ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-1277-42/09 от 09.10.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об удовлетворении заявления

09 октября 2018 года

Дело № А33-1277-42/2009

Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Жирных О.В., рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» о передаче собственнику имущества, изъятого из оборота,

в деле по заявлению открытого акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» о признании Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» (ОГРН <***>, ИНН <***>) банкротом,

при участии в судебном заседании:

от конкурсного управляющего: ФИО1, представитель по доверенности 09.01.2018, личность удостоверена паспортом,

от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва: ФИО2, доверенность от 11.05.2018 №03-39/043Н/5358 личность удостоверена паспортом,

от уполномоченного органа: ФИО3, доверенность № 11 от 11.08.2018, личность удостоверена паспортом,

специалиста: ФИО4, личность удостоверена паспортом.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галеевой А.В.,

установил:

открытое акционерное общество «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» банкротом.

Определением от 30.03.2009 заявление принято к производству арбитражного суда.

Решением арбитражного суда от 26.01.2011 должник признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 19.07.2011, исполнение обязанностей конкурсного управляющего должника возложено на ФИО5

Сообщение конкурсного управляющего об открытии в отношении должника процедуры конкурсное производство опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 25 от 12.02.2011.

Определением от 21.06.2011 конкурсным управляющим Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» утвержден ФИО6.

Определением суда от 19.12.2011 ФИО6 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей». Конкурсным управляющим должника утвержден ФИО7.

07.12.2017 (резолютивная часть определения) срок конкурсного производства в отношении федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» продлен до 12 июня 2018 года.

28.05.2018 в канцелярию арбитражного суда поступило заявление представителя конкурсного управляющего Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей», в соответствии с которым заявитель просит обязать Российскую Федерацию в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва совместно с Минпромторгом России принять от конкурсного управляющего Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» в казну Российской Федерации 4 объекта имущества, изъятого из оборота, а именно:

п/п

Инв.

зда-ния

ФИО8-

ние

Назначе-ние здания

Вид загряз-нения

Кадастровый номер здания

Площадь (кв.м)

РФИ

№ дела

1

96725

Здание 45/30,

лит. В772,

1970 года постройки

Погребок для пороха, ЛВЖ и ГЖ

Баллис-титный

порох, растворители, ЛКМ

24:50:0500398:179

56,0

В12250016116 №п/п в выписке из реестра 941

2

71068

Здание 64/1,

лит. В416,

1965 года постройки

Лабора-тория скоростей горения, участок изготовле-ния красок

Баллис-титный

порох, стружка, ЛКМ

24:50:0500398:85

2982,1

В12250014629 №п/п в выписке из реестра 153

3

84050

Здание 54,

лит. В347,

1987 года постройки

Склад готовой продукции

Сфери-ческий порох, нитро-целлю-лоза

24:50:0500104:22

430,1

В12250014621 №п/п в выписке из реестра 146

4

24215

Здание 20,

лит. В399,

1958 года постройки

Прием, хранение глицерина,диэтилен-гликоля

Много-атомные спирты

24:50:0500398:77

1133,0

В12250012300 №п/п в выписке из реестра 10

Определением от 05.06.2018 заявление оставлено судом без движения.

14.06.2018 в материалы дела от заявителя во исполнение определения от 05.06.2018 поступили дополнительные документы.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 18.06.2018 заявление принято к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению заявления на 31.07.2018. Определениями от 31.07.2018, 30.08.2018 судебное заседание откладывалось.

Для участия в судебном заседании по рассмотрению заявления явились представители МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, уполномоченного органа, конкурсного управляющего, специалист.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления копий определения и размещения текста определения на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании в порядке статьи 55.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заслушан специалист ФГУППО КХК «Енисей» - ФИО4

Специалист ФИО4 на вопрос суда об относимости объектов к категории «опасные» пояснил, что в ходе производственной деятельности компоненты (отходы) оседали в помещении, удалить выделявшие отходы из помещения невозможно. Помещения не могут быть признаны безопасными в случае изъятия из них оборудования, которое испльзовалось в производственных целях.

Суд заслушал объяснения лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании.

Представитель конкурсного управляющего в судебном заседании на заявлении настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва возражал относительно удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель уполномоченного органа оставил на усмотрение суда рассмотрение заявления.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), частью 1 статьи 223 Кодекса дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

Пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве предусмотрено, что заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 132 Закона о банкротстве при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.

Пунктами 2, 3 статьи 132 Закона о банкротстве установлено, что собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего. В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено настоящей статьей.

Конкурсный управляющий направил Межрегиональному Территориальному управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации письмо от 16.10.2017 № 11/р-124 с предложением принять спорные объекты, использовавшиеся при производстве порохов и твердого ракетного топлива для закрепления за другим лицом.

Согласно отзыву МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, поступившему в материалы дела 30.07.2018 имущество не подлежит передаче ввиду отсутствия регистрации указанных в заявлении объектов в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, по мнению МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва:

- Законом о банкротстве не предусмотрено безусловной обязанности собственника имущества, изъятого из оборота, приять от конкурсного управляющего имущество или закрепить его за другими лицами;

- процедура конкурсного производства ФГУП «ПО КХК «Енисей» не завершена, цель конкурсного производства не достигнута;

- создание условий для передачи объектов изъятых из оборота в федеральную собственность или ликвидации объекта, являются в рассматриваемом случае необходимым условием соблюдения баланса публичных и частных интересов;

- указанные в заявлении ФГУП «ПО КХК «Енисей» объекты имущества, изъятые из оборота, в количестве 4-х, не могут быть приняты в казну Российской Федерации в связи с отсутствием государственной регистрации в ЕГРН права Российской Федерации и права хозяйственного ведения на имущество за должником ФГУП «ПО КХК «Енисей». Отсутствие государственной регистрации права Российской Федерации и права хозяйственного ведения в ЕГРН препятствует передаче в казну Российской Федерации, так как не позволяет Российской Федерацией в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом распорядиться указанными, изъятыми из оборота объектами, в том числе издать распоряжение с целью закрепления за иным лицом.

Принадлежность спорных объектов недвижимости на праве хозяйственного ведения ФГУП «ПО КХК «Енисей» подтверждена представленными в материалы дела вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края по делам А33-16960/2012, А33-18992/2014, постановлениями Третьего арбитражного апелляционного суда по делу А33-18992/2014, а также выписками из ЕГРН.

В подтверждение того, что спорные объекты являются опасными, заявителем представлено в материалы дела «Исследование, анализ и оценка опасности объектов на производственной площадке ФГУП «ПО «Красноярский химический комбинат «Енисей» (заключительный)», выполненный сотрудниками Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева, утвержденный 15.02.2017. В соответствии с выводами, содержащимися в названном исследовании, спорные объекты были задействованы в производстве порохов и твердого ракетного топлива, имеют остатки загрязнения спецпродуктом, являются взрывопожароопасными, химически опасными.

Лицами, участвующими в деле не оспаривается факт того, что спорные объекты являются опасными и не могут составлять конкурсную массу должника. Какие-либо заявления относительно недостоверности сведений, содержащихся в указанном выше отчете о научно-исследовательской работе, лицами, участвующими в деле, не заявлено.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному закону.

Подпункт «г» пункта 1 Приложения № 1 к Федеральному закону 21.07.1997 № 116-ФЗ опасных производственных объектов к категории опасных производственных объектов относит, в том числе, те объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанные в приложении 2 к закону количествах опасные взрывчатые вещества (вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов).

На основании п. 2 ст. 2 названного Федерального закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, отсутствие регистрации спорного имущества в государственном реестре опасных объектов не свидетельствует о том, что в отношении спорного имущества не должны действовать ограничения оборотоспособности, установленные Федеральным Законом № 116-ФЗ от 21.07.1997, а также Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства (в том числе отчет о научно-исследовательской работе, консультацию, данную специалистом в судебном заседании), суд пришел к выводу, что заявленные конкурсным управляющим объекты, не могут участвовать в гражданском обороте, в связи с чем, подлежат исключению из конкурсной массы, путем передачи имущества его собственнику.

Вступившими в законную силу судебными актами по делам А33-1277-37/2009 (оставленным без изменения всеми судебными инстанциями), А33-1277-40/2009 установлено, что опасные производственные объекты, находящиеся в хозяйственном ведении должника, подлежат передаче Минпромторгу России, а также Росимуществу в лице его территориального органа на территории Красноярского края. Таким образом, доводы ответчиков, что к их компетенции не относится принятие спорного имущества от должника, отклоняются судом. Определениями суда от 16.03.2016, от 06.09.2017 (в редакции дополнительного определения от 26.09.2017) по указанным выше делам установлено, что согласно пункту 1.1 раздела 1 «Общие положения», действующие в редакции внесенных изменений и дополнений в устав ФГУП «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей», зарегистрированных 09.11.2005, предприятие находится в ведомственном подчинении Федерального агентства промышленности. Функции учредителя Предприятия осуществляют Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом и Федеральное агентство промышленности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Следовательно, территориальными органами уполномоченными представлять интересы Российской Федерации как собственника федерального имущества, является и Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом и Федеральное агентство промышленности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Необходимость передачи имущества от должника к собственнику, в настоящее время, обусловлена следующим:

- целью конкурсного производства является соразмерное и пропорциональное удовлетворение требований кредиторов за счет средств, вырученных от реализации имущества должника. Имущество, которое не может рассматриваться в качестве источника пополнения конкурсной массы (в данном случае по причине ограниченной оборотоспособности) подлежит передаче собственнику по правилам статьи 132 Закона о банкротстве. Иное приводит к необходимости принятия со стороны конкурсного управляющего дополнительных мер по обеспечению безопасности на опасных объектах, что требует несения дополнительных расходов. Последующая компенсация понесенных расходов за счет собственника имущества, не решает вопрос недостаточности денежных средств у должника, поскольку компенсация расходов осуществляется после того, как должник понесет соответствующие расходы, следовательно, последний должен располагать свободными денежными средствами, что в конкурсном производстве достаточно сложно;

- принятие необходимых и достаточных мер по ликвидации опасных объектов, либо обеспечения безопасности на них, с учетом всех требований, предъявляемых со стороны контролирующих (надзорных) органов. Конкурсный управляющий, в отсутствие необходимого финансирования, самостоятельно подобную задачу решить не может. Осуществление названных мероприятий за счет средств должника, приведет к нарушению прав и законных интересов кредиторов, которые вправе рассчитывать на своевременное соразмерное и пропорциональное удовлетворение своих требований за счет средств вырученных от продажи имущества должника.

Передача опасного для людей и общества имущества в федеральную собственность или ликвидация объектов, являются в рассматриваемом случае необходимым условием соблюдения баланса публичных и частных интересов.

Срок исполнения судебного акта определён с учетом срока конкурсного производства, возможности подготовки конкурсным управляющим отчета к судебному заседанию, назначенному на 04 декабря 2018 года.

Руководствуясь статьями 32, 60, 132 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 174, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

обязать Росимущество в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва совместно с Минпромторгом России не позднее 25 ноября 2018 года принять от конкурсного управляющего федеральным государственным унитарным предприятием «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» в казну Российской Федерации, либо закрепить за другим лицом следующее имущество:

1)здание, назначение: нежилое здание, 2-этажный, общая площадь 1 133 кв.м., инв. № 26:0071:37, лит. В399, кадастровый номер: 24:50:0500398:77, по адресу: <...>;

2)здание, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 430,1 кв.м., инв. № 26:0031:33, лит. В347, кадастровый номер: 24:50:0500104:22, по адресу: <...>;

3)здание, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 2982,1 кв.м., инв. № 26:0089:38, лит. В416, кадастровый номер: 24:50:0500398:85, по адресу: <...>;

4)здание, общая площадь 56 кв.м., кадастровый номер: 24:50:0500398:179, по адресу: <...>.

Разъяснить, что настоящее определение может быть обжаловано в течение десятидневного срока с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.В. Жирных