АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о включении в реестр требований кредиторов
31 января 2019 года
Дело № А33-8051-10/2017
Красноярск
Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 25 января 2019 года.
В полном объёме определение изготовлено 31 января 2019 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Бескровной Н.С.,
рассмотрев в судебном заседании требование Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной ИФНС № 22 по Красноярскому краю о включении в реестр требований кредиторов
в деле по заявлению Федеральной налоговой службы о признании ФИО1 (ИНН <***>, адрес: 660012, <...>) несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании:
от должника: ФИО2, представителя по доверенности от 26.02.2018, личность удостоверена паспортом,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой В.И.,
установил:
Федеральная налоговая служба обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании ФИО1 (ИНН <***>, адрес: 660012, <...>, далее - должник) несостоятельным (банкротом).
Заявление принято к производству арбитражного суда, определением от 05.07.2017 возбуждено производство по делу о банкротстве должника.
Определением от 23.10.2017 заявление Федеральной налоговой службы о признании ФИО1 (ИНН <***>, адрес: 660012, <...>) признано обоснованным, в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов. Финансовым управляющим должника утверждена ФИО3.
Сообщение финансового управляющего о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов опубликовано в газете «Коммерсантъ» №202 от 28.10.2017.
Решением от 28.05.2018 ФИО1 (ИНН <***>, адрес: 660012, <...>) признан банкротом, в отношении него открыта процедура реализации имущества гражданина сроком до 22 ноября 2018 года. Финансовым управляющим имуществом должника утверждена ФИО3.
Сообщение финансового управляющего об открытии в отношении должника процедуры реализации имущества должника опубликовано в газете Коммерсант №95 от 02.06.2018.
01.08.2018 в Арбитражный суд Красноярского края нарочно поступило требование Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной ИФНС № 22 по Красноярскому краю о включении в реестр требований кредиторов суммы задолженности по обязательным платежам в размере 1 688 415 рублей 82 копейки, из которых основной долг в сумме 1 682 504 рубля 56 копеек, пени в сумме 5 911 рублей 26 копеек.
Определением от 08.08.2018 требование оставлено без движения сроком до 07.09.2018.
Определением от 27.08.2018 требование принято к производству арбитражного суда, установлен срок для возражений, судебное заседание по рассмотрению требования кредитора назначено на 22.10.2018. Определение направлено заявителю, конкурсному управляющему, первому кредитору. Иным кредиторам, требования которых включены в реестр требований кредиторов, предоставлена возможность ознакомиться со всеми поданными в отношении должника требованиями о включении в реестр требований кредиторов должника в рамках настоящего дела, датах и месте слушания по рассмотрению их обоснованности на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnovarsk.arbitr.ru (http://kad.arbitr.ru/).
18.09.2018 в материалы дела от финансового управляющего поступил отзыв, заявлены возражения относительно удовлетворения требования кредитора в части включению задолженности по исполнительскому сбору в состав основного долга, указано на необходимость учета указанной задолженности отдельно от суммы основного долга, представлены доказательства опубликования сообщения о поступившем требовании в ЕФРСБ.
22.10.2018 в материалы дела о кредитора поступило ходатайство, принятое судом в порядке ст. 49 АПК РФ, об уточнении суммы требования, согласно которому включению в реестр требований кредиторов подлежит задолженность в общем размере 1 099 296 рублей 95 копеек, в том числе 1 098 979 рублей основного долга, пени в сумме 317 рублей 39 копеек.
Определениями от 22.10.2018, 27.11.2018, 27.12.2018 судебное заседание откладывалось на 27.11.2018, 27.12.2018, 25.01.2019 соответственно
Иные лица, участвующие в деле,извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления копий определения иразмещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель должника поддержал заявленные ранее возражения относительно заявленных требований, указал, что в удовлетворении требования уполномоченного органа в части включения в реестр требований кредиторов задолженности по исполнительскому сбору по судебным актам, которые отменены судом общей юрисдикции, должно быть отказано, невзирая на отсутствие постановления службы судебных приставов об отмене постановлений о взыскании исполнительского сбора.
Кроме того, по мнению представителя должника, задолженность по исполнительскому сбору в остальной части также не подлежит включению в реестр требований кредиторов, поскольку постановления о взыскании исполнительского сбора вынесены в нарушение требований статьи 213.11 закона о банкротстве.
Представитель должника ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных возражений от 25.01.2019 с соответствующими приложениями.
В порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные документы приобщены к материалам дела.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в редакции от 27.07.2010 № 219-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
Проверив в порядке статей 100, 142, 213.24 Закона о банкротстве представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил, что заявителем соблюден двухмесячный срок предъявления требования о включении в реестр требований кредиторов должника. На дату рассмотрения требования срок на предъявление возражений истек, в материалы дела поступили указанные выше возражения финансового управляющего и должника.
В рамках настоящего требования Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной ИФНС № 22 по Красноярскому краю заявлено о включении в реестр требований кредиторов ФИО1 задолженности (с учетом уточнения от 22.10.2018) в общем размере 1 099 296 рублей 95 копеек, в том числе 1 098 979 рублей основного долга, пени в сумме 317 рублей 39 копеек, из них_
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2015 год в размере 205 872 рубля недоимка, 317 рублей 39 копеек пени (подтвержденный вступившим в законную силу судебным приказом от 09.08.2017 по делу №2А-834/20107/74);
- исполнительский сбор в размере 893 107 рублей 56 копеек.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 257 от 29.05.2004 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", Федеральная налоговая служба с момента своего образования определена в качестве уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 (в последующей редакции) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и вправе предъявлять требования о включении в реестр, как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.
На основании статьи 2 Закона о банкротстве обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
Установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном законом порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Судом проверено соблюдение сроков на принудительное взыскание. На основании представленных в материалы дела копий документов судом установлено, что нарушений сроков принудительного взыскания задолженности в заявленном размере не допущено.
Наличие и размер задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2015 год в размере 205 872 рубля недоимка, 317 рублей 39 копеек пени, подтверждено вступившим в законную силу судебным приказом от 09.08.2017 по делу №2А-834/20107/74, не оспариваются должником и финансовым управляющим. Возражений на требование ФНС России от иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве, в указанной части требования не поступили.
Рассмотрев требования уполномоченного органа в части включению в реестр требований кредиторов задолженности по исполнительскому сбору в размере 893 107 рублей 56 копеек, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В силу частей 11 и 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон N 229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено этим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона N 229-ФЗ, в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
Частями 1, 2, 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым щ должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 этой статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но "не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя.
Согласно подпункту 1 пункта 10 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ, исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ.
Должником в материалы дела представлены доказательства отмены судебных актов, на основании которых вынесены постановления СПИ о взыскании исполнительных сборов №24002/17/278648, №24002/17/278644, №24002/17/278679, №24002/17/278653 на общую сумму в размере 114 228 рублей 50 копеек.
Таким образом, в силу ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ, постановления о взыскании исполнительских сборов №24002/17/278653, №24002/17/278679, №24002/17/278644, №24002/17/278648, на настоящий момент являются незаконными, взыскиваемые по ним суммы исполнительских сборов не подлежат включения в реестр требований кредиторов должника.
С учетом изложенного, требование уполномоченного органа в размере 114 228 рублей 50 копеек - исполнительский сбор, удовлетворению не подлежит.
Рассмотрев возражения должника относительно того, что задолженность по исполнительскому сбору в остальной части не подлежит включению в реестр требований кредиторов, поскольку постановления о взыскании исполнительского сбора вынесены в нарушение требований статьи 213.11 закона о банкротстве, арбитражный суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требования, с учетом следующего.
Согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве с даты введения процедуры реструктуризации долгов гражданина приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов, а также по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение, если на дату введения этой процедуры кредитор, являющийся залогодержателем, выразил согласие на оставление заложенного жилого помещения за собой в рамках исполнительного производства в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16.07.1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина.
Резолютивная часть определения о признании обоснованным заявления Федеральной налоговой службы о признании ФИО1 банкротом и введения в отношении должника процедуры реструктуризации долгов оглашена в судебном заседании 17.10.2017, постановления СПИ о взыскании исполнительного сбора, заявленные в рамках настоящего требования, вынесены 10.07.2017, то есть, до введения в отношении должника процедуры реструктуризации имущества, в связи с чем, нарушений требования статьи 213.11 Закона о банкротстве, в рассматриваемом случае не имеется.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.01.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве мер его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением, в процессе исполнительного производства, и налагается на должника в случае виновного неисполнения им исполнительного документа имущественного характера в срок, установленный для его добровольного исполнения.
Статьей 2 Закона о банкротстве, к обязательным платежам отнесены, в том числе, штрафы и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по- уплате обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 №59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случае возбуждения дела о банкротстве, исходя из понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона №127-ФЗ, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона № 127-ФЗ (как требования кредиторов третьей очереди, учитываемые отдельно в реестре требований кредиторов и подлежащие удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов).
На основании изложенного, задолженность по исполнительскому сбору в размере 778 879 рублей 06 копеек подлежит отдельному учету в реестре требований кредиторов и подлежит удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Учитывая, что обязательство должника перед кредитором является денежным и до настоящего времени не исполнено, требование Федеральной налоговой службы признается подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов в размере 205 872 рубля - основной долг; 317 рублей 39 копеек - пени, 778 879 рублей 06 копеек - исполнительский сбор (штраф), с учетом норм статьи 137 Закона о банкротстве, согласно которой пени и финансовые санкции учитываются в реестре отдельно от суммы основного долга. В остальной части заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение изготовлено в форме электронного документа в течение пяти рабочих дней и направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству лиц, участвующих в деле копии определения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 100, 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
О П Р Е Д Е Л И Л:
требование удовлетворить частично.
включить требование Федеральной налоговой службы в третью очередь реестра требований кредиторов должника – ФИО1 (ИНН <***>, адрес: 660012, <...>) в размере 205 872 рубля - основной долг; 317 рублей 39 копеек - пени, 778 879 рублей 06 копеек - исполнительский сбор (штраф), подлежащие отдельному учёту в реестре.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить, что настоящее определение может быть обжаловано в течение десятидневного срока с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Н.С. Бескровная