АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20
E-mail: murmansk.info@arbitr.ru
http:// murmansk.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отложении судебного разбирательства
город Мурманск | Дело № А42-8721/2011 |
«11» марта 2012 года
Арбитражный суд Мурманской области в составе: судьи Поповой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гудовой М.Д. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Кольская энергосбытовая компания» (ОГРН: <***>; место нахождения: 183038, <...>)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН: <***>; место нахождения: 109097, <...>),
Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области (ОГРН: <***>; место нахождения: 183038, <...>), Управление по тарифному регулированию Мурманской области (ОГРН: <***>; место нахождения: 183006, <...>)
о взыскании 71 331 840 руб. 00 коп. солидарно
при участии в заседании представителей:
истца – ФИО1 по доверенности от 06.02.2012, ФИО2 по доверенности от 16.01.2012, ФИО3 по доверенности от 23.12.2011;
ответчика – от Минфина Мурманской области – ФИО4 по доверенности от 07.02.2012, ФИО5 по доверенности от 19.12.2011, от Минфина России – ФИО6 по доверенности УФК по Мурманской области от 25.01.2010,
от УТР МО – ФИО7 по доверенности от 10.01.2012, ФИО8 по доверенности от 10.01.2012
у с т а н о в и л:
13.12.2012 ОАО «Колэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) и Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области (далее – Минфин Мурманской области) о взыскании солидарно с Российской Федерации и Мурманской области за счет казны соответствующего публично-правового образования 71 331 840 руб. 00 коп. убытков.
Определением от 19.12.2011 Управление по тарифному регулированию Мурманской области (далее – УТР МО) было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением от 07.02.2012 – ответчиком (соответчиком).
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте предварительного судебного заседания согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ.
В предварительном судебном заседании истец поддержал исковые требования о взыскании убытков в виде межтарифной разницы, мотивировал возникновение убытков бездействием органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совместное бездействие государственных органов публично-правовых образований видит в том, орган субъекта Российской Федерации, устанавливающий тарифы, ограничен теми цифрами, которые устанавливают федеральные органы.
Минфин Мурманской области заявил, что не мог подготовить отзыв на исковое заявление, поскольку из искового заявления неясно, в чем выразилось действие или бездействие, которыми причинены убытки, как это предусмотрено пунктами 4 и 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145, ходатайствовал о замене представителя ответчика Мурманской области на Управление по тарифному регулированию с исключением его из числа третьих лиц.
По результатам предварительного судебного заседания УТР МО было привлечено к участию в деле о взыскании убытков, возникших в процессе осуществления регулируемой деятельности в области электроэнергетики, на основании ч. 5 ст. 46 АПК РФ с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П, истцу предложено уточнить основания иска и сформулировать материально-правовое требование к каждому ответчику, представить доказательства, подтверждающие наличие межтарифной разницы, подлежащей компенсации.
УФК по Мурманской области ходатайствовало о замене ненадлежащего представителя Российской Федерации – Министерства финансов Российской Федерации на надлежащего – Министерство энергетики Российской Федерации, которое в соответствии с п. 3 ст. 158 БК РФ должно выступать в суде как главный распорядитель средств федерального бюджета, предназначенных на выплату субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
Минфин Мурманской области в отзыве возразил против удовлетворения иска о взыскании солидарно с Российской Федерации и Мурманской области 71 331 840 руб., заявил о пропуске срока исковой давности для взыскания убытков, полученных в 2008 году.
Согласно ходатайству УФК по Мурманской области о направлении документов по настоящему делу в его адрес приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25.08.2006 № 114н/9н «О порядке организации и проведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации» определено, что руководители управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации на основании доверенностей (с правом передоверия), выданных Министерством финансов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поручено представлять в судебных органах интересы Министерства финансов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации.
Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П следует, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.
Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей
организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, т.е., по общему правилу, субъект Российской Федерации.
В период до 2011 осуществлялась либерализация оптового рынка электроэнергии и мощности с доведением в 2011 доли электроэнергии и мощности, продаваемых по свободным ценам, до 100%, за исключением поставок электрической энергии и мощности в неценовых зонах и поставок населению.
Согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 года» субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 N 819 «О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике» утверждены, в том числе, Правила предоставления в 2008 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в виде субсидий, которые предоставляются (перечисляются) бюджетам субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации направляются организациям, являющимся получателями этих средств, при выполнении условий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (далее – Министерство, правопредшественник Министерства энергетики Российской Федерации) и Федеральной службой по тарифам (далее – Служба) с одной стороны и Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области (далее – Субъект) подписано соглашение, предметом которого является осуществление в Мурманской области в течение 2007-2010 годов мер, являющихся условием предоставления субсидий или иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике (межбюджетные трансферты) по доведению до экономически обоснованного уровня цен (тарифов) на розничном рынке электрической энергии в мурманской области, установленных ниже экономически обоснованного уровня за счет учета расходов, не включенных в состав указанных цен (тарифов), при установлении регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике на других территориях (межтерриториального перекрестного субсидирования.
Министерство обязалось осуществлять финансирование в объемах, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и утвержденных распределением межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, на соответствующий год, Субъект – в объемах согласно дополнительному соглашению.
Подпунктом «б» пункта 2.2.3.1 Соглашения предусмотрено, что размер средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, направляемых ежемесячно организациям, являющихся получателями, рассчитывается в соответствии с утвержденным Министерством Порядком, исходя из:
требования о компенсации расходов получателей средств, понесенных на оптовом рынке для приобретения электрической энергии (мощности), а также учтенных для оплаты потерь электрической энергии;
данных Службы о величине удельной стоимости электрической энергии (с учетом мощности), учтенной при утверждении предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность) на текущий период регулирования для Мурманской области;
информации Комитета по тарифному регулированию Мурманской области о величине удельной стоимости электрической энергии (с учетом мощности), приобретаемой по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке и учтенной при утверждении регулируемых цен (тарифов) на текущий период регулирования в Мурманской области.
Приложением № 1 к Соглашению является график доведения цен (тарифов) на розничном рынке электрической энергии в Мурманской области до экономически обоснованного уровня, в котором удельная стоимость электрической энергии (с учетом мощности), учтенная при установлении предельного уровня тарифа на электрическую энергию (мощность) на 2008 год указана в размере 52,11 копеек/кВт.ч.
Во исполнение пункта 8 Правил № 819 Минэнерго России письмом 09.12.2008 N СВ-4124/05 направило КТР МО расчет размера средств субсидий, предоставляемые ежемесячно бюджету Мурманской области в 2008 году, который был уточнен письмом Минэнерго России от 12.12.2008 N СВ-4233/05.
В соответствии с данным расчетом на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования с помесячной разбивкой на 2008 год планировалось выделение 2 412 854,2 тыс. рублей.
Поскольку оснований для замены Минфина РФ в лице УФК по Мурманской области по иску о взыскании убытков за счет казны Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах следует привлечь к участию в деле Министерство энергетики Российской Федерации и Федеральную службу по тарифам в качестве представителей Российской Федерации.
Согласно п. 2 приказа Минэнерго Российской Федерации от 24.11.2008 N 219 «Об утверждении Порядка расчета размера средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, направляемых организациям, являющимся их получателями» субсидии на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике рассчитываются помесячно по специальной формуле.
Расчет размера средств, направляемых получателям средств, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации порядком расчета размера средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике (п. 5 Правил № 819).
В письме ФСТ России от 01.12.09 № ЕП-8542/12 в ответ на обращение ОАО «Колэнергосбыт» указано, что при расчете субсидий на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования на 2008 год по Мурманской области учитывалась одноставочная индикативная цена на электрическую энергию в размере 71,89 коп./кВт.ч и удельная стоимость в размере 51,48 коп./кВт.ч., таким образом, при учете в тарифе стоимости в размере 50,53 коп./кВт.ч. образуются расходы, которые не были учтены при регулировании тарифов в 2008 году, компенсируемые не за счет субсидии, а при установлении тарифов на электрическую энергию, в связи с чем по вопросу учета дополнительных расходов на покупку электрической энергии (мощности) ОАО «Колэнергосбыт» следует обратиться в адрес Комитета по тарифному регулированию Мурманской области с обосновывающими материалами.
В отношении компенсации доли расходов, понесенных ОАО «Колэнергосбыт» в 2008 году на покупку электрической энергии на ОРЭМ, в части, в которой эти
расходы не были учтены в ценах (тарифах) на розничном рынке, УТР МО утверждает, что такие расходы в сумме 88 040,78 тыс. руб. были учтены как выпадающие доходы прошлых лет в составе необходимой валовой выручки ОАО «Колэнергосбыт» в 2010 и 2011 годах по Соглашению об урегулировании разногласий в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию от 25.02.2010 между ОАО «Колэнергосбыт» и Управлением.
Таким образом, определение планового и фактического объема средств, направляемых получателям, является обязанностью уполномоченного органа, следовательно, Минфин Мурманской области и УТР МО обоснованно считают, что предметом рассмотрения должны быть бухгалтерская отчетность, баланс общества, отражающие его имущественное и финансовое положение, результаты его хозяйственной деятельности, учетная политика, первичные документы, подтверждающие большую сумму убытков, чем полученные субсидия и компенсация выпадающих доходов, незаконность действий, причинная связь, вина, солидарные обязательства или требования к каждому из ответчиков, а также определение срока исковой давности.
Состав бухгалтерской отчетности предусмотрен статьей 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в частности, бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности, которая должна содержать сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Под убытками в пункте 2 статье 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
При таких обстоятельствах, истцу необходимо представить документально обоснованный расчет взыскиваемой суммы, исходя из существа заявленных требований, порядок исчисления сроков исковой давности со дня, а ответчикам, в соответствии с их компетенцией, – расчет субсидии, предоставленной бюджету Мурманской области, и субсидии, доведенной до ОАО «Колэнергосбыт», расчет выпадающих доходов и пояснения к ним.
Следует отметить, что в определении ВАС РФ от 13.12.2011 № ВАС-14489/11 указано, что по вопросу о взыскании составляющих недополученную ресурсоснабжающими организациями стоимость электрической или тепловой энергии убытков, вызванных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифов на тепловую и электрическую энергию для населения (в рамках предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов) в меньшем по сравнению с экономически обоснованными тарифами для этих организаций размере, имеется различная практика арбитражных судов, поэтому дело №А26-5295/2010 было передано на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно примечанию к постановлению ФАС Северо-Западного округа от 22.09.2011 постановлением Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 № 14489/11 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.11.2010, которым отказано в удовлетворении требований сетевой компании к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия о взыскании убытков, вызванных неполной компенсацией выпадающих доходов в связи с государственным регулированием тарифов на отпускаемую населению электрическую энергию, вырабатываемую децентрализованными источниками электроснабжения.
Руководствуясь ст. ст. 46, 65, 66, 131, 158, 184 – 187 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
о п р е д е л и л:
привлечь к участию в деле в качестве представителей ответчика Российской Федерации
Министерство энергетики Российской Федерации (ОГРН: <***>, адрес регистрации: 109074, <...>; место нахождения: 107996, ГСП-6, <...>; факс: <***>),
Федеральную службу по тарифам (ОГРН: <***>, адрес регистрации: 109074, <...>).
Отложить судебное разбирательство по делу в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на «10» апреля 2012 года на 10 часов 00 минут в помещении Арбитражного суда Мурманской области, кабинет 514, по адресу: 183049, <...>.
Истцу уточнить основания иска, представить расчет взыскиваемой суммы по составу (видам) убытков с указанием в нем обосновывающие их документов.
Ответчикам представить выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, документы о правовом положении, отзыв на исковое заявление с обоснованием правовой позиции по каждому доводу истца, расчеты субсидии и выпадающих доходов в рамках своей компетенции, критерии расчетов и пояснения социально-экономических последствий своих действий.
Всю информацию о движении дела, в том числе об объявлении перерыва в судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, можно получить на официальном сайте суда в сети Интернет: http://murmansk.arbitr.ru
Судья | Е.В. Попова |
2 Дело № А42-8721/2011
3 Дело № А42-8721/2011
4 Дело № А42-8721/2011
5 Дело № А42-8721/2011
6 Дело № А42-8721/2011