ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А34-2505/19 от 18.03.2020 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002 http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о включении в реестр требований кредиторов

г. Курган

Дело № А34-2505/2019

20 марта 2020 года

Резолютивная часть определения объявлена 18 марта 2020 года.

Полный текст определения изготовлен 20 марта 2020 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Ершовой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карясовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Иониной Ирины Дмитриевны (16.03.1968 г.р., место рождения: г. Курган, адрес регистрации и фактического проживания: 641914, Курганская область, Каргапольский район, с. Вяткино, ул. Гагарина, д. 13; ИНН 450800867677, ОГРНИП 304450806900013) заявление ФНС России в лице УФНС России по Курганской области о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Данилова Т.Ю. – доверенность от 10.06.2019,

от должника: явки нет, извещен,

от финансового управляющего: явки нет, извещен,

установил:

определением суда от 16.05.2019 (резолютивная часть) в отношении Иониной Ирины Дмитриевны (далее - должник) введена процедура реструктуризации долгов гражданина. Финансовым управляющим имуществом должника утверждена Малахевич Анастасия Михайловна.

23.01.2020 в Арбитражный суд Курганской области поступило заявление ФНС России в лице УФНС России по Курганской области о включении в реестр требований кредиторов должника в третью очередь задолженности в размере 620 945 руб. 66 коп., в том числе: основной долг- 589 690 руб., пени – 16 517 руб. 66 коп., штраф – 14 738 руб.

Сообщение о признании должника банкротом и введении в его отношении процедуры реструктуризации долгов гражданина опубликовано в газете «Коммерсантъ» №89 от 25.05.2019.

Заявление ФНС России в лице УФНС России по Курганской области поступило в Арбитражный суд Курганской области 23.01.2020, то есть заявителем пропущен срок на предъявление требований в процедуре реструктуризации долгов гражданина.

В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом (пункт 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве). Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Восстановление пропущенного срока на предъявление требования к должнику в целях участия в первом собрании кредиторов возможно на основании ходатайства кредитора только до дня проведения первого собрания (пункт 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве).

Между тем, предъявление кредитором или уполномоченным органом требования с пропуском установленного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве срока или отказ в его восстановлении для целей участия в первом собрании кредиторов должника не является основанием для не рассмотрения судом этого требования для целей включения в реестр. Данные требования, в случае включения в реестр требований кредиторов должника, удовлетворяются на общих условиях (абзац второй пункта 4 статьи 213.19 Закона о банкротстве).

26.02.2020 от должника поступили возражения. Указал на то, что должником поданы в налоговый орган заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) № 5 от 20.02.2020 и № 6 от 20.02.2020 на общую сумму 14738 рублей. Тем самым удовлетворены требования кредитора. При подаче заявления налоговым органом заявления о включении требований в реестр кредиторов должнику не были предоставлены копии документов, на которые ссылаются уполномоченный орган. А также должнику не было представлено требование № 24897 от 24.12.2019 года со сроком оплаты по данному требованию 18.02.2020 года. Налоговым органом не представлено доказательств отправление требования № 24897 от 24.12.2019 налогоплательщику. После указанной даты налоговым органом должно выносится решение о взыскании долга. Налоговым органом данное решение не представлено. Тем самым нарушены права должника. Должнику не отправили уведомление о наличии задолженности, тем самым нарушены предусмотренные законом сроки направления должнику требований и решений. Указанная задолженность является текущими платежами и не подлежит включению в реестр требований кредиторов.

26.02.2020 от финансового управляющего поступил отзыв, согласно которому заявителем пропущен срок на предъявление требований в процедуре реструктуризации долгов гражданина. В связи с тем, что у финансового управляющего отсутствует информация о погашение задолженности, вопрос о признании требования обоснованным оставлен на усмотрение суда.

Представитель уполномоченного органа в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Представил письменные пояснения, доказательства их направления в адрес должника и финансового управляющего; требование № 24897 от 24.12.2019, решение № 348 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.08.2019, извещение о получении электронного документа, решение № 312 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.07.2019, налоговое уведомление № 65034857 от 22.08.2019, скриншоты.

Должник, финансовый управляющий в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (статья 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поступившие документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено без участия должника, финансового управляющего.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 213.8 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.

Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.

В силу пункту 6 статьи 16, статьи 71 Закона о банкротстве требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом для проверки обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. В связи с чем, арбитражный суд по существу проверяет доказательства возникновения задолженности и применения мер ответственности на основе положений норм материального права.

При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований, наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.

Основанием возникновения задолженности явилось неисполнение должником в нарушение статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу пункта 2 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Задолженность по обязательным платежам, подлежащая включению в реестр требований кредиторов Иониной И.Д., составляет 620 945 руб. 66 коп., в том числе: основной долг- 589 690 руб., пени – 16 517 руб. 66 коп., штраф – 14 738 руб.

Указанная задолженность образовалась в результате привлечения Иониной И.Д. к ответственности за совершение налогового правонарушения по решениям Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области от 23.07.2019 № 312, от 22.08.2019 № 348; в связи с начислением налога на имущество, транспортного и земельного налогов за 2018 год по сроку уплаты 02.12.2019; начисления пеней из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов в установленный законодательством срок (период начисления пеней до 01.01.2017, 01.02.2019 – 01.03.2019).

Установлено, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области состоит в качестве налогоплательщика Ионина Ирина, которая является плательщиком транспортного, земельного и имущественного налога.

В соответствии со статьями 360, 393, 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по уплате транспортного, земельного имущественного налога является календарный год.

Оплата по вышеуказанным налогам должна быть исполнена налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым органом 22.08.2019 было сформировано сводное налоговое уведомление №65034857 на уплату вышеуказанных налогов в сумме 589690 рублей и 09.09.2019 было направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом, что подтверждается списком №105 от 09.09.2019.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В связи с неуплатой налога за 2018 год по сроку 01.12.2019 Иониной И.Д. было выставлено требование от 24.12.2019 № 24897 по сроку уплаты до 18.02.2020. Требование было направлено заказным письмом 25.12.2019, что подтверждается списком № 1 внутренних почтовых отправлении от 25.12.2019. Требование налогоплательщиком было получено 26.12.2019, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

Кроме того в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

ИП Ионина И.Д. обратилась с заявлением в налоговый орган о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) № 5 от 20.02.2020 и № 6 от 20.02.2020 на общую сумму 14 738 руб. Данные решения налоговым органом были рассмотрены, решением от 03.03.2020 по заявлению №5 от 20.02.2020 в зачете налога в сумме 5 176,26 руб. налогоплательщику было отказано, решением от 12.03.2020 заявление № 6 от 20.02.2020 И.П. Иониной И.Д. удовлетворено, произведен зачет на 9561,74 рубля.

В нарушение пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации НДФЛ, исчисленный и удержанный за 2018 год из выплаченной заработной платы работникам в доход бюджета налоговым агентом ИП Иониной И.Д. не перечислялся в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, что влечет за собой налоговую ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполное перечисление сумм налога, подлежащего перечислению налоговым агентом в установленные Кодексом сроки, в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

По данным расчета по форме 6-НДФЛ за 2018 год установлено незаконное уклонение налогового агента ИП Иониной Ирины Дмитриевны по выполнению возложенной на него обязанности по полному и своевременному перечислению налога в бюджет в сумме 65 855 руб.

Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка в связи с несвоевременным перечислением налога на доходы физических лиц в установленные законодательством о налогах и сборах сроки за период с 01.01.2018 по 31.12.2018. По результатам проверки было принято решение № 348 от 22.08.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщику вынесен штраф в сумме 13171 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение о рассмотрении материалов налоговой было принято в отсутствие извещенного в установленном порядке налогоплательщика. Надлежащее извещение налогоплательщика подтверждается извещением о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки от 28.06.2019 № 07-15/214, направленным налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением 05.07.2019.

Вынесенное решение № 348 от 22.08.2019 было направлено налогоплательщику по ТКС и было получено им 27.08.2019, что подтверждается извещением о получении электронного документа. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу. 3.2 Организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют ввоз товаров на территорию РФ, помимо налоговой декларации по НДС подают отдельную налоговую декларацию по косвенным налогам при импорте из стран Таможенного союза.

ИП Ионина И.Д. по контракту № 11 от 18.12.2017 с ЧТУП «Беромин» осуществляла ввоз кожи подкладочной из шкур свиных с территории Республики Беларусь.

Согласно пункту 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) декларация по импорту представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором импортированные товары были приняты на учет.

В соответствии с п. 19 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе уплата налога производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором товары приняты на учет.

По представленной предпринимателем книге доходов и расходов индивидуального предпринимателя за 1 квартал 2019 установлено, что кожа подкладочная из шкур свиных оприходована 23.01.2019.

Следовательно, срок представления налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств членов Таможенного союза за январь 2019 не позднее 20.02.2019 года.

В нарушение пункта 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) декларация по косвенным налогам за январь 2019 направлена ИП Иониной И.Д. 22.02.2019 по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждается протоколом специализированного оператора связи от 22.02.2019.

Налог к уплате на основании представленной декларации исчислен к уплате в бюджет в сумме 62 671 руб.

Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка в связи с нарушением срока представления налоговой декларации. По результатам проверки было принято решение № 312 от 23.07.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. Налогоплательщику вынесен штраф в размере 1 567 рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение о рассмотрении материалов налоговой проверки принято в отсутствие извещенного в установленном порядке налогоплательщика. Вынесенное решение № 312 от 23.07.2019 было направлено налогоплательщику по ТКС и было получено им 24.07.2019, что подтверждается извещением о получении электронного документа.

Решения налогового органа в установленном порядке не обжалованы, вступили в законную силу

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 (ред. от 20.12.2016) «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которой если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, то такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о требованиях, подлежащих включению в реестр. Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве в порядке, определенном статьями 71 и 100 Закона. Таким образом, штрафные санкции, взысканные решениями от 22.08.2019 и 23.07.2019 не являются текущими платежами и подлежат включению в реестр требований кредиторов.

На основании изложенного, учитывая, что должник, финансовый управляющий доказательств уплаты заявленной задолженности не представили (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), сумму долга не оспорили, требования уполномоченного органа подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы должника отклоняются судом, поскольку по одному из заявлений произведен зачет – на текущие платежи по штрафам, по второму заявлению в зачете отказано, кроме того, поскольку в процедуре банкротства зачеты запрещены (статья 63 Закона о банкротстве), указанная должником переплата в любом случае может быть отнесена только на погашение текущих платежей.

Также отклоняются доводы об отнесении начисленных штрафов к текущим платежам.

Как разъяснено в пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.

В рассматриваемом случае, штрафные санкции применены к должнику за правонарушения, сроки совершения которых: 21.11.2018, 21.12.2018, 28.01.2019, 20.02.2019 – до принятия к производству заявления о признании должника банкротом (18.03.2019), в связи с чем, требования об уплате штрафных санкций не относятся к текущим платежам, являются реестровыми (пункт 1 Постановления Пленума от 23.07.2009 № 60).

В отношении не направления должнику требований и уведомлений об уплате налога доводы должника также отклоняются, поскольку противоречат материалам дела (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) – доказательства направления требований, уведомлений, заявления в адрес должника представлены.

В силу пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве требование заявителя подлежит включению в третью очередь.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 16, 71, 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

заявление удовлетворить.

Признать обоснованными и включить в третью очередь реестра требований кредиторов Иониной Ирины Дмитриевны требования ФНС России в лице УФНС России по Курганской области в размере 620 945 руб. 66 коп., в том числе: основной долг- 589 690 руб., пени – 16 517 руб. 66 коп., штраф – 14 738 руб.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.В. Ершова