ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А29-6001/11 от 19.09.2014 АС Республики Коми

15/2014-60320(4)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о процессуальном правопреемстве

г. Сыктывкар

19 сентября 2014 года

Дело № А29-6001/2011

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Скрипиной Е.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании 19.09.2014г. заявление ОАО «РЖД» в лице Северной дирекции по тепловодоснабжению ОАО «РЖД» о замене должника по делу А29-6001/2011 по иску

ОАО «Российские железные дороги» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Администрации сельского поселения «Керки» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании долга и пеней

на Администрацию городского поселения «Сосногорск» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

без участия представителей в судебном заседании,

установил:

ОАО «Российские железные дороги» в лице Северной дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» (Истец, Заявитель, Взыскатель) обратилось с заявлением о замене стороны по исполнительному листу АС №003044744 в отношении должника Администрации сельского поселения «Керки» (Ответчик, Должник) в связи с его ликвидацией на правопреемника - Администрацию городского поселения «Сосногорск» (Администрация, Правопреемник).

Администрация городского поселения «Сосногорск» возражает относительно обоснованности указанного заявления, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для осуществления правопреемства.

Заявитель с указанными в возражениях доводами не согласился.

Руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть заявление по имеющимся материалам в отсутствие представителей сторон.

Рассмотрев заявление, судом установлено следующее.


Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (Общество, Истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Администрации сельского поселения «Керки» (Администрация, Ответчик) с требованием о взыскании с Ответчика 216 911 рублей 49 копеек задолженности за поставленную с января 2009 года по 23.09.2011г. тепловую энергию и 25 164 рублей 78 копеек пеней, начисленных за просрочку оплаты долга. Исковые требования основаны на статьях 309, 540 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 65 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы обязанностью собственника жилой квартиры № 4 дома № 4 и квартиры № 2 дома № 3, расположенных по адресу: Сосногорский район, поселок Керки, улица Станционная, нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Суд первой инстанции решением от 12.12.2011г. взыскал с Администрации в пользу Общества 216 911 рублей 49 копеек долга. В удовлетворении иска о взыскании пеней отказал. При принятии судебного акта суд установил, что Администрация, как собственник спорного имущества, обязана нести расходы по его содержанию, в том числе оплачивать предоставленные в отношении принадлежащих ей квартир коммунальные услуги (отопление). В связи с отсутствием общедомовых приборов учета суд признал правомерным произведенный истцом расчет стоимости отпущенной тепловой энергии по нормативам потребления коммунальных услуг и тарифам на тепловую энергию. Суд счел недоказанным факт передачи спорных квартир по договорам социального найма гражданам.

Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 15.03.2012 оставил указанное решение без изменения по тем же основаниям. Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.07.2012г. решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.12.2011г. и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012г. по делу № А29-6001/2011 оставлено без изменения, кассационная жалоба Администрации сельского поселения «Керки» - без удовлетворения.

Для принудительного исполнения судебного акта взыскателю был выдан соответствующий исполнительный лист.

По утверждению Заявителя и что подтверждено материалами проверки Прокуратурой г.Сосногорска, Оригинал исполнительного листа от 05.12.2012г. №АС 003044744 с приложением судебных актов и доверенности был направлен Взыскателем в финансовое управление администрации MP «Сосногорск» 19.03.2013года письмом №СевДТВ/2-600. Указанные документы с приложением обращения Взыскателя перенаправлены 03.04.2013г. с письмом №187 председателю ликвидационной комиссии администрации сельского поселения «Керки» ФИО1 Проверкой установлено, что ФИО1 отказался принять исполнительный документ к исполнению по основанию истечения двухмесячного срока на предъявление требований кредиторов после публикации 05.12.2012/76 в Вестнике Государственной регистрации» уведомления о ликвидации должника.


Финансовое управление администрации MP «Сосногорск», в свою очередь, 08.04.2013года возвратило представителю Взыскателя исполнительный лист с приложением, указав на отсутствие в финотделе муниципального образования лицевого счета Администрации сельского поселения «Керки».

Будучи извещенным письмом от 19.07.2012г. года №02-32/22 Главы сельского поселения «Керки» о ликвидации с октября 2012года надлежащего должника и сведениях о его правопреемнике в лице администрации городского поселения «Сосногорск», Взыскатель повторно 22.04.2013г. письмом №СевДТВ/2-863 предъявил исполнительный документ в Финансовое управление администрации MP «Сосногорск», полагая, что имеет место правопреемство муниципальных образований в силу положений п. 10 ст.85 Федерального закона 131-ФЗ.

Письмом от 08.05.2013года №279 исполнительный документ с приложением вновь возвращен взыскателю по основанию отсутствия лицевого счета администрации Сельского поселения в Финансовом управлении администрации MP «Сосногорск».

15.05.2013г. Взыскатель направил исполнительный документ в ликвидационную комиссию СП «Керки», подтверждение в получении корреспонденции 23.05.2013 года специалистом ФИО2 имеется.

В результате вышеизложенного до настоящего времени исполнительный документ не исполнен, Взыскателю не возвращен.

По результатам прокурорской проверки в действиях администрации МОМР «Сосногорск выявлены нарушения бюджетного законодательства при рассмотрении обращения от 14.08.2012года и возвращении 13.09.2012года (письмом №02-24/3516) исполнительного документа без исполнения и передачи его в финотдел.

Согласно Закону Республики Коми от 11.05.2012г. № 37-РЗ «Об объединении Муниципальных образований городского поселения «Сосногорск» и сельских поселений "Верхнеижемский", "Вис", "Ираель", "Керки", "Малая Пера", "Поляна", «Усть-Ухта", расположенных на территории муниципального образования муниципального района "Сосногорск" в Республике Коми, и внесении в связи с этим изменений в некоторые законы Республики Коми»" муниципальные образования городского поселения "Сосногорск" и сельских поселений "Верхнеижемский", "Вис", "Ираель", "Керки", "Малая Пера", "Поляна", "Усть-Ухта", расположенные на территории муниципального образования муниципального района "Сосногорск" в Республике Коми объединены, принято решение о создании вновь образованного муниципального образования городского поселения «Сосногорск».

Согласно п. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов


и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с 3 постановления Правительства РФ от 31.12.2004г. № 903 "Об утверждении Правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления" разграничение обязательств оформляется органами местного самоуправления, выступающими от имени муниципальных образований, путем составления передаточного (разделительного) акта по разделяемым (передаваемым, принимаемым) обязательствам, определяющего имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства (далее - передаточный (разделительный) акт).

В соответствии с п. 9 указанного Постановления передаточный (разделительный) акт подлежит подписанию всеми членами комиссии в двухмесячный срок со дня создания комиссии, но не позднее 1 января 2006 года, а для муниципальных образований, органы местного самоуправления;/ которых сформированы в соответствии с положениями частей 3 и 5 статьи 84 федерального закона, - не позднее даты, начиная с которой органы местного самоуправления приступают к осуществлению своих полномочий, и направляется в недельный срок соответствующим представительным органам муниципальных образований для согласования.

В соответствии с Решениями ликвидируемых сельских поселений еще в октябре 2012года приняты нормативно-правовые акты о ликвидации администраций сельских поселений "Верхнеижемский", "Вис", "Ираель", "Керки", "Малая Пера", "Поляна", "Усть-Ухта".

Согласно Решению IV заседания Совета городского поселения «Сосногорск» I созыва «О внесении изменений в Положение об администрации ГП «Сосногорск», утвержденное Решением Совета ГП «Сосногорск» от 29.10.2012г. №11, администрация городского поселения «Сосногорск» является правопреемником администрации городского поселения «Сосногорск», администрации сельского поселения «Верхнеижемский», администрации сельского поселения «Вис», администрации сельского поселения «Ираель», администрации сельского поселения «Керки», администрации сельского поселения «Малая Пера», администрации сельского поселения «Усть-Ухта» после их ликвидации, за


исключением обязательств по выплате физическим лица д выходного пособия, сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства и муниципальной пенсии».

В настоящее время процесс ликвидации администрации сельского поселения «Керки» завершен, о чем имеется уведомление налогового органа от 06.08.2013года.

Правопреемник в возражениях на заявление считает, что правопреемство возможно в случае реорганизации юридического лица, однако, в данном случае произошла ликвидация Должника, поэтому в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства. Указывает на то, что требование о замене должника не подлежит удовлетворению.

В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

На стадии исполнения судебного акта замена стороны правопреемником производится определением арбитражного суда в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

После вынесения арбитражным судом определения о замене стороны по исполнительному листу судебный пристав-исполнитель своим постановлением производит замену стороны в исполнительном производстве. Таким образом, появляется новый взыскатель (или должник) в исполнительном производстве по конкретному исполнительному листу.

Из материалов дела усматривается, что Согласно Закону Республики Коми от 11.05.2012г. № 37-РЗ «Об объединении Муниципальных образований городского поселения «Сосногорск» и сельских поселений "Верхнеижемский", "Вис", "Ираель", "Керки", "Малая Пера", "Поляна", «Усть-Ухта", расположенных на территории муниципального образования муниципального района "Сосногорск" в Республике Коми, и внесении в связи с этим изменений в некоторые законы Республики Коми»" муниципальные образования городского поселения "Сосногорск" и сельских поселений "Верхнеижемский", "Вис", "Ираель", "Керки", "Малая Пера", "Поляна", "Усть-Ухта", расположенные на территории муниципального образования муниципального района "Сосногорск" в Республике Коми объединены, принято решение о создании вновь образованного муниципального образования городского поселения «Сосногорск».

Таким образом, территория, в отношении которой Администрацией сельского поселения «Керки» осуществлялись полномочия по решению


вопросов местного значения, вошла в муниципальное образование "Городское поселение Сосногорск ".

В силу пункта 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Суд делает вывод о том, что правопреемство Администрации городского поселения «Сосногорск» обязательно в силу положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и даже при несоблюдении установленной законодательством процедуры оформления, подписания и утверждения передаточного акта не может служить основанием для освобождения ее от исполнения обязательств Администрации сельского поселения «Керки».

Рассматривая вопрос о надлежащем правопреемнике должника, арбитражный суд исходит из того, что задолженность была взыскана не с Администрации сельского поселения «Керки» как органа местного самоуправления, а как с публичного субъекта - муниципального образования сельского поселения «Керки». Поэтому новым должником является муниципальное образование городского поселения «Сосногорск» в лице Правопреемника.

Ссылка Правопреемника на применение статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, является неправомерной, поскольку иной принцип предусмотрен в отношении органов местного самоуправления в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, из представленных заявителем документов видно, что у суда имеются все основания для замены должника по настоящему делу, в связи с чем, суд производит замену должника на Администрацию городского поселения «Сосногорск» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>).

При этом суд разъясняет, что в силу ч. 4 ст. 319 АПК РФ по каждому судебному акту выдается один исполнительный лист, если указанной статьей


не установлено иное. Указанной нормой не предусмотрена выдача исполнительного листа при процессуальном правопреемстве. При замене стороны после выдачи исполнительного документа взыскание производится в пользу нового взыскателя, правопреемство которого установлено определением суда.

Руководствуясь статьями 48, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Удовлетворить заявление ОАО «Российские железные дороги» в лице Северной дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» о процессуальном правопреемстве в отношении должника.

Произвести замену должника в исполнительном листе по делу № А29- 6001/2011 с Администрации сельского поселения «Керки» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в связи с его ликвидацией на правопреемника - Администрацию городского поселения «Сосногорск» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Разъяснить, что определение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня вынесения.

Судья

Е.С. Скрипина



2 А29-6001/2011

3 А29-6001/2011

4 А29-6001/2011

5 А29-6001/2011

6 А29-6001/2011

7 А29-6001/2011