021 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Хамера А.И.,
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Немчаниновой Л.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы (ИНН <***>, ОГРН <***>, 127381, <...>; адрес для корреспонденции: УФНС России по Кировской области, 610002, Россия, <...>)
о включении требования в сумме 355 899 рублей 83 копеек в реестр требований кредиторов ФИО1 (дата рождения: 06.06.1966, место рождения: пос. Красная Поляна Вятско-Полянского района Кировской области, ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>, адрес: 612950, Россия, <...>),
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании ФИО1 (далее – должник, ФИО1) несостоятельным (банкротом).
Определением от 14.07.2020 заявление принято к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению его обоснованности.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 17.08.2020 (резолютивная часть определения объявлена 13.08.2020) заявление акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» признано обоснованным, в отношении ФИО1 введена процедура банкротства - реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена ФИО2.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов гражданина опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 05.09.2020 №161.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 15.01.2021 (резолютивная часть решения объявлена 14.01.2021) ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура банкротства - реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена ФИО2.
ФНС России, в лице УФНС России по Кировской области (далее также - заявитель, уполномоченный орган, ФНС России) обратилась в арбитражный суд заявлением о включении требования в сумме 355 899 рублей 83 копеек в реестр требований кредиторов должника (заявление ФНС России направлено по почте 29.10.2020, получено арбитражным судом 02.11.2020).
Требование уполномоченного органа мотивировано наличием у должника задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Финансовый управляющий ФИО2 представила в материалы дела отзыв на заявление, возражений относительно требования уполномоченного органа в сумме 539,44 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 253 682,55 рублей исполнительского сбора, 182,96 рублей пеней не заявила, налоговые обязательства (налоговое требование от 01.09.2020 №60414897) за 2019 год (29 572,00 имущественные налоги) считает текущими платежами, не подлежащими включению в реестр. По оставшейся задолженности, включаемой в реестр требований кредиторов, финансовый управляющий не может выразить свое мнение из-за отсутствия документов, подтверждающих возникновение данной задолженности, а также в связи с отсутствием расчета периода и размера пеней.
Уполномоченный орган представил письменное мнение на отзыв финансового управляющего, в котором требование по имущественным налогам за 2019 год относит к реестровым требованиям, поскольку окончание налогового периода по налогу наступило до принятия заявления о признании должника банкротом.
Лица по делу явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся лиц.
В ходе рассмотрения обоснованности требования установлено следующее.
Согласно пояснениям ФНС России и справке о сумме задолженности в бюджет и внебюджетные фонды по состоянию на 14.07.2020 за должником числится задолженность в сумме 52 313 рублей 95 копеек, в том числе налоги, взносы в сумме 42 815 рублей 84 копеек, пени в сумме 9 205 рублей 72 копеек, штраф в сумме 292 рублей 39 копеек.
Согласно пояснениям ФНС России и справке о сумме задолженности в бюджет и внебюджетные фонды за период с даты принятия заявления о признании должника банкротом 14.07.2020 до даты введения процедуры реструктуризации долгов 13.08.2020 за должником числится задолженность, подлежащая включению в реестр требований кредиторов в сумме 331 рубль 33 копейки, в том числе пени начисленные на реестровую задолженность 331 рубль 33 копейки.
Задолженность по налогам, взносам включает в себя:
- транспортный налог с физических лиц за 2018 год – 26 027 рублей 00 копеек,
- земельный налог с физических лиц за 2018 год – 839 рублей 00 копеек,
- налог на имущество физических лиц за 2018 год – 3 808 рублей 40 копеек,
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (до снятия с учета в качестве ИП 01.06.2020) – 539 рублей 44 копейки,
- налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, за 2019 год – 11 602 рубля 00 копеек.
Штраф начислен за непредставление в налоговый орган ФИО1 – директором ООО «Командор» сведений о среднесписочной численности работников за 2018 год в сумме 300 рублей 00 копеек. Вынесено постановление мирового судьи от 16.12.2019 (представлено в дело) о признании виновным должностного лица – директора ООО «Командор» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.6 ч. 1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа размером 300 рублей 00 копеек. С учетом оплаты заявлено ко включению в реестр 292 рубля 39 копеек.
В целях взыскания данной задолженности налоговым органом были предприняты в отношении должника следующие меры принудительного взыскания, предусмотренные налоговым законодательством. Выставлены требования об уплате налога (сбора), взносов по статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму 52 645 рублей 28 копеек (представлены в дело), которые не были исполнены налогоплательщиком добровольно в полном объеме. Приняты решения налогового органа о взыскании налога (сбора) через суд по статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации на общую сумму 13 985 рублей 72 копейки (представлены в дело). Вынесены судебные приказы на сумму 6 572 рубля 92 копейки (представлены в дело).
Согласно налоговому уведомлению от 01.09.2020 №60414897 должнику начислены имущественные налоги за 2019 год в сумме 29 572 рублей 00 копеек, в том числе транспортный налог 22 060 рублей 00 копеек, земельный налог 2 887 рублей 00 копеек, налог на имущество физических лиц 4 625 рублей 00 копеек.
Согласно письму Вятскополянского межрайонного отделения судебных приставов от 07.09.2020 у должника имеется задолженность по уплате исполнительского сбора в сумме 253 682 рублей 55 копеек. Основанием возникновения задолженности по исполнительскому сбору являются постановления о взыскании исполнительского сбора:
- от 29.06.2020, вынесенное по исполнительному производству №9694/20/43003-ИП от 21.02.2020 на сумму 187 274 рубля 91 копейка,
- от 23.04.2020, вынесенное по исполнительному производству №10838/20/43003-ИП от 02.03.2020 на сумму 29 006 рублей 22 копейки,
- от 23.04.2020, вынесенное по исполнительному производству №17803/20/43003-ИП от 27.03.2020 на сумму 1 000 рублей 00 копеек,
- от 21.05.2020, вынесенное по исполнительному производству №22679/20/43003-ИП от 17.04.2020 на сумму 31 048 рублей 30 копеек,
- от 16.06.2020, вынесенное по исполнительному производству №27401/20/43003-ИП от 08.05.2020 на сумму 1 000 рублей 00 копеек,
- от 16.06.2020, вынесенное по исполнительному производству №27944/20/43003-ИП от 15.05.2020 на сумму 2 100 рублей 00 копеек,
- от 16.06.2020, вынесенное по исполнительному производству №29638/20/43003-ИП от 22.05.2020 на сумму 2 253 рубля 42 копейки.
Поскольку в отношении должника введена процедура банкротства, задолженность не погашена, уполномоченный орган обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
Установленные фактические обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 223 АПК РФ, статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 №45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
Арбитражным судом установлено, что уполномоченный орган обратился с заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов должника в пределах указанного выше срока.
В соответствии с разъяснениями пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
На Федеральную налоговую службу возложены функции уполномоченного органа по предоставлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»).
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Статьей 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. На основании статьи 75 НК РФ в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки подлежит уплате в бюджет пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего до 01.01.2017) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
В нарушение указанных норм закона должник не исполнил свою обязанность по своевременной уплате обязательных платежей и взносов, в связи с чем должнику начислены пени.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается наличие и размер задолженности. На момент рассмотрения обоснованности требования суду не представлено доказательств наличия задолженности в ином размере; требование является реестровым.
Согласно частям 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) под исполнительским сбором понимается денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с правовым подходом, содержащимся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор является штрафной санкцией административного характера.
Статьей 2 Закона о банкротстве предусмотрено, что к обязательным платежам, помимо прочего, относятся административные штрафы.
В пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
По смыслу приведенных норм основанием для привлечения лица (должника в исполнительном производстве) к административной ответственности в виде взыскания с него исполнительского сбора является неисполнение им исполнительного документа в установленный срок.
В пункте 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве указано, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности, признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.
Из представленных в дело постановлений судебных приставов- исполнителей о взыскании исполнительских сборов следует, что исполнительные производства в отношении должника были возбуждены до принятия к производству заявления о признании ФИО1 банкротом.
Основания для взыскания исполнительских сборов по указанным постановлениям возникли до возбуждения дела о банкротстве, требования являются реестровыми. Сведений об оспаривании указанных постановлений, уменьшении размера исполнительского сбора, его уплаты в дело не представлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Учитывая правовую позицию Верховного суда РФ, отраженную в пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требования уполномоченного органа в части задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подлежат включению во вторую очередь реестра требований кредиторов, требование по остальным обязательным платежам, пеням, штрафу, исполнительскому сбору - в третью очередь.
Поскольку требование уполномоченного органа подтверждено документально, арбитражный суд признает данное требование обоснованным и подлежащим включению в сумме 539 рублей 44 копеек недоимки по взносам во вторую очередь реестра требований кредиторов должника, в сумме 335 360 рублей 39 копеек недоимки по налогам, пеням, штрафу, исполнительскому сбору – в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Руководствуясь статьями 71, 213.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 188 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
признать требование Федеральной налоговой службы (ИНН <***>, ОГРН <***>, 127381, <...>; адрес для корреспонденции: УФНС России по Кировской области, 610002, Россия, <...>) обоснованным и включить в реестр требований кредиторов ФИО1 (дата рождения: 06.06.1966, место рождения: пос. Красная Поляна Вятско-Полянского района Кировской области, ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>, адрес: 612950, Россия, <...>) требования по уплате обязательных платежей в бюджет в сумме 355 899 рублей 83 копеек, в том числе во вторую очередь: требования по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 539 рублей 44 копеек; в третью очередь налог 71 848 рублей 40 копеек, пени 9 537 рублей 05 копеек, штраф 292 рубля 39 копеек, исполнительский сбор 253 682 рубля 55 копеек.
Требование в части штрафных санкций подлежит учету в реестре требований кредиторов отдельно и удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
Определение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня его вынесения в соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.
Судья А.И. Хамер