ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-13816-2/19 от 19.10.2020 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 октября 2020 года

Дело № А33-13816-2/2019

Красноярск

Резолютивная часть определения оглашена в судебном заседании 19 октября 2020 года.

В полном объеме определение изготовлено 23 октября 2020 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шальмина М.С., рассмотрев в судебном заседании требование Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов,

в деле по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Богучанская ресурсно-инвестиционная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании себя банкротом,

при участии в судебном заседании:

от уполномоченного органа (в режиме онлайн): ФИО1, представителя по доверенности № 52 от 16.07.2020,

от конкурсного управляющего: ФИО2, представителя по доверенности от 28.09.2020,

при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зуевой Т.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Богучанская ресурсно-инвестиционная компания» 07.05.2019 обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя банкротом.

Определением от 25.06.2019 заявление принято к производству.

Определением от 06.02.2020 заявление общества с ограниченной ответственностью «Богучанская ресурсно-инвестиционная компания» о своем банкротстве признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден ФИО3.

Решением суда от 03.07.2020 общество с ограниченной ответственностью «Богучанская ресурсно-инвестиционная компания» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден ФИО3.

06.03.2020 в Арбитражный суд Красноярского края поступило требование Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов:

- второй очереди реестра требований кредиторов задолженности по обязательным платежам в размере 17 832 041,74 рублей;

- третьей очереди реестра требований кредиторов задолженности по обязательным платежам в размере 50 315 322,47 рублей.

Определением от 17.03.2020 требование оставлено без движения. Определениями от 30.04.2020, от 19.06.2020 срок оставления требования без движения продлен. Определением от 21.07.2020 требование принято к производству, назначено судебное заседание на 29.09.2020. Судебное разбирательство откладывалось.

Иные лица, участвующие в деле,извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления копий определения иразмещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель конкурсного управляющего возражала против удовлетворения заявленных требований, без предоставления мотивированного отзыва с документальным обоснованием.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно требованию уполномоченного органа задолженность общества с ограниченной ответственностью «Богучанская ресурсно-инвестиционная компания» по налогам и обязательным платежам в бюджет составляет 68 147 364,21 руб., из них:

Наименование налога

Основной долг, руб.

Пени, руб.

Штрафы, руб.

Налог на прибыль, кроме консолидированных групп в ФБ за 2017 год, за 3,6,9 месяцев 2018 года

-

Налог на прибыль в бюджет субъектов за 2017 год, за 3,6,9 месяцев 2018 года

-

НДС за 3,4 кварталы 2017 года, за 1,2,3, кварталы 2018 года, за 1 квартал 2019 года

Налог на имущество за 2017 год, за 3,6,9,12 месяцев 2018 года

-

НДФЛ за 6,9,12 месяцев 2018 года, за 3 месяца 2019 года

Транспортный налог за 2017-2018 гг.

-

Страховые взносы в ПФР (страховая часть, доп.тариф) за 3,9,12 месяцев 2017 года, за 3 месяца 2018 года

-

Страховые взносы на ОМС за 6,9,12 месяцев 2017 года, за 3,6,9,12 месяцев 2018 года, за 3 месяца 2019 года

-

Страховые взносы на ОПС (страховая часть) за 9,12 месяцев 2017 года, за 3,6,9,12 месяцев 2018 года, за 3 месяца 2019 года

-

Страховые взносы на ОСС

-

-

Страховые взносы на ОПС, расчетные периоды до 01.01.2017

-

Страховые взносы на ОСС расчетные периоды до 01.01.2017

-

-

Страховые взносы на ОМС расчетные периоды до 01.01.2017

-

-

В качестве доказательств, подтверждающих наличие и размер задолженности, соблюдение сроков и порядка досудебного взыскания задолженности, предусмотренных действующим законодательством, заявителем представлены первичные документы, указанные в расшифровке задолженности в виде таблицы, подписанной представителем уполномоченного органа ФИО4 В отношении сумм пени представлены расчеты.

Поскольку задолженность должником не погашена, ФНС России обратилась в суд с настоящим требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности.

Оценив представленные доказательства и доводы, лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 32 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Проверив в порядке статьи 71 Закона о банкротстве представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил, что заявителем соблюден срок предъявления требования о включении в реестр требований кредиторов. На дату рассмотрения требования срок на предъявление возражений истек, возражения на требование кредитора в материалы дела не поступили.

Поскольку решением арбитражного суда от 03.07.2020 должник признан банкротом, требование подлежит рассмотрению в процедуре конкурсного производства.

В силу пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (пункт 1 статьи 142 Закона о банкротстве).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 257 от 29.05.2004 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", Федеральная налоговая служба с момента своего образования определена в качестве уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 (в последующей редакции) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.

На основании статьи 2 Закона о банкротстве обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

В силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.

При этом установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном законом порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

Сроки для принудительного взыскания подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.

Судом проверено соблюдение сроков на принудительное взыскание. На основании представленных в материалы дела копий документов судом установлено, что нарушений сроков принудительного взыскания задолженности в заявленном размере не допущено. Наличие и размер задолженности в сумме 68 147 364,21 руб. подтверждены материалами дела.

Возражения, заявленные представителем конкурсного управляющего устно в судебном заседании, отклоняются судом как документально неподтверждённые.

При этом следует учитывать, что пунктом 4 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность представления налогоплательщиками в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты). Налоговая декларация (расчет) представляет собой письменное заявление налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Учитывая приведенные законодательные нормы, налоги и сборы исчисляются налогоплательщиком самостоятельно. Следовательно, должник самостоятельно исчислил налоги и сборы, подлежащие к уплате в бюджет, которые им не уплачены в добровольном порядке, что и явилось основанием для обращения уполномоченного органа с требованием о включении образовавшейся задолженности в реестр требований кредиторов должника. Доказательства, подтверждающие, что на основании мнимых сделок уполномоченным органом осуществлялось начисление заявленной в рамках настоящего обособленного спора задолженности, суду не представлены. Как и не представлены доказательства подачи должником каких-либо уточненных налоговых деклараций по обязательным платежам в бюджет в части уменьшения налогооблагаемых баз по налогам, если в основании налоговой базы находятся мнимые сделки.

Наличие взаимозависимости и аффилированности сторон ООО «БРИК» и ООО УК «Богучанжилкомхоз» в данном случае не влияет на обязанность исчислять и уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Довод, основанный на том, что с ФИО5 в порядке возмещения ущерба, причиненного преступлением согласно решению Богучанского районного суда от 08.10.2019 взыскано 14 564 850,90 руб. также подлежит отклонению ввиду того, что незаконные деяния данного лица не повлияли на самостоятельно исчисленные ООО «БРИК» в налоговых декларациях (расчетах) налоги и сборы. Кроме того, данный факт не освобождает должника от обязанности уплаты налогов и сборов в бюджет, т.к. такое основание не предусмотрено статьей 45 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Возражения на требование ФНС России от иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве, не поступили.

Как следует из материалов дела, судом признано обоснованным наличие и размер задолженности по НДФЛ в размере 866 739 руб., а также по страховым взносам на ОПС в общем размере 16 965 302,74 руб. основного долга.

В пункте 4 статьи 134 Закона о банкротстве установлено, что требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

После расчетов с кредиторами третьей очереди производятся расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной на основании пункта 2 статьи 61.2 и пункта 3 статьи 61.3 настоящего Федерального закона.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога в порядке, установленном статьей 138 настоящего Федерального закона.

Согласно разъяснениям, приведенным в п.41.1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)» удерживаемые должником при выплате текущей заработной платы суммы налога на доходы физических лиц как налоговым агентом (статья 226 Налогового кодекса Российской Федерации) или членских профсоюзных взносов (пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и статья 377 Трудового кодекса Российской Федерации) уплачиваются им в режиме второй очереди текущих платежей.

Требование об уплате должником таких сумм, удержанных им до возбуждения дела о банкротстве, относится к реестровым требованиям второй очереди и предъявляется в деле о банкротстве уполномоченным органом или, соответственно, профсоюзной организацией.

Таким образом, суммы НДФЛ в размере 866 739 руб., признанные судом мораторной задолженностью подлежат учету в составе второй очереди.

Согласно п. 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанных с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (Обзор от 20.12.2016), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (ст. 3 названного Закона).

Такие платежи, как отмечается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П и от 10.07.2007 N 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.

Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с п. 3 ст. 12 этого Закона.

На основании изложенного, учитывая, что требование уполномоченного органа не является текущим, то суд приходит к выводу, что требование уполномоченного органа в размере 16 965 302,74 рублей задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в составе второй очереди, с учетом положений абзаца третьего пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве.

В связи с изложенным, арбитражный суд пришел к выводу, что требование уполномоченного органа в размере 68 147 364,21 руб. обосновано и подлежит включению в реестр требований кредиторов с учетом пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве в следующем порядке и размере: во вторую очередь реестра – 17 832 041,74 руб. основного долга; в третью очередь реестра – 32 798 119,52 руб. основного долга и 16 531 419,65 руб. пени, 985783,30 руб. штрафов, подлежащих отдельному учету в реестре.

Руководствуясь статьями 71, 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

О П Р Е Д Е Л И Л:

Включить требование Федеральной налоговой службы в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Богучанская ресурсно-инвестиционная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в размере 68 147 364,21 руб., из них:

- во вторую очередь реестра требований кредиторов 17 832 041,74 руб. основного долга;

- в третью очередь реестра требований кредиторов 32 798 119,52 руб. основного долга и 16 531 419,65 руб. пени, 985783,30 руб. штрафов, подлежащих отдельному учету в реестре.

Определение подлежит немедленному исполнению.

Разъяснить, что настоящее определение может быть обжаловано в течение десятидневного срока с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

М.С. Шальмин