АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
в рамках дела о банкротстве
Дело № А39-566/2022
город Саранск 01 ноября 2022 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Ивченковой С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании заявление уполномоченного органа в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (430005, <...>)
о включении в процедуре реализации имущества гражданина требования в сумме 381329 руб. 66 коп. в реестр требований кредиторов должника - гражданина ФИО1, имеющего статус индивидуального предпринимателя (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, ОГРН <***>), 431614, Республика Мордовия, <...>
при участии в судебном заседании: кредитор, должник, финансовый управляющий в заседание не явились (уведомлены),
информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Мордовия,
у с т а н о в и л:
определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.08.2022 по делу №А39-566/2022 признано обоснованным заявление уполномоченного органа в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых при банкротстве – Федеральной налоговой службы, в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия о признании гражданина ФИО1 несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов сроком до 15 декабря 2022 года, финансовым управляющим должника утверждена ФИО2
Сообщение №61030583727 о судебном акте опубликовано в газете "Коммерсант" 27.08.2022 №157 (7358).
13.09.2022 Уполномоченный орган в деле о банкротстве и впроцедурах, применяемых при банкротстве – Федеральная налоговая служба, в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия в порядке статей 71, 213.8 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия в рамках дела №А39-566/2022 с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника – гражданина ФИО1 денежного требования в сумме 381329 руб. 66 коп., в том числе 212660 руб. 69 коп. -основной долг, 158510 руб. 57 коп. - пени., 10158 руб.40 коп. - штраф.
Финансовый управляющий в отзыве от 19.10.2022 указал на отсутствие возражений против включения требования уполномоченного органа в реестр требований кредиторов должника.
От должника и иных участвующих в деле лиц возражений по существу и размеру требования не поступило.
Судебное разбирательство проведено без участия не явившихся представителей кредитора, должника и финансового управляющего в порядке пункта 1 статьи 123 и пункта 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, суд находит требование уполномоченного органа подлежащим удовлетворению с учетом следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве"), части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, определенном статьей 71 и статьей 100 Закона о банкротстве, в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
Обращаясь в суд, Уполномоченный орган просил включить:
- во вторую очередь реестра требований кредиторов должника 32448 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемый в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии;
- в третью очередь 348881 руб. 66 коп., в том числе основной долг в сумме 180212 руб.69 коп., пени в сумме 158510 руб.57 коп., штрафы в сумме 10158 руб.40 коп.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно сведениям Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия ФИО1 имеет задолженность по налоговым платежам, не заявленная в реестр требования кредиторов в сумме 381 329 руб. 66 коп., в т.ч. основной долг - 212 660 руб. 69 коп., пени - 158 510 руб. 57 коп., штрафы - 10 158 руб. 40 коп.
Задолженность в сумме 212 660 руб. 69 коп. по основному долгу образовалась по следующим налогам: налог на доходы физических лиц, полученный от осуществления деятельности физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, и другими лицами, занимающимися частной практикой в соответствии со статья 227 НК РФ в сумме 21 044 руб.; налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ в сумме 390 руб.; налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в сумме 144 794 руб. 69 коп.; налог на имущество физических лиц по ставкам, применяемых к объектам налогообложения в границах сельских поселений в сумме 394 руб.; транспортный налог с физических лиц в сумме 5 082 руб.; земельный налог с физических лиц в границах сельских поселений в сумме 82 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года в сумме 32448 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 8 426 руб.
Также у должника по состоянию на дату принятия заявления имеется задолженность по пеням, не заявленная в реестр требований кредиторов в размере 158 510 руб. 57 коп.
Кроме того, имеется задолженность по административным штрафам за нарушение налогового законодательства в размере 10 158 руб. 40 коп., в том числе: по постановлению Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия №13102128800028500003 от 29.10.2021 о назначении административного наказания на основании части 5 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (неисполнение гражданином обязанности по подаче заявления в арбитражный суд о признании его несостоятельным (банкротом) на сумму 5 000 руб., дата вступления в силу 19 ноября 2021 года; по решению Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия №887 от 29.06.2021 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения штраф в размере 2 600 руб.; по решению Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия №1468 от 25.10.2021 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения штраф в размере 2 558 руб. 40 коп.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд считает требование уполномоченного органа обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено указанным пунктом.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 №35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором – с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования Российской Федерации в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, представляет уполномоченный орган.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" установлено, что уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба России, и утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги. Правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
В силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан выплатить пени в случае уплаты причитающихся налогов, страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 №25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Наличие задолженности по обязательным платежам перед бюджетом в сумме 381329 руб. 66 коп., из которых: основной долг по налогам 212660 руб.69 коп. (в т.ч. налог на доходы физических лиц, полученный от осуществления деятельности физическими лицами, предпринимателями, нотариусами, адвокатами, и другими лицами, занимающимися частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ - 21 044 руб., налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ - 390 руб., налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 144 794 руб. 69 коп., налог на имущество физических лиц по ставкам, применяемых к объектам налогообложения в границах сельских поселений - 394 руб., транспортный налог с физических лиц - 5 082 руб., земельный налог с физических лиц в границах сельских поселений - 82 руб., а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года - 32 448 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - 8 426 руб. подтвержден материалами дела.
Поскольку обязанность по уплате обязательных платежей в бюджет не исполнена должником в установленные законодательством сроки, на задолженность на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации обоснованно начислены пени за несвоевременную уплату налогов и страховых взносов в общей сумме 158 510 руб. 57 коп.
Кроме того, уполномоченным органом с должника взысканы штрафы на общую сумму 10158 руб. 40 коп., в т.ч. по постановлению Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия №13102128800028500003 от 29.10.2021 о назначении административного наказания на основании части 5 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере 5 000 руб., по решению Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия №887 от 29.06.2021 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения штраф в размере 2600 руб., по решению Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия №1468 от 25.10.2021 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения штраф в размере 2 558 руб. 40 коп.
В соответствии с пунктом 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), требование уполномоченного органа, основанное на сведениях о подлежащем уплате налоге, отраженных в налоговой декларации должника, может быть признано обоснованным, поскольку не нуждается в дополнительном подтверждении материалами налоговой проверки.
В силу пункта 6 названного Обзора, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Размер задолженности подтвержден расшифровкой задолженности, налоговыми уведомлениями об уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц №21233771 от 15.08.2019, №38233197 от 01.09.2020, №7780427 от 01.09.2021, налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость за 2018 год требованием №23005 от 23.10.2020 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа; решением №1533 от 04.12.2020 о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банках; налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021 год, требованием №50255 от 26.07.2022 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа; постановлением №28 от 24.02.2022 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика, решением №28 от 24.02.2022 о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика; решения №887 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.06.2021; решением №1468 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.10.2021, постановлением №13102128800028500003 о назначении административного наказания от 29.10.2021 и, участвующими в деле лицами, не оспаривается.
Заявленная уполномоченным органом задолженность по обязательным платежам, пеням и штрафам перед бюджетом в общей сумме 381329 руб. 66 коп. не является текущим платежом в соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации №59 от 20.12.2016 "О признании не подлежащими применению отдельных постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" абзац третий пункта 41.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года №60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 №296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", определяющий очередность включения в реестр требований кредиторов должника страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке третьей очереди реестра требований кредиторов – признан не подлежащим применению.
Согласно правовой позиции, содержащейся в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (пункт 14), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).
Такие платежи, как отмечается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 №7-П и от 10.07.2007 №9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.
Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 №424-ФЗ "О накопительной пенсии"), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона. В силу пункта 1 статьи 137 Закона о банкротстве при определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся (пункт 3 статьи 137 Закона о банкротстве).
Доказательств исполнения должником обязательств по уплате обязательных платежей не представлено.
В соответствии с указанными нормами задолженность должника по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 32448 руб. относится ко второй очереди реестра требований кредиторов должника.
Исследовав имеющиеся в материалах заявленного требования документы, суд считает заявление уполномоченного органа обоснованным, документально подтвержденным и подлежащим включению: в реестр требований должника второй очереди в сумме 32448 руб.; в реестр требований кредиторов должника третьей очереди в сумме 348881 руб. 66 коп., из них: 180212 руб. 69 коп. - основной долг, 158510 руб. 57 коп. - пени, 10158 руб.40 коп.- штрафы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требование уполномоченного органа по взысканию финансовых санкций (пени, штраф) в сумме 168668 руб. 97 коп. учитывается отдельно в реестре требований кредиторов третьей очереди и подлежит удовлетворению после очереди по основному долгу.
Руководствуясь статьей 4, пунктом 6 статьи 16, статьями 32, статьями 71, 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
1. Требование уполномоченного органа в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых при банкротстве – Федеральной налоговой службы, в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия, заявленное в процедуре реализации имущества должника – ФИО1, – признать обоснованным.
2. Включить в реестр требований кредиторов второй очереди должника – гражданина ФИО1, имеющего статус индивидуального предпринимателя (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, ОГРН <***>), 431614, Республика Мордовия, <...>) требование уполномоченного органа в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых при банкротстве – Федеральной налоговой службы, в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>) в виде основного долга в сумме 32448 руб.
3. Включить в реестр требований кредиторов третьей очереди должника – гражданина ФИО1, имеющего статус индивидуального предпринимателя (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, ОГРН <***>), 431614, Республика Мордовия, <...>) требование уполномоченного органа в деле о банкротстве и впроцедурах, применяемых при банкротстве – Федеральной налоговой службы, в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>) в виде основного долга в сумме 180212 руб. 69 коп. - основной долг.
4. Включить в реестр требований кредиторов третьей очереди должника – гражданина ФИО1, имеющего статус индивидуального предпринимателя (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, ОГРН <***>), 431614, Республика Мордовия, <...>) требование уполномоченного органа в деле о банкротстве и впроцедурах, применяемых при банкротстве – Федеральной налоговой службы, в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>) требование уполномоченного органа в деле о банкротстве и впроцедурах, применяемых при банкротстве – Федеральной налоговой службы, в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия, финансовых санкций (пени, штраф) в сумме 168668 руб. 97 коп.
В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требование уполномоченного органа по взысканию финансовых санкций (пени, штраф) в сумме 168668 руб. 97 коп. учитывается отдельно в реестре требований кредиторов третьей очереди и подлежит удовлетворению после очереди по основному долгу.
5. Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Мордовия.
Судья С.А.Ивченкова