ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-32780-1/17 от 17.12.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о включении требования в реестр требований кредиторов

21 декабря 2018 года

Дело № А33-32780-1/2017

Красноярск

Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 17 декабря 2018 года.

В полном объеме определение изготовлено 21 декабря 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шальмина М.С., рассмотрев в судебном заседании требование Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов,

в деле по заявлению ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: г. Красноярск, ИНН <***>, СНИЛС 11773145351, адрес проживания: <...>) о признании себя банкротом,

в отсутствии лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловым Д.В.,

установил:

ФИО1 обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя банкротом.

Определением от 23.01.2018 заявление принято к производству суда.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.03.2018 ФИО1 признан банкротом, в отношении него открыта процедура реализации имущества гражданина; финансовым управляющим имуществом должника утвержден ФИО2

Сообщение финансового управляющего о признании должника банкротом и открытии в отношении него процедуры реализации имущества должника опубликовано в газете Коммерсант №45 от 17.03.2018, стр. 170.

12.03.2018 от Федеральной налоговой службы нарочно поступило требование о включении в реестр требований кредиторов ФИО1 задолженности по обязательным платежам в бюджет в размере 5696,14 руб., в том числе: 3495,62 руб. – долг, 2200,52 руб. - пени.

Определением от 15.03.2018 требование оставлено без движения. Определением от 16.04.2018 срок оставления заявления без движения продлен. Определением от 15.05.2018 требование принято к производству суда, установлен срок для предъявления возражений. Определением от 21.06.2018 назначено судебное заседание на 28.08.2018. Судебное разбирательство откладывалось.

Лица, участвующие в деле,извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления копий определения иразмещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.

В материалы дела от финансового управляющего поступил отзыв на требование без возражений.

В материалы дела от уполномоченного органа поступило заявление об уменьшении размера заявленных требований, в соответствии с которым уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов должника задолженность в размере 5 561,52 руб., в том числе 3 361 руб. – недоимка, 2 200,52 руб. - пени.

Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уменьшение размера требований как не противоречащее закону и не нарушающее права других лиц.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.

В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).

Проверив в порядке статей 100, 142, 213.24 Закона о банкротстве представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил, что заявителем соблюден двухмесячный срок предъявления требования о включении в реестр требований кредиторов должника. На дату рассмотрения требования срок на предъявление возражений истек, возражения на требование кредитора в материалы дела не поступили.

Согласно требованию уполномоченного органа задолженность ФИО1 составляет 5 561,52 руб., в том числе 3 361 руб. – недоимка, 2 200,52 руб. - пени, их них:

Наименование налога

Налог, руб.

Пени, руб.

Страховые взносы на ОПС (накопительная часть) за 2013 год

-

294,05 руб.

Страховые взносы на ОПС (страховая часть) за 2013 год

-

1 021,30 руб.

Транспортный налог за 2014 год

3 361 руб.

885,17 руб.

В качестве доказательств, подтверждающих наличие и размер задолженности, соблюдение сроков и порядка досудебного взыскания задолженности, предусмотренных действующим законодательством, заявителем представлены первичные документы, указанные в расшифровке задолженности в виде таблицы, подписанной представителем уполномоченного органа ФИО3 В отношении сумм пени представлены расчеты. Доказательства погашения задолженности в материалы дела не представлены.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 257 от 29.05.2004 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", Федеральная налоговая служба с момента своего образования определена в качестве уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 (в последующей редакции) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.

На основании статьи 2 Закона о банкротстве обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

В силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.

При этом установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном законом порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

Рассмотрев требование уполномоченного органа в части включения в реестр требований кредиторов задолженности по пени по страховым взносам на ОПС в ПФ РФ (страховая часть) за 2013 год в размере 1 021,30 руб. и пени по страховым взносам на ОПС в ПФ РФ (накопительная часть) за 2013 год в размере 294,05 руб., арбитражный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования в данной части, в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня подлежит уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.

Уполномоченным органом в качестве доказательств, подтверждающих соблюдение сроков взыскания в принудительном порядке задолженности по страховым взносам на ОПС за 2013 год, в материалы дела представлен судебный приказ мирового судьи судебного участка №62 в Ленинском районе г. Красноярска от 25.11.2013 №2-1576/13.

Уполномоченный орган в письменных пояснениях от 26.09.2018 указывает, что возможность принудительного исполнения судебного приказа от 25.11.2013 №2-1576/13 утрачена, повторно обратиться в мировой суд за выдачей дубликата судебного приказа невозможно, в связи с истечением срока предъявления (25.11.2016).

Согласно общему правилу части 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

Частью 3 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.

В силу частей 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением данного исполнительного документа к исполнению.

После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

В силу пункта 3 части 1 статьи 47 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, в том числе если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Федеральным законом N 229-ФЗ предусмотрен розыск должника или его имущества.

В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

Согласно части 5 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.

Таким образом, возврат исполнительного документа не препятствует взыскателю повторно предъявить к исполнению исполнительный лист.

Доказательства первичного и повторного направления судебного приказа от 25.11.2013 №2-1576/13 к исполнению в Службу судебных приставов для принудительного исполнения не представлены.

Таким образом, исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что уполномоченный орган утратил возможность предъявления в ОСП судебного приказа от 25.11.2013 №2-1576/13, т.к. пропущен срок установленный частью 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В результате чего уполномоченным органом по состоянию на 28.02.2018 (дата введения первой процедуры банкротства) утрачена возможность взыскания в принудительном порядке задолженности по страховым взносам на ОПС за 2013 год, на которую начислены пени в общем размере 1 315,35 руб. Более того, как указано в письменных пояснениях уполномоченного органа от 19.07.2018, меры взыскания в отношении недоимки, на которую начислены пени в сумме 1 021,30 руб., в сумме 294,05 руб., не применялись.

Принимая во внимание, что заявленные суммы пени в общем размере 1 315,35 руб. начислены на обязательные платежи, сохранение сроков принудительного исполнения которой заявителем не доказано, то утрачиваются основания для начисления (доначисления) и включения в реестр требований кредиторов пени за просрочку оплаты данной задолженности.

Данные выводы подтверждаются судебной практикой (постановление ФАС ВСО от 26.01.2012 по делу №А19-2149810; постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.12.2014 №Ф04-11205/14 по делу №А45-8810/2014; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.2014 по делу №А75-9172/2012).

Кроме того, как ранее указано судом, заявленная налоговым органом задолженность по страховым взносам в части пени образовалась в связи с неуплатой указанных взносов за 2013 год. Требование об уплате пени фактически предъявлено 09.01.2017 и направлено налогоплательщику за пределами трехмесячного срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательства соблюдения сроков взыскания пени в 2013 году в материалы дела не представлены. Нарушение срока, установленного статьёй 70 Налогового Кодекса Российской Федерации, не влечет за собой изменение порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Требование уполномоченного органа о включении задолженности в реестр требований кредиторов подано в суд 12.03.2018, то есть с пропуском срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, наличие требования от 09.01.2017, в данном случае не имеет правового значения, т.к. не восстанавливает утраченную возможность взыскания недоимки образовавшейся в 2013 году.

При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части не имеется, в связи с чем, во включении требования в реестр требований кредиторов в указанной части следует отказать.

Сроки для принудительного взыскания подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.

Судом проверено соблюдение сроков на принудительное взыскание. На основании представленных в материалы дела копий документов судом установлено, что нарушений сроков принудительного взыскания задолженности по транспортному налогу за 2014 год в заявленном размере не допущено. При этом, в отношении задолженности по транспортному налогу за 2014 год в материалы дела представлен судебный приказ мирового суда судебного участка №52 в Кировском районе г. Красноярска от 10.06.2016.

В силу пункта 7 статьи 16 Закона о банкротстве в реестре требований кредиторов указываются сведения о размере его требований к должнику, а также основания возникновения требований кредиторов.

В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Таким образом, наличие и размер задолженности по вышеперечисленным обязательным платежам в размере 4246,17 руб., в том числе: 3361 руб. – основной долг, 885,17 руб. – пени, подтверждены материалами дела.

Согласно пункту 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

В связи с изложенным, арбитражный суд пришел к выводу, что требование уполномоченного органа в размере 4246,17 руб., в том числе 3361 руб. – основной долг и подлежащие отдельному учету в реестре пени в размере 885,17 руб. руб., обосновано и подлежит включению в реестр требований кредиторов в третью очередь. В остальной части требование уполномоченного органа удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 100, 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

О П Р Е Д Е Л И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Включить требование Федеральной налоговой службы в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: г.Красноярск, ИНН <***>, СНИЛС 11773145351, адрес проживания: <...>) в размере 4246,17 руб., в том числе: 3361 руб. – основной долг, 885,17 руб. – пени, подлежащие отдельному учету в реестре.

В остальной части заявленных требований в удовлетворении отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению.

Разъяснить, что настоящее определение может быть обжаловано в течение десятидневного срока с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

М.С. Шальмин