ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-11688-1/18 от 26.03.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о включении в реестр требований кредиторов

04 апреля 2019 года

Дело № А33-11688-1/2018

Красноярск

Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 26 марта 2019 года.

В полном объёме определение изготовлено 04 апреля 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Зайцевой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании требование ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 24 по Красноярскому краю о включении в реестр требований кредиторов

в деле о признании Резниченко Марии Валериевны (ИНН 246211213680, СНИЛС 184-912-056-79, родившейся 20.04.1984 в г. Красноярске, зарегистрированной по адресу: г. Красноярск, ул. Московская, д. 3 кв. 16) несостоятельной (банкротом),

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марткачаковой А.В.,

установил:

Резниченко Мария Валериевна (ИНН 246211213680, СНИЛС 184-912-056-79, родившейся 20.04.1984 в г. Красноярске, зарегистрированной по адресу: г. Красноярск, ул. Московская, д. 3 кв. 16, далее - должник) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя несостоятельной (банкротом) и открытии процедуры реализации имущества.

Заявление принято к производству арбитражного суда, определением от 15.05.2018 возбуждено производство по делу о банкротстве гражданина.

Решением от 26.07.2018 Резниченко Мария Валериевна (ИНН 246211213680, СНИЛС 184-912-056-79, родившаяся 20.04.1984 в г. Красноярске, зарегистрированной по адресу: г.Красноярск, ул. Московская, д. 3 кв. 16) признана банкротом, в отношении нее открыта процедура реализации имущества гражданина сроком до 19 января 2019 года. Финансовым управляющим имуществом должника утвержден Демьянов Иван Александрович.

Сообщение финансового управляющего об открытии в отношении должника процедуры реализации имущества опубликовано в газете «Коммерсантъ» №133 от 28.07.2018.

В Арбитражный суд Красноярского края 31.07.2018 нарочно поступило заявление Межрайонной ИФНС России № 24 по Красноярскому краю о включении в третью очередь реестра требований кредиторов задолженности по обязательным платежам в бюджет в размере 125 999 руб. 27 коп.

Определением от 17.08.2018 требование принято к производству, назначено судебное заседание. Судебное разбирательство откладывалось.

В материалы дела от уполномоченного органа 16.01.2019 поступило ходатайство об уточнении заявленного требования, в соответствии с которым уполномоченный орган просит включить в третью очередь реестра требований кредитора задолженность в размере 125 866 руб. 33 коп., в том числе 114 896 руб. 89 коп. основной долг, 8 969 руб. 44 коп. пени, 2 000 руб. штраф.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

Поскольку уточнение требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, то в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял уточнение заявленных требований.
Требование рассматривается судом с учетом принятого уточнения.

Лица, участвующие в деле,извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления копий определения иразмещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к следующим выводам.

Согласно статье 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

Решением от 26.07.2018 Резниченко Мария Валериевна (ИНН 246211213680, СНИЛС 184-912-056-79, родившаяся 20.04.1984 в г. Красноярске, зарегистрированной по адресу: г.Красноярск, ул. Московская, д. 3 кв. 16) признана банкротом, в отношении нее открыта процедура реализации имущества гражданина сроком до 19 января 2019 года. Финансовым управляющим имуществом должника утвержден Демьянов Иван Александрович.

Следовательно, по состоянию на дату проведения судебного заседания по рассмотрению требования кредитора (26.03.2019), в отношении должника открыта процедура реализации имущества гражданина, требование рассматривается в соответствии со статьей 213.24 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.

Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Сообщение финансового управляющего об открытии в отношении должника процедуры реализации имущества опубликовано в газете «Коммерсантъ» №133 от 28.07.2018. Требование уполномоченного органа предъявлено в арбитражный суд 31.07.2018, что подтверждается соответствующей отметкой на требовании «получено нарочным». Таким образом, срок для предъявления требований кредиторов, установленный пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве, уполномоченным органом не нарушен.

Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).

Установленный срок на предъявление возражений истек.

В материалы дела 03.09.2018 поступил отзыв финансового управляющего, в соответствии с которым финансовым управляющим заявлены возражения по части требований уполномоченного органа.

Иными лицами, участвующими в деле, возражения на требование кредитора не заявлены.

Уполномоченным органом заявлена ко включению в реестр требований кредиторов задолженность перед бюджетом в размере 125 866,33 рублей, из которых: 114 896,89 руб. – основного долга, 8 969,44 руб – пени, 2 000,00 руб. – штраф.

Указанная задолженность складывается из следующих сумм (с учетом уточнения):

- 2 000 руб. штрафов за непредставление в установленный законом срок налоговых деклараций по упрощенной системе налогообложения за 2014 и 2015 годы;

- 6 437,52 руб. основного долга за 2011 и 2012 годы и 40,45 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии;

- 10 011,01 руб. основного долга и 62,90 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период до 01.01.2013;

- 7 495,20 руб. основного долга и 47,09 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за 2013 год;

- 59 183,57 руб. основного долга и 4 431,79 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсий за 2013, 2014, 2015, 2016 годы;

- 10 127,40 руб. основного долга и 1 056,17 руб. пени по страховым взносам необязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 6 месяцев 2017 года;

- 14 696,65 руб. основного долга и 1 648,05 руб. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды до 01.01.2017;

- 1 986,54 руб. основного долга и 207,07 руб. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды с 01.01.2017;

- 4 959 рублей основного долга и 1 475,92 руб. пени по транспортному налогу с физических лиц за 2014, 2015, 2016 годы.

В качестве доказательств, подтверждающих наличие и размер задолженности, соблюдение сроков и порядка взыскания задолженности, в материалы дела представлены копии требований об уплате налога, сбора, пени, налоговых уведомлений, расчеты задолженности и пени, решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, акты налоговой проверки, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, копии материалов исполнительных производств, доказательства направления документов в адрес налогоплательщика.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 257 от 29.05.2004 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», Федеральная налоговая служба с момента своего образования определена в качестве уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 (в последующей редакции) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

На основании статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

На основании статьи 2 Закона о банкротстве обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

В силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.

При этом, с учетом правового подхода, отраженного в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном законом порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

Сроки для принудительного взыскания подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.

Как следует из заявления, уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов 2 000 руб. штрафов за непредставление в установленный законом срок налоговых деклараций по упрощенной системе налогообложения за 2014 и 2015 годы.

Финансовым управляющим заявлены возражения в части включения данной суммы требований в реестр требований кредиторов, поскольку, по мнению финансового управляющего, уполномоченным органом утрачена возможность принудительного взыскания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Уполномоченный орган указывает, что на дату вступления в силу решений № 3702, № 3703 от 21.08.2017 Резниченко М.В. не являлась индивидуальным предпринимателем, поэтому взыскание задолженности производится в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из выписки из ЕГРИП в отношении должника Резниченко Мария Валериевна утратила статус индивидуального предпринимателя 06.06.2017.

Таким образом, взыскание налога с Резниченко М.В. после 06.06.2017 производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ (абзац 1 п. 1 ст. 48 НК РФ (от 04.03.2013 № 20-ФЗ).

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ (абзац 3 п. 1 ст. 48 НК РФ (в ред. Закона № 20-ФЗ)).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб. (в ред. Закона № 20-ФЗ), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).

При этом, заявление подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения.

С учетом вышеизложенного, ввиду того, что срок оплаты штрафа по требованиям №9034, № 9035 установлен до 16.11.2017, сумма задолженности не превышает 3000 рублей, то срок принудительного взыскания в части штрафа 2 000,00 рублей, установленные абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ, уполномоченным органом не пропущен.

Как следует из заявления, уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, на выплату страховой пенсии, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

Финансовым управляющим заявлены возражения в части включения данной суммы требований в реестр требований кредиторов, за исключением следующих сумм долга:

- 1 986,54 руб. основного долга и 209,57 руб. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды с 01.01.2017;

- 19 356,48 руб. основного долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год.

Возражения финансового управляющего заявлены в связи с тем, что данная недоимка по страховым взносам признается безденежной и подлежит списанию.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено списание налоговой задолженности для некоторых категорий налогоплательщиков. Указанный Федеральный закон вступил в законную силу 29.12.2017.

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года,в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

По смыслу указанной нормы признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию не любая недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, а только та, которая возникла за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года и определена в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Статьей 11 Закона № 436-ФЗ не предусмотрено списание числящейся недоимки и задолженности по пеням и штрафам, начисленным в ином порядке, кроме как предусмотренном частью 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование и страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Соответствующие разъяснения даны в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 14 июня 2018 года N 03-15-05/40679 и от 26.07.2018 N 03-15-05/52581.

Аналогичная позиция сформирована в судебной практике (апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 24.04.2018 по делу № 33а-343/2018, постановление Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда от 17.07.2018 по делу № А76-25891/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 по делу № А74-6053/2018, от 07.12.2018 по делу № А74-6054/2018).

В то же время, в рамках данного дела ко включению в реестр требований кредиторов предъявляется задолженность по страховым взносам, исчисленная налогоплательщиком самостоятельно, в ином порядке, нежели предусмотрен частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Таким образом, учитывая содержание пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», задолженность по данным страховым взносам не является безнадежной ко взысканию и не подлежит списанию.

С учетом вышеизложенного, доводы финансового управляющего о том, что задолженность по страховым взносам за периоды, возникшие до 01 января 2017 года, подлежит списанию, судом отклоняются.

Уполномоченным органом в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие соблюдение порядка и сроков принудительного взыскания задолженности.

В отношении задолженности в размере 7 495,20 руб. основного долга и 47,09 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за 2013 год уполномоченный орган в подтверждение соблюдения сроков принудительного взыскания пояснил, что уполномоченным органом было направлено постановление в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации от 11.08.2014 № 03400490037381, возбуждено исполнительное производство № 46648/14/24010-ИП.

В отношении задолженности в размере 59 183,57 руб. основного долга и 4 431,79 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсий за 2015, 2016, 2017 годы уполномоченный орган в подтверждение соблюдения сроков принудительного взыскания пояснил, что:

- в части суммы 19 356,48 руб. за 2014 год уполномоченным органом было направлено постановление в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации от 17.07.2015 № 03400490032191, возбуждено исполнительное производство № 47610/15/24010-ИП;

- в части суммы 18 610,19 руб. за 2015 год уполномоченным органом было направлено постановление в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации от 20.07.2016 № 205S04160030130, возбуждено исполнительное производство № 63279/16/24010-ИП;

- в части суммы 19 356,48 руб. за 2016 год уполномоченным органом было направлено постановление в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации от 20.07.2016 № 205S04160030130, возбуждено исполнительное производство № 63279/16/24010-ИП.

В отношении задолженности в размере 10 127,40 руб. основного долга и 1 056,17 руб. пени по страховым взносам необязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 6 месяцев 2017 года уполномоченный орган в подтверждение соблюдения сроков принудительного взыскания пояснил, что уполномоченным органом вынесено требование от 20.07.2017 № 118578.

В отношении задолженности в размере 1 986,54 руб. основного долга и 207,07 руб. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды с 01.01.2017 уполномоченный орган в подтверждение соблюдения сроков принудительного взыскания пояснил, что уполномоченным органом вынесено требование от 20.07.2017 № 118578.

В материалы дела представлены копии постановлений о возбуждении исполнительного производства. Рассмотрев и оценив представленные в материалы дела документы, суд пришел к выводу о том, что срок принудительного взыскания налоговой задолженности не истек.

Довод финансового управляющего о необоснованном начислении должнику 10 127,40 рублей основного долга и 1 068,40 рублей пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 4 квартал 2017 года в связи с утратой должником статуса индивидуального предпринимателя 06.06.2017 отклоняется, поскольку согласно пояснениям уполномоченного органа и документам, представленным в материалы дела, задолженность образовалась за 6 месяцев 2017 года, то есть задолженность по страховым взносам образовалась за период, когда должник еще осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Как следует из заявления, уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов задолженность по транспортному налогу.

Финансовым управляющим заявлены возражения в части включения данной суммы требований в реестр требований кредиторов, поскольку задолженность по транспортному налогу за 2014 год подлежит списанию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ; общая сумма транспортного налога и пеней по нему превысила 3 000 рублей уже к концу 2015 года, вместе с тем уполномоченным органом не представлены доказательства обращения в установленный законом срок в суд в целях взыскания задолженности по транспортному налогу за 2015 год. Также финансовый управляющий полагает, что уполномоченный орган также не представил доказательства направления должнику требования № 3181 от 09.02.2018 об уплате транспортного налога за 2016 год. Финансовый управляющий полагает, что уполномоченным органом не соблюдены сроки взыскания задолженности в судебном порядке в отношении недоимки и пеней по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы.

Судом отклоняются указанные возражения в связи со следующим.

В соответствии пунктом 2 статьи 12 Федерального закона № 436-Ф3 «0 внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням PI штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

Согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по исчислению транспортного налога признается календарный год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Таким образом, транспортный налог за 2014 год подлежал уплате не позднее 01 декабря 2015 года. Сумма транспортного налога за 2014 год в размере 2 189,82 руб. не является недоимкой по состоянию на 01 января 2015 года, и, следовательно, не может быть признана безнадежной к взысканию в соответствии с Федеральным законом № 435-ФЗ.

Указанный вывод нашел отражение в судебной практике: определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2018 № 304-КГ18-12738 по делу А27-23087/2017, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.10.2018 по делу А33-8051/2017.

Финансовый управляющий указывает на отсутствие доказательств соблюдения порядка и сроков принудительного взыскания, поскольку недоимка по транспортному налогу превысила 3 000 рублей уже к концу 2015 года, соответственно, налоговый орган должен был в течение шести месяцев обратиться в суд с заявлением о взыскании.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Уполномоченным органом предъявлена ко включению в реестр требований кредиторов следующая задолженность по транспортному налогу:

- за 2014 год в размере 1 653,00 рублей основного долга, срок исполнения по требованию – 26.01.2016;

- за 2015 год в размере 1 653,00 рублей основного долга, 536,82 руб. - пени, срок исполнения по требованию – 07.02.2017;

- за 2016 год в размере 1 653,00 рублей основного долга, 939,10 руб. - пени, срок исполнения по требованию – 20.03.2018.

Таким образом, общая сумма задолженности по транспортному налогу, подлежащему взысканию в порядке, предусмотренном абзацем 3 пункта 1 статьи 48 НК РФ, превысила 3 000 рублей с даты вынесения требования об уплате налога за 2015 год. В связи с этим, налоговый орган должен был обратиться с заявлением о взыскании в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения по транспортному налогу за 2015 год, то есть не позднее 07.08.2017.

В материалы дела представлена копия заявления № 1389 о вынесении судебного приказа от 27.07.2017, а также доказательства направления данного заявления в мировой суд Ленинского района г. Красноярска.

В части задолженности по транспортному налогу за 2016 год в материалы дела представлена копия заявления от 10.07.2018 № 4638, подтверждающая обращение уполномоченного органа в суд за взысканием задолженности по транспортному налогу за 2016 год.

Таким образом, уполномоченным органом соблюдены порядок и сроки принудительного взыскания транспортного налога. Доказательства погашения задолженности в материалы дела не представлены.

На основании вышеизложенного, сумма задолженности в размере 125 866 руб. 33 коп., из них 114 896 руб. 89 коп. основного долга, 8 969 руб. 44 коп. пени, 2 000 руб. штрафа признается обоснованной и подлежащей включению в реестр требований кредиторов.

Пункт 3 статьи 213.27 Закона о банкротстве расчеты с подобными кредиторами относит к третьей очереди реестра требований кредиторов. В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает требование Федеральной налоговой службы подлежащим удовлетворению и включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.

Настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии определения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 100, 142, 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

О П Р Е Д Е Л И Л:

включить требование ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 24 по Красноярскому краю в третью очередь реестра требований кредиторов должника – Резниченко Марии Валериевны (ИНН 246211213680, СНИЛС 184-912-056-79, родившейся 20.04.1984 в г. Красноярске, зарегистрированной по адресу: г. Красноярск, ул. Московская, д. 3 кв. 16) с суммой задолженности в размере 125 866 руб. 33 коп., из них 114 896 руб. 89 коп. основного долга, 8 969 руб. 44 коп. пени, 2 000 руб. штрафа.

Определение вступает в силу немедленно.

Разъяснить, что настоящее определение может быть обжаловано в течение десятидневного срока с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.А. Зайцева