АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 июля 2018 года
Дело № А33-14297-3/2017
Красноярск
Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 09 июля 2018 года.
В окончательной форме определение изготовлено 16 июля 2018 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Инхиреевой М.Н., рассмотрев в судебном заседании требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю о включении в реестр требований кредиторов
в деле по заявлению ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес места регистрации: 662600, <...>) о признании себя банкротом,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семикиной Ю.В.,
установил:
ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес места регистрации: 662600, Красноярский край, г. Минусинск, кл. народная, д. 70, кв.16) (далее – должник, заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя банкротом, введении процедуры реализации имущества должника. Должник предлагает утвердить финансового управляющего из числа членов Ассоциации СРО «ЦААУ».
Заявление принято к производству суда. Определением от 25.07.2017 возбуждено производство по делу о банкротстве.
Решением от 12.09.2017 ФИО1 признан банкротом, в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина сроком до 06 марта 2018 года. Финансовым управляющим имуществом должника утвержден ФИО2.
26.12.2017 в Арбитражный суд Красноярского края поступило требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю, согласно которому заявитель просит включить требование в реестр требований кредиторов должника задолженность перед бюджетом в размере 145 788,33 руб., в том числе основной долг 105 654,65 руб., пени 40 133,68 руб.
Определением от 05.02.2018 заявление принято к производству, назначено судебное заседание. Судебное заседание откладывалось.
В материалы дела от финансового управляющего поступил отзыв на заявление с возражениями. Финансовый управляющий указал, что задолженность, предъявленная ко включению в реестр образовалась до 2015 года, соответственно подлежит списанию, в удовлетворении требований уполномоченного органа просит отказать.
20.04.2018 (направлено почтой 16.04.2018) в материалы дела от уполномоченного органа поступило уточнение заявленных требований до суммы 7 614 руб. Уполномоченный орган сообщил, что задолженность в размере 144 134,43 руб. (транспортный налог) и в сумме 488,90 руб. (налог на имущество) списана. Как указано заявителем, дополнительно к ранее заявленной сумме он заявляет ко включению в реестр задолженность за 2015 и 2016 гг. по указанным налогам, всего сумма долга по транспортному налогу и налогу на имущество за 2014-2016 гг. составляет 7 320 руб.
07.05.2018 (посредством системы «Мой арбитр») и 11.05.2018 (направлено почтой) от заявителя поступили идентичные заявления об уточнении суммы требования в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в соответствие с которым уполномоченный орган уточняет сумму заявленных требований для включения в третью очередь реестра требований кредиторов должника и просит включить в реестр требований кредиторов задолженность в размере 4 382,00 руб. основного долга, в том числе:
1. по транспортному налогу с физических лиц в сумме 4 200,00 руб. основного долга (за 2014 год – 1 080 руб., за 2015 год – 3 120 руб.),
2. по налогу на имущество с физических лиц в сумме 182,00 руб. основного долга (за 2014 год – 85 руб., за 2015 год – 97 руб.).
В отношении предъявленного в уточнении от 20.04.2018 (направлено почтой 16.04.2018) налога за 2016 год указано, что произведен перерасчет, установлен новый срок уплаты.
Определением от 21.05.2018 в целях соблюдения принципа эффективности судебной защиты, уточнение требования принято судом с учетом положений пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", даты предъявления в суд уточнения – 16.04.2018 (направлено почтой). Требование рассматривается с учетом уточнений. Судебное заседание отложено на 02.07.2018.
Лица, участвующие в деле о банкротстве, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. Определение о назначении судебного заседания размещено на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnovarsk.arbitr.ru (http://kad.arbitr.ru/). В соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
К дате судебного заседания в материалы дела от уполномоченного органа поступили пояснения по предъявленному требованию. Уполномоченный орган указал, что поскольку недоимка по имущественным налогам за 2014 год возникла с 01.10.2015, она не подлежит списанию в рамках Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 15 час. 45 мин. 09.07.2018.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие участвующих в деле лиц.
К дате судебного заседания в материалы дела от финансового управляющего поступили пояснения, согласно которым сообщает, что информация о возбуждении и окончании исполнительного производства по делу №2а-297/2017 Федеральной службы судебных приставов финансовому управляющему не направлялась. Вместе с тем 14.12.2017 в адрес Федеральной налоговой службы было направлено уведомление о введении процедуры банкротства и о возможности предъявления требования.
Исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства и пришёл к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Решением от 12.09.2017 ФИО1 признан банкротом, в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина сроком до 06 марта 2018 года. Финансовым управляющим имуществом должника утвержден ФИО2.
Пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве определено, что в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
Как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.
Сообщение финансового управляющего о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества опубликовано в газете «Коммерсантъ» №206 от 03.11.2017.
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
При этом в силу пункта 2 статьи 100 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.
Сообщение об обращении кредитора с требованием о включении в реестр требований кредиторов задолженности размещено в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 27.12.2017 (№2349220).
Согласно пункту 3 статьи 100 Закона о банкротстве возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора. Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.
Срок на предъявление возражений истек. Финансовым управляющим представлен вышеуказанный отзыв; иными лицами участвующими в деле, возражения на требование кредитора не заявлены.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
На основании статьи 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.
На основании статьи 2 Закона о банкротстве обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Уполномоченный орган обратился с требованием о включении в реестр требований кредиторов 4 382,00 руб. (с учетом уточнения требования, принятого в судебном заседании 23.05.2018), в том числе:
1. по транспортному налогу с физических лиц в сумме 4 200,00 руб. основного долга (за 2014 год – 1 080 руб., за 2015 год – 3 120 руб.),
2. по налогу на имущество с физических лиц в сумме 182,00 руб. основного долга (за 2014 год – 85 руб., за 2015 год – 97 руб.).
Уполномоченным органом заявлена ко включению в реестр требований кредиторов задолженность перед бюджетом сумма в размере 182 руб. (за 2014 год – 85 руб., за 2015 год – 97 руб.) по налогу на имущество физических лиц.
В силу статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
В подтверждение заявленного ко включению в реестр размера задолженности по налогу на имущество физических лиц уполномоченным органом в материалы дела представлены: налоговые уведомления №647083 от 25.03.2015, №91685398 от 27.08.2016, доказательства направления налоговых уведомлений должнику; требование №48933 от 02.11.2015, требование №25355 от 13.12.2016, доказательства направления требований должнику. Судебные приказы №2а-867/2016 от 26.08.2016, №2а-297/2017 от 14.08.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения, Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае нахождения объекта налогообложения в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников совместной собственности в равных долях (ч. 3).
В соответствии со статьей 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно положениям пункта 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (статья 52 Кодекса).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Кодекса.
Как следует из пункта 1 статьи 69 НК РФ, требование об уплате налога является письменным извещением налогоплательщика о неуплаченных суммах налога и пени, которое направляется налогоплательщику для извещения об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога и пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки и составления соответствующего документа. По результатам проведения налоговой проверки требование об уплате налога и пени должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Материалами дела подтверждается соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с налогоплательщиком исполнен налоговым органом надлежащим образом. Право на взыскание задолженности на дату введения процедуры банкротства не утрачено.
Должником заявленные суммы не оспариваются и признаются арбитражным судом достоверными доказательствами обоснованности доводов о наличии недоимки в заявленной сумме по налоговым платежам.
Доказательства погашения задолженности в материалы дела не представлены.
Уполномоченным органом ко включению в реестр требований кредиторов начислены сумма недоимки по транспортному налогу в размере 4 200 руб. основного долга (за 2014 год – 1 080 руб., за 2015 год – 3 120 руб.)
Статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Согласно части 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В подтверждение заявленного ко включению в реестр размера задолженности по налогам уполномоченным органом представлено налоговые уведомления №647083 от 25.03.2015, №91685398 от 27.08.2016, доказательства направления налоговых уведомлений должнику; требование №48933 от 02.11.2015, требование №25355 от 13.12.2016, доказательства направления требований должнику. Судебные приказы №2а-867/2016 от 26.08.2016, №2а-297/2017 от 14.08.2017.
Документы соответствует требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, признаются достоверными доказательствами наличия задолженности в заявленном размере.
Вместе с тем, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требование в отношении задолженности, образовавшейся за 2014 год, является необоснованным, поскольку суд считает необходимым применить в отношении данной задолженности, положение статьи 12 Федерального Закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании следующего.
Судом, установлено, что 29.12.2017 вступила в силу статья 12 Закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которой установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням (пункт 1).
Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, списанию подлежит сумма налоговой задолженности по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность, и задолженность по штрафам (пункт 2).
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (пункт 3).
В силу статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Фактически положения Федерального Закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ распространяются на прошлые налоговые периоды (вплоть до 01.01.2015), соответственно данный Закон имеет обратную силу.
В соответствии с пунктом 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20.12.2016, признается необоснованным требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам, являющейся безнадёжной ко взысканию (возможность принудительного взыскания которой утрачена).
Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, толкование закона правоприменителем не должно приводить к нарушению закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства (постановления от 25.04.1995 №№-П, от 11.03.1998 №8-П, от 16.03.1998 №9-П, от 15.06.1998 №18-П, от 22.11.2001 №15-П и др.).
Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ не предусмотрен срок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
При этом решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 статьи 12 Закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.
Списание задолженности осуществляется налоговыми органами самостоятельно, без участия налогоплательщика.
На основании изложенного, поскольку в силу положений вышеназванного Федерального закона налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по налогам за 2014 год, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, суд приходит к выводу о том, что требование уполномоченного органа в указанной части является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
При этом для разрешения указанного вопроса не имеет значения дата налогового уведомления уполномоченного органа и установленный в уведомлении срок оплаты.
Данные выводы суда подтверждаются судебной практикой (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 № 18АП-2461/2018 по делу № А07-20653/2017; постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018 № 11АП-3883/2018 по делу № А55-23914/2017; постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018 по делу № А33-8051/2017).
На основании изложенного, заявленная ко включению в реестр недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 97 руб. и по транспортному налогу за 2015 год в размере 3 120 руб. признается судом обоснованной и документально подтвержденной.
Вместе с тем, указанное требование не подлежит включению в реестр требований кредиторов должника в связи со следующим.
07.05.2018 (посредством системы «Мой арбитр») и 11.05.2018 (направлено почтой) от заявителя поступили идентичные заявления об уточнении суммы требования в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в соответствие с которым уполномоченный орган уточняет сумму заявленных требований для включения в третью очередь реестра требований кредиторов должника и просит включить в реестр требований кредиторов задолженность в размере 4 382,00 руб. основного долга, в том числе:
1. по транспортному налогу с физических лиц в сумме 4 200,00 руб. основного долга (за 2014 год – 1 080 руб., за 2015 год – 3 120 руб.),
2. по налогу на имущество с физических лиц в сумме 182,00 руб. основного долга (за 2014 год – 85 руб., за 2015 год – 97 руб.).
В отношении предъявленного в уточнении от 20.04.2018 (направлено почтой 16.04.2018) налога за 2016 год указано, что произведен перерасчет, установлен новый срок уплаты.
При первоначальном предъявлении требования уполномоченным органом ко включению в реестр заявлена задолженность в сумме 145 788,33 руб., в том числе 105 654,65 руб. основной долг, 40 133,68 руб. пени. В состав предъявленной ко включению в реестр задолженности вошла задолженность по транспортному налогу (за 2008, 2010-2014гг.), по налогу на имущество (за период 2011-2014 гг.). Представлена расшифровка задолженности, где указаны периоды образования задолженности, реквизиты документов в обоснование факта наличия задолженности, приложены соответствующие документы.
В уточнении требования, поступившем в суд 20.04.2018 (направлено почтой 16.04.2018) уполномоченный орган уточнил сумму требования в связи со списанием задолженности в размере 144 134,43 руб. по транспортному налогу и в сумме 488,90 руб. по налогу на имущество, а также предъявил числящуюся за должником задолженность за 2015-2016 гг. Согласно последующего уточнения, задолженность за 2016 год не предъявляется ко включению в реестр, уполномоченный орган просит включить задолженность за 2014-2015 гг.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 № 161/10 принятие судом новых (уточненных) требований, если этого требует принцип эффективности судебной защиты, не является достаточным основанием для отмены судебного акта вышестоящей инстанцией.
В целях соблюдения принципа эффективности судебной защиты, определением от 21.05.2018 уточнение требования принято судом с учетом положений пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», даты предъявления в суд уточнения – 16.04.2018 (направлено почтой).
Как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
В соответствии со статьей 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Сообщение финансового управляющего о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества опубликовано в газете «Коммерсантъ» №206 от 03.11.2017.
Таким образом, с учетом даты поступления в арбитражный суд и принятого судом уточнения требования – 16.04.2017 – уполномоченным органом пропущен двухмесячный срок на подачу требования о включении в реестр требований кредиторов должника.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.
Исходя из пункта 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве, восстановление пропущенного срока является правом суда.
Суд вправе восстановить пропущенный срок лишь на основании заявленного ходатайства с обоснованием причин его пропуска, если признает причины пропуска срока уважительными. Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Закона о банкротстве не содержат перечень уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить указанный срок, следовательно, право оценки этих причин принадлежит суду, рассматривающему ходатайство, при этом сами причины пропуска срока должен указать заявитель.
Между тем, уполномоченным органом ходатайства о восстановлении пропущенного срока заявлено не было. Суд полагает, что при рассмотрении вопросов о восстановлении материально-правовых и процессуальных сроков, когда такое восстановление допускается законом и связано с уважительностью причин их пропуска, критерий «уважительности» всегда должен оцениваться с позиции реальных возможностей конкретного лица успеть совершить соответствующее действие в установленный срок.
В настоящем случае период пропуска срока (порядка трех месяцев) является весьма продолжительным, при том, что уполномоченный орган обладает значительными профессиональными возможностями и от него можно ожидать повышенной осмотрительности в поведении. Доказательств того, что кредитор по объективным причинам, которые могли быть признаны уважительными, лишен был возможности своевременно предъявить требование в суд, в материалы дела не представлено, ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
При рассмотрении вопроса о пропуске срока подачи требования о включении в реестр требований кредиторов, установленного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве, суд учитывает положения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее также Постановление от 23.07.2009 № 59).
В пункте 15 Постановления от 23.07.2009 № 59 разъяснено, что судам необходимо иметь в виду, что передача исполнительных документов конкурсному управляющему в соответствии с частью 5 статьи 96 Закона об исполнительном производстве не освобождает конкурсных кредиторов и уполномоченные органы, чьи требования подтверждаются исполнительными документами, от предъявления названных требований в суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве. Поскольку конкурсный управляющий обязан действовать и в интересах кредиторов (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве), он обязан незамедлительно уведомить лиц, являющихся взыскателями, о получении им соответствующих исполнительных документов и о необходимости заявления кредиторами требований в рамках дела о банкротстве. Срок на предъявление требований такими лицами в деле о банкротстве начинает исчисляться не ранее даты направления им указанного уведомления конкурсным управляющим.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела документов судом установлено, что требования уполномоченного органа подтверждаются судебными приказами №2а-867/2016 от 26.08.2016, №2а-297/2017 от 14.08.2017.
Согласно пояснениям уполномоченного органа от 03.07.2018 судебные приказы №2а-867/2016 от 26.08.2016, №2а-297/2017 от 14.08.2017 на исполнение в Федеральную службу судебных приставов не направлялись.
Финансовым управляющим представлены пояснения, согласно которым он сообщает, что информация о возбуждении и окончании исполнительного производства по делу №2а-297/2017 Федеральной службой судебных приставов финансовому управляющему не направлялась. Вместе с тем 14.12.2017 в адрес Федеральной налоговой службы было направлено уведомление о введении процедуры банкротства и о возможности предъявления требования.
Кроме того, публикация в официальном издании сведений об открытии в отношении должника конкурсного производства преследует цель проинформировать всех заинтересованных лиц о банкротстве должника, обеспечивает кредиторам возможность реализации права на предъявление требований в порядке, установленном Законом о банкротстве.
С учетом изложенного, у уполномоченного органа имелась возможность своевременно обратиться с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2015 год.
Согласно абзацу 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.12.2004 № 86 «О правовом положении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявивших свои требования после закрытия реестра требований кредиторов» реестр требований кредиторов закрывается в силу закона при наступлении указанных в нем обстоятельств.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве» последствия пропуска названного срока специально урегулированы в пунктах 4, 5 статьи 142 Закона о банкротстве, возможность его восстановления законодательством не предусмотрена.
Согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном статьей 142 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 9 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 № 345, требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра, не подлежат включению в реестр, а вносятся в отдельные тетради, которые ведутся арбитражным управляющим в порядке, предусмотренном для ведения реестра.
При указанных обстоятельствах требование кредитора в размере 3 217 руб. основного является обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В остальной части требование удовлетворению не подлежит.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что все судебные акты судом изготавливаются в форме электронного документа и направляются лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» не позднее следующего дня после дня принятия.
По ходатайству лиц, участвующих в деле копии решения (определения) на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 100, 142, 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, Арбитражный суд Красноярского края
О П Р Е Д Е Л И Л:
признать требование Федеральной налоговой службы к должнику - ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес места регистрации: 662600, <...>) в размере 3 217 руб. основного долга обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Учесть требование Федеральной налоговой службы кФИО1 в размере 3 217 руб. основного долга после закрытия реестра в зареестровой тетради.
В остальной части в удовлетворении требования отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить, лицам, участвующим в деле, что настоящее определение может быть обжаловано в течение 10 дней после его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее определение подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
М.Н. Инхиреева