ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А41-66701/16 от 21.12.2016 АС Московской области


Арбитражный суд Московской области

г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18, ГСП 6, 107053

http://asmo.arbitr.ru/

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о выделении требования в отдельное производство

и прекращении производства по делу

г.Москва

27 декабря 2016 года Дело №А41-66701/16

Резолютивная часть определения оглашена 21.12.2016г.

Определение в полном объеме изготовлено 27.12.2016г.

Арбитражный суд Московской области в составе

председательствующего судьи Кузьминой О.А.,

судей Федуловой Л.В., Уваровым А.О.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шиляевым А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО Корпорация «Союз-Возрождение» (Союз-В»)    (ИНН <***>, ОГРН <***>, 143025, <...>, дата регистрации - 20.09.1991) к

- Управлению Росреестра по Московской области   ( 121170, <...>);

- Совету депутатов Одинцовского муниципального района Московской области   (ИНН <***>, ОГРН <***>, 143000, <...>, дата регистрации - 22.12.2005)

- ФГБУ «ФКП Росреестра»в лице филиала по Московской области   (143026, Московская область, раб. <...>)

третьи лица:

- ЗАО «ТехноСтиль»   (121471, <...>);

- ПАО «Группа Компаний ПИК»   (юр. адрес: 123242, <...>, почт. адрес: 117105, <...>)

- Администрация Одинцовского муниципального района Московской области   (ИНН <***>, ОГРН <***>, 143009, <...> дата регистрации - 18.09.2000)

- Министерство имущественных отношений Московской области   (ОГРН <***>; ИНН <***>; юридический адрес: 143969, ФИО1, пр. Юбилейный, 54; почтовый адрес: 143402, Красногорск, б-р Строителей, 1; дата регистрации – 18.08.2000)

- Министерство строительного комплекса Московской области   (ОГРН <***>, 5024129524, 143402, <...>, дата регистрации 13.07.2012)

- ООО «Регионстройкомплекс XXI век»   (ИНН <***>, ОГРН <***>, 141407, <...>)

- Комитет по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области   (ИНН <***>, ОГРН <***>, 143009, ул. Маршала Жукова, д.28, г.Одинцово, Московская область, дата регистрации – 12.04.1996)

о признании незаконными действий и решений

при участии: согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

ООО Корпорация «Союз-Возрождение» (Союз-В») обратилось в суд с заявлением к Совету депутатов Одинцовского муниципального района Московской области со следующими требованиями (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):

Решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016 № 1/16 «О признании части территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области объектом местного значения» признать недействующим;

и к ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области об обязании аннулировать в государственном кадастре недвижимости записи об образовании вместо земельного участка с кадастровым номером 50:20:0020109:2667 двух новых земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0020109:3438 и 50:20:0020109:3437, а также запись о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:20:0020109:2667 с даты внесения указанных незаконных записей.

В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в деле участвуют ЗАО «ТехноСтиль», ПАО «Группа Компаний ПИК», Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, ООО «Регионстройкомплекс XXI век», Комитет по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области.

Судебное заседание проведено в отсутствие третьих лиц - Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, ООО «Регионстройкомплекс XXI век», Комитет по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет на официальном сайте kad.arbitr.ru.

В ходе судебного заседания заявитель поддержал требования в полном объеме, представил письменные дополнительные пояснения.

Представитель Управления Росреестра по Московской области возражал в удовлетворении заявленных требований, пояснил, что требования заявлены к ненадлежащему заинтересованному лицу.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов Одинцовского муниципального района представил письменное ходатайство о прекращении производства по делу в полном объеме в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области возражал против удовлетворения требований. Остальные лица, участвующие в деле, возражали против удовлетворения требований судом.

Заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц по вопросу о подведомственности спора арбитражному суду по требованию о признании недействующим Решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016 № 1/16 «О признании части территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области объектом местного значения», суд установил следующее.

Согласно п. 1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в Арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в порядке установленном АПК РФ.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и главой 24 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.10 Устава Одинцовского муниципального района Московской области (утв. решением Совета депутатов Одинцовского района МО от 24.06.2005 N 1/47) (ред. от 08.09.2015). к ведению Одинцовского муниципального района относятся вопросы местного значения муниципального района, а также отдельные государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления Одинцовского муниципального района.

Согласно п.15 ч.3 ст.10 Устава Одинцовского муниципального района Московской области к вопросам местного значения Одинцовского муниципального района относятся:

- утверждение схем территориального планирования Одинцовского муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования Одинцовского муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Одинцовского муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах Одинцовского муниципального района для муниципальных нужд.

Согласно ч.1. ст.13 Устава Одинцовского муниципального района Московской области структуру органов местного самоуправления Одинцовского муниципального района составляет в том числе Совет депутатов Одинцовского муниципального района - представительный орган Одинцовского муниципального района.

Согласно п. 14а ч.2 ст.17 Устава Одинцовского муниципального района Московской области (п. 14а введен решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района МО от 31.07.2009 N 15/36) к полномочиям Совета депутатов относится также утверждение схем территориального планирования Одинцовского муниципального района.

Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016г. №1/16 "О признании части городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области объектом местного значения" на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона Московской области от 05.12.2014 № 164/2014-03 «О видах объектов областного значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Московской области, видах объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа Московской области», Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», решено:

- Признать часть территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0020109:3438 и 50:20:0020109:2738 объектом местного значения необходимым для осуществления полномочий по вопросам местного значения и оказывающим существенное влияние на социально-экономическое развитие Одинцовского муниципального района;

- Включить территорию, указанную в пункте 1 настоящего решения, в проект Генерального плана городского поселения Новоивановское и схему территориального планирования Одинцовского муниципального района Московской области в качестве объекта местного значения.

Полагая данное Решение ненормативным правовом актом, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействующим данного решения.

Вместе с тем, заявителем не учтено следующее.

В соответствии со ст.ст. 26, 27, 28 Градостроительного кодекса РФ планирование территорий поселений относится к исключительному праву органов местного самоуправления.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 того же Кодекса.

Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение (пункт 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов").

Исходя из изложенного, проект Генерального плана городского поселения Новоивановское, равно как и схема территориального планирования Одинцовского муниципального района Московской области являются нормативными правовыми актами.

Заявителем фактически оспаривается нормативный правовой акт - решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016г. №1/16, которым внесены изменения в проект Генерального плана городского поселения Новоивановское, и в схему территориального планирования Одинцовского муниципального района Московской области.

Пунктом 2.2 Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» разъяснено, что если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Градостроительный кодекс РФ не содержит указаний об отнесении к компетенции арбитражных судов споров о признании недействующими нормативных правовых актов, связанных с внесением изменений в Генеральные планы поселений, а также в Схемы территориального планирования.

Если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Учитывая данные разъяснения, суд приходит к выводу о том, что рассмотрение заявления о признании недействующим Решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016 № 1/16 «О признании части территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области объектом местного значения» неподведомственно арбитражному суду, то есть дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению по основанию п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Судом учтено представленное в материалы дела определение Одинцовского городского суда от 23.09.2016г. по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Совету депутатов Одинцовского муниципального района Московской области о признании недействующим решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области и обязании аннулировать в ГКН записи.

Данным судебным актом возвращено административное исковое заявление
ФИО2, разъяснено право на обращение с требованием о признании нормативного правового акта в соответствующий суд.

Доказательств того, что ООО Корпорация «Союз-Возрождение» ранее обращалось с аналогичным заявлением в суд общей юрисдикции и производство по его заявлению было прекращено в связи с нарушением правил подведомственности, арбитражному суду не представлено.

Таким образом, на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ, первое требование, заявленное ООО Корпорация «Союз-Возрождение», подлежит прекращению, поскольку в силу ст.29 АПК РФ заявленные требования не подведомственны арбитражному суду.

Кроме того, ООО Корпорация «Союз-Возрождение» заявлено требование к ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области об обязании аннулировать в государственном кадастре недвижимости записи об образовании вместо земельного участка с кадастровым номером 50:20:0020109:2667 двух новых земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0020109:3438 и 50:20:0020109:3437, а также запись о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:20:0020109:2667 с даты внесения указанных незаконных записей.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.

Исходя из диспозиции вышеуказанной нормы и принимая во внимание, что в настоящем деле также оспариваются действия Управления Росреестра по Московской области и органа кадастрового учета по разделу земельного участка и внесении сведений о вновь образованных земельных участках, учитывая, что данные требования не связаны по предмету и основаниям с требованием о признании решения Совета депутатов незаконным, арбитражный суд считает, что в целях эффективного правосудия необходимо выделить в отдельное производство требование об обязании аннулировать в государственном кадастре недвижимости записи о вновь образованных земельных участках.

Руководствуясь ст.ст. 130, 150, 151, 184, 185 АПК РФ, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Выделить в отдельное производство требование ООО Корпорация «Союз-Возрождение» (Союз-В») к ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области об обязании аннулировать в государственном кадастре недвижимости записи об образовании вместо земельного участка с кадастровым номером 50:20:0020109:2667 двух новых земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0020109:3438 и 50:20:0020109:3437, а также запись о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:20:0020109:2667 с даты внесения указанных незаконных записей.

Присвоить выделенному требованию отдельный номер арбитражного дела.

Определение в части выделения требования в отдельное производство может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения данного определения.

2. Производство по делу № А41-66701/16 по требованию ООО Корпорация «Союз-Возрождение» (Союз-В») о признании Решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016 № 1/16 «О признании части территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области объектом местного значения» недействующим прекратить.

Разъяснить заявителю, что повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение в части прекращения производства по делу может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого определения.

Председательствующий судья Кузьмина О.А.

Судья Федулова Л.В.

Судья Уваров А.О.