ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-13620-7/17 от 07.12.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 декабря 2018 года

Дело № А33-13620-7/2017

Красноярск

Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 07 декабря 2018 года.

В окончательной форме определение изготовлено 14 декабря 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ерохиной О.В., рассмотрев в судебном заседании жалобы Федеральной налоговой службы на действия (бездействие) арбитражного управляющего ФИО1

в деле по заявлению Федеральной налоговой службы о признании должника общества с ограниченной ответственностью «Северное Транспортное Предприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>) несостоятельным (банкротом),

при участии:

представитель уполномоченного органа: ФИО2, действующая по доверенности от 03.09.2018, личность удостоверена паспортом,

конкурсный управляющий: ФИО1, личность удостоверена паспортом (после перерыва),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наказновой С.А.,

установил:

Федеральная налоговая служба обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании должника Общества с ограниченной ответственностью «Северное Транспортное Предприятие» несостоятельным (банкротом).

Определением от 20.06.2017 заявление принято к производству, назначено судебное заседание по проверке обоснованности поданного заявления.

Определением от 13.11.2017 (резолютивная часть от 03.11.2017) заявление Федеральной налоговой службы России о признании общества с ограниченной ответственностью «Северное Транспортное Предприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>) банкротом признано обоснованным и в отношении должника введена процедура наблюдения.

Сообщение временного управляющего о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете «Коммерсантъ» №215 от 18.11.2017, стр. 103.

Решением от 26.04.2018 общество с ограниченной ответственностью «Северное Транспортное Предприятие» признано банкротом, в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев до 19 октября 2018 года, возложено исполнение обязанностей конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью «Северное Транспортное Предприятие» на ФИО1.

Сообщение конкурсного управляющего о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» №95 от 02.06.2018.

Резолютивной частью определения от 23.07.2018 утверждена конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Северное Транспортное Предприятие» ФИО1.

19.10.2018 в Арбитражный суд Красноярского края нарочным поступила жалоба Федеральной налоговой службы, согласно которой заявитель просит признать ненадлежащим исполнение арбитражным управляющим общества с ограниченной ответственностью ФИО1, своих обязанностей, нарушающим права и законные интересы уполномоченного органа, выразившееся в:

- несвоевременном (в срок позднее 09.05.2018) опубликовании в печатном издании «Коммерсантъ» сведений о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства;

- не опубликовании в печатном издании «Коммерсантъ» сведений об утверждении ФИО1 в качестве конкурсного управляющего ООО «Северное транспортное предприятие» до настоящего времени;

- несвоевременном созыве и проведении первого собрания кредиторов;

- не проведении инвентаризации в установленный законом срок и не включении соответствующих требований в ЕФРСБ;

- несвоевременном включении в ЕФРСБ информации об утверждении ФИО1 в качестве конкурсного управляющего ООО «Северное транспортное предприятие»;

- не включение в ЕФРСБ сообщения, содержащего информацию о решениях, принятых на собрании кредиторов или сведений о признании собрания кредиторов несостоявшимся;

- не включении в ЕФРСБ сообщения (отчета) по итогам процедуры наблюдения;

- нарушение сроков предоставления собранию кредиторов информации о ходе конкурсного производства.

Определением от 07.11.2018 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 04.12.2018.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления копий определения иразмещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.

В материалы дела от конкурсного управляющего поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.

Представитель уполномоченного органа возражала в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, поддержала заявленные ранее требования.

В судебном заседании, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 07 декабря 2018 года.

После окончания перерыва представитель уполномоченного органа поддержала ранее заявленные в жалобе требования.

Конкурсный управляющий, представитель ответили на вопросы, дали пояснения.

Конкурсный управляющий ходатайствовала об отложении судебного разбирательства либо объявлении перерыва.

Представитель уполномоченного органа ходатайство об отложении судебного разбирательства оставил на усмотрение суда.

В соответствии с частью 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.

В обоснование ходатайства об отложении судебного заседания на более поздний срок его заявитель указывает на то, что в связи с проведением инвентаризации имущества должника, её завершением 30.11.2018 у конкурсного управляющего не имелось возможности подготовить в полном объеме письменный отзыв на жалобу, поскольку жалоба содержит семь эпизодов.

Как следует из материалов дела, определение от 07.11.2018 получено конкурсным управляющим 12.11.2018, в судебном заседании 04.12.2018 объявлялся перерыв до 07.12.2018, однако ни к 04.12.2018, ни к 07.12.2018 отзыв конкурсного управляющего в полном объеме в материалы дела не поступил, к тому же учитывая срок окончания инвентаризации 30.11.2018, у конкурсного управляющего имелось достаточно времени до 07.12.2018 для подготовки мотивированного отзыва относительно заявленных доводов, при этом о наличии у конкурсного управляющего каких-либо иных обстоятельств, препятствующих подготовке отзыва к судебному заседанию 07.12.2018 не заявлено.

Кроме того, арбитражным судом объявлялся перерыв в судебном заседании, из чего конкурсный управляющим имел возможность сделать вывод о необходимости к 07.12.2018 представить отзыв в полном объеме.

На основании изложенного суд определил в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, а также в объявлении перерыва, отказать.

Уполномоченный орган уточнил жалобу в части срока несвоевременного опубликования в печатном издании «Коммерсант» сведений о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства – в срок не позднее 30.04.2018.

В соответствии со ст.49 АПК РФ уточнения представителя уполномоченного органа к ранее заявленным требованиям приняты судом. Жалоба рассматривается с учетом принято уточнения.

Представитель уполномоченного органа поддержала требования заявителя с учетом уточнений.

Исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 223 АПК РФ и ст. 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

На основании п. 1 ст. 34 и п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве конкурсный кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с жалобой на действия арбитражного управляющего, нарушающие его права и законные интересы.

Основанием для удовлетворения такой жалобы является установление арбитражным судом факта противоправности действий (бездействия) арбитражного управляющего и нарушения этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя жалобы.

В соответствии с п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

ФНС России в жалобе на действия конкурсного управляющего указала на несвоевременное, с нарушением срока, опубликовании в газете "Коммерсант" сведений о введении в отношении ООО «Северное транспортное предприятие» процедуры конкурсного производства и не опубликовании в печатном издании «Коммерсантъ» сведений об утверждении ФИО1 в качестве конкурсного управляющего ООО «Северное транспортное предприятие».

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с названным Законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 1049-р газета "Коммерсантъ" определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.

Согласно п. 1 ст. 128 Закона о банкротстве, опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.

При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего (п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве).

В пункте 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" судам даны разъяснения, что если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 АПК РФ), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.

Как следует из материалов дела и установлено судом решением арбитражного суда от 26.04.2018, резолютивная часть которого оглашена 19.04.2018 должник - ООО «Северное транспортное предприятие» признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью «Северное Транспортное Предприятие» возложено на ФИО1.

Таким образом, исходя из статей 45, 127, 129 Закона о банкротстве, пункта 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" датой утверждения конкурсного управляющего должника и возникновения у него полномочий является дата оглашения судом резолютивной части определения.

Материалами дела подтверждается, что конкурсным управляющим сведения о введении процедуры конкурсного производства были опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 02.06.2018, то есть с нарушением срока установленного пунктом 1 статьи 128 Закона о банкротстве (до 30.04.2018 включительно), а сведения об утверждении конкурсного управляющего не были опубликованы в газете "Коммерсантъ".

При этом несвоевременная публикация приводит к затягиванию процедуры банкротства и формированию реестра требований кредиторов, а также к нарушению прав кредиторов на своевременное информирование о совершенных в процедуре банкротства мероприятиях, что может повлечь убытки для должника и кредиторов.

Закон о банкротстве не содержит сроков опубликования сообщения об утверждении конкурсного управляющего, однако действуя разумно и обоснованно, руководствуясь статьей 20.3 Закона о банкротстве такая публикация должна быть произведена конкурсным управляющим в допустимо разумные сроки, с учетом того, что данная обязанность содержится в п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что конкурсным управляющим допущены нарушения разумных сроков публикации в печатном издании «Коммерсантъ» сведений об утверждении конкурсного управляющего.

Доказательства принятия арбитражным управляющим надлежащих мер для обеспечения исполнения обязанности по направлению для размещения в печатном издании «Коммерсантъ» сведений об утверждении конкурсного управляющего в материалы дела не представлены.

Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и ЕФРСБ и Перечня сведений, подлежащих включению в ЕФРСБ, утвержден приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Из материалов дела следует и конкурсным управляющим не опровергнуто то обстоятельство, что сообщение об утверждении ФИО1 в качестве конкурсного управляющего ООО «Северное транспортное предприятие» опубликовано ею в ЕФРСБ лишь 13.08.2018, тогда как утверждена ФИО1 конкурсным управляющим определением, резолютивная часть которого объявлена 23.07.2018.

Обязанность конкурсного управляющего по включению сведений в ЕФРСБ о своем утверждении в деле о банкротстве носит целью оперативное информирование контрагентов должника о смене контролирующего лица, контактной информации. Нарушение установленных сроков включения информации, во-первых, является нарушением действующего законодательства, во-вторых, нарушает права кредиторов на оперативное реагирование в случае смены контролирующего должника лица.

Доводы конкурсного управляющего о принятии им мер к опубликованию сведений в газете «Коммерсантъ» о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, изложенные им в отзыве, признаются судом несостоятельными, поскольку отсутствие денежных средств не может являться уважительной причиной несвоевременной публикаций либо не осуществления публикаций сведений, необходимость публикации которых установлена положениями Закона о банкротстве.

Отсутствие достаточных денежных средств в конкурсной массе должника на дату наступления срока исполнения арбитражным управляющим возложенной на него законом обязанности, не освобождает соответствующего арбитражного управляющего от исполнения такой обязанности, необходимые расходы подлежат возмещению в порядке, предусмотренном статьей 59 Закона о банкротстве.

Доказательства наличия объективных препятствий для осуществления необходимых действий по публикации сведений, предусмотренных Законом о банкротстве в установленные сроки, арбитражным управляющим не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в процессе своей деятельности арбитражный управляющий ФИО1 допустила нарушение положений статей 28, 128 Закона о банкротстве, выразившееся в опубликовании сведений в печатном издании «Коммерсантъ» о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства с нарушением установленного законом срока, в несвоевременном включении в ЕФРСБ информации об утверждении ФИО1 в качестве конкурсного управляющего ООО «Северное транспортное предприятие», и в не опубликовании в печатном издании «Коммерсантъ» сведений об утверждении ФИО1 в качестве конкурсного управляющего ООО «Северное транспортное предприятие».

Далее ФНС России в жалобе на действия конкурсного управляющего указало на не включении в ЕФРСБ в установленные законом сроки сообщения, содержащего информацию о решениях, принятых на собрании кредиторов или сведений о признании собрания кредиторов несостоявшимся.

В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимися, подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.

Из сообщения № 2786008, включенного в ЕФРСБ 15.06.2018 конкурсным управляющим ФИО1 следует, что проведение собрания кредиторов должника назначено на 03.07.2018, собрание созвано по инициативе конкурсного управляющего.

Из представленных документов следует, что протокол собрания кредиторов, состоявшегося 03.07.2018 года, размещен в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве только 02.12.2018, то есть с нарушением срока установленного пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве. При этом на дату подачи уполномоченным органом настоящей жалобы публикация о результатах собрания, состоявшегося 03.07.2018, произведена не была.

В связи с чем, в данной части жалоба ФНС России признается судом обоснованной.

ФНС России в жалобе указало на то, что временным управляющим ФИО1 несвоевременно, с нарушением срока, проведено первое собрание кредиторов.

Так, первое собрание кредиторов назначено арбитражным управляющим на 17.04.2018 (опубликовано 03.04.2018 в ЕФРСБ), тогда как определением, резолютивная часть которого объявлена 03.11.2017 в отношении должника введена процедура наблюдения, судебное заседание по рассмотрению итогов процедуры наблюдения назначено на 03.04.2018.

Пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве установлено, что организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Абзацем седьмым пункта 1 статьи 67 Закона о банкротстве на временного управляющего возложена обязанность по созыву и проведению первого собрания кредиторов.

Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов (абзац первый пункта 1 статьи 72 Закона о банкротстве). В силу абзаца второго этой же статьи первое собрание кредиторов должно состояться не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

Пунктом 2 статьи 67 Закона о банкротстве предусмотрено, что временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 названного Закона, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.

Учитывая, что определением суда от 13.11.2017 о введении в отношении ООО должника процедуры наблюдения рассмотрение отчета временного управляющего назначено в судебном заседании 03.04.2018, первое собрание кредиторов должно было состояться не позднее 23.03.2018. Первое собрание кредиторов, назначенное временным управляющим на 17.04.2018, впоследствии не состоялось по причине отсутствия кворума.

Таким образом, доводы уполномоченного органа о несоблюдении временным управляющим срока проведения первого собрания кредиторов нашли подтверждение материалами дела.

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как усматривается из отзыва арбитражного управляющего и установлено судом, не проведение первого собрания кредиторов в установленные законом сроки, направление временным управляющим в суд ходатайства об отложении судебного заседания по рассмотрению отчета было вызвано наличием в производстве арбитражного суда нерассмотренных требований кредиторов.

Вместе с тем судом установлено, что заявленное временным управляющим ходатайство об отложении судебного заседания по рассмотрению отчета временного управляющего было представлено в материалы основного дела о банкротстве должника лишь 28.03.2018, тогда как первое собрание кредиторов должно было быть проведено до 23.03.2018.

Публикация в ЕФРСБ о созыве первого собрания опубликована 03.04.2018, т.е. после отложения судом судебного заседания по рассмотрению отчета временного управляющего.

Из изложенного усматривается, что временный управляющий не предпринимал меры к исполнению возложенной на него обязанности по созыву и проведению первого собрания кредиторов в установленные законом сроки, то есть не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Однако сам по себе факт того, что не все требования кредиторов могли быть рассмотрены судом на дату, когда собрание должно было быть проведено, не означает, что временный управляющий вправе не исполнять требования Закона о банкротстве по своевременному проведению первого собрания, поскольку кредиторы, ознакомленные с публикацией о дате проведения первого собрания, в целях защиты своих прав вправе были обратиться к суду с заявлением о принятии обеспечительных мер.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обращение временного управляющего с ходатайством об отложении судебного заседания в период после истечения срока на проведение первого собрания кредиторов (28.03.2018) нельзя признать разумным и добросовестным, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности жалобы в данной части.

Уполномоченный орган также просит признать незаконными действия (бездействия) арбитражного управляющего ФИО1, выразившиеся в не включении арбитражным управляющим в ЕФРСБ сведений о результатах инвентаризации имущества должника, не проведении инвентаризации в установленный законом срок.

Согласно статье 139 Закона о банкротстве, инвентаризация имущества является начальным и необходимым этапом при проведении конкурсного производства, поскольку продажа имущества должника, включенного в конкурсную массу, осуществляется конкурсным управляющим после проведения инвентаризации имущества должника и его оценки.

Из материалов дела следует, что решением от 26.04.2018 общество с ограниченной ответственностью «Северное Транспортное Предприятие» признано банкротом, в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев до 19 октября 2018 года, возложено исполнение обязанностей конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью «Северное Транспортное Предприятие» на ФИО1.

Из отчета конкурсного управляющего от 26.09.2018 следует, что инвентаризация имущества проведена ею с 15.05.2018 по 17.09.2018, составлены инвентаризационные описи №№1-10.

Результаты инвентаризации не опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества, привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника (абзац 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве).

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника.

В соответствии с пунктом 1.5 Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых вложений, утвержденными Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года N 49, проведение инвентаризаций обязательно при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел).

Согласно пункту 1.3 Методических указаний, инвентаризации подлежит все имущество организации, независимо от его местонахождения, и все виды финансовых обязательств.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан, в том числе, включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.

Следовательно, обязанность конкурсного управляющего по проведению инвентаризации имущества и в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве по включению в ЕФРСБ сведений о результатах инвентаризации имущества должника должна быть исполнена в сроки до 26.07.2018 и в срок до 01.08.2018 соответственно.

Действуя добросовестно и разумно, в интересах должника и его кредиторов, ФИО1 как конкурсный управляющий должника обязана была своевременно принять меры, направленные на установление места нахождения имущества, и начала проведения инвентаризации выявленного в ходе конкурсного производства имущества, поскольку затягивание процедуры инвентаризации имущества должника напрямую влияет на сроки конкурсного производства. Между тем фактически инвентаризационные описи основных средств составлены конкурсным управляющим лишь в октябре 2018 года. При этом определением от 27.11.2018 судом продлен срок проведения инвентаризации имущественных прав должника - ООО «Северное Транспортное Предприятие» до 30 ноября 2018 года в отношении дебиторской задолженности, учитывая необходимость самого факта проведения инвентаризации.

В результате несоблюдения сроков проведения инвентаризации и опубликования сообщений в ЕФРСБ о результатах инвентаризации имущества должника конкурсные кредиторы должника и уполномоченный орган были лишены возможности на своевременное ознакомление с результатами инвентаризации имущества должника, то есть с мероприятиями конкурсного управляющего по формированию конкурсной массы. Подобное ненадлежащее поведение конкурсного управляющего не отвечает целям и задачам процедуры банкротства и противоречит интересам кредиторов, поскольку приводит, в том числе, к необоснованному затягиванию процедуры.

Как указывает конкурсный управляющий, инвентаризационные описи основных средств № 1-10 были составлены должником 04.05.2018; представитель конкурсного управляющего находился в г. Норильске для принятия имущества в период с июня по октябрь 2018 года в связи с невозможностью осуществления мероприятий в мае месяце по погодным условиям региона; при этом проверка фактического наличия имущества должника была окончена, и имущество перемещено на единую территорию, где обеспечивалось его хранение, в сентябре 2018 года; 15.10.2018 – составлены инвентаризационные описи основных средств должника; публикация инвентаризационных описей основных средств произведена 19.10.2018; первичные документы, подтверждающие дебиторскую задолженность, были направлены в адрес конкурсного управляющего из г. Норильска в г. Красноярск 08.08.2018, получены конкурсным управляющим – 19.11.2018; после проверки документов инвентаризационная опись дебиторской задолженности была составлена 30.11.2018 и опубликована 03.12.2018.

Доводы конкурсного управляющего о наличии уважительных причин, не позволяющих своевременно приступить к проведению инвентаризации в мае 2018 и окончить инвентаризацию в трехмесячный срок, судом отклоняются, поскольку невозможность начала инвентаризации в мае, а также обоснованность периода проведения инвентаризации основных средств в течение четырех месяцев (с июня по октябрь) документально не подтверждены, конкретных обоснований данных обстоятельств не представлено. Доказательств необходимости направления первичных документов, подтверждающих дебиторскую задолженность, конкурсному управляющему в г. Красноярск в августе месяце, учитывая нахождение представителя конкурсного управляющего в г. Норильске в период с июня по сентябрь, а соответственно, и возможность проверки документов в месте нахождения должника, конкурсным управляющим суду также не представлено.

При изложенных обстоятельствах, судом установлено наличие в действиях конкурсного управляющего факта нарушения законодательства в отношении сроков проведении инвентаризации, а так же не включении сведений о результатах инвентаризации в ЕФРСБ в установленный законом срок (до 01.08.2018).

Кроме того, уполномоченный орган ссылался на то, что незаконными являются действия конкурсного управляющего, выразившиеся в не включении в ЕФРСБ сообщения о результатах процедуры наблюдения (отчета), нарушении сроков предоставления собранию кредиторов информации о ходе конкурсного производства ООО «Северное транспортное предприятие».

Согласно пункту 2 статьи 28 Закона о банкротстве, Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 28 Закона о банкротстве не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры.

Как следует из материалов дела, решением арбитражного суда от 26.04.2018 (резолютивная часть объявлена 19.04.2018) ООО «Северное Транспортное Предприятие» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Таким образом, процедура наблюдения в отношении должника завершена 19.04.2018, в связи с чем у ФИО1 возникла обязанность опубликовать соответствующее сообщение в ЕФРСБ до 29.04.2018.

Однако, до настоящего времени соответствующее сообщение в отношении должника не размещено на сайте ЕФРСБ.

В соответствии со статьей 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

Проведение собраний кредиторов с представлением собранию отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и иной информации о ходе конкурсного производства является формой контроля кредиторов за деятельностью конкурсного управляющего.

Материалами дела не установлена иная периодичность проведения собраний с представлением собранию отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и иной информации о ходе конкурсного производства, между тем конкурсное производство в отношении должника введено 19.04.2018. Учитывая что собрания кредиторов от 07.06.2018 и 03.07.2018 состоялись по иным вопросам, включенным в повестку, отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства собраниям не предоставлялся, суд приходит к выводу о допущенном конкурсным управляющим ФИО1 нарушении положений статьи 143 Закона о банкротстве, предусматривающей периодичность предоставления конкурсным управляющим собранию кредиторов отчета о своей деятельности с периодичностью не реже чем один раз в три месяца.

Таким образом, материалами дела подтвержден факт нарушения конкурсным управляющим сроков предоставления собранию кредиторов информации о ходе конкурсного производства ООО «Северное транспортное предприятие».

Данное обстоятельство повлекло за собой нарушение прав конкурсных кредиторов на своевременное получение информации о ходе конкурсного производства и осуществление контроля за деятельностью конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий, не оспорил факт наличия указанных нарушений.

При этом как указано в абзаце седьмом пункта 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2005 N 12-П государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публично-значимую деятельность и занять должность арбитражного управляющего, обязательные условия. Поэтому гражданин, если он выбрал деятельность арбитражного управляющего, должен подчиняться всем требованиям, предъявляемым к этой деятельности законом.

Таким образом, исследовав материалы дела, с учетом их достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу о нарушении арбитражным управляющим «Северное Транспортное Предприятие» ФИО1 указанных выше норм законодательства о банкротстве, и об удовлетворении жалобы уполномоченного органа.

Руководствуясь статьями 32, 60 Федерального закона от 26.12.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

Жалобу Федеральной налоговой службы России удовлетворить.

Признать ненадлежащим исполнением обязанностей совершение арбитражным управляющим «Северное Транспортное Предприятие» ФИО1 действий, выразившихся в:

- несвоевременном опубликовании в печатном издании «Коммерсантъ» сведений о введении в отношении ООО «Северное транспортное предприятие» процедуры конкурсного производства;

- не опубликовании в печатном издании «Коммерсантъ» сведений об утверждении ФИО1 в качестве конкурсного управляющего ООО «Северное транспортное предприятие»;

- несвоевременном созыве и проведении первого собрания кредиторов ООО «Северное транспортное предприятие»;

- не проведении инвентаризации и не включении сведений о результатах инвентаризации в ЕФРСБ в установленный законом срок;

- несвоевременном включении в ЕФРСБ информации об утверждении ФИО1 в качестве конкурсного управляющего ООО «Северное транспортное предприятие»;

- не включении в ЕФРСБ в установленные законом сроки сообщения, содержащего информацию о решениях, принятых на собрании кредиторов или сведений о признании собрания кредиторов несостоявшимся;

- не включении в ЕФРСБ сообщения о результатах процедуры наблюдения (отчета);

- нарушении сроков предоставления собранию кредиторов информации о ходе конкурсного производства ООО «Северное транспортное предприятие».

Разъяснить, что настоящее определение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.В. Ерохина