Арбитражный суд Липецкой области
пл. Петра Великого, д. 7, г. Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о признании предъявленных кредитором требований обоснованными и
об обязании конкурсного управляющего учесть их за реестром
г.Липецк Дело № А36-10810/2019
18 января 2022 года
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Немцевой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Суховой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы в лице МИФНС России № 3 по Липецкой области (ФНС России)
о включении требований в размере 154 204 158 руб. 62 коп. в реестр требований кредиторов должника,
в рамках дела № А36-10810/2019,
возбужденного по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строй-Опт» (398902, <...>, литер И, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Генборг» (399344, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании:
от ФНС России – ФИО1, доверенность от 15.02.2021,
конкурсный управляющий не явился,
УСТАНОВИЛ:
03.10.2019 общество с ограниченной ответственностью Строй-Опт» обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Генборг» несостоятельным (банкротом).
Определением от 14.11.2019 заявление кредитора принято судом к производству, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требования, просил признать ООО «Генборг» несостоятельным (банкротом)» по упрощенной процедуре – банкротство ликвидируемого должника и открыть конкурсное производство.
Решением от 30.04.2020, резолютивная часть которого оглашена 23.04.2020, ликвидируемый должник – ООО «Генборг» признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, в упрощенном порядке, предусмотренном статьями 224–225 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (банкротство ликвидируемого должника).
Определением от 30.04.2020, резолютивная часть которого оглашена 23.04.2020, конкурсным управляющим утверждена арбитражный управляющий ФИО2, являющаяся членом саморегулируемой организации – ассоциация арбитражных управляющих «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса».
28.04.2020 - на сайте ЕФРСБ за №4944968, а также 08.05.2020 - в газете «Коммерсантъ» №81 опубликовано сообщение о введении в отношении должника конкурсного производства.
07.06.2021 через интерактивный сервис «Мой арбитр» Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной ИФНС России № 3 по Липецкой области (ФНС России) обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении требований в размере 151 670 451 руб. 66 коп. в реестр требований кредиторов должника.
Определением от 01.07.2021 заявление кредитора принято к рассмотрению в судебном заседании.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В судебное заседание не явился конкурсный управляющий, извещался надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размещена арбитражным судом на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа заявила об увеличении размера требований до 154 204 158 руб. 62 коп.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял увеличение заявленных требований, поскольку это право стороны.
Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) и АО «Генборг» (ныне – ООО «Генборг») (Получатель субсидии – Инициатор совместного проекта) заключен договор №1670168640.2016.03 о предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импоротозамещения от 29.08.2016.
Предметом договора является предоставление субсидий из федерального бюджета участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 № 42 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».
Субсидия предоставляется в целях создания и развития производственной кооперации участников промышленного кластера, а также создания новых высокопроизводительных рабочих мест в рамках подпрограммы «Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Минпромторг России предоставляет субсидии Получателю субсидии – Инициатору совместного проекта в порядке и на условиях, установленных Правилами и настоящим договором, а Инициаторы совместного проекта обязуются реализовать совместный проект «Генборг» в соответствии с Планом-графиком ключевых событий реализации совместного проекта согласно Приложению № 1 к договору, а также достигнуть значений Целевых показателей эффективности реализации совместного проекта согласно Приложению № 2 к договору.
Субсидия предоставляется на финансовое возмещение части фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, указанных в Смете реализации совместного проекта согласно Приложению № 3 к договору (пункты 1.1-1.4 договора).
По платежным поручениям № 633313 от 25.12.2017, № 287904 от 05.07.2018, №18468 от 30.06.2017, № 802772 от 25.12.2018, № 145683 от 23.12.2016, № 160255 от 26.12.2016, № 165954 от 27.12.2016, № 179129 от 28.12.2016, № 695669 от 30.09.2016, №126825 от 21.12.2016, № 135730 от 22.12.12016 Минпромторг России перечислил Получателю субсидии денежные средства в сумме 135 186 897 руб. 59 коп.
Согласно пункту 9.2.1 договора Минпромторг России расторгает договор в одностороннем внесудебном порядке с каждым инициатором совместно проекта, в том числе с Получателем субсидии – Инициатором совместного проекта в случае невыполнения Инициаторами совместного проекта ключевых событий Плана-графика ключевых событий реализации совместного проекта более чем на 30% (накопительным итогом с даты заключения договора) или недостижения запланированных значений Целевых показателей эффективности реализации совместного проекта более чем на 15% в течение срока реализации совместного проекта, а также в случае исключения промышленного кластера из реестра промышленных кластеров и специализированных организаций, соответствующих требованиям к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров».
В этом случае Получатель субсидии – Инициатор совместного проекта несет ответственность в соответствии с пунктом 5.2 договора.
Минпромторг России в письме от 29.01.2021 № 6019/02 уведомил ООО «Генборг» о расторжении договора и необходимости возврата денежных средств в сумме 151 670 451 руб. 66 коп., в том числе 135 186 897 руб. 59 коп. – средства субсидии, предоставленной на реализацию совместного проекта «Освоение производства широкой гаммы низковольтных электродвигателей класса IE3, IE4 (совместный проект), 16 483 554 руб. 07 коп. – пени.
Согласно письму возврат субсидии производится на основании следующего:
- в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ООО «Генборг» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсного производство;
- ООО «Генборг» утратило статус участника промышленного кластера станкостроения и станкоинструментальной промышленности «ЛИПЕЦКМАШ»;
- в нарушение пункта 3.1.8 договора ООО «Генборг» с 2019 г. не предоставляет в Минпромторг России отчетность об осуществлении расходов, источником финансового возмещения которых является субсидия;
- в соответствии с пунктом 33 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 № 41, средства субсидии подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.
В письме указано, что Получатель субсидии обязан возвратить соответствующие денежные средства в доход федерального бюджета в течение 30 рабочих дней со дня получения требования.
Неисполнение должником требований, изложенных в указанном письме, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
На основании абзаца 7 пункта 1 статьи 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закона о банкротстве) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства» (с учетом внесенных изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.09 № 663, вступили в законную силу с 01.09.2009) Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
В соответствии с пунктом 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Полученные до расторжения договора денежные средства, если встречное удовлетворение получившей их стороной не было предоставлено, и обязанность его предоставить отпала, являются неосновательным обогащением получателя (пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» разъяснено, что при расторжении договора, исполнение по которому было предоставлено кредитором до возбуждения дела о банкротстве, в том числе когда такое расторжение произошло по инициативе кредитора в связи с допущенным должником нарушением, все выраженные в деньгах требования кредитора к должнику квалифицируются для целей Закона о банкротстве как требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. В частности, если кредитор до возбуждения дела о банкротстве произвел должнику предварительную оплату по договору, то требование кредитора о ее возврате в связи с расторжением данного договора не относится к текущим платежам независимо от даты его расторжения.
Из материалов дела следует, что договор о предоставлении субсидии заключен и денежные средства перечислялись должнику до возбуждения в отношении ООО «Генборг» процедуры банкротства, следовательно, заявленные требования не являются текущими.
Доказательства выполнения условий договора, являвшихся основанием для предоставления денежных средств, в материалы дела не представлены.
Право на одностороннее расторжение договора согласовано сторонами при его заключении.
При таких обстоятельствах, требования в сумме 135 186 897 руб. 59 коп. следует признать обоснованными.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 5.2 договора при установлении фактов нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии Получатель субсидии – Инициатор совместного проекта обязан со дня получения уведомления Минпромторга России уведомления о расторжении договора возвратить полученную субсидию в полном объеме в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, и уплатить пеню в размере ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день уплаты, от размера полученной субсидии.
Исходя, из буквального значения слов и выражений, содержащихся в пункте 5.2 договора (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд пришел к выводу о том, что пени подлежали начислению и уплате с момента возникновения у должника обязанности по возврату денежных средств, полученных в качестве субсидии, то есть после получения соответствующего требования Минпромторга России.
В силу пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей.
Процедура конкурсного производства в ООО «Генборг» введена решением от 23.04.2020, о расторжении договора Минпромторг России заявил 29.01.2021.
В связи с этим, требования об установлении меры ответственности в виде пени сумме 19 019 261 руб. 03 коп. не могут быть признаны правомерными.
Согласно абзацу 1 пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Конкурсный управляющий или лица, имеющие в соответствии со статьями 113 и 125 настоящего Федерального закона право на исполнение обязательств должника, производят расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.
Установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (пункт 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
Из материалов дела следует, что уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении требований в реестр требований кредиторов 27.07.2021, а сведения о введении в отношении должника процедуры банкротства – конкурсного производства в соответствии со статьей 128 Закона о банкротстве опубликованы в газете «Коммерсантъ» 08.05.2020.
Таким образом, реестр требований кредиторов ООО «Генборг» на дату обращения с настоящим заявлением в суд был закрыт.
В данном случае не имеет значения то обстоятельство, что обязанность по возврату полученных субсидий возникла у ООО «Генборг» после расторжения договора, состоявшегося после закрытия реестра требований кредиторов должника, поскольку кредитор обратился с заявлением в арбитражный суд по истечении двух месяцев со дня возникновения у должника бязанности по возврату денежных средств.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве» восстановление двухмесячного срока, установленного для закрытия реестра требований кредиторов, законодательством не предусмотрено.
Согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном указанной статьей.
При таких обстоятельствах, требования ФНС России в сумме 135 186 897 руб. 59 коп. – основной долг подлежат учету отдельно и удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований должника.
В остальной части следует отказать.
Руководствуясь статьями 5, 16, 100, 134, 137, 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Признать обоснованными требования Федеральной налоговой службы в лице МИФНС России № 3 по Липецкой области к обществу с ограниченной ответственностью «Генборг» (399344, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в сумме 135 186 897 руб. 59 коп. – основной долг.
Обязать конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Генборг» (ОГРН <***>, ИНН <***>) учесть требования Федеральной налоговой службы в лице МИФНС России № 3 по Липецкой области в сумме 135 186 897 руб. 59 коп. отдельно, как подлежащие удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
В остальной части отказать.
Определение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный по адресу: 394018, <...> через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья О.А.Немцева