АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2023 года
Дело № А33-19056-215/2019
Красноярск
Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 05 декабря 2023 года.
В окончательной форме определение изготовлено 12 октября 2023 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ерохиной О.В. рассмотрев в судебном заседании
заявление Администрации ЗАТО г. Железногорск о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта
в рамках обособленного спора по заявлению конкурсного управляющего ФИО1 об обязании принять в собственность объекты недвижимости,
в деле по заявлению муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании себя банкротом,
при участии в судебном заседании:
от АО «Красноярская региональная энергетическая компания»: ФИО2, представителя по доверенности от 19.10.2022, личность удостоверена паспортом,
от конкурсного управляющего: ФИО3, представителя по доверенности от 05.12.2023, личность удостоверена паспортом,
от ООО «Красэко-Электро»: ФИО4, представителя по доверенности от 10.01.2023, личность удостоверена паспортом,
от заявителя: ФИО5, представителя по доверенности от 01.03.2023, личность удостоверена паспортом,
при ведении протоколасудебного заседания помощником судьи Сорокиной К.Д.
установил:
Муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением
о признании себя банкротом.
Определением от 24.06.2019 заявление принято к производству.
Определением от 10.09.2019 заявление муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании его банкротом признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден ФИО6.
Сообщение временного управляющего об открытии в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 187 от 12.10.2019.
Решением арбитражного суда от 09.06.2020 (резолютивная часть решения объявлена 03.06.2020) муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» признано банкротом, в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим должником утверждён ФИО1.
Сообщение об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете «КоммерсантЪ» №103 от 11.06.2020.
11.11.2021 в арбитражный суд от конкурсного управляющего поступило заявление
об обязании МО ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в лице Администрации, принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества, а также непосредственно связанные с ними объекты движимого имущества (в том числе и оборудования), поименованные в Приложении № 1 к настоящему заявлению, расположенные на территории муниципального образования ЗАТО Железногорск, и относящиеся к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения; Взыскании с МО ЗАТО Железногорск Красноярского края за счет казны в лице Администрации г.Железногорска, в пользу
МП ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» справедливую компенсацию уменьшения конкурсной массы в размере балансовой стоимости, указанного имущества в сумме 825 880 376,55 руб.
Определением от 07.12.2021 заявление принято к производству, судебное заседание назначено на 03.02.2022.
Судебное разбирательство неоднократно откладывалось в целях уточнения перечня передаваемого в муниципальную собственность объектов недвижимости, а также непосредственно связанных с ними объектов движимого имущества (в том числе
и оборудования).
Определением от 16.08.2023 заявленные требования удовлетворены частично. Муниципальное образование Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края в лице Администрации ЗАТО г. Железногорск было обязано не позднее 08 ноября 2023 года принять от конкурсного управляющего муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в муниципальную собственность имущество, указанное в Перечне имущества, подлежащего возврату в муниципальную собственность. Взыскать с Муниципального образования Закрытого Административно-территориального образования Железногорск Красноярского края в лице Администрации ЗАТО г. Железногорск за счет казны в пользу муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) сумму компенсации в размере остаточной балансовой стоимости имущества, составляющей 323 056 956,16 руб. В удовлетворении оставшейся части требования отказано.
Постановлением Третьего Арбитражного Апелляционного суда от 26.10.2023 определение Арбитражного суда Красноярского края от «16» августа 2023 года по делу № А33-19056/2019к215 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
31.10.2023 в Арбитражный суд Красноярского края от Администрации ЗАТО г. Железногорск поступило заявление о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, в котором заявитель просит отсрочить исполнение судебного акта в части сроков возврата объектов водоснабжения и водоотведения в казну муниципального образования ЗАТО Железногорск и в части сроков выплаты компенсации за изъятые объекты в конкурсную массу до окончания мирового соглашения, заключенного между конкурсным управляющим МП «Гортеплоэнерго» и ООО «Красэко-электро», утвержденного определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.06.2023 по делу № А33-19056-64/2019.
Определением от 01.11.2023 заявление принято, судебное заседание назначено на 05.12.2023.
Иные лица, участвующие в деле,извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
К дате судебного заседания от конкурсного управляющего поступили возражения по заявленным требованиям.
Представитель заявителя заявленное требование поддержали, дала пояснения с учетом возражений конкурсного управляющего.
Представитель ООО «Красэко-Электро» представила суду дополнительные документы, заявленные требования поддержала.
Представитель конкурсного управляющего пояснила, что в настоящий момент исполнительный лист не предъявлен, полагала, что требование о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта в части выплаты суммы компенсации заявлено преждевременно.
Оценив имеющиеся в материалы данного дела доказательства, изучив доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации провозглашено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве» не содержит конкретный перечень оснований, при наличии которых арбитражный суд вправе и (или) обязан предоставить рассрочку, отсрочку исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий определения его наличия – обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта.
При предоставлении отсрочки, рассрочки должен обеспечиваться баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Аналогичное правило закреплено в статье 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), согласно которой взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Конституционный Суд РФ в Определении от 25.02.2010 N 226-0-0 отметил, что положения статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливают гарантии реализации права граждан и организаций на надлежащее и своевременное исполнение вступивших в законную силу судебных актов в тех случаях, когда такое исполнение первоначальным способом невозможно или затруднено. Поскольку в законе объективно невозможно предусмотреть все юридические факты, которые могут служить основаниями для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в статье 324 устанавливает лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех фактических обстоятельств конкретного дела.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.11.2006 N 4714/05, названная норма не определяет оснований для предоставления отсрочки, а лишь устанавливает критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта. В каждом случае рассмотрения заявления об отсрочке исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства его исполнения. В свою очередь, обстоятельства исполнения должны подтверждаться доказательствами.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта (часть 1 статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статья 434 ГПК РФ, часть 1 статьи 358 КАС РФ, часть 1 статьи 324 АПК РФ). Заявление подается в суд, рассматривавший дело в первой инстанции и выдавший исполнительный документ, в том числе и в случае отмены (изменения) судебного акта и принятия нового судебного акта судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» указано, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.12.2003 № 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя.
Основанием для предоставления рассрочки и отсрочки решения могут являться лишь конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что имущественное положение должника не позволяет исполнить решение суда в настоящее время.
В пользу соблюдения баланса интересов сторон свидетельствуют частичное исполнение судебного акта должником, представление должником доказательств реальной возможности исполнения судебного акта по истечении периода рассрочки.
Таким образом, суд в каждом конкретном случае разрешает вопрос о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения с учетом соблюдения интересов сторон исполнительного производства на основании исследования обстоятельств дела и их оценки.
Как следует из материалов дела 11.11.2021 в арбитражный суд от конкурсного управляющего поступило заявление об обязании МО ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в лице Администрации, принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества, а также непосредственно связанные с ними объекты движимого имущества (в том числе и оборудования), поименованные в Приложении № 1 к настоящему заявлению, расположенные на территории муниципального образования ЗАТО Железногорск, и относящиеся к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения; Взыскании с МО ЗАТО Железногорск Красноярского края за счет казны в лице Администрации г.Железногорска, в пользу МП ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» справедливую компенсацию уменьшения конкурсной массы в размере балансовой стоимости, указанного имущества в сумме 825 880 376,55 руб.
Определением от 07.12.2021 заявление принято к производству, судебное заседание назначено на 03.02.2022.
Определением от 16.08.2023 заявленные требования удовлетворены частично. Муниципальное образование Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края в лице Администрации ЗАТО г. Железногорск обязано не позднее 08 ноября 2023 года принять от конкурсного управляющего муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в муниципальную собственность имущество, указанное в Перечне имущества, подлежащего возврату в муниципальную собственность. Взыскать с Муниципального образования Закрытого Административно-территориального образования Железногорск Красноярского края в лице Администрации ЗАТО г. Железногорск за счет казны в пользу муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) сумму компенсации в размере остаточной балансовой стоимости имущества, составляющей 323 056 956,16 руб. В удовлетворении оставшейся части требования отказано.
Постановлением Третьего Арбитражного Апелляционного суда от 26.10.2023 определение Арбитражного суда Красноярского края от «16» августа 2023 года по делу № А33-19056/2019к215 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
16.08.2023 на принудительное исполнение определения суда от 16.08.2023 по делу № А33-19056-215/2019 выдан исполнительный лист серии ФС 043168957.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель, ходатайствующий о предоставлении отсрочки судебного акта, должен доказать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
При подаче настоящего заявления Администрация ЗАТО Железногорск ссылается на следующие обстоятельства.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 16.08.2023 по делу № А33-19056-215/2019 требования конкурсного управляющего удовлетворены частично.
Суд определил:
- обязать Муниципальное образование ЗАТО Железногорск, в лице Администрации ЗАТО г. Железногорск не позднее 08 ноября_2023 года принять от конкурсного управляющего МП «Гортеплоэнерго» в муниципальную собственность имущество, указанное в Перечне имущества, подлежащего возврату в муниципальную собственность;
- взыскать с Муниципального образования ЗАТО Железногорск Красноярского края, в лице Администрации ЗАТО г. Железногорск, за счет казны в пользу МП «Гортеплоэнерго» сумму компенсации в размере остаточной балансовой стоимости имущества, составляющей 323 056 956,16 рублей.
Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 22.08.2019 № 1704 «Об определении гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения на территории ЗАТО Железногорск» ООО «Красэко-электро» наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории г. Железногорска, пос. Новый Путь, пос. Тартат, д. Шивера.
Объекты коммунального комплекса, расположенные на территории ЗАТО Железногорск: г, Железногорск, пос. Подгорный, пос. Додоново, пос. Новый Путь, пос. Тартат, д. Шивера и включающие в себя объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе, объекты функционально и технологически связанные с объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, необходимые для функционирования коммунального комплекса, а также технологическое оборудование объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (основные средства) и иное движимое имущество, необходимое для организации процессов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения переданы МП «Гортеплоэнерго» по договору аренды имущества от 12.07.2019 № 1-26/19 ООО «Красэко-электро».
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 10.07.2020 № АЗЗ-19056-64/2019 по делу применены последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды имущества № 1-26/2019 от 12.07.2019 в виде обязания ООО «Красэко-Электро» возвратить МП «Гортеплоэнерго» имущество, переданное по договору аренды имущества № 1-26/2019 от 12.07.2019.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 по делу №АЗ3-19056-64/2019 определение Арбитражного суда Красноярского края от 10 июля 2020 года по делу № АЗЗ-19056/2019к64 отменено, утверждено мировое соглашение, согласно которому ООО «Красэко-электро» обязуется возвратить МП «Гортеплоэнерго» имущество, поименованное в приложениях (в форме уточненных актов) к договору аренды имущества от 12.07.2019 № 1-26/19 не позднее 31.05.2021 г.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.07.2023 г. утверждено мировое соглашение от 11.05.2023 по делу №АЗЗ-19056-64/2019, согласно которому ООО «Красэко-электро» обязуется возвратить МП «Гортеплоэнерго» имущество, поименованное в приложениях №№ 9-1 - 9-10 (в форме уточненных актов) к договору аренды имущества от 12.07.2019 № 1-26/19 в срок, не позднее 31 мая 2024 года.
Учитывая, что процесс водоснабжения и водоотведения является непрерывным, а муниципальное образование ЗАТО Железногорск, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования, обязано организовать в границах городского округа водоснабжение населения и водоотведение, изъятие объектов водоснабжения и водоотведения из эксплуатации ООО «Красэко-электро» в муниципальную казну ЗАТО Железногорск в срок до 08 ноября 2023 года, без дальнейшей их передачи в эксплуатацию иной организации по концессионному соглашению, повлечет за собой нарушение установленных норм законодательства, прав граждан на доступ к социально значимым благам в сфере коммунального обслуживания.
Кроме того, деятельность по водоснабжению и водоотведению подлежит государственному тарифному регулированию и без установления тарифа осуществляться не может. В настоящий момент ООО «Красэко-электро» как гарантирующему поставщику органами тарифного регулирования установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на территории городского округа ЗАТО Железногорск.
Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения, водоотведения и подлежащими исполнению органами местного самоуправления, установлен особый порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения, водоотведения.
Согласно части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами Осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Принятия в казну объектов водоснабжения и водоотведения напрямую зависит от исполнения муниципальным образованием требований, предусмотренных нормами Закона о водоснабжении и водоотведении и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессиях),
В настоящее время Администрацией ЗАТО г. Железногорск проводятся мероприятия, направленные на заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения. Однако порядок подготовки и заключения концессионных соглашений, предусмотренный Законом о концессии требует значительных временных затрат, в силу чего, исполнить определение Арбитражного суда Красноярского края от 16.08.2023 по делу № АЗЗ-19056-215/2019 в срок, установленный указанным определением - 08.11.2023 г. не представляется возможным.
Для заключения концессионного соглашения без проведения конкурса с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения, в порядке ст.37 Закона о концессии, при условии не поступления заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц, Администрации ЗАТО г. Железногорск понадобится от 236 до 280 рабочих дней (сроки рассчитаны согласно плану мероприятий - Приложение № 8).
В случае поступления заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц, соответствующих требованиям Закона о концессии и принятия Администрацией ЗАТО г. Железногорск решения о заключении концессионного соглашения на конкурсной основе, срок для заключения концессионного соглашения увеличится еще примерно на 342 рабочих дня (срок рассчитан согласно плану мероприятий - Приложение № 9).
При наличии указанных выше обстоятельств, Администрация полагает необходимым заявить о необходимости предоставления судом отсрочки исполнения определения Арбитражного суда от 16.08.2023 по делу № АЗЗ-19056-215/2019 до окончания мирового соглашения, заключенного 11.05.2023 г. между конкурсным управляющим МП «Гортеплоэнерго» и ООО «Красэко-электро», утвержденного определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.06.2023 г. по делу № АЗЗ-19056-64/2019 в части сроков возврата объектов водоснабжения и водоотведения в казну муниципального образования и в части сроков выплаты компенсации за изъятые объекты.
Представителем АО «Красноярская региональная энергетическая компания» представлен ответ генерального директора ООО «КрасЭко», согласно которому АО «КрасЭко» разрабатывается инициативное предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальной собственностью.
Так же в обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта Администрация ЗАТО Железногорск Красноярского края указывает, что в бюджете ЗАТО Железногорск на 2023 год, и плановый период 2024-2025 годы бюджетные ассигнования на исполнение определения Арбитражного суда от 16.08.2023 не предусмотрены.
Учитывая, что бюджет ЗАТО Железногорск является высокодотационным, (общий объем доходов бюджета ЗАТО Железногорск в 2023 г. составляет 4 654 млн. рублей, в том числе межбюджетные трансферты 3 090 млн. рублей) и дефицитным (дефицит бюджета ЗАТО Железногорск в 2023 г. составляет 181 млн. руб., в 2024 г, прогнозируется дефицит 56,5 млн. руб., в 2025 - 57,8 млн. руб.) выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств в 2023 году не представляется возможным.
Поскольку установленный действующим бюджетным законодательством порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства местных бюджетов в качестве одного из существенных условий предусматривает предельный срок удовлетворения требований взыскателя, не делая каких-либо исключений, исполнение судебного решения за пределами этого срока предполагает соблюдение правил об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта, закрепленных в процессуальном законодательстве (статья 324 АПК Российской Федерации).
В материалы дела от конкурсного управляющего МУП ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» поступил отзыв, согласно которому конкурсный управляющий полагает, что заявителем не представлено доказательств наличия препятствий в исполнении судебного акта в части осуществления выплаты компенсации за счет местного бюджета, а также не представлено пояснений о причинах необходимости отсрочки исполнения судебного акта в части выплаты компенсации до окончания мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.06.2023 по делу № А33-19056-64/2019.
Проанализировав представленные документы, а так же выслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 22.08.2019 № 1704 «Об определении гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения на территории ЗАТО Железногорск» ООО «Красэко-электро» наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории г. Железногорска, пос. Новый Путь, пос. Тартат, д. Шивера.
Объекты коммунального комплекса, расположенные на территории ЗАТО Железногорск: г, Железногорск, пос. Подгорный, пос. Додоново, пос. Новый Путь, пос. Тартат, д. Шивера и включающие в себя объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе, объекты функционально и технологически связанные с объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, необходимые для функционирования коммунального комплекса, а также технологическое оборудование объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (основные средства) и иное движимое имущество, необходимое для организации процессов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения переданы МП «Гортеплоэнерго» по договору аренды имущества от 12.07.2019 № 1-26/19 ООО «Красэко-электро».
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 10.07.2020 № АЗЗ-19056-64/2019 по делу применены последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды имущества № 1-26/2019 от 12.07.2019 в виде обязания ООО «Красэко-Электро» возвратить МП «Гортеплоэнерго» имущество, переданное по договору аренды имущества № 1-26/2019 от 12.07.2019.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 по делу №АЗ3-19056-64/2019 определение Арбитражного суда Красноярского края от 10 июля 2020 года по делу № АЗЗ-19056/2019к64 отменено, утверждено мировое соглашение, согласно которому ООО «Красэко-электро» обязуется возвратить МП «Гортеплоэнерго» имущество, поименованное в приложениях (в форме уточненных актов) к договору аренды имущества от 12.07.2019 № 1-26/19 не позднее 31.05.2021 г.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.07.2023 г. утверждено мировое соглашение от 11.05.2023 по делу №АЗЗ-19056-64/2019, согласно которому ООО «Красэко-электро» обязуется возвратить МП «Гортеплоэнерго» имущество, поименованное в приложениях (в форме уточненных актов) к договору аренды имущества от 12.07.2019 № 1-26/19 в срок, не позднее 31 мая 2024 года.
Учитывая, что процесс водоснабжения и водоотведения является непрерывным, а муниципальное образование ЗАТО Железногорск, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования, обязано организовать в границах городского округа водоснабжение населения и водоотведение, изъятие объектов водоснабжения и водоотведения из эксплуатации ООО «Красэко-электро» в муниципальную казну ЗАТО Железногорск в срок до 08 ноября 2023 года, без дальнейшей их передачи в эксплуатацию иной организации по концессионному соглашению, повлечет за собой нарушение установленных норм законодательства, прав граждан на доступ к социально значимым благам в сфере коммунального обслуживания.
Кроме того, деятельность по водоснабжению и водоотведению подлежит государственному тарифному регулированию и без установления тарифа осуществляться не может. В настоящий момент ООО «Красэко-электро» как гарантирующему поставщику органами тарифного регулирования установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на территории городского округа "ЗАТО Железногорск.
В связи с имеющимся мировым соглашением между ООО «Красэко-электро» и МП «Гортеплоэнерго» сроком до 31.05.2024, а так же учитывая, что в данный момент указанное имущество эксплуатируется ООО «Красэко-электро» на праве аренды для предоставления коммунальных услуг в ЗАТО Железногорск, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в данной части.
Проанализировав представленные документы и заявленные доводы, суд пришел к выводу о том, что в настоящем случае ответчиком не представлены достаточные доказательства наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта в части выплаты взысканной в пользу должника суммы компенсации.
Отсутствие денежных средств у ответчика, достаточных для исполнения судебного акта, само по себе не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта. Финансовое затруднение ответчика вне зависимости от того, какими причинами оно вызвано, не может быть признано обстоятельством, затрудняющим исполнение судебного акта. Суд обязан учитывать интересы взыскателя и неблагоприятные последствия для него, вызванные длительным неисполнением судебного акта. Таким образом, вышеуказанные обстоятельства, сами по себе не влекут автоматического предоставления отсрочки/рассрочки исполнения судебного акта.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) регламентирован порядок обращения взыскания на средства местных бюджетов. Согласно его статье 242.2 для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям исполнительный лист и иные предусмотренные этим Кодексом документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4); исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5); исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6).
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 № 1312-О-О данные законоположения направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами БК РФ ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абзац девятый статьи 69). Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац пятый пункта 3 статьи 217).
В силу специального указания пункта 5 статьи 242.2 БК РФ это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 БК РФ), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования.
Соответственно, как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 БК РФ, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Вместе с тем Администрацией не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта - отсутствия в бюджете на 2023 год, и планового периода 2024-2025 денежных средств для исполнения решения суда в полном объеме, израсходования имеющихся для этих целей денежных средств. Кроме того не представлены доказательства, что администрация предприняла необходимые меры для своевременного исполнения судебного акта - корректировки исполнения местного бюджета путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись, принятие всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на иных казначейских счетах, то есть совершения всевозможных активных действий, направленных на исполнение решения суда, и отсутствия результата.
Также Администрацией ЗАТО Железногорск не представлено доказательств того, что сумма в размере, достаточном для исполнения вышеуказанного судебного акта будет заложена при формировании бюджета ЗАТО Железногорск на 2024 год и действительно будет выплачена должнику в срок, указанный заявителем, то есть до 31.05.2024.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению ответчиком исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение ответчика, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Длительное исполнение судебного акта может приобрести форму нарушения права на справедливое судебное разбирательство, если оно не может быть оправдано при конкретных обстоятельствах дела.
Предоставление отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта при таких обстоятельствах нарушит требование закона об обязательности исполнения судебного акта, поскольку результат, на который направлено решение суда, может быть не достигнут, кроме того не обеспечит баланса интересов сторон, что не допустимо.
Как было указано выше, доказательств принятия заявителем исчерпывающих мер для своевременного исполнения решения суда о взыскании суммы компенсации в материалы дела не представлено.
Безосновательное же предоставление отсрочки, рассрочки исполнения определения арбитражного суда либо без серьезных к тому оснований, систематические отсрочки, рассрочки одного и того же судебного акта либо предоставление ее на длительное время, без соблюдения баланса интересов должника и взыскателя колеблет законную силу судебного решения и лишает взыскателя возможности реализовать свои права, а потому не может считаться законным и обоснованным в контексте защиты нарушенных прав и свобод.
При таких обстоятельствах, исходя из принципа равноправия сторон в арбитражном процессе и необходимости соблюдения баланса интересов лиц, участвующих в деле, а также принципа обязательности исполнения судебных актов, суд отказывает в удовлетворении заявления Администрации ЗАТО Железногорск о предоставлении отсрочки исполнения в части взыскания с Муниципального образования Закрытого Административно-территориального образования Железногорск Красноярского края в лице Администрации ЗАТО г. Железногорск за счет казны в пользу муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) суммы компенсации в размере остаточной балансовой стоимости имущества, составляющей 323 056 956,16 руб.
Настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (часть 2 статьи 184, статья 186 АПК РФ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии определения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 324, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Предоставить отсрочку исполнения определения от 16.08.2023 по делу № А33-19056-215/2019 на срок до 31.05.2024 в части обязания Муниципального образования Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края в лице Администрации ЗАТО г. Железногорск принять от конкурсного управляющего муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в муниципальную собственность указанное в Перечне имущество, подлежащее возврату в муниципальную собственность.
В удовлетворении заявления Закрытого административно-территориального образования город Железногорск об отсрочке исполнения определения от 16.08.2023 по делу № А33-19056-215/2019 в части взыскания с Муниципального образования Закрытого Административно-территориального образования Железногорск Красноярского края в лице Администрации ЗАТО г. Железногорск за счет казны в пользу муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) суммы компенсации в размере остаточной балансовой стоимости имущества, составляющей 323 056 956,16 руб. отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение может быть обжаловано в течение 10 дней после его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
О.В. Ерохина