ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в наложении судебного штрафа
г. Сыктывкар
19 октября 2020 года Дело № А29-13568/2019
Резолютивная часть определения объявлена 12 октября 2020 года, полный текст определения изготовлен 19 октября 2020 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Суслова М.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каневой Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное управление» о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта по делу
по иску общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное управление» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к муниципальному образованию городского округа «Воркута»
в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>),
в лице Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (1103023523, ОГРН: <***>),
о взыскании задолженности,
без участия представителей сторон,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное управление» (далее – ООО «ЖКУ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Комитет), в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - УГХиБ администрации МО ГО «Воркута») и в лице Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Администрация) 106 937 руб. 55 коп. долга по оплате стоимости поставленных коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, а также стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту незаселенного муниципального жилья, расположенного по адресу: г.Воркута, пгт.Комсомольский, кв.Заполярный, д. 27 за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 года по договору управления многоквартирным домом от 01.01.2018 № Комс-2018/4.
Решением от 21.11.2019 исковые требования удовлетворены, с муниципального образования городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное управление» взыскано 106 922 руб. 68 коп. задолженности.
25.12.2019 взыскателю (истцу) выдан исполнительный лист серии ФС № 030831805.
ООО «ЖКУ» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением от 04.09.2020 о наложении штрафа в размере 30 000 руб. за неисполнение решения Арбитражного суда от 21.11.2019 по делу № А29-13568/2019 на Финансовое управление АМО ГО «Воркута».
Определением арбитражного суда от 10.09.2020 принято к рассмотрению заявление Общества о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта, судебное заседание по рассмотрению заявления назначено на 12.10.2020.
Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» в отзыве указало, что исполнительный лист по делу № А29-8281/2019 не исполнен, оплата по исполнительному документу приостановлена в связи с недостаточностью соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением Совета МО ГО «Воркута» от 23 декабря 2019 года № 708 «О бюджете муниципального образования городского округа «Воркута» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов»; взыскатель надлежащим образом извещен о неисполнении уведомлением от 15.04.2020 № 1211; с начала 2019 года ответчиками проводится работа по изысканию дополнительных денежных средств путем как обращения к Главе Республики Коми, в Министерство финансов Республики Коми, профильные министерства, так и за счет реализации мер в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации; в 2019 году направлялись обращения о выделении дополнительной финансовой помощи в Правительство Республики Коми от 08.02.2019 № 07/223; в Министерство финансов Республики Коми от 01.02.2019 № 06/177; к Главе Республики Коми от 31.05.2019 № 04/906; в Министерство финансов Республики Коми от 10.06.2019 № 06/946; в Министерство энергетики, ЖКХ и тарифов Республики Коми от 01.07.2019 № 06/1076; Члену Совета Федерации Федерального собрания РФ, представителю от исполнительного органа государственной власти РК от 01.03.2019 №11/364; 11/363; 11/362; Заместителю Председателя Комитета Государственной Думы РФ от 29.03.2019 №08/2-107, 15.10.2019 №05/1759; Председателю Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ ФИО1 от 15.10.2019 №1150/503. Так же указало, что в течение 2019 года в сводную бюджетную роспись вносились изменения, в первоначальном бюджете на осуществление выплат по предъявленным к казне МО ГО исполнительным документам было предусмотрено 58,0 млн. руб., а на конец года 185,9 млн. руб.; в бюджете на 2020 год сумма на погашение исполнительных листов к МО ГО утверждена в размере 22,1 млн. руб., в январе 2020 года данная сумма полностью освоена, произведена частичная оплата 582 исполнительных листов; с начала 2020 года направлено четыре обращения к Главе и Председателям Правительства Республики Коми – 24.01.2020 № 04/90, 21.05.2020 № 04/762, 25.03.2020 № 06/464, 25.03.2020 № 04/465 об оказании дополнительной финансовой помощи городскому округу, в том числе для погашения кредиторской задолженности по исполнительным листам; за счет привлечения бюджетного кредита из бюджета Республики Коми, направленного на погашение коммерческого кредита, были сэкономлены денежные средства на процентах, которые перенаправлены на погашение исполнительных документов, так же на эти цели использованы остатки на начало года на едином счете бюджета, дополнительно в марте 2020 года было направлено на исполнение решений судов 30,5 млн. руб., с начала года оплачено по исполнительным листам, предъявленным управляющими компаниями к муниципальному образованию за счет средств казны МО ГО «Воркута» за содержание пустующего муниципального жилого и нежилого фонда -52,6 млн. руб. Кроме того, что Воркута является моногородом и полностью зависит от градообразующего предприятия, ОАО «Воркутауголь» ежегодно сокращает численность работающих, что ведет к оттоку населения, предпринимателей и постоянному росту пустующего муниципального жилого и нежилого фонда; администрацией МО ГО «Воркута» ведется целенаправленная работа по расселению граждан, проживающих в аварийных и малозаселенных домах, а также обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; так же на территории городского округа реализуется мероприятие «капитальный ремонт, ремонт муниципального жилищного фонда» в рамках подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышения степени благоустройства» в результате которой расселяются малозаселенные дома с последующим отключением от коммунальных сетей; всего за период с 2016-2019 гг. предоставлено 956 квартир, в связи с расселением домов и отключением от инженерных сетей уменьшена площадь муниципальной собственности до - 95 000 кв. м.; также в связи с действием на территории субъекта, в том числе города Воркуты мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), ухудшилась экономическая ситуация, которая повлекла за собой недополучение доходной части бюджета МО ГО «Воркута»; Законом РК от 08.05.2020 №12-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с применением упрощенной системы налогообложения на территории Республики Коми» принято решение о снижении ставок на 50% с 01.01.2020 года, в результате бюджет не дополучит порядка 34,0 млн. руб.; в связи с рекомендациями Правительства РК по поддержке малого и среднего предпринимательства, принято решение Совета МО ГО «Воркута» от 30.04.2020 №743 «О поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях эпидемиологического неблагополучия, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в результате которого в доход бюджета в 2020 году не поступит около 50,0 млн. руб.; по состоянию на 01.06.2020 года бюджет не дополучил доходов в размере - 34,5млн.руб.; по состоянию на 08.06.2020 года в Управлении на исполнении находятся 602 исполнительных листа на сумму более 152,5 млн. руб., предъявленных к казне МО ГО «Воркута», у городского округа «Воркута» без оказания финансовой помощи из бюджета Республики Коми не будет дополнительной возможности направить денежные средства на оплату исполнительных листов, а наложение штрафов за неисполнение решений судов дополнительно увеличит нагрузку на бюджет. Так же в которых отражено, что от Министерства финансов Республики Коми 24.07.2020 № 05/13/645 получен ответ, в соответствии с которым вопрос о возможности выделения средств из республиканского бюджета Республики Коми бюджету МО ГО «Воркута» на содержание пустующего муниципального фонда будет рассмотрен на Правительственной бюджетной комиссии при рассмотрении материалов к проекту закона Республики Коми «О распределении бюджета Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», информация о потребности в денежных средствах на вышеуказанные расходы, отправлена городским округом «Воркута» в Министерство энергетики, жилищно - коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми 29.07.2020 № 06/1218.
В отзыве Комитет считает, что заявление истца о наложении судебного штрафа не подлежит удовлетворению; требования по решению арбитражного суда не исполнены в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства местного бюджета решением Совета МО ГО «Воркута» от 23.12.2019 № 708 «О бюджете муниципального образования городского округа «Воркута» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов»; Финансовое управление неоднократно инициировало мероприятия по увеличенную расходных лимитов на оплату исполнительных листов, выданных в том числе Арбитражным судом Республики Коми, с начала 2020 года к Главе и Председателям Правительства Республики Коми направлены обращения об оказании дополнительной финансовой помощи городскому округу «Воркута» в том числе для погашения кредиторской задолженности по исполнительным листам как уже предъявленным, так и по делам, находящимся в судах; приведенные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что неисполнение вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу А29-13568/2019, не связано с неправомерным поведением Финансового управления администрации МО ГО «Воркута»; Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» приняло все зависящие от него меры с целью исполнения решения суда, а значит оснований для удовлетворения заявления о наложении судебного штрафа не имеется.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению и руководствуется следующим.
В части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой в соответствии с частью 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Названные нормы призваны обеспечить обязательное исполнение принятых арбитражными судами судебных актов, следовательно, восстановить нарушенные права лиц, обратившихся в суд за их защитой.
Согласно статье 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 настоящего Кодекса в размере, установленном федеральным законом.
Уплата судебного штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт. Вопрос о наложении судебного штрафа рассматривается арбитражным судом по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя в порядке, установленном Кодексом.
По смыслу вышеуказанных норм, взыскание штрафных санкций представляет собой меру ответственности в виде имущественного воздействия на недобросовестных участников арбитражного процесса. Необходимым условием для привлечения к данной ответственности является наличие вины лица, не исполнившего судебный акт, неправомерно отказывающегося либо уклоняющегося от исполнения судебного акта.
На основании части 1 статьи 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных названным Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать пять тысяч рублей, на должностных лиц - тридцать тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20.03.2008
№ 153-О-О указал, что согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
Взыскание штрафных санкций представляет собой меру ответственности в виде имущественного воздействия на недобросовестных участников арбитражного процесса. Необходимым условием для привлечения к ответственности является наличие вины лица, не исполнившего судебный акт.
Вместе с тем из определения Конституционного суда Российской Федерации от 25.09.2014 № 2093-О следует, что по смыслу данного законоположения, арбитражный суд, рассматривая вопрос о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта, должен определить, имеются ли основания для применения к должнику мер публично-правового воздействия, направленных на его понуждение к надлежащему исполнению обязанностей, возложенных на него судебным актом. Предоставленное арбитражному суду положениями статей 119, 120 и 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочие по оценке действий лиц, обязанных к исполнению судебного акта, как носящих характер правонарушения и влекущих наложение судебного штрафа за неисполнение судебного акта, вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и служит одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Суд учитывает, что смысл судебного штрафа заключается не в том, чтобы компенсировать убытки кредитора, а в том, чтобы оказать давление на должника и заставить его своевременно исполнить обязанность перед кредитором, подтвержденную решением суда.
Кроме того, наложение штрафа является правом суда и не носит обязательного характера.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом, на основании пункта 3.35. Положения о финансовом управлении администрации муниципального образования городского округа «Воркута», утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 29.11.2011 № 106 в соответствии со статьями 242.1 и 242.2 главы 24.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации финансовое управление администрации муниципального образования городского округа «Воркута» исполняет судебные акты по искам к муниципальному образованию городского округа «Воркута» о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования городского округа «Воркута» (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета.
Исполнительный лист серии ФС № 030831805, выданный на основании решения Арбитражного суда Республики Коми от 21.11..2019 по делу № А29-13568/2019, поступил на исполнение в Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» 15.01.2020. Крайний срок исполнения в соответствии с пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации –14.04.2020.
Вместе с тем, Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута»надлежащим образом уведомило ООО «ЖКУ» о неисполнении вышеуказанного исполнительного листа (уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 15.04.2020 № 1211).
Судом установлено, что требования по решению Арбитражного суда Республики Коми от 21.11.2019 по делу № А29-13568/2019 не исполнен, оплата по исполнительному документу приостановлена в связи с недостаточностью соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением Совета МО ГО «Воркута» от 23.12.2019 № 708 «О бюджете муниципального образования городского округа «Воркута» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
После поступления дополнительных денежных средств из республиканского бюджета Республики Коми в декабре 2019 года средства, предусмотренные на оплату исполнительных листов, были распределены между всеми взыскателями, срок уплаты исполнительных документов которых наступил, и была произведена частичная оплата исполнительных документов.
В бюджете на 2020 год сумма на погашение исполнительных листов к МО ГО «Воркута» утверждена решением о бюджете в размере 22,1 млн. рублей. В январе 2020 года данная сумма полностью освоена, произведена частичная оплата 582 исполнительных листов.
По состоянию на 13.08.2020 в Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» к исполнению за счет средств казны МО ГО «Воркута» предъявлено исполнительных документов на сумму 64,4 млн. рублей в количестве 342.
Финансовым управлением администрации МО ГО «Воркута» представлены документы, подтверждающие принятие мер к исполнению судебного решения, что выразилось в направлении ходатайств о выделении дополнительной финансовой помощи на погашение задолженности в Правительство Республики Коми, в Министерство финансов Республики Коми, к Главе Республики Коми, в Министерство энергетики, ЖКХ и тарифов Республики Коми, Члену Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, представителю от исполнительного органа государственной власти Республики Коми, Заместителю Председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации и др.
Как указало Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута», от Министерства финансов Республики Коми 24.07.2020 № 05/13/645 получен ответ, в соответствии с которым вопрос о возможности выделения средств из республиканского бюджета Республики Коми бюджету МО ГО «Воркута» на содержание пустующего муниципального фонда будет рассмотрен на Правительственной бюджетной комиссии при рассмотрении материалов к проекту закона Республики Коми «О распределении бюджета Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».
Таким образом, в течение 2019 года и в 2020 году Финансовое управление, инициировало мероприятия по увеличению расходных лимитов на погашение задолженности по исполнительным документам.
В рассматриваемой ситуации суд исходит из степени затруднительности исполнения судебного акта, возможности Финансового управления по добровольному исполнению судебного акта.
В данном случае заявитель просит привлечь к ответственности Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута», то есть орган, осуществляющий принудительное исполнение, вместе с тем доказательств непринятия данным органом и должностным лицом в должной степени предусмотренных законодательством мер по исполнению судебного акта материалы дела не содержат.
Таким образом, приведенные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что неисполнение вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу № А29-13568/2019, не связано с неправомерным поведением Финансового управления администрации МО ГО «Воркута».
С учетом изложенного, суд не находит оснований для наложения судебного штрафа.
Руководствуясь статьями 120, 184-186, 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о наложении судебного штрафа на Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа «Воркута».
Судья М.О. Суслов