ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва
Резолютивная часть определения вынесена 29.09.2016
Определение в полном объёме вынесено 06.10.2016
Арбитражный суд в составе:
Судьи Михайловой Е.В. единолично
протокол ведет – секретарь Паукова Е.А.,.
рассматривает в судебном заседании
дело по исковому заявлению ТСЖ «Крестьянская застава» к Департаменту городского имущества г. Москвы о взыскании задолженности за период с апреля 2013 г. по февраль 2016 г. в размере 565 878 руб. 22 коп., из которых: за потребленную тепловую энергию - отопление - 288 264 руб. 93 коп.; за потребленную тепловую энергию - вентиляция - 208 666 руб. 99 коп.; теплоноситель - 285, руб. 11 коп.; горячую воду - 67 857 руб. 08 коп.; потерю тепловой энергии, связанные с потерями теплоносителя - 620 руб. 67 коп.; холодную воду на нужды ГВС (гидравлика)- 83 руб. 77 коп.; наполнении системы – 99 руб.67 коп. взыскании денежных средств в размере 3 458 661 руб. 54 коп.за техническое обслуживание общего имущества здания по адресу: 3-ий ФИО1 переулок, дом 11, из которых: 2 297 815 руб. 20 коп. - за помещения учрежденческого типа; 1 160 846 руб. 34 коп. - за машино-места, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ в период с мая 2013 года по март 2016 г. в размере 477 862 руб. 99 коп.
В соответствии со ст. 63 АПК РФ суд проверил полномочия лиц, явившихся в заседание.
В судебном заседании приняли участие:
От истца – ФИО2, дов-ть №22 от 18.04.16г.
От ответчика – ФИО3, дов-ть 333-Д-714/15 от 07.12.15г.
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ТСЖ «Крестьянская застава» к Департаменту городского имущества г. Москвы о взыскании задолженности за период с апреля 2013 г. по февраль 2016 г. в размере 565 878 руб. 22 коп., из которых: за потребленную тепловую энергию - отопление - 288 264 руб. 93 коп.; за потребленную тепловую энергию - вентиляция - 208 666 руб. 99 коп.; теплоноситель - 285, руб. 11 коп.; горячую воду - 67 857 руб. 08 коп.; потерю тепловой энергии, связанные с потерями теплоносителя - 620 руб. 67 коп.; холодную воду на нужды ГВС (гидравлика)- 83 руб. 77 коп.; наполнении системы – 99 руб.67 коп. взыскании денежных средств в размере 3 458 661 руб. 54 коп.за техническое обслуживание общего имущества здания по адресу: 3-ий ФИО1 переулок, дом 11, из которых: 2 297 815 руб. 20 коп. - за помещения учрежденческого типа; 1 160 846 руб. 34 коп. - за машино-места, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ в период с мая 2013 года по март 2016 г. в размере 477 862 руб. 99 коп.
Как пояснил истец в ходе судебного заседания, ТСЖ «Крестьянская застава» аккумулировало задолженность Департамента городского имущества Москвы за последние три года, и с учетом срока исковой давности предъявило настоящие требования..
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту; 2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Данный спор не относится к спорам таких категорий, но, по аналогии закона, именно главный распорядитель бюджетных средств представляет в суде в качестве ответчика Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Применительно к положениям статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", интересы субъекта Российской Федерации - города Москвы в судах в отношении споров, касающихся всех полномочий собственника имущества (владения, пользования, распоряжения), следовательно, и содержания, оплаты и др., представляет в отношении жилых и нежилых помещений функциональный орган исполнительной власти города Москвы Департамент имущества города Москвы, являющийся главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Москвы от 15 июня 2012 года N 272-ПП "О мерах по совершенствованию содержания жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности города Москвы или принятых от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию по передаточному акту или иному документу о передаче с момента такой передачи, внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", установлено, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляет возмещение расходов на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) в отношении нераспределенных жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в общежитиях), находящихся в собственности города Москвы, или жилых помещений, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы, возмещение которых не производилось до вступления в силу настоящего постановления.
Департамент городского имущества города Москвы, являясь представителем субъекта Российской Федерации - города Москвы в силу п. 1, 7.34, 7.36 Положения о Департаменте, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями (аналогичные положения содержатся в Постановлении Правительства Москвы от 22 февраля 2011 года N 44-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы").
В связи с реорганизацией полномочия и обязанности Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы перешли к Департаменту городского имущества города Москвы.
В соответствии с пунктом 2.1.4.4 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" на ГКУ Дирекция ЖКХиБ административного округа города Москвы возложены функции получателя бюджетных средств по статье бюджета города Москвы "Расходы по эксплуатации жилищного фонда", направляемые на предоставление субсидий из городского бюджета на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также на содержание и отопление нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, управляющим организациям, товариществам собственников жилья и перечисления бюджетных субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖК, ЖСК".
Государственные казенные учреждения не являются органами государственной власти, не наделены этим постановлением или иным нормативным актом полномочиями на осуществление защиты интересов города Москвы и представление имущественных интересов (в том числе, в сфере владения и пользования имуществом) города Москвы в судах, не имеют специального поручения на представление интересов субъекта в судах, а потому не могут выступать в суде от имени субъектов Российской Федерации.
Также эти учреждения не являются главными распорядителями средств бюджета субъекта, а являются только получателями средств.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы N 272-ПП от 15.06.2012 разработан Регламент об информационном взаимодействии префектур административных округов города Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, в соответствии с которым основанием и начальной датой расчета суммы расходов, подлежащей оплате, является дата получения префектурами и ДЖКХиБ информации от Департамента городского имущества города Москвы, на основании которой ГКУ "Дирекция ЖКХиБ АО" заключается государственный контракт с управляющей организацией на оплату услуг по содержанию помещений в соответствии с Методическими рекомендациями по оплате расходов на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы.
Материалы дела не содержат доказательств надлежащего обращения истца и, соответственно, доказательств выделения ГКУ "Дирекция ЖКХиБ , лимитов бюджетных средств для исполнения его денежных обязательств по содержанию и ремонту указанного жилого помещения перед управляющей компанией, в связи с чем, отсутствуют доказательства издания префектурой распорядительный акт о включении спорных нежилых помещений в перечень нераспределенных помещений, поскольку наличие у префектуры полномочий главного распорядителя бюджетных средств в указанной области не определяет безусловной обязанности префектуры по возмещению соответствующих расходов управляющим организациям без получения информации от Департамента городского имущества города Москвы и обращения управляющей компании для заключения государственного контракта.
Кроме того, из п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что обращение с иском о возмещении расходов по содержанию недвижимого имущества, принадлежащего субъекту Российской Федерации, к субъекту Российской Федерации, представлять интересы которого в суде должен соответствующий главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации в данном случае Департамент городского имущества Москвы, возможно лишь в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных соответствующим главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Материалами дела не подтверждается надлежащее соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Поскольку истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный часть 5 статьи 4 АПК РФ, суд, в силу пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает правомерным оставить исковое заявление без рассмотрения.
Руководствуясь ст.ст. 37, 129, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Оставить без рассмотрения исковое заявление ТСЖ «Крестьянская застава» к Департаменту городского имущества г. Москвы о взыскании задолженности за период с апреля 2013 г. по февраль 2016 г. в размере 565 878 руб. 22 коп., из которых: за потребленную тепловую энергию - отопление - 288 264 руб. 93 коп.; за потребленную тепловую энергию - вентиляция - 208 666 руб. 99 коп.; теплоноситель - 285, руб. 11 коп.; горячую воду - 67 857 руб. 08 коп.; потерю тепловой энергии, связанные с потерями теплоносителя - 620 руб. 67 коп.; холодную воду на нужды ГВС (гидравлика)- 83 руб. 77 коп.; наполнении системы – 99 руб.67 коп. взыскании денежных средств в размере 3 458 661 руб. 54 коп.за техническое обслуживание общего имущества здания по адресу: 3-ий ФИО1 переулок, дом 11, из которых: 2 297 815 руб. 20 коп. - за помещения учрежденческого типа; 1 160 846 руб. 34 коп. - за машино-места, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ в период с мая 2013 года по март 2016 г. в размере 477 862 руб. 99 коп.
Возвратить ТСЖ «Крестьянская застава» из федерального бюджета госпошлину в размере 45 590 руб., уплаченную по платёжному поручению №81 от 26.04.2016.
Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Михайлова Е.В.