ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-7353/10 от 11.07.2011 АС Красноярского края

52/2011-97046(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 июля 2011 года

Дело № А33-7353/2010 к58

Красноярск

Резолютивная часть определения объявлена 06 июля 2011 года.

В полном объеме определение изготовлено 11 июля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Цыганковой И.Н., рассмотрев в судебном заседании требование министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края о включении в реестр требований кредиторов

в деле по заявлению общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «САТУРН» о признании банкротом должника - общества с ограниченной ответственностью «АЛПИ-Трэйд» (г. Красноярск, ОГРН <***>, ИНН <***>),

в присутствии в судебном заседании:

от конкурсного кредитора - ООО «АЛПИ-Инвест»: ФИО1 по доверенности от 07.02.2011,

от конкурсного управляющего: ФИО2 по доверенности от 15.04.2011,

от заявителя – министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края: ФИО3 по доверенности от 23.09.2010 №26,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорьевой Ю.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «САТУРН» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании должника общества с ограниченной ответственностью «АЛПИ-Трэйд» (далее по тексту – должник, ООО «АЛПИ-Трэйд») банкротом. Определением от 27 мая 2010 года заявление принято к производству арбитражного суда.

Определением от 05.08.2010 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО4.

Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения и утверждении временного управляющего опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 153 от 21.08.2010.

В арбитражный суд поступило требование министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края (далее – заявитель, министерство) о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 61 378 170,18 руб.

Определением от 29.09.2010 требование кредитора принято к производству арбитражного суда, кредитору разъяснено, что его требование будет рассмотрено после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

Решением арбитражного суда от 25.03.2011 ООО «АЛПИ-Трэйд» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 21.09.2011, конкурсным управляющим должника утвержден ФИО4.

Определением от 05.04.2011 назначено судебное заседание. Рассмотрение требования откладывалось.


Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания путем направления определения от 25.05.2011 (почтовые уведомления от 30.05.2011), а также путем опубликования определения от 25.05.2011 на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края (дата публикации 30.06.2011), явку своих уполномоченных представителей не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, но не явившихся для участия в судебное заседание.

Представитель заявителя пояснила по существу заявленных требований и настаивала на предъявленном к должнику требовании. Представитель заявителя - министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края пояснил, что нарушен пункт 2.5 договора государственной поддержки, заключенного между должником и министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, в части сохранения должником рабочих мест. В материалы дела доказательства нарушения должником пункта 2.5 названного договора в части фактического сокращения размера рабочих мест заявителем не представлены. По мнению представителя заявителя

Представитель конкурсного управляющего должника возражал против требования пояснил, что оснований для возврата полученных субсидий не имеется, поскольку должник не нарушил условия предоставления субсидий, факт нарушения не установлен министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края и требование о возврате субсидий должнику им не предъявлялось.

Представитель министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края пояснил, что согласно пункту 3.4 договора субсидии подлежат возврату в случае нарушения условий договора, а также пункт 11 постановления Правительства Красноярского края № 432 регулирует порядок возврата выделенных субсидий.

Представитель конкурсного кредитора - ООО «АЛПИ-Инвест» возражал против включения требования в реестр, пояснил следующее:

- правовая природа субсидий – это вид финансовой помощи, которая предоставляется на безвозвратной и безвозмездной основе в соответствии со статьей 78 Бюджетного Кодекса РФ;

- доказательств нарушения должником до 31.12.2010 пункта 2.5 договора в материалы дела не представлено;

- возврат субсидии возможен после установления факта нарушения договора и за период с момента предъявления требования о возврате субсидий, а не за весь период предоставления субсидий.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для предоставления заявителем выписки из реестра организаций торговли и агропромышленного комплекса края, доказательств нарушения договора в части сохранения рабочих мест должником объявлен перерыв до 09 час. 00 мин. 06 июля 2011 года, о чем вынесено протокольное определение. Лицам, участвующим в деле, сообщено, что после перерыва судебное заседание будет продолжено в зале судебного заседания №544 здания Арбитражного суда Красноярского края по адресу <...>. Информация о перерыве размещалась на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края. После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей сторон. После перерыва явилась представитель министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края ФИО5 по доверенности от 01.04.2011 №4, личность удостоверена паспортом, к участию в заседании суда не допущена, в связи с отсутствием в доверенности полномочий на ведение дела о банкротстве. Представитель министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края ходатайствовала об истребовании дополнительных доказательств и о приобщении к материалам дела справки о численности и движении работников.


Представитель конкурсного управляющего должника возражал против удовлетворения заявленного ходатайства. Представитель конкурсного кредитора возражал против удовлетворения заявленного ходатайства, а также возражал против приобщения справки о средней численности работников должника в 2009-2010 г.г. к материалам дела, поскольку информация не является достоверной, в ней нет ссылок на первичные документы.

Представленные министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края документы, судом приобщены к материалам дела.

Суд, рассмотрев ходатайство об истребовании доказательств, отклонил его, поскольку в ходатайстве не указаны причины, препятствующие самостоятельному получению доказательств, не представлены документы в подтверждение отсутствия возможности самостоятельного получения необходимых доказательств, а также доказательства самостоятельного обращения в межрайонный отдел службы судебных приставов по Красноярскому краю, истребуемые доказательства о количестве исполнительных производств по судебным приказам о взыскании задолженности по заработной плате с должника не отвечают признакам относимости и допустимости доказательств в данном деле.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства:

как следует из материалов дела, денежные обязательства должника перед министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края из договора от 24.11.2009 о предоставлении государственной поддержки организациям торговли края (далее – договор), предметом которого является определение порядка взаимодействия сторон по предоставлению за счет средств краевого бюджета в соответствии с Законом Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3512 (далее – Закон края № 8-3512) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями торговли края на срок до 2 лет, на возмещение части затрат, связанных с приобретением технологического оборудования для торговли, на возмещение части стоимости закупленных пищевых продуктов, произведенных организациями агропромышленного комплекса края, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и индивидуальными предпринимателями в случае соблюдения организацией торговли края условий, предусмотренных Законом края № 8-3512 и предоставления в министерство соответствующего перечня документов (пункт 2.1 договора). Пунктом 2.2 договора определен перечень документов, который организация торговли края обязалась представлять в министерство.

Организация торговли края обязалась обеспечить:

сохранение рабочих мест в течение действия договора;

применение торговой надбавки при реализации социально значимых пищевых продуктов в определенном размере;

сохранение объемов закупа пищевых продуктов, произведенных организациями агропромышленного комплекса края, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и индивидуальными предпринимателями, состоящими в реестре субъектов агропромышленного комплекса края (пункт 2.5 договора).

Согласно пункту 2.6 договора организация торговли края обязана возвратить в краевой бюджет предоставленные средства государственной поддержки в случае нарушения условий их предоставления.

Министерство вправе требовать возврата предоставленных средств государственной поддержки при невыполнении организацией торговли края условий предоставления средств государственной поддержки, предусмотренных Законом края № 8-3512 9 (пункт 3.4 договора).

На основании платежных поручений от 23.12.2009 № 49722 на сумму 14 549 750 руб., от 23.12.2009 № 49554 на сумму 1 029 480,97 руб., от 08.12.2009 № 13327 на сумму 222 658 руб., от 08.12.2009 № 13523 на сумму 744 642, 68 руб., от 07.12.2009 № 8303 на сумму 3 656 834 руб., от 21.06.2010 № 306404 на сумму 4 266 122, 35 руб., от 28.06.2010 № 325485 на


сумму 8 833 141, 97 руб., от 19.07.2010 № 371535 на сумму 1 176 905 руб., от 26.07.2010 № 386078 на сумму 26 898 635, 21 руб., в общей сумме 61 378 170, 18 руб. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В качестве документального подтверждения несоблюдения должником условий договора от 24.11.2009 министерством представлены в материалы дела информация о средней численности работников ООО «АЛПИ-Трэйд» в октябре, ноябре, декабре 2009 года, с января по апрель 2010 года, согласно которой в январе – апреле 2010 года Емельяновское и Березовское подразделения должника не имели работников. Данная информация подтверждена сведениями о численности, заработной плате и движении работников за апрель 2010 года по подразделениям, представленными должником в министерство в рамках договора от 24.11.2009. Согласно названным сведениям работники должника выбывали в спорный период в связи с увольнением по собственному желанию, а не в связи с сокращением рабочих мест.

Поскольку в отношении должника определением арбитражного суда от 05.08.2010 в введена процедура наблюдения, министерство полагает нарушенными должником условия договора о сохранении рабочих мест и считает подлежащими возврату субсидии, предоставленные должнику по договору от 24.11.2009 в полном размере, министерство обратилось с заявлением о включении задолженности в реестр требований кредиторов ООО «АЛПИ-Трэйд» в размере 61 378 170, 18 руб.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно статье 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в редакции ФЗ от 30.12.2008 № 296-ФЗ (далее – Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В данном случае требование кредитором предъявлено в наблюдении по истечении установленного срока.

Поскольку решением арбитражного суда от 25.03.2011 должник признан банкротом, требование кредитора подлежит рассмотрению в процедуре конкурсного производства.

В соответствии со статьей 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.

Согласно статье 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе конкурсного управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и конкурсному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов, который проверяет обоснованность и наличие оснований для включения требований кредиторов в реестр требований кредиторов.

В силу пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.


В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок и размер предоставления субсидий на возмещение части стоимости закупленных пищевых продуктов, произведенных субъектами агропромышленного комплекса края и вновь созданными производителями пищевых продуктов предусмотрен статьей 13 Закона Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3512 «О дополнительных мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса края в 2009-2010 годах».

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Красноярского края от 20.08.2009 № 432-п «Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям торговли края на возмещение части стоимости закупленных пищевых продуктов, произведенных вновь созданными производителями пищевых продуктов и субъектами агропромышленного комплекса края, перечня и форм документов для их получения и порядка возврата полученных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении» (далее по тексту – постановление № 432-п) предоставление вышеназванных субсидий осуществляется министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края.

Виды мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, установлены статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Такого основания для взыскания выделенных бюджетных средств как применение в отношении организации процедуры наблюдения в указанной норме не предусмотрено.

Основания возврата субсидий предусмотрены пунктом 11 постановления № 432-п, которым установлен также порядок предъявления требования министерством о возврате субсидий путем направления уведомления организации торговли края в случае установления факта нарушения о возврате в 10-дневный срок перечисленных сумм субсидий в доход краевого бюджета за период с момента допущения нарушения или представления недостоверных сведений.

Как следует из материалов дела, основанием для возврата должником перечисленных ему субсидий является невыполнение организацией торговли края условий предоставления средств государственной поддержки, предусмотренных Законом края № 8-3512 9 (пункт 3.4 договора). По мнению министерства, обязанность должника возвратить предоставленные из краевого бюджета субсидии возникла в момент введения в отношении него процедуры наблюдения, которая вызвала сокращение рабочих мест и как следствие нарушение условий договора от 24.11.2009, предусмотренных пунктом 3.4 о сохранении рабочих мест в период действия договора.

Арбитражный суд, оценив представленные министерством документы (информацию о средней численности работников ООО «АЛПИ-Трэйд» в октябре, ноябре, декабре 2009 года, с января по апрель 2010 года, согласно которой в январе – апреле 2010 года Емельяновское и Березовское подразделения должника не имели работников; сведения о численности, заработной плате и движении работников за апрель 2010 года по подразделениям), с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает, что субсидии, полученный ООО «АЛПИ-Трэйд» по договору от 24.11.2009 использованы по целевому назначению и возврату не подлежат. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств того, что должником не соблюдены условия договора от 24.11.2009 в части сохранения рабочих мест и обязанности должника возвратить их в полном объеме в связи с введением в отношении него 05.08.2010 процедуры наблюдения, не представлено. Статья 63 Закона о банкротстве не предусматривает таких последствий применения процедуры наблюдения как увольнение работников. Увольнение работников должника влечет открытие в отношении него процедуры конкурсного производства (статья 129 Закона о банкротстве). Должник признан


банкротом решением арбитражного суда от 25.03.2011, то есть после истечения срока действия договора от 24.11.2009. Ранее министерством также не направлялось должнику уведомление об установлении факта нарушения условий выделения субсидий и о возврате в 10-дневный срок перечисленных сумм субсидий в доход краевого бюджета за период с момента допущения нарушения или представления недостоверных сведений.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает требование министерства необоснованным и не подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника.

Руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

во включении требования министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края в размере 61 378 170, 18 рублей в реестр требований кредиторов должника - ООО «АЛПИ-Трэйд» отказать.

Разъяснить, что настоящее определение может быть обжаловано в течение десятидневного срока с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.Н. Цыганкова



2 А33-7353/2010

3 А33-7353/2010

4 А33-7353/2010

5 А33-7353/2010

6 А33-7353/2010