ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-16255/16 от 04.10.2018 АС Красноярского края

404/2018-248657(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Красноярск

Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 04 октября 2018 года.  В окончательной форме определение изготовлено 11 октября 2018 года. 

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Слесаренко И.В., рассмотрев в  судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Красноярская  Теплоэнергетическая Компания» о процессуальном правопреемстве в деле по иску общества  с ограниченной ответственностью «Красноярская Теплоэнергетическая Компания» (ИНН  <***>, ОГРН <***>), г. Красноярск, 

к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом  наркотиков по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.  Красноярск, 

о взыскании задолженности,
в присутствии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, по доверенности от 26.09.2018, личность удостоверена  паспортом, 

при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Курсиновой К.Ю., 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Красноярская Теплоэнергетическая  Компания» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению  Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по  Красноярскому краю о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в  размере 146 037,83 руб., неустойки в размере 2 599,21 руб. (с учетом уточнения). 

Определением от 23.08.2016 исковое заявление принято к производству суда в порядке  упрощенного производства. 

Решением Арбитражного суда Красноярского края в виде резолютивной части от  24.10.2016 иск удовлетворён; с Управления Федеральной службы Российской Федерации по  контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю в пользу общества с  ограниченной ответственностью «Красноярская Теплоэнергетическая Компания» взысканы  сумма основного долга за поставленную тепловую энергию в размере 146 037,83 руб.,  неустойка в сумме 2 599,21 руб.; в доход федерального бюджета - государственная пошлина  в сумме 5 459 руб. 


Определением от 17.08.2018 назначено судебное заседание по рассмотрению  обоснованности заявления на 04.10.2018 в 08 час. 50 мин. Сведения о дате и месте слушания  размещены в картотеке арбитражных дел 18.08.2018. 

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в том числе в порядке статьи  123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Сведения о дате и месте  слушания размещены на сайте Арбитражного суда Красноярского края. Согласно статье 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание  проводится в отсутствие иных лиц, участвующих в деле. 

Представитель истца поддержал заявление.

ГУ МВД РФ по Красноярскому края в материалы дела представило отзыв, в котором  указало следующее: 

- согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц УФСКН  России по краю прекратило деятельность (ликвидировано); исключено из Единого  государственного реестра юридических лиц (ликвидировано), о чем свидетельствует запись в  ЕГРЮЛ № 217246880303220 от 03.08.2017. Следовательно, произошло выбытие одной из  сторон (Управления ФСКН России по Красноярскому краю) в порядке, предусмотренном  статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из спорного  правоотношения; 

- при этом обязательства УФСКН России по краю, возникшие, в том числе в результате  исполнения судебных решений Указом Президента Российской Федерации № 156 от  05.04.2016 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за  оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере  миграции» в настоящее время возложены на МВД России, его территориальные  подразделения; 

- положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено  Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699). предусмотрено, что МВД  России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции  по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических  средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также  правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в  сфере внутренних дел (пункт 1). В единую централизованную систему МВД России входят  органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения,  созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД  России (пункт 13). В состав органов внутренних дел входят, в том числе территориальные  органы МВД России (пункт 14); 

- Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 также утверждено  Типовое положение о территориальном органе МВД России по субъекту Российской  Федерации. Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел  России по субъекту Российской Федерации, определено, что территориальными органами  МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по  республикам. главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской  Федерации (пункт 1). Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел  Российской Федерации и подчиняются МВД России (пункт 2). Территориальные органы  осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные  территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и  организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных  органов (пункт 5). 

- подпунктами 15-17 пункта 13 Типового положения о территориальном органе  Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации,  на территориальный орган возложены полномочия в сфере оборота наркотических средств.  психотропных веществ и их прекурсоров. В соответствии с пунктом 1 статьи 125 


Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять  имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы  государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими  статус этих органов; 

- действующее гражданское законодательство предусматривает право соответствующих  органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.  органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в  пределах их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации,  федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными  нормативными правовыми актами. 

По результатам рассмотрения заявления о правопреемстве, суд пришел к  следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным  актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка  требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в  обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником.  Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Для правопреемника  все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело,  обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник  заменил (часть 3 статьи 48 Кодекса). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от  имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями  приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и  обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции,  установленной актами, определяющими статус этих органов. 

Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право  соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности  данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией Российской  Федерации, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации,  иными нормативными правовыми актами. 

Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской  Федерации в Определении от 21.02.2007 № 966/07 по делу № А32-137/2000-36/10, при  передаче функций от одного органа другому происходит процессуальное правопреемство. 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отметил, что в рассматриваемом  случае речь идет именно о процессуальном правопреемстве, а не гражданско-правовом  правопреемстве. 

При этом такая передача не обязательно должна быть связана с упразднением органа,  ранее ведавшего этими же вопросами, и может не основываться на гражданско-правовом  правопреемстве. Отказ в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве в  таком случае не соответствовал бы основополагающему принципу правовой определенности  и исполнимости судебных актов. Аналогичная правовая позиция высказана Верховным  Судом Российской Федерации в определении от 27.04.2016 № 306-ЭС15-18438 по делу №  А12-12967/2014. 

На основании Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О  совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом  наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»  упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом  наркотиков. Функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской  Федерации. 


Данным Указом установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по  выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере внутренних дел, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по  федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах; правопреемником  упраздняемой Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом  наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных 

решений.

Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 утверждено Положение  о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, согласно которому Министерство  внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел,  в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их  прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному  государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел (пункт 1). В единую  централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя  полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления  полномочий, возложенных на МВД России (пункт 13). В состав органов внутренних дел  входят, в том числе территориальные органы МВД России (пункт 14). 

Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждено Положение  о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, предусматривающее, что в единую  централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя  полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления  полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят, в том  числе, территориальные органы МВД России. 

Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 утверждены Положение  о МВД России и Типовое положение о территориальном органе МВД России по субъекту  Российской Федерации. 

Пунктами 2, 3, 5 данного Типового положения также предусмотрено, что  территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства  внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным  субъектам Российской Федерации. Территориальные органы входят в состав органов  внутренних дел Российской Федерации, подчиняются МВД России и осуществляют свою  деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД  России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для  реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов. 

МВД России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным  за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России,  в том числе в части представления до 01.07.2017 в Казначейство России ликвидационных  балансов на дату завершения проведения ликвидационных мероприятий по упразднению  ФМС России и ФСКН России в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с  приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств) и уведомлений о  снятии с учета в налоговых органах. 

Согласно пункту 2 письма Федерального казначейства № 07-04-05/09-72 от 20.01.2017  обязательства по исполнительным документам, должниками по которым выступают  упраздняемые организации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за  оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, передаются организациям  Министерства внутренних дел Российской Федерации, т.е. иным юридическим лицам. В  связи с этим сроки, установленные статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской  Федерации для организации исполнения судебных актов, исчисляются заново: с даты  перерегистрации исполнительного документа к лицевому счету правопреемника, с  уведомлением должника о поступлении исполнительного документа. 


Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию  на 17.11.2017 Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по  Красноярскому краю (ИНН 2466110186, ОГРН 1032402963064) прекратило свою  деятельность путем упразднения (ликвидация территориальных подразделений), о чем  03.08.2017 внесена запись в государственный реестр. 

Следовательно, произошло выбытие одной из сторон (Управления ФСКН России по  Красноярскому краю) в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, из спорного правоотношения по делу №  А33-16255/2016, подтвержденного исполнительным листом. 

С учетом приведенного правового регулирования, обязательства Управления ФСКН  России по Красноярскому краю, возникшие, в том числе в результате исполнения судебных  актов, Указом Президента Российской Федерации № 156 в настоящее время возложены на  МВД России, его территориальные подразделения, в том числе на ГУ МВД России по  Красноярскому краю. Следовательно, надлежащим правопреемником по спорным  обязательствам является Главное управление Министерства внутренних дел Российской  Федерации по Красноярскому краю. 

Доводы о том, что правопреемником упраздняемой ФСКН России и всех ее  территориальных органов, по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных  решений, является МВД России, а не его территориальные органы, подлежат отклонению  как не соответствующие содержанию вышеприведенных положений Указа Президента  России от 05.04.2016 № 156. 

На основании изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления  общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Теплоэнергетическая Компания»  о замене должника по исполнительному листу на процессуального правопреемника и замене  Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом  наркотиков по Красноярскому краю на ГУ МВД России по Красноярскому краю. 

Настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписано  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным  лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети  «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ) (часть 2 статьи 184, статья 186  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии определения на бумажном носителе  могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего  ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Руководствуясь статьями 48, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края 

ОПРЕДЕЛИЛ:

заявление о процессуальном правопреемстве удовлетворить. 

Произвести замену Управления Федеральной службы по контролю за оборотом  наркотиков по Красноярскому краю на правопреемника - Главное управление Министерства  внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН  <***>, г. Красноярск). 

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение может быть  обжаловано в течение месяца после его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в  Третий арбитражный апелляционный суд. 

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья И.В. Слесаренко