ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-15413-4/2022 от 25.07.2023 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении за реестр требований кредиторов

16 августа 2023 года

Дело №А33-15413-4/2022

г. Красноярск

Резолютивная часть определения вынесена в судебном заседании 25 июля 2023 года.

В полном объеме определение изготовлено 16 августа 2023 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Сергеевой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании требование Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов

в деле по заявлению ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. п. Березовка Березовского района Красноярского края, ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес регистрации: 662520, Красноярский край, Березовский рн, пгт. Березовка, ул. Строителей, д. 1А, кв. 49) о признании себя несостоятельным (банкротом),

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой О.С.,

установил:

ФИО1 (далее - должник) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом), введении в отношении него процедуры реализации имущества должника.

Определением от 19.07.2022 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу о банкротстве.

Решением от 11.11.2022 должник признан банкротом, в отношении него открыта процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим имуществом должника утверждена ФИО2.Сообщение финансового управляющего о введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина опубликовано в газете «Коммерсантъ»№210(7411) от 12.11.2022.

11 февраля 2023 года в Арбитражный суд Красноярского края через Картотеку арбитражных дел поступило требование Федеральной налоговой службы(далее – уполномоченного органа) о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 8 674,92 руб., из которых: 7 277,23 руб. – основной долг; 1 397,69 руб. – пени.

Сообщение финансового управляющего о получении требования опубликовано в ЕФРСБ №10785141 от 15.02.2023.

Определением от 20.02.2023 требование принято к производству, установлен срок для предъявления возражений относительно заявленного требования.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Сведения о дате и месте слушания размещены на сайте Арбитражного суда Красноярского края. Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Финансовым управляющим представлен отзыв, согласно которому он не возражает против включения в реестр требований кредиторов заявленных в рамках настоящего обособленного спора требований.

В отзыве должник указывал, что данное требование заявлено после даты закрытия реестра требований кредиторов.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.

В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.

Уполномоченный орган обратился с требованием о включении в реестр требований кредиторов 11.02.2023, следовательно, установленный Законом о банкротстве срок для предъявления требования кредитором пропущен. Кредитор ходатайство о восстановлении срока для предъявления требования к должнику в материалы дела не представил.

Сообщение об обращении заявителя с требованием о включении в реестр требований кредиторов задолженности размещено финансовым управляющим в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 15.02.2023.

Согласно пункту 3 статьи 100 Закона о банкротстве возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора. Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.

Срок на предъявление возражений относительно заявленных уполномоченным органом требований истек, возражений лицами, участвующими в деле, не заявлено.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

На основании статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно требованию уполномоченного органа задолженность ФИО1 по налогам и обязательным платежам в бюджет составляет 8 674,92 руб., в том числе:

Наименование налога

Основной долг, руб.

Пени, руб.

Штрафы, руб.

Налог на имущество физических лиц за 2017-2020 годы

Транспортный налог с физических лиц за 2019-2020 годы

Земельный налог с физических лиц за 2017-2020 годы

В качестве доказательств, подтверждающих наличие и размер задолженности, соблюдение сроков и порядка досудебного взыскания задолженности, предусмотренных действующим законодательством, заявителем представлены первичные документы (налоговые уведомления, требования, заявление по ст. 48 НК РФ, расчет пени).

Из представленных в материалы дела документов следует, что уполномоченным органом были приняты меры принудительного взыскания страховых взносов, налогов, пени в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом проверено соблюдение сроков на принудительное взыскание. На основании представленных в материалы дела копий документов судом установлено, что нарушений сроков принудительного взыскания задолженности в заявленном размере не допущено.

В таблице задолженности уполномоченный орган указывал, что задолженность за 2017 год взыскана с должника на основании судебного приказа № 2а-1112/2019 от 20.09.2019. К заявлению уполномоченным органом также приложено постановление от 17.03.2020 о возбуждении исполнительного производства № 13682/20/24023-ИП на основании указанного судебного приказа, а также постановление об окончании исполнительного производства от 20.10.2020, согласно которому требования исполнительного документы выполнены в полном объеме. Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о необоснованности требований уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника налога на имущество за 2017 года на сумму 195 руб. и земельного налога за 2017 год на сумму 1 174,92 руб. в связи с наличием в материалах дела сведений об оплате указанной суммы задолженности.

Кроме того, в таблице задолженности уполномоченный орган ссылался на взыскание оставшейся суммы недоимки по налогам на сумму 5 907,33 руб. на основании судебного приказа № 02а-1005/8/2022 от 19.10.2022, копию судебного приказа с отметкой о вступлении в законную силу не представил. В ответ на судебный запрос от 20.02.2023 в материалы дела 13.03.2023 поступили копия судебного приказа от 19.10.2022 № 02а-1005/8/2022, а также определение от 14.11.2022 об отмене судебного приказа.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая обращение уполномоченного органа в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов 11.02.2023, то есть в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, срок на принудительное взыскание указанной задолженности не пропущен. Доказательства погашения задолженности отсутствуют. Наличие задолженности подтверждены материалами дела и не оспариваются должником и финансовым управляющим. Возражения на требование уполномоченного органа от иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве, не поступили.

На основании изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что требование уполномоченного органа обосновано на сумму 5 907,33 руб. основного долга.

Кроме того, уполномоченный орган заявлял требование о включении за реестр требований кредиторов 1 397,69 руб. пени, начисленной на недоимку по налогам.

Суд, проверив представленный расчет пени, признал его арифметически верным.

Между тем, при определении периода начисления пени уполномоченным органом не учтено следующее.

Согласно пунктам 1, 3 подпункта 2 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (далее - Постановление № 497) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Из пункта 2 указанного постановления следует, что оно не применяется в отношении должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления.

Таким образом, мораторий, введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497, распространяется на всех субъектов хозяйственных правоотношений, за исключением должников прямо перечисленных в пункте 2 указанного постановления, а также за исключением указанных в пункте 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации юридических лиц, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами).

Из содержания положений подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 и абзаца десятого пункта 1 статьи 63 Закона № 127-ФЗ следует, что на срок действия моратория в отношении должников, наступают последствия, заключающиеся, в том числе, в не начислении неустойки и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

В силу пункта 3 Постановления № 497 оно вступило в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев. Постановление № 497 опубликовано 01.04.2022, в связи с чем с этой даты и в течение 6 месяцев, то есть по 01.10.2022, начисление каких-либо финансовых санкций является необоснованным.

Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 (вопрос 10), одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона № 127-ФЗ).

В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что предусмотренные пунктом 4 статьи 9.1 Закона о банкротстве особенности рассмотрения дел о несостоятельности применяются в случае возбуждения дела о банкротстве не только в трехмесячный срок, но и в течение срока действия моратория. Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 9.1 Закона о банкротстве в делах о банкротстве, возбужденных в трехмесячный срок, состав и размер требований кредиторов (включая проценты, подлежащие уплате за пользование денежными средствами, предоставленными по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита) определяются на день введения моратория, а не на день введения первой судебной процедуры банкротства. По смыслу указанной нормы при установлении требований кредиторов по делам о банкротстве, возбужденным в трехмесячный срок, финансовые санкции и договорные проценты не учитываются с начала действия моратория, в том числе в период с момента окончания моратория и до момента возбуждения дела о банкротстве, а также в период банкротства. К соответствующим требованиям применяются общие положения пункта 4 статьи 63 и пункта 2 статьи 213.19 Закона о банкротстве со дня введения моратория.

На основании приведенных разъяснений, судом произведен перерасчет суммы пени по налогам по состоянию по 31.03.2022 на общую сумму 1 099,86 руб. (с учетом частичной оплаты пени).

С учетом изложенного, суд признал требование уполномоченного органа обоснованным на сумму 7 007,19 руб., в том числе 5 907,33 руб. основного долга, 1 099,86 руб. пени.

Вместе с тем, требование уполномоченного органа не подлежит включению в реестр требований кредиторов должника на основании следующего.

Как было отмечено ранее, сообщение финансового управляющего о введении в отношении должника процедуры реализации имущества опубликовано в газете «Коммерсантъ» 12.11.2022. Уполномоченный орган обратился в суд с требованием 11.02.2023, следовательно, установленный Законом о банкротстве срок для предъявления требования кредитором пропущен.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введения процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве). В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве. Требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, срок предъявления которых не был восстановлен судом, удовлетворяются по правилам пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

Согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Обращаясь с заявлением в суд, уполномоченный орган просил включить заявленное требование за реестр требований кредиторов.

При указанных обстоятельствах требование Федеральной налоговой службы в размере 7 007,19 руб., в том числе 5 907,33 руб. основного долга, 1 099,86 руб. пени является обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ). По ходатайству лиц, участвующих в деле копия определения на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьей 100, 213.24 Закона о банкротстве, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

О П Р Е Д Е Л И Л:

признать требование Федеральной налоговой службы в размере 7007,19 руб., в том числе 5 907,33 руб. основного долга, 1 099,86 руб. пени обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника – ФИО1 (ИНН <***>), оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Финансовому управляющему ФИО2 внести требование Федеральной налоговой службы в размере7007,19 руб.в отдельные тетради, которые ведутся финансовым управляющим в порядке, предусмотренном для ведения реестра требований кредиторов.

Разъяснить, что настоящее определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

А.Ю. Сергеева