ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А37-808/07 от 04.06.2007 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62

Телетайп 145249 «Закон».Тел./факс(4132) 65-56-74 (пр.), тел. 65-50-79 (канц.)

Электронная почта: arbitr@online.magadan.su. Сайт: http://magadan.arbitr.ru/

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Магадан

от 04.06.2007г.                                                                                                    №А37-808/07-7/12Б

(резолютивная часть определения объявлена 04.06.2007г.)

(определение в полном объеме изготовлено 04.06.2007г.)

Арбитражный суд Магаданской области в составе – судьи Сторчак Н.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Сторчак Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Магаданской области дело по заявлению Федеральной налоговой службы России

о признании несостоятельным (банкротом) акционерного общества закрытого типа «Водник» в порядке упрощенной процедуры банкротства (отсутствующий должник)

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 – специалист отдела урегулирования задолженности, доверенность от 02.11.2006г. №СБ-04-17/7059;

от должника – не явились;

от регулирующего органа – не явились.

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Федеральная налоговая служба России (далее – заявитель), действуя в качестве уполномоченного органа на основании ст.227 Федерального Закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), постановления Правительства РФ от 29.05.2004г. №257 обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании должника, акционерного общества закрытого типа «Водник» (далее – должник), несостоятельным (банкротом) в порядке упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника.

В обоснование заявления заявитель указал следующее.

Должник, АОЗТ «Водник» зарегистрирован постановлением Главы администрации Сусуманского района от 06.02.1995г. №43, состоит на учете в Инспекции ФНС России № 3 по Магаданской области, ИНН <***>. Руководитель должника – ФИО2.

У должника расчетный счет закрыт в 2005 г. в связи с неосуществлением операций по счету.

Последний бухгалтерский баланс представлен должником по состоянию за 2 квартал 1996г. За последующие периоды бухгалтерская отчетность не предоставлялась.

По состоянию на 21.03.2007г. задолженность должника в бюджеты и внебюджетные фонды составила 731 716,39руб., в т.ч. недоимка – 130 170,82руб., пени – 601 545,57руб., в составе недоимки, просроченной свыше трех месяцев – 130 170,82руб.

В целях принудительного взыскания задолженности на основании постановления от 23.03.2001г. №3 Сусуманским районным подразделением службы судебных приставов возбуждено исполнительное производство о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества должника на общую сумму 682 078руб. 13коп. Данное исполнительное производство окончено в связи с тем, что местонахождение должника не установлено, по юридическому адресу не находится, имущества за должником не числится.

Заявитель указывает в заявлении, что должник отвечает признакам недействующего юридического лица, поскольку финансовую хозяйственную деятельность не осуществляет, последнюю бухгалтерскую отчетность представил в 1996г., со счетами в банке должник не работает более года. Имущества не достаточно, чтобы покрыть расходы в деле о банкротстве. В соответствии со ст. 230 Закона о банкротстве к должнику применимы положения параграфа 2 главы ХI «Банкротство отсутствующего должника».

По мнению заявителя, поскольку инспекцией направлено заявление о невозможности исключения из ЕГРЮЛ должника в связи с непогашенной задолженностью перед бюджетом РФ и внебюджетными фондами РФ, в силу п.4 ст. 31.1 Закона о регистрации решение об исключении из ЕГРЮЛ должника как недействующего юридического лица не может быть принято и должник подлежит ликвидации в установленном гражданским законодательством порядке.

Поскольку должник отвечает признакам отсутствующего должника, то в силу ст. 230, а также п.1 ст. 228 Закона о банкротстве суд независимо от размера кредиторской задолженности должника, но при условии представления уполномоченным доказательств наличия денежных средств, необходимых для финансирования процедур банкротства, решает вопрос о признании его несостоятельным (банкротом) и введении процедуры конкурсного производства.

Денежные средства федерального бюджета на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства, предусмотрены Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006г. №238-ФЗ и достаточны для финансирования упрощенной процедуры банкротства в отношении АОЗТ «Водник».

Заявитель просит установить срок конкурсного производства в отношении должника 6 месяцев, назначить конкурсного управляющего из саморегулируемой организации арбитражных управляющих – Некоммерческое партнерство «Национальная гильдия арбитражных управляющих», установить конкурсному управляющему единовременное вознаграждение в размере 10 000руб. и компенсацию фактических расходов за счет средств заявителя, включить требования в реестр кредиторов должника в третью очередь в размере – 731 716,39руб., в т.ч. недоимка – 130 170,82руб., пени – 601 545,57руб.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в заявлении от 05.04.2007г. №ТК-09-30/2141 и в письменных пояснениях от 01.06.2007г. №ТК-09-03/3589. Устно пояснил, что досудебная процедура исключения должника из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа не проводилась, выездные налоговые проверки в отношении должника не проводились, имущество у должника отсутствует.

Должник в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель регулирующего органа в судебное заседание не явился, извещен, заявил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. К судебному заседанию от регулирующего органа поступили пояснения, где указано, что в связи с не получением заявления от ФНС России представить мотивированное мнение по существу заявленных требований не представляется возможным.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.ст. 123, 156 АПК РФ и п.11 постановления Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 г. № 13 (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 09.07.97 г. №12) по существу в отсутствие представителя должника, регулирующего органа.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив представленные в деле письменные доказательства, суд пришел к выводу, что на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению.

В силу пункта 2 статьи 227 Закона о банкротстве заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004г. №573, заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, с указанием источника финансирования.

Как следует из письма УФНС по Магаданской области от 11.01.2007г. № СБ-04-25/72 для финансирования процедур банкротства отсутствующих должников Управлению ФНС РФ по Магаданской области выделено 7000000 руб.

Согласно п.1 ст.227 Закона о банкротстве в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

В соответствии со ст. 230 Закона о банкротстве положения, предусмотренные параграфом 2 главы ХI Закона о банкротстве, применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Согласно п.2 ст.13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» по вопросам совместного ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. №67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» (далее – постановление Пленума ВАС РФ №67) разъяснено, что в соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.

Как указано в п.2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - ФЗ №129-ФЗ) при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Административная процедура ликвидации юридического лица начинается с принятия решения регистрирующим органом - налоговым органом о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.

В соответствии с п.3 ст. 21.1 ФЗ №129-ФЗрешение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений, решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Как следует из материалов дела, последний бухгалтерский баланс представлен должником в налоговый орган по состоянию на 01.07.1996г. (л.д.23-26). За последующие отчетные периоды бухгалтерская отчетность должником не представлялась.

У должника отсутствуют открытые расчетные счета в кредитных учреждениях, поскольку как следует из сведений об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях (л.д.22) расчетный счет должника в ОАО «Колыма-банк» филиал в г. Сусумане закрыт 20.12.2005г.

Таким образом, в отношении должника имеются все признаки юридического лица, прекратившего свою деятельность, предусмотренные ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ.

Требования определения суда от 03.05.2007г. о представлении доказательств невозможности применения в отношении должника административного порядка исключения из ЕГРЮЛ заявителем не выполнены.

Поскольку указанные обстоятельства выяснены судом в процессе производства по делу о банкротстве, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, п.3 постановления Пленума ВАС РФ №67от 20.12.2006 г. «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», п.3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.01.2006г. №100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Вместе с тем, заявителем в порядке ст.65 АПК РФ не предоставлены доказательства отсутствия руководителя должника по юридическому адресу, невозможности установления его местонахождения, а также документов, подтверждающих, что имущество должника заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве, в связи с чем не имеется возможности применения в отношении должника процедуры банкротства, установленной ст.ст. 227,230 Закона о банкротстве.

Довод заявителя о том, что к данному должнику не может быть применена внесудебная процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в порядке ст. 21.1 ФЗ №129-ФЗ ввиду наличия задолженности по обязательным платежам, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

На основании п.2 Информационного письма №100 от 17.01.2006 г. Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченным органом должны быть представлены доказательства, подтверждающие наличие задолженности должника.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п.22 постановления от 22.06.2006г. №25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (далее – постановление Пленума ВАС РФ №25) разъяснил, что в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.

Согласно справке Межрайонной ИФНС России №3 по Магаданской области по состоянию на 21.03.2007г. задолженность должника в бюджет и внебюджетные фонды составила 731 716,39 руб., в т.ч. недоимка – 130 170,82руб., пени – 601 545,57руб., в составе недоимки, просроченной свыше трех месяцев – 130 170,82руб.

Однако заявитель в качестве доказательства наличия задолженности должника по обязательным платежам представил в материалы дела доказательства наличия задолженности должника в бюджет и внебюджетные фонды на сумму 680 078,13руб., а именно копию решения налогового органа №3 от 19.02.2001г. о взыскании налогов и сборов за счет иного имущества налогоплательщика (л.д.33), копию постановления №3 от 23.02.2001г. об обращении взыскания задолженности по налогам (сборам) и пени за счет имущества должника (л.д. 34), постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 26.02.2001 г. (л.д.32), копию постановления судебного пристава-исполнителя от 06.03.2001г. о возвращении исполнительного документа.

При этом суд обращает внимание заявителя на то, что процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п.4 ст.61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

В этой связи в силу пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ № 67 исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

В соответствии с п.п.1 ст. 333.37 НК РФ заявление налогового органа о признании должника банкротом госпошлиной не облагается.

Руководствуясь ч. 1 п. 1 ст. 150 и ст.ст.151, 184-188, 223-224 АПК РФ,

                                                        ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Производство по делу прекратить.

2. Определение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.

Судья                                                                     Н.В. Сторчак