ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
об отказе в наложении судебного штрафа
г. Сыктывкар
28 августа 2020 года Дело № А29-11884/2018
Резолютивная часть определения объявлена 21 августа 2020 года, полный текст определения изготовлен 28 августа 2020 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Онопрейчук И.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фёдоровой И.П.,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок 10» о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта по делу по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок 10»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании долга, пеней
без участия в судебном заседании представителей сторон,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок 10» (далее - ООО «ЖЭУ 10», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», ответчик) о взыскании о взыскании 747 499 руб. 57 коп. долга по оплате жилищно-коммунальных услуг по договору управления многоквартирным домом по адресу: <...>, от 01.01.2015
№ ГОР-ЖЭУ-2014/10-3, 5 058 руб. 08 коп. пеней, начисленных за период с 19.06.2018 по 15.08.2018, пеней, начисленных на сумму долга за период с 16.08.2018 до момента фактического погашения долга в размере, установленном статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.01.2019 исковые требования удовлетворены частично: с УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» за счет казны муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу
ООО «ЖЭУ 10» взыскано 458 796 руб. 43 коп. долга, 20 513 руб. 49 коп. пеней, пени, начисленные за каждый день просрочки на сумму долга в размере 458 796 руб. 43 коп., начиная с 16.08.2018 по день фактического погашения долга, исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.01.2019 по делу № А29-11884/2018 вступило в законную силу. На принудительное исполнение решения суда 21.02.2019 выдан исполнительный лист серии ФС 026387421.
26.05.2020 ООО «ЖЭУ 10» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о наложении судебного штрафа на Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» в размере 100 000 руб. за неисполнение решения Арбитражного суда Республики Коми от 10.01.2019 по делу № А29-11884/2018.
Определением от 27.05.2020 заявление ООО «ЖЭУ 10» о наложении судебного штрафа принято к производству и назначено к рассмотрению на 01.07.2020.
Определением от 20.06.2020 была изменена дата и время судебного заседания на 21.07.2020.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 21.07.2020 до 09 часов 00 минут 28.07.2020, после окончания которого судебное разбирательство по делу продолжено в отсутствие представителей сторон. Сведения об объявлении перерыва опубликованы на официальном сайте арбитражного суда в разделе картотека арбитражных дел в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (http://kad.arbitr.ru).
Определением суда от 28.07.2020 судебное заседание отложено арбитражным судом до 21.08.2020.
Стороны, Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута», КУМИ администрации МО ГО «Воркута», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
08.06.2020 Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» в отзыве от 08.06.2020 № 1477 указало, что исполнительный лист по делу № А29-11884/2018 исполнен частично в сумме 131 000 руб., оплата по исполнительному документу приостановлена в связи с недостаточностью соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением Совета МО ГО «Воркута» от 23 декабря 2019 года № 708 «О бюджете муниципального образования городского округа «Воркута» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов»; взыскатель надлежащим образом извещен о неисполнении уведомлением от 12.07.2019 № 1728;
с начала 2019 года ответчиками проводится работа по изысканию дополнительных денежных средств, путем как обращения к Главе Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми, профильные министерства, так и за счет реализации мер в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации; в 2019 году направлялись обращения о выделении дополнительной финансовой помощи в Правительство Республики Коми от 08.02.2019 № 07/223; в Министерство финансов Республики Коми от 01.02.2019 № 06/177; к Главе Республики Коми от 31.05.2019 № 04/906; в Министерство финансов Республики Коми от 10.06.2019 № 06/946; в Министерство энергетики, ЖКХ и тарифов Республики Коми от 01.07.2019 № 06/1076; Члену Совета Федерации Федерального собрания РФ, представителю от исполнительного органа государственной власти РК от 01.03.2019 №11/364; 11/363; 11/362; Заместителю Председателя Комитета Государственной Думы РФ от 29.03.2019 №08/2-107, 15.10.2019 №05/1759; Председателю Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ ФИО1 от 15.10.2019 №1150/503.
Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» в отзыве указало, что в течение 2019 года в сводную бюджетную роспись вносились изменения, в первоначальном бюджете на осуществление выплат по предъявленным к казне МО ГО исполнительным документам было предусмотрено 58,0 млн. руб., а на конец года 185,9 млн. руб.; в бюджете на 2020 год сумма на погашение исполнительных листов к МО ГО утверждена в размере 22,1 млн. руб., в январе 2020 года данная сумма полностью освоена, произведена частичная оплата 582 исполнительных листов; с начала 2020 года направлено четыре обращения к Главе и Председателям Правительства Республики Коми – 24.01.2020 № 04/90, 21.05.2020 № 04/762, 25.03.2020 № 06/464, 25.03.2020 № 04/465 об оказании дополнительной финансовой помощи городскому округу, в том числе для погашения кредиторской задолженности по исполнительным листам; за счет привлечения бюджетного кредита из бюджета Республики Коми, направленного на погашение коммерческого кредита, были сэкономлены денежные средства на процентах, которые перенаправлены на погашение исполнительных документов, так же на эти цели использованы остатки на начало года на едином счете бюджета, дополнительно в марте 2020 года было направлено на исполнение решений судов 30,5 млн. руб., с начала года оплачено по исполнительным листам, предъявленным управляющими компаниями к муниципальному образованию за счет средств казны МО ГО «Воркута» за содержание пустующего муниципального жилого и нежилого фонда -52,6 млн. руб.
Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» указало в отзыве, что Воркута является моногородом и полностью зависит от градообразующего предприятия, ОАО «Воркутауголь» ежегодно сокращает численность работающих, что ведет к оттоку населения, предпринимателей и постоянному росту пустующего муниципального жилого и нежилого фонда; администрацией МО ГО «Воркута» ведется целенаправленная работа по расселению граждан, проживающих в аварийных и малозаселенных домах, а также обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; так же на территории городского округа реализуется мероприятие «капитальный ремонт, ремонт муниципального жилищного фонда» в рамках подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышения степени благоустройства» в результате которой расселяются малозаселенные дома с последующим отключением от коммунальных сетей; всего за период с 2016-2019 гг. предоставлено 956 квартир, в связи с расселением домов и отключением от инженерных сетей уменьшена площадь муниципальной собственности до - 95 000 кв. м.; также в связи с действием на территории субъекта, в том числе города Воркуты мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), ухудшилась экономическая ситуация, которая повлекла за собой недополучение доходной части бюджета МО ГО «Воркута»; Законом РК от 08.05.2020 №12-РЗ
«О некоторых вопросах, связанных с применением упрощенной системы налогообложения на территории Республики Коми» принято решение о снижении ставок на 50% с 01.01.2020 года, в результате бюджет не дополучит порядка 34,0 млн. руб.; в связи с рекомендациями Правительства РК по поддержке малого и среднего предпринимательства, принято решение Совета МО ГО «Воркута» от 30.04.2020 №743 «О поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях эпидемиологического неблагополучия, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в результате которого в доход бюджета в 2020 году не поступит около 50,0 млн. руб.; по состоянию на 01.06.2020 года бюджет не дополучил доходов в размере - 34,5млн.руб.; по состоянию на 08.06.2020 года в Управлении на исполнении находятся 602 исполнительных листа на сумму более 152,5 млн. руб., предъявленных к казне МО ГО «Воркута», у городского округа «Воркута» без оказания финансовой помощи из бюджета Республики Коми не будет дополнительной возможности направить денежные средства на оплату исполнительных листов, а наложение штрафов за неисполнение решений судов дополнительно увеличит нагрузку на бюджет.
В отзыве от 15.07.2020 КУМИ администрации МО ГО «Воркута» считает, что заявление истца о наложении судебного штрафа не подлежит удовлетворению; требования по решению арбитражного суда не исполнены в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства местного бюджета решением Совета МО ГО «Воркута» от 23.12.2019 № 708 «О бюджете муниципального образования городского округа «Воркута» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов»; Финансовое управление неоднократно инициировало мероприятия по увеличенную расходных лимитов на оплату исполнительных листов, выданных в том числе Арбитражным судом Республики Коми, с начала 2020 года к Главе и Председателям Правительства Республики Коми направлены обращения об оказании дополнительной финансовой помощи городскому округу «Воркута» в том числе для погашения кредиторской задолженности по исполнительным листам как уже предъявленным, так и по делам, находящимся в судах; приведенные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что неисполнение вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу А29-11884/2018, не связано с неправомерным поведением Финансового управления администрации МО ГО «Воркута»; Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» приняло все зависящие от него меры с целью исполнения решения суда, а, следовательно, оснований для удовлетворения заявления о наложении судебного штрафа не имеется.
В отзыве от 20.07.2020 УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» указало, что сложившаяся ситуация с пустующим муниципальным жилым фондом в муниципальном городском округе «Воркута» является критической; с начала года к исполнению за счет средств казны МО ГО «Воркута» предъявлено 1452 исполнительных документ на сумму 261 307 413,90 руб. в бюджетной росписи на 15.11.2019 года на данные расходы было предусмотрено 110 000 000 руб. (в первоначальном бюджете - 58 000 000 руб.) из них оплачено 265 исполнительных листов на сумму 88 461 113,72 руб. остаток задолженности по 1187 исполнительным листам составляет 172 846 300, 18 руб.; в настоящее время не представляется возможным внесение изменений в сводную бюджетную роспись для погашения исполнительных документов, так как утвержденных бюджетных ассигнований на 2019 год не достаточно для выплаты заработной платы работникам муниципальных учреждений и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды и соответственно увеличенный налоговый потенциал направляется на обеспечение первоочередных выплат; указало, на увеличение расходной части бюджета (увеличение тарифов на коммунальные услуги, ГСМ; рост пустующего муниципального жилого и нежилого фонда); администрация МО ГО «Воркута» поясняет, что ответчиком финансовым управлением администрации МО ГО «Воркута» были приняты все возможные меры. направленные на погашение задолженности; указывает на отсутствие оснований для наложения штрафа на финансовое управление администрации МО ГО «Воркута».
14.08.2020 от Финансового управления администрации МО ГО «Воркута» поступили дополнения к отзыву от 13.08.23020 № 2124, в котором указало, что от Министерства финансов Республики Коми 24.07.2020 № 05/13/645 получен ответ, в соответствии с которым вопрос о возможности выделения средств из республиканского бюджета Республики Коми бюджету МО ГО «Воркута» на содержание пустующего муниципального фонда будет рассмотрен на Правительственной бюджетной комиссии при рассмотрении материалов к проекту закона Республики Коми «О распределении бюджета Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», информация о потребности в денежных средствах на вышеуказанные расходы, отправлена городским округом «Воркута» в Министерство энергетики, жилищно - коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми 29.07.2020 № 06/1218.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению и руководствуется следующим.
В части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой в соответствии с частью 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Названные нормы призваны обеспечить обязательное исполнение принятых арбитражными судами судебных актов, следовательно, восстановить нарушенные права лиц, обратившихся в суд за их защитой.
Согласно статье 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 настоящего Кодекса в размере, установленном федеральным законом.
Уплата судебного штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт. Вопрос о наложении судебного штрафа рассматривается арбитражным судом по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя в порядке, установленном Кодексом.
По смыслу вышеуказанных норм, взыскание штрафных санкций представляет собой меру ответственности в виде имущественного воздействия на недобросовестных участников арбитражного процесса. Необходимым условием для привлечения к данной ответственности является наличие вины лица, не исполнившего судебный акт, неправомерно отказывающегося либо уклоняющегося от исполнения судебного акта.
На основании части 1 статьи 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных названным Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать пять тысяч рублей, на должностных лиц - тридцать тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20.03.2008
№ 153-О-О указал, что согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
Взыскание штрафных санкций представляет собой меру ответственности в виде имущественного воздействия на недобросовестных участников арбитражного процесса. Необходимым условием для привлечения к ответственности является наличие вины лица, не исполнившего судебный акт.
Вместе с тем из определения Конституционного суда Российской Федерации от 25.09.2014 № 2093-О следует, что по смыслу данного законоположения, арбитражный суд, рассматривая вопрос о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта, должен определить, имеются ли основания для применения к должнику мер публично-правового воздействия, направленных на его понуждение к надлежащему исполнению обязанностей, возложенных на него судебным актом. Предоставленное арбитражному суду положениями статей 119, 120 и 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочие по оценке действий лиц, обязанных к исполнению судебного акта, как носящих характер правонарушения и влекущих наложение судебного штрафа за неисполнение судебного акта, вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и служит одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Суд учитывает, что смысл судебного штрафа заключается не в том, чтобы компенсировать убытки кредитора, а в том, чтобы оказать давление на должника и заставить его своевременно исполнить обязанность перед кредитором, подтвержденную решением суда.
Кроме того, наложение штрафа является правом суда и не носит обязательного характера.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом, на основании пункта 3.35. Положения о финансовом управлении администрации муниципального образования городского округа «Воркута», утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 29.11.2011 № 106 в соответствии со статьями 242.1 и 242.2 главы 24.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации финансовое управление администрации муниципального образования городского округа «Воркута» исполняет судебные акты по искам к муниципальному образованию городского округа «Воркута» о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования городского округа «Воркута» (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета.
Исполнительный лист серии ФС 026387421, выданный на основании решения Арбитражного суда Республики Коми от 10.01.2019 по делу № А29-11884/2018, поступил на исполнение в Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» 02.07.2019. Крайний срок исполнения в соответствии с пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации – 29.09.2019.
Вместе с тем Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута»надлежащим образом уведомило ООО «ЖЭУ 10» о неисполнении вышеуказанного исполнительного листа (уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 12.07.2019№ 1728).
Судом установлено, что требования по решению Арбитражного суда Республики Коми от 10.01.2019 по делу № А29-11884/2018 исполнены частично на сумму 131 000 руб. платежными поручениями от 16.12.2019 № 164827 на сумму 21 000 руб., от 28.01.2020 № 620333 на сумму 40 000 руб., от 27.03.2020 № 405520 на сумму 70 000 руб., оплата по исполнительному документу приостановлена в связи с недостаточностью соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением Совета МО ГО «Воркута» от 23.12.2019 № 708 «О бюджете муниципального образования городского округа «Воркута» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
После поступления дополнительных денежных средств из республиканского бюджета Республики Коми в декабре 2019 года средства, предусмотренные на оплату исполнительных листов, были распределены между всеми взыскателями, срок уплаты исполнительных документов которых наступил, и была произведена частичная оплата исполнительных документов.
В бюджете на 2020 год сумма на погашение исполнительных листов к МО ГО «Воркута» утверждена решением о бюджете в размере 22,1 млн. рублей. В январе 2020 года данная сумма полностью освоена, произведена частичная оплата 582 исполнительных листов.
По состоянию на 13.08.2020 в Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» к исполнению за счет средств казны МО ГО «Воркута» предъявлено исполнительных документов на сумму 64,4 млн. рублей в количестве 342.
Финансовым управлением администрации МО ГО «Воркута» представлены документы, подтверждающие принятие мер к исполнению судебного решения, что выразилось в направлении ходатайств о выделении дополнительной финансовой помощи на погашение задолженности в Правительство Республики Коми, в Министерство финансов Республики Коми, к Главе Республики Коми, в Министерство энергетики, ЖКХ и тарифов Республики Коми, Члену Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, представителю от исполнительного органа государственной власти Республики Коми, Заместителю Председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации и др.
Как указало Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута», от Министерства финансов Республики Коми 24.07.2020 № 05/13/645 получен ответ, в соответствии с которым вопрос о возможности выделения средств из республиканского бюджета Республики Коми бюджету МО ГО «Воркута» на содержание пустующего муниципального фонда будет рассмотрен на Правительственной бюджетной комиссии при рассмотрении материалов к проекту закона Республики Коми «О распределении бюджета Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».
Таким образом, в течение 2019 года и в 2020 году Финансовое управление, инициировало мероприятия по увеличению расходных лимитов на погашение задолженности по исполнительным документам.
В рассматриваемой ситуации суд исходит из степени затруднительности исполнения судебного акта, возможности Финансового управления по добровольному исполнению судебного акта.
В данном случае заявитель просит привлечь к ответственности Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута», то есть орган осуществляющий принудительное исполнение, вместе с тем доказательств непринятия данным органом и должностным лицом в должной степени предусмотренных законодательством мер по исполнению судебного акта материалы дела не содержат.
Таким образом, приведенные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что неисполнение вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу № А29-11884/2018, не связано с неправомерным поведением Финансового управления администрации МО ГО «Воркута».
С учетом изложенного, суд не находит оснований для наложения судебного штрафа.
Руководствуясь статьями 120, 184-186, 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении заявления о наложении судебного штрафа на Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа «Воркута» отказать.