АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 марта 2019 года
Дело № А33-23806-2/2018
Красноярск
Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 25 февраля 2019 года.
В окончательной форме определение изготовлено 12 марта 2019 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Инхиреевой М.Н., рассмотрев в судебном заседании требование Федеральной налоговой службы в лице ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска о включении в реестр требований кредиторов,
в деле по заявлению ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, СНИЛС <***>, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <...> Красноярского края, проживающего по адресу: <...>) о признании себя несостоятельным (банкротом),
в присутствии в судебном заседании:
от уполномоченного органа: ФИО2, представителя по доверенности от 01.08.2018 №101,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зимницкой М.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 30.08.2018 заявление о признании должника банкротом принято к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению обоснованности.
В судебном заседании 13 ноября 2018 года оглашена резолютивная часть решения о признании банкротом ФИО1, в отношении него открыта процедура реализации имущества гражданина. Утверждена финансовым управляющим имуществом должника ФИО3.
Сообщение финансового управляющего об открытии в отношении должника процедуры реализации имущества опубликовано в газете «Коммерсантъ» №217 от 24.11.2018.
В Арбитражный суд Красноярского края 18.12.2018 нарочно поступило требование Федеральной налоговой службы в лице ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска о включении задолженности в размере 40 286,96 руб. в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Определением от 24.12.2018 требование оставлено без движения сроком до 24.01.2019.
Определением суда от 15.01.2019 требование принято к производству, установлен срок для предъявления возражений относительно заявленного требования.
23.01.2019 в материалы дела от финансового управляющего поступили документы, содержащие доказательства включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требования 22.01.2019 (сообщение №3406404) и отзыв об отсутствии возражений против включения требования Федеральной налоговой службы в лице ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска в реестр требований кредиторов должника.
Определением от 25.01.2019 назначено судебное заседание по рассмотрению требования уполномоченного органа на 25.02.2019.
В судебное заседание явился представитель уполномоченного органа, иные лица, участвующие в деле,извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления копий определения иразмещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, не явились. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал заявленное требование по указанным в нем основаниям, изложил доводы, отраженные в требовании, ответил на вопросы суда.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в редакции от 27.07.2010 № 219-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
Проверив в порядке статей 100, 142, 213.24 Закона о банкротстве представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил, что заявителем соблюден двухмесячный срок предъявления требования о включении в реестр требований кредиторов должника. На дату рассмотрения требования срок на предъявление возражений истек, возражения на требование кредитора в материалы дела не поступили.
Уполномоченный орган обратился с требованием о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника задолженности в размере 40 286, 96 руб., в том числе:
- задолженность по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за периоды до 01.01.2017 в размере 7 447,43 руб. – основной долг, 2 734, 39 руб. – пени;
- задолженность по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 в размере 23 400 руб. – основной долг, 1 768, 28 руб. – пени;
- задолженность по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за периоды с 01.01.2017 в размере 4 590 руб. – основной долг, 346, 86 руб. – пени.
В качестве доказательств, подтверждающих наличие и размер задолженности, соблюдение сроков и порядка досудебного взыскания задолженности, предусмотренных действующим законодательством, заявителем представлены первичные документы, указанные в расшифровке задолженности в виде таблицы, подписанной представителем уполномоченного органа ФИО4 В отношении сумм пени представлены расчеты. Доказательства погашения задолженности в материалы дела не представлены.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 257 от 29.05.2004 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", Федеральная налоговая служба с момента своего образования определена в качестве уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 (в последующей редакции) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.
На основании статьи 2 Закона о банкротстве обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
При этом установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном законом порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Сроки для принудительного взыскания подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
Судом проверено соблюдение сроков на принудительное взыскание. На основании представленных в материалы дела копий документов судом установлено, что нарушений сроков принудительного взыскания задолженности в заявленном размере не допущено.
Наличие и размер задолженности в размере в размере 40 286, 96 руб., в том числе: 35 437, 43 руб. – основной долг, 4 849, 53 руб. – пени, подтверждены материалами дела и не оспариваются финансовым управляющим и должником. Возражения на требование ФНС России от иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве, не поступили.
Кроме того, как следует из материалов дела, судом признано обоснованным наличие и размер задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 руб. – основной долг, 1 768, 28 руб. – пени. Данная задолженность сформировалась в результате неуплаты должником страховых взносов, начисленных индивидуальному предпринимателю как самозанятому плательщику взносов.
Пунктом 2 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 данной статьи Налогового кодекса, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
Дифференцированный подход при определении очередности удовлетворения требований по удержанному, но неуплаченному налогу, изложен в пункте 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанных с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (Обзор от 20.12.2016) в отношении налога на доходы физических лиц.
В названном пункте Обзора от 20.12.2016 содержатся разъяснения, согласно которым если обязанность налогового агента по перечислению налога в бюджет является производной от получения дохода гражданином-налогоплательщиком, обязанность налогового агента не может относиться к иной очередности удовлетворения, чем требование об оплате труда, относящееся к реестровым требованиям второй очереди. Если же доходы, по которым был удержан налог на доходы физических лиц, не относится ко второй очереди осуществления расчетов с кредиторами, например, при выплате вознаграждения по договору подряда, процентов по займу, такой налог учитывается в составе третьей очереди реестра требований кредиторов.
Пунктом 14 Обзора от 20.12.2016, Верховный Суд РФ определил правовую позицию об удовлетворении требования по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в режиме, установленном для требований о выплате заработной платы, во второй очереди реестра требований кредиторов.
В указанном разъяснении Верховный Суд РФ отметил, что речь идет о платежах, которые являются составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждения. Также Верховный Суд РФ обратил внимание на особую правовую природу и предназначение страховых взносов, а также на недопустимость диспропорции между платежами вносимыми работодателем и предоставляемым гражданам страховым обеспечением. Следовательно, в случае банкротства индивидуального предпринимателя, разъяснения, данные Верховным Судом РФ в пункте 8 Обзора применимы к задолженности по страховым взносам, начисленным индивидуальному предпринимателю как работодателю, являющемуся налоговым агентом. Страховые же взносы, начисленные индивидуальному предпринимателю как самозанятому плательщику взносов, не имеют особой правовой природы. При банкротстве должника приоритет защиты имеют интересы работников должника, как лиц претерпевающих негативные последствия от финансовой несостоятельности работодателя, а не интересы Российской Федерации. Поэтому повышение приоритетности удовлетворения требований Российской Федерации в отсутствие защищаемого интереса работников несостоятельного работодателя не допускается. Требования Российской Федерации к такому работодателю подлежат удовлетворению в третью очередь вне зависимости от того, что это требования по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд РФ, обязанность по уплате страховых взносов Пенсионный фонд РФ у индивидуального предпринимателя связана с наличием у него указанного статуса.
Страховые взносы, начисленные индивидуальному предпринимателю как самозанятому плательщику соответствуют определению понятия обязательного платежа, определяемого положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве, в связи с чем, суд приходит к выводу, что требование об уплате указанных страховых взносов относятся к третьей очереди реестра требований кредиторов.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает обоснованным требование Федеральной налоговой службы и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, СНИЛС <***>, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <...> Красноярского края, проживающего по адресу: <...>) в размере 40 286,96 руб., в том числе: 35 437,43 руб. основного долга, 4 849,53 руб. пени, подлежащих отдельному учету в реестре.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение изготовлено в форме электронного документа и направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству лиц, участвующих в деле копии определения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 100, 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
О П Р Е Д Е Л И Л:
включить требование Федеральной налоговой службы в третью очередь реестра требований кредиторов должника – ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, СНИЛС <***>, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <...> Красноярского края, проживающего по адресу: <...>) в размере 40 286,96 руб., в том числе: 35 437,43 руб. основного долга, 4 849,53 руб. пени, подлежащих отдельному учету в реестре.
Определение подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить, что настоящее определение может быть обжаловано в течение десятидневного срока с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
М.Н. Инхиреева