ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А44-1148/2022 от 05.10.2022 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-1148/2022

Резолютивная часть определения объявлена 05 октября 2022 года

Определение в полном объеме изготовлено 12 октября 2022 года

Арбитражный суд Новгородской области

в составе судьи Ивановой Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Холиной Ю.С.

рассмотрев в судебном заседании заявление

Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области (ИНН 5321100630, ОГРН 1045300659986 адрес: 173002, г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 17, корп.1)

о признании общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие №3» (ИНН 5310013471, ОГРН 1065321093760, адрес: 173008, Новгородская обл., г. Великий Новгород, ул. Магистральная, д.13) несостоятельным (банкротом),

при участии:

от заявителя Управления ФНС России по Новгородской области: заместитель начальника отдела обеспечения процедур банкротства Никитина Анна Валерьевна, по дов. от 06.04.2022 № 61 (после перерыва);

от должника ООО «АТП № 3»: представитель Ковалев Глеб Витальевич, по дов. от 01.02.2022 № б/н;

у с т а н о в и л:

Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие № 3» (далее - ООО «АТП № 3», должник) несостоятельным (банкротом).

Как указал уполномоченный орган в своем заявлении, сумма задолженности ООО «АТП № 3» перед уполномоченным органом составляет 6 278 164 руб. 07 коп., в том числе:

- в составе второй очереди 4 451 072 руб. 88 коп. основного долга;

- в составе третьей очереди 1 827 091 руб. 19 коп., из которых 1 320 002 руб. 20 коп. основной долг, 507 088 руб. 99 коп. пени.

В качестве саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, уполномоченным органом предложено некоммерческое партнерство - союз «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих «Альянс управляющих» (адрес: 350015, г. Краснодар, ул. Северная, д. 309).

Определением суда заявление, после оставления без движения, принято к рассмотрению, судебное заседание назначено на 29.04.2022.

18 апреля 2022 некоммерческое партнерство - союз «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих «Альянс управляющих» представило кандидатуру арбитражного управляющего Лихачева Виталия Сергеевича для утверждения его в деле о банкротстве должника, а также сведения о соответствии представленной кандидатуры арбитражного управляющего требованием статей 20, 20.2 Закона о банкротстве.

В ходе рассмотрения заявления от ООО «АТП № 3» поступил отзыв, в котором должник возражал против удовлетворения заявленных требований.

Судебное заседание по проверке обоснованности заявления неоднократно откладывалось, последнее отложение состоялось на 28.09.2022.

26 сентября 2022 от Управления ФНС России по Новгородской области поступили сведения о размере задолженности Общества по налоговым требованиям, указанным уполномоченным органом при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании 28.09.2022 представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве, приобщил платежное поручение и платежный ордер от 27.09.2022.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание 28.09.2022 своих представителей не направили.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 28.09.2022 объявлен перерыв до 05.10.2022 до 17 часов 00 минут, о чем сделано публичное извещение и на доске объявлений Арбитражного суда Новгородской области, и в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Новгородской области http://www.novgorod.arbitr.ru.

После перерыва, в судебное заседание 05.10.2022 явились представителя заявителя и должника.

Представитель Управления ФНС России по Новгородской области в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель ООО «АТП № 3» в судебном заседании представил дополнительные документы, позиция по спору не изменилась.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание после перерыва не явились.

Поскольку иные участвующие в деле лица извещены о дате, времени и месте судебного заседания в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в силу статьи 156 АПК РФ суд полагает возможным рассмотреть заявление Управления в их отсутствие.

Заслушав представителей заявителя и должника, исследовав письменные материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Статьей 2 Закона о банкротстве определено, что обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

В силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктами 1 и 2 статьи 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

На основании пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Пунктом 2 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что обращение взыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое в силу пункта 3 статьи 46 НК РФ должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика.

При этом пунктом 1 статьи 47 НК РФ предусмотрено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве, утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20.12.2016 (в ред. от 26.12.2018), требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.

Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.

При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 4 Закона о банкротстве предусмотрено, что для определения наличия признаков банкротства должника учитывается размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

По состоянию на дату рассмотрения настоящего заявления просроченная свыше трех месяцев задолженность Общества (основной долг) составляет более трехсот тысяч рублей. Данная задолженность возникла в связи с неуплатой Обществом налоговых платежей в установленные законодательством сроки.

Как видно из материалов дела, налоговым органом были приняты меры по взысканию указанной выше задолженности и начисленных пеней, а именно, вынесены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа; решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках; решения и постановления о взыскании налога (сбора), пени, штрафа за счет имущества должника.

В отношении должника возбуждены исполнительные производства.

При этом возможность принудительного взыскания указанной выше задолженности налоговым органом не утрачена.

Пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве предусмотрено, что заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда (пункт 3 статьи 6 Закона о банкротстве).

Под денежным обязательством подразумевается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию (статья 2 Закона о банкротстве).

Судом установлено наличие у должника неисполненных в течение трех месяцев денежных обязательств перед бюджетом Российской Федерации в сумме, превышающей триста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Закона о банкротстве, определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда.

В силу пункта 3 статьи 41 Закона о банкротстве в заявлении уполномоченного органа должна быть указана кандидатура временного управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий.

Пунктом 9 статьи 42 Закона о банкротстве предусмотрено, что арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в признанном обоснованным заявлении о признании должника банкротом, или временного управляющего, кандидатура которого представлена саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении.

Согласно пункту 1 статьи 65 Закона о банкротстве временный управляющий утверждается в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

18 апреля 2022 некоммерческое партнерство - союз «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих «Альянс управляющих» представило кандидатуру арбитражного управляющего Лихачева Виталия Сергеевича для утверждения его в качестве временного управляющего должника и сведения, подтверждающие соответствие указанной кандидатуры арбитражного управляющего требованиям ст. ст. 20, 20.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Пунктом 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве предусмотрено, что вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов. Размер фиксированной суммы такого вознаграждения для временного управляющего составляет тридцать тысяч рублей в месяц.

В силу пункта 2 статьи 20.6 Закона о банкротстве вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Закона о банкротстве в определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на признание заявления о признании должника банкротом обоснованным и введение наблюдения; утверждение временного управляющего.

На основании изложенного суд считает требование уполномоченного органа о введении в отношении Общества процедуры наблюдения обоснованным, в качестве временного управляющего следует утвердить Лихачева Виталия Сергеевича.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», требования кредитора, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, включаются в реестр требований кредиторов в момент введения процедуры наблюдения. В последующем кредитор не обязан предъявлять такие требования в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона о банкротстве.

Как следует из материалов дела, уполномоченным органом при обращении в суд с заявлением о признании Общества несостоятельным (банкротом) было заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 6 278 164 руб. 07 коп., в том числе:

- в составе второй очереди 4 451 072 руб. 88 коп. основного долга;

- в составе третьей очереди 1 827 091 руб. 19 коп., из которых 1 320 002 руб. 20 коп. основной долг, 507 088 руб. 99 коп. пени,

на основании следующих требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов: от 12.05.2017 № 3866, от 10.08.2017 № 5394, от 11.01.2022 № 487, от 01.02.2022 № 6715, от 01.03.2022 № 13265, от 11.11.2021 № 16794, от 16.11.2021 № 17721, от 07.12.2021 № 18926, от 24.05.2016 № 063S01160038488, от 17.10.2016 № 063S01160059719.

Согласно последнему представленному в материалы дела расчету уполномоченного органа задолженность ООО «АТП № 3» по уплате обязательных платежей по перечисленным выше налоговым требованиям составляет 4 700 091 руб. 40 коп., из которых:

- в составе второй очереди 3 286 130 руб. 94 коп.;

- в составе третьей очереди в размере 1 413 960 руб. 46 коп., из которых 1 234 813 руб. 14 коп. основной долг, 179 147 руб. 32 коп. пени.

Поскольку ООО «АТП № 3» представлен платежный ордер от 27.09.2022 № 806 о списании со счета должника денежных средств по решению налогового органа от 15.03.2022 № 3938, вынесенного к налоговому требованию от 01.02.2022 № 6715, суд полагает, что текущая сумма задолженности по указанного налоговому требованию подлежит уменьшению на сумму списанных со счета должника денежных средств в размере 51 360 руб. 00 коп.

Таким образом, размер задолженности Общества составляет 4 648 731 руб. 40 коп., в том числе:

- в составе второй в размере 3 234 770 руб. 94 коп. основного долга;

- в составе третьей очереди в размере 1 413 960 руб. 46 коп., из которых 1 234 813 руб. 14 коп. основной долг, 179 147 руб. 32 коп. пени.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Уполномоченный орган при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом согласно статьям 40, 41 Закона о банкротстве обязан подтвердить обоснованность своего требования к должнику вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требование уполномоченного органа к должнику (решением налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника).

Как разъяснено в пункте 1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 (далее – Обзор от 20.12.2016) в случае частичного погашения задолженности по обязательным платежам обоснованность заявления уполномоченного органа о признании должника несостоятельным (банкротом) проверяется судом исходя из общего размера требований, которые были указаны в заявлении при обращении в арбитражный суд, остались неудовлетворенными на момент рассмотрения этого заявления и в отношении которых ко дню судебного заседания приняты решения о взыскании задолженности.

Таким образом, для установления обоснованности заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом суду необходимо установить размер требований, указанных в заявлении и оставшихся неудовлетворенными на дату рассмотрения заявления о признании должника банкротом, при условии, что в отношении этих требований ко дню судебного заседания будут вынесены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств или имущества должника.

Судом установлено, что к настоящему судебному заседанию такие решения к налоговым требованиям, заявленным при обращении в арбитражный суд, уполномоченным органом приняты.

Возражения должника суд не принимает в ввиду следующего.

Как разъяснено в Обзоре от 20.12.2016 в силу пункта 3 статьи 6 и абзаца третьего пункта 2 статьи 7 Закона о банкротстве в случаях, когда взыскание задолженности по обязательным платежам осуществляется в бесспорном порядке, право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении 30 дней со дня принятия соответствующим органом решения о взыскании задолженности за счет денежных средств либо решения о взыскании задолженности за счет иного имущества должника, если в силу установленного порядка решение о взыскании за счет денежных средств не принимается.

По обязательным платежам, подлежащим взысканию в судебном порядке, право на обращение с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении 30 дней со дня вступления в силу соответствующего решения суда.

Кроме того, необходимо учитывать, что на основании абзаца второго пункта 1 статьи 29 Закона о банкротстве в целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства Правительством Российской Федерации установлен специальный порядок подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом.

Право на подачу заявления о признании должника банкротом должно реализовываться уполномоченным органом в указанном порядке. Поэтому при проверке соблюдения срока, по истечении которого допускается обращение с заявлением о признании должника банкротом, надлежит руководствоваться также и нормами Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства (далее - Положение о порядке предъявления требований), утвержденного постановлением N 257.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке предъявления требований необходимым условием для направления заявления уполномоченного органа в суд является истечение 30 дней после направления судебному приставу - исполнителю постановления о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа.

Из содержания данных нормативных предписаний следует, что суд, разрешая вопрос о принятии к производству заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, проверяет, соблюдена ли уполномоченным органом на день подачи заявления установленная Законом о банкротстве и Положением о порядке предъявления требований совокупность условий, касающихся принятия решения о взыскании задолженности по обязательным платежам, ее передачи на взыскание в службу судебных приставов - исполнителей (в том числе по задолженности налоговых агентов в виде удержанных ими, но не перечисленных в бюджет сумм налогов).

При этом в силу пункта 6 статьи 41 Закона о банкротстве в заявлении уполномоченного органа отражаются сведения о задолженности по обязательным платежам, которая имеется у должника по данным уполномоченного органа, но в отношении которой на момент обращения в суд не приняты решения о взыскании за счет денежных средств и (или) иного имущества должника.

Следовательно, если заявление уполномоченного органа на момент обращения в суд отвечало требованиям абзаца третьего пункта 2 статьи 7 Закона о банкротстве и пункта 2 Положения о порядке предъявления требований и после подачи этого заявления должник частично погасил задолженность по обязательным платежам, определение о признании такого заявления обоснованным в отношении должника - юридического лица может быть вынесено и в том случае, когда оставшаяся непогашенной задолженность была указана в заявлении уполномоченного органа, ко дню судебного заседания она превышала минимальный размер, установленный пунктом 3 статьи 6 Закона о банкротстве, и решение о ее взыскании вынесено к этому дню. В таком случае для признания заявления уполномоченного органа обоснованным просрочка в исполнении обязанности по уплате обязательных платежей ко дню проведения судебного заседания должна составлять не менее трех месяцев (пункт 2 статьи 3 Закона о банкротстве), а соблюдение сроков, предусмотренных абзацем третьим пункта 2 статьи 7 Закона о банкротстве и пунктом 2 Положения о порядке предъявления требований, не требуется.

Нарушение установленного пунктом 2 Положения о порядке предъявления требований 90-дневного срока принятия уполномоченным органом решения о направлении в суд заявления о признании должника банкротом не влияет на возможность признания такого заявления обоснованным и введения процедуры банкротства. При этом заявление уполномоченного органа признается необоснованным, если на момент обращения в суд утрачена возможность принудительного исполнения требований, указанных в заявлении.

Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве» исходя из пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве, Закон), если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим, то есть они не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Для указанных целей под основными требованиями понимаются требования о возврате суммы займа (статья 810 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ), об уплате цены товара, работы или услуги (статьи 485 и 709 ГК РФ), суммы налога или сбора и т.п.

К упомянутым дополнительным требованиям относятся, в частности, требования об уплате процентов на сумму займа (статья 809 ГК РФ) или за неправомерное пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойки в форме пени (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации) и т.п. (далее - проценты) и об уплате неустойки в форме штрафа.

Если судебным актом, подтверждающим требования кредитора, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом (заявителя), взысканы проценты по дату фактического исполнения судебного акта, то на основании абзаца первого пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве в реестр требований кредиторов по результатам проверки обоснованности этого заявления включается сумма этих процентов, рассчитанная на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом, поскольку в таком случае вся эта сумма подтверждена судебным актом.

Для целей применения абзаца первого пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве под датой подачи заявления понимается дата его поступления в суд, а не дата вынесения судом определения о его принятии.

Проценты по требованию, на котором было основано заявление о признании должника банкротом, за период с даты, на которую они были установлены при введении наблюдения, до даты введения наблюдения могут быть предъявлены заявителем в деле о банкротстве в общем порядке по правилам статей 71 или 100 Закона.

Изучив и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела документы, подтверждающие наличие задолженности, суд считает обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника требование уполномоченного органа в размере 4 648 731 руб. 40 коп., в том числе:

- в составе второй в размере 3 234 770 руб. 94 коп. основного долга;

- в составе третьей очереди в размере 1 413 960 руб. 46 коп., из которых 1 234 813 руб. 14 коп. основной долг, 179 147 руб. 32 коп. пени.

Доказательств оплаты данной задолженности полностью либо в части Общество суду не представило.

В остальной части заявленные требования подлежат оставлению без рассмотрения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом изменений, внесенных постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 37 и подлежащих применению в процедурах банкротства, введенных после 11.07.2014, требование об уплате должником сумм НДФЛ, удержанных до возбуждения дела о банкротстве, относится к реестровым требованиям второй очереди.

Вместе с тем, как разъяснено в пункте 9 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, начисленные должнику пени и штрафы за неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, учитываются отдельно в составе платежей третьей очереди.

В пункте 14 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 разъяснено, что требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 137 Закона о банкротстве при определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

В пункте 3 статьи 137 данного Закона установлено, что требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Согласно пунктам 1-3, 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают последствия, а также действуют ограничения и обязанности должника, предусмотренные статьями 63, 64 Закона о банкротстве.

При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (пункты 1-3, 6 статьи 28 Закона о банкротстве).

Согласно пункту 43 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» (далее – Постановление № 35) на основании пункта 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника (а при банкротстве индивидуального предпринимателя - сам должник) обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, сведения обо всех судебных разбирательствах имущественного характера, участником которых является должник; при возникновении впоследствии новых подобных споров он обязан в разумный срок информировать об этом временного управляющего и арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. В случае нарушения указанных обязанностей на руководителя должника (должника-гражданина) может быть наложен штраф на основании части 5 статьи 119 АПК РФ.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Как разъяснено в пункте 49 Постановления № 35, по смыслу статьи 13 Закона о банкротстве, сообщение о проведении собрания кредиторов также направляется в суд, рассматривающий дело о банкротстве, в порядке и срок, установленные пунктом 1 данной статьи.

Руководствуясь статьями 20, 45, 48, 49 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Признать заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Новгородской области (ИНН 5321100630) о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие № 3» (ИНН 5310013471) - обоснованным.

2. Ввести в отношении общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие № 3» (ИНН 5310013471) процедуру банкротства - наблюдение по нормам главы IV Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

3. Утвердить временным управляющим должника члена некоммерческого партнерства – союза межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих «Альянс управляющих» Лихачева Виталия Сергеевича (ИНН 503125618602, регистрационный номер в реестре арбитражных управляющих саморегулируемой организации - 477, адрес для направления корреспонденции: 119435, г. Москва, а/я 16).

4. Назначить судебное заседание по итогам процедуры наблюдения на 27 февраля 2023 года в 09 часов 45 минутв помещении Арбитражного суда Новгородской области по адресу: Великий Новгород, ул. Большая Московская д.73, зал 147.

Информацию о движении дела можно получить на сайте Арбитражного суда Новгородской области http://novgorod.arbitr.ru.

5. Включить в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие № 3» (ИНН 5310013471) требования Управления Федеральной налоговой службы России по Новгородской области (ИНН 5321100630) в составе второй в размере 3 234 770 руб. 94 коп. основного долга.

Включить в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие № 3» (ИНН 5310013471) требования Управления Федеральной налоговой службы России по Новгородской области (ИНН 5321100630) в составе третьей очереди в размере 1 413 960 руб. 46 коп., из которых 1 234 813 руб. 14 коп. основной долг, 179 147 руб. 32 коп. пени.

В остальной части заявленные требования оставить без рассмотрения.

7. Требования об уплате неустоек учитываются в реестре требований кредиторов отдельно и подлежат уплате после погашения основной задолженности.

8. С даты вынесения настоящего определения наступают последствия и действуют ограничения, установленные статьями 63, 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Определение арбитражного суда о введении наблюдения является основанием для приостановления исполнения исполнительных документов.

9. Обязать руководителя должника в течение пятнадцати календарных дней с даты вынесения настоящего определения направить в Арбитражный суд Новгородской области и временному управляющему сведения обо всех судебных разбирательствах имущественного характера, участником которых является должник. При возникновении впоследствии новых подобных споров обязать руководителя должника в разумный срок информировать об этом временного управляющего и арбитражный суд.

Предупредить руководителя должника об ответственности в виде штрафа на основании части 5 статьи 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение указанных выше обязанностей.

10. Обязать временного управляющего представить в арбитражный суд: 1) сообщение о проведении первого собрания кредиторов, в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

11. Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Обжалование определения не приостанавливает его исполнение.

12. Копию определения направить:

- временному управляющему Лихачеву В.С.

Судья

Ю.А. Иванова