АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049
город Мурманск Дело № А42-4145/2009
23 июля 2009 года
Резолютивная часть решения оглашена 20.07.2009. Полный текст определения изготовлен 23.07.2009.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Алексина Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Алексиной Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению (протесту) Кандалакшского транспортного прокурора
к Мурманской таможне
о признании незаконным и отмене постановления № 10207000-164/2009 от 18.05.2009,
заинтересованное лицо – открытое акционерное общество «Российские железные дороги»,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – помощника прокурора Жилинкова П.В., доверенность от 11.06.2009,
от административного органа – ФИО1, по доверенности от 16.01.2009 № 25-19/572, ФИО2, доверенность от 20.12.2007 № 25-16/21133,
от ОАО «РЖД» - ФИО3, доверенность от 22.12.2008 № 11/5-35,
у с т а н о в и л:
Кандалакшский транспортный прокурор (далее – заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Мурманской области к Мурманской таможне с заявлением (протестом) о признании незаконным и отмене постановления № 10207000-164/2009 от 18.05.2009Мурманской таможни (далее - административный орган) о привлечении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД) к административной ответственности по статье 16.14 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОАО «РЖД».
В обоснование заявленного требования прокурор указал, что в деянии ОАО «РЖД» отсутствует событие и состав административного правонарушения.
Административный орган представил отзыв, в котором указал, что прокурор не вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
ОАО «РЖД» в отзыве со ссылкой на Приказ Генеральной прокуратуры от 27.04.2007 № 71 «Об образовании Северо-Западной транспортной прокуратуры» указало, что, по его мнению, Кандалакшский транспортный прокурор, обладая статусом прокурора района, не обладает правом на обращение в арбитражный суд.
Прокурор, после объявленного перерыва, представил объяснения, в которых не согласился с отзывами иных участников процесса, в связи с тем, что в порядке пункта 3 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 30.10 КоАП РФ, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор района обладает правом принесения протеста на не вступившие в законную силу решения административных органов.
В судебном заседании 13.07.2009 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв до 20.07.2009.
После перерыва представителем заявителя поддержаны доводы заявления, представлены объяснения в отношении полномочий на обращение в арбитражный с настоящим заявлением (протестом).
Представители административного органа и ОАО «РЖД» поддержали позиции, изложенные в отзывах.
Как следует из материалов дела, 18.05.2009 Мурманской таможней было принято постановление № 10207000-164/2009 о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по статье 16.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 7 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор обратился с заявлением (протестом) в арбитражный суд.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1 - 30.3 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
С учетом изложенного, довод административного органа, что прокурор не вправе обратится в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений административных органов, не соответствует законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к подведомственности арбитражных судов, судам необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо предусматривают конкретные правила осуществления судом производства, судами должны применяться именно они.
Участие прокурора в арбитражном процессе регламентировано статьей 52 АПК РФ, частью 2 которой установлено, что обращение в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель и приравненные к ним прокуроры или их заместители.
В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры от 27.04.2007 № 71 «Об образовании Северо-Западной транспортной прокуратуры» Кандалакшская транспортная прокуратура обладает статусом районной прокуратуры.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенного, поскольку Кандалакшский транспортный прокурор, обладающий статусом прокурора района, не вправе был обратиться в арбитражный суд с заявлением об обжаловании постановления административного органа, производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ подлежит прекращению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
о п р е д е л и л :
Прекратить производство по делу № А42-4145/2009 по заявлению Кандалакшского транспортного прокурора о признании незаконным и отмене постановления № 10207000-164/2009 от 18.05.2009 Мурманской таможни по делу об административном правонарушении о привлечении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к административной ответственности по статье 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в апелляционном порядке.
Судья Н.Ю. Алексина